Есть такие точки боли в Чите — здания, от которых отводишь взгляд. Стыдно за всех разом: за чиновников, за себя и жителей города, за несохраненные историю и наследие предков. Два дома на углу Амурской и 9 Января — заброшенные памятники регионального значения. Это торговый дом и торговые лавки купца и гласного Читинской городской думы Алексея Красикова, построены более века назад — в 1898 году. Они входят в комплекс застройки исторического Второвского квартала. Без слёз на них не взглянешь.
Раньше адресом лавок была улица Калинина, 52 — до того, как улица вновь стала Амурской. Торговый дом купца располагался в здании на улице Сретенской, 29; после переадресации нумерация изменилась, и дом стал 27-м, а улица получила название 9 Января.
Согласно «Энциклопедии Забайкалья», квартал Второва ограничен улицами Полины Осипенко — Анохина — 9 Января — Амурской (бывших Иркутской — Коротковской — Сретенской — Амурской). Это единственный квартал в городе с полностью сохранившимся периметром застройки периода конца XIX — начала XX века. Это 14 объектов культурного наследия, в том числе 1 федерального значения — пассаж А. Ф. Второва на Анохина, 63; 12 регионального — по улице Анохина: доходный дом Т. З. Коротковой (№ 47), жилые дома М. Д. Игнатьевой (№ 51, 53, 55), жилой дом усадьбы А. Ф. Второва (№ 59); по улице Амурской: торговые лавки А. С. Красикова (№ 52, 54, 54а), дом Н. В. Костина и гостиница «Гранд-Отель» (№ 56); по улице 9 Января: торговый дом А. С. Красикова (№ 27), доходный дом Д. Ф. Игнатьева (№ 29); один выявленный объект — общественное здание на Анохина, 57.
Читинка Ксения Морщакова, которая собрала внушительный архив с историей домов в городе из разных источников, поделилась следующей информацией о доме на Амурской: в 1895 году участок принадлежал Матвею Лебедеву. В 1890-е он свернул торговлю и продал землю купцу Красикову, семья которого владела ею до 1922 года. До 1911-го это был лучший магазин Читы. Играли свою роль огромные зеркальные окна, просторные залы, высокие потолки, близость Базарной площади.
Арендовали лавки купцы Стахеев, Второв, Солобоев и Урманчеев. Они торговали тканями, шубами, валенками, папиросами, бельем, драгоценностями, бакалеей. Здесь были поставлены первые афишные тумбы и положили первый асфальт на тротуарах. Внутри дома в 1901 году было устроено первое керосиново-калильное освещение. В магазине работали портновские, граверные мастерские. Во дворе был мебельный магазин.
С 1911-го магазин стали называть старым Второвским пассажем, так как был построен новый, но из этих лавок купец не ушел.
Во второй половине 1917-го магазин ненадолго закрывали. С 1918 года в доме располагался гараж, с 1920 года — снова магазин. В 1922-м домовладение Красикова было конфисковано.
С середины 30-х до конца 80-х годов в доме располагался городской «Универмаг № 1». О нём и его руководителях мы подробно рассказывали в тексте, посвященном советским магазинам Читы. Также там есть истории магазинов «Скороход», «Радуга» и «Центральный».
В конце 80-х в универмаге из-за короткого замыкания произошел пожар, пострадали помещения на улице Амурской. После этого универмаг по этому адресу уже не открылся, а переехал в Пассаж Второва на Амурскую, 63.
«Волшебная дверь в зал игровых автоматов»
В своих воспоминаниях жители города чаще всего рассказывают об игровых автоматах, которые были в здании на 9 Января. Читательница Любовь поделилась одним из таких:
«Шум самих автоматов, карусельки. Радости не было предела, когда родители туда водили. До "Морского боя" я не доставала, но можно было взять деревянную лесенку. На лбу и на носу после игры оставался отпечаток от резиновой штуки, в которую надо было смотреть. Она пахла еще так неприятно. И ведь никто ничего не обрабатывал.
Лошадь-качалка у входа стояла, такая благородная красотка. Черная, с красно-золотыми узорами на боках. Садишься, держишься за уши. Она, казалось, так низко наклоняется вперед. Страшно. Потом привыкаешь.
Машинка, которая тряслась в разные стороны и гремела. Сейчас так маршрутки по Новобульварной ездят.
А напротив была пирожковая. Столы на высоких ножках, стульев не было. И крючки торчали под столом для сумок. Берешь поесть, чай и встаешь у стола. Я не доставала до него, наверное, поэтому крючки и запомнила. Ела на подоконнике. Там герань росла в горшке. Самые вкусные пирожки — с морковкой и с яйцом. Большие и много начинки. Всегда были горячие. В пирожковую бегали на переменах из 49-й школы. Зимой даже не надевали одежду, времени не хватало. Очереди были. Еще сметану там продавали в стаканах и кисель».
Со стороны Амурской был магазин «Восток», в котором в том числе торговали мясом.
Также читатели написали, что в здании в 80-е было кафе «Надежда». И, собственно, сам магазин «Угловой».
«Это был очень хороший и самый большой магазин в Чите. В нём можно было купить всё, кроме мебели. Я помню, мне было лет 7 или 8, мы в нем купили телевизор "Беларусь". Его в то время называли "комбайн", потому что это был телевизор, проигрыватель, радио. Радости не было предела», — написала одна из читательниц.
«Был хороший отдел косметики и парфюмерии: с мылом, шампунями, пеной для ванн, средствами по уходу за волосами — всё перечисленное производства ГДР (Германская Демократическая Республика), отличного качества, а ароматы — стойкие и очень приятные, помнятся до сих пор. Никакое современное мыло не сравнится с тем гэдээровским, зеленого цвета. Был обувной отдел, с отличной импортной обувью, туфли производства Чехословакии помню. И отечественная неплохая, первые в 1967 году полусапожки покупала там. Серого цвета, узконосые. Красивые. Были отделы готовой одежды», — рассказала нам еще одна читинка.
Возвращаться из воспоминаний сложно. Сейчас здания стоят заколоченные и опустевшие. Таким они стали примерно в 2019 году. Тогда у нас была прогулка по улице Амурской — корреспондент Валентин Булавко заметил на заколоченных окнах грозные объявления для мародеров о том, что «всё уже вывезли, ничего тут нет».
На улице 9 Января по цвету стен и архитектуре виден переход от лавок к торговому дому. Читинцы вспоминают, что с этой стороны в разное время были охотничьи магазины, там же торговали военной формой.
Сейчас здания не принадлежат администрации города. Собственником является государство. В государственной службе по охране объектов культурного наследия Забайкальского края сообщили, что здания находятся в неудовлетворительном состоянии, но аварийными не признаны. По данным службы, передать кому-то в оперативное управление их пробует Росимущество.
В 2018 году службой по охране объектов культурного значения был подписан приказ об утверждении границ этих зданий. В том числе там было указано, что на этих территориях запрещено что-либо строить, проводить земляные работы, а внутри разрешено работать тем, кто обеспечит сохранность памятников.
Учитывая, что ремонт и содержание охраняемых законом памятников обходится дорого из-за необходимости архитектурных экспертиз, мало верится, что кто-то захочет арендовать там помещения. Поэтому закрывать глаза, проходя по Амурской, придется еще долго, если не всегда.