Монументальное серое здание прячется от глаз случайных прохожих за широкими спинами многоэтажек на перекрестке улиц Новобульварной и Богомягкова в Чите. Оно обнесено частоколом из гаражей и повалившимся забором. На картах здание на Богомягкова, 75а сухо названо строением, а на самом деле это исполин с 124-летней историей. Собирать события из его жизни пришлось по крупицам.
Раньше адрес у дома был другой — Нагорная, 80. Построен он в конце XIX века — по некоторым сведениям, в 1898 году. В Государственной службе по охране объектов культурного наследия Забайкальского края его знают по старому адресу, именно с такими данными его в 1993 году отнесли к объектам культурного наследия регионального значения.
Изначально дом был жилым, принадлежал некой Е. Д. Ловцовой, сведений о которой не сохранилось.
Сейчас один из читинцев вспоминает, что примерно в 1972-73 году ходил туда в детский сад. Затем в этом доме расположились творческие мастерские художников. Искусствовед Елена Иманакова рассказала, что в мастерских работали художники разных видов изобразительного искусства.
По информации краеведа, руководителя поискового отряда «Забайкальский фронт» Александра Лыцуся, в 90-х годах в мастерской работала скульптур Елена Дружинина.
Елена Дружинина родилась в Смоленске 5 ноября 1944 года. Училась в Читинской детской художественной школе, окончила скульптурное отделение средней художественной школы при Московском государственном художественном институте имени Василия Сурикова. С 1965 года жила и работала в Чите. В 1973 году стала членом Союза художников России, в 1976 году — заслуженным художником России. Была председателем читинской организации Союза художников РСФСР, принимала участие во всероссийских выставках. Елена Дружинина занималась декоративной керамикой, оформляла интерьеры, создавала мемориальные доски и памятники. Она скончалась в марте 2016 года.
Читинский фотокорреспондент Евгений Епанчинцев вспомнил, что в 90-х годах снимал в этой мастерской забайкальского художника Владимира Форова и ушел не с пустыми руками: «У него был котенок серый, которого он подобрал на улице. Я забрал, котенка назвал Катькой. Отдал родителям. Она долго жила у нас».
Владимир Форов родился 24 декабря 1931 года в Чите. Художник-живописец, член Союза художников России, заслуженный художник РСФСР. Окончил Иркутское художественное училище. С 1995-го был преподавателем художественно-оформительского отделения Читинского музыкального училища. Автор десятков произведений в живописи, графике, монументальном искусстве. Работал в основном в жанре пейзажа, но и неоднократно обращался к портрету и натюрморту. Скончался в январе 2011 года. Работы хранятся в фондах Забайкальского краевого художественного музея, Челябинского краеведческого музея, Художественного музея им. Ц. С. Сампилова в Улан-Удэ, Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), а также в частных коллекциях России, Монголии, Китая, Кореи.
Жильцы ближайших домов вспоминают, что дом пустует и заброшен больше 10 лет: «В нём практически каждый год случаются пожары, это люди без определенного места жительства греются в нем. Если дом обойти, там спуск в подвал, вот они там и живут. Особо проблем не доставляют, они у нас воспитанные, не шумные. Только вид, конечно, ужасный: забор этот поваленный и свалка мусора на территории, а вообще гаражи железные вокруг — тоже особый читинский колорит. Никак не объект культурного наследия».
Здание всегда было одноэтажным с Г-образным планом. Многие интересуются двумя перевернутыми крестами по обеим сторонам фасада, связывая их с католической церковью и даже с сатанизмом. Так как сведений о хозяйке дома Ловцовой и об архитекторе, построившем здание, не сохранилось, однозначно сказать о задумке нельзя.
Здание построено из кирпича, кладку хорошо видно по его левому крылу, а также по стенам, если обойти дом со двора.
Внутри царит запустенье. Потолок выглядит так, будто вот-вот обрушится. Стены исписаны.
С момента признания этого дома объектом культурного наследия регионального значения прошло 29 лет. Когда государство взяло на себя обязательство по сохранению старинного здания, сделать это было вполне реально — здание использовалось, было целым и в общем-то невредимым. Однако для этой цели не было сделано ничего, и даже хуже — на разрушение закрыли глаза. Иначе нельзя объяснить, как оно оказалось в подобном состоянии.
Сейчас дом не принадлежит администрации Читы, его собственник — государство, а значит ведает им Росимущество. В пресс-службе администрации города сообщили, что кадастровая стоимость здания сейчас — 4 тысячи рублей. Но вряд ли найдется смельчак, готовый его выкупить.