Город Всё о газификации Газификация в Чите как она есть: что нас ждет?

Газификация в Чите как она есть: что нас ждет?

Начинаем разбираться в одной из самых болезненных тем для края

Источник:

Около 13,2 тысячи частных домов в Чите в ближайшие годы планируется перевести на газ. По прогнозам властей, переход сократит выброс загрязняющих веществ в атмосферу на 25%, а сделано это будет за счет сжиженного природного газа. Для его распределения по домохозяйствам в Чите построят инфраструктуру: резервуары для хранения и регазификаторы с разводками газовых сетей.

К процессу газификации Забайкалья на старте есть несколько вопросов:

— за какой срок все дома подключат к газу;

— за счет чего будет обеспечено анонсированное равенство цен на газ и уголь, который, учитывая индексацию тарифов на 8,5% в 2022 году и предстоящую доставку сжиженного газа до региона, является для многих жителей частного сектора более выгодным, несмотря на неудобство обращения с ним;

— как вообще будет организован этот переход;

— будет ли создан единый оператор или какая-то отдельная служба, которая станет отвечать за перевод тысяч домовладений на газовое отопление;

— какая подготовительная работа была проведена с жителями частного сектора?

Со всем этим предстоит разобраться не только журналистам, но и всем, кого напрямую затронут изменения. В этом тексте мы собрали всё, что на сегодня известно о будущей газификации. В остальных продолжим узнавать, что край ждет.

Власти края обещают завершить газификацию в 2024 году. Стоимость проекта — 9,1 миллиарда рублей. На эти деньги планируют и строительство инфраструктуры, и подключение домов. Проектно-сметную документацию начали делать уже в 2022 году, на 2023-й запланирована экспертиза проекта и начало строительных работ. Завершить газификацию должны в 2024 году. Затраты на подключение к газу частных домов заложены в стоимость проекта.

Регион договаривался с «Газпромом» почти 16 лет. Как случилась газификация?

И почему именно сейчас?

Чита последнее десятилетие регулярно входила в список российских городов с самым грязным воздухом. За долгие годы исследований и обсуждения этой темы назывались одни и те же причины повышенного содержания вредных веществ: котельные, жгущие в печках уголь частные домохозяйства и две ТЭЦ. Небольшую долю в этой статистике забирали на себя автомобили. Плюс Чита находится в котловине — в безветренную погоду город зимой накрывает облаком смога.

Бороться с загрязнением воздуха в столице края начали с появлением нацпрограммы «Экология» и федеральной программы «Чистый воздух». Паспорт проекта был утверждён четыре года назад. До этого ни у кого из губернаторов не было реальной возможности привлечь миллиарды рублей улучшение экологической обстановки в Чите. Что не мешает нынешнему губернатору Александру Осипову использовать в своей риторике сравнения даже не с покинувшими пост коллегами, а с Госпланом СССР, который, по его словам, не смог справиться с таким масштабным и дорогим проектом как газификация.

Вопросом газификации пытались заниматься как минимум два губернатора региона — Равиль Гениатулин и Константин Ильковский. Первое соглашение о сотрудничестве с «Газпромом» было заключено в июле 2006 года, когда Забайкальского края ещё даже не существовало как субъекта. В сентябре 2007 года Минпром даже утвердил Восточную газовую программу, которая предполагала создание единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения. Изучались тогда и возможности экспорта газа на азиатские рынки. В 2009 году для региона утвердили генсхему газоснабжения и газификации.

В 2010 году Равиль Гениатулин снова подписал с зампредом Правления ОАО «Газпром» Александром Ананенковым договор о сотрудничестве, который предусматривал создание в крае системы мониторинга, диагностики, контроля и учета расхода газа. Документ предполагал и подготовку предложений по использованию альтернативных источников газоснабжения с использованием углеводородного и сжиженного природного газа. В этом же году позже прошёл VI Байкальский экономический форум, на котором в очередной раз обсуждали газификацию дальневосточных и сибирских регионов. Уже тогда речь о газификации шла в контексте оздоровления окружающей среды.

Источник:

Вернулись к обсуждению газа в компании уже при Константине Ильковском спустя четыре года после VI Байкальского экономического форума. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер подписал с губернатором очередное соглашение, обсудив возможности поставок сетевого газа и автономную газификацию населённых пунктов.

Через 6 лет Александр Осипов на третьем году своего губернаторского срока предложил зампреду правительства России Александру Новаку вместе составить план-график этой автономной газификации, а Алексей Миллер сообщил президенту страны о том, что с опорой на ресурсы Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края в ближайшей перспективе возможно полностью обеспечить потребности в газе нескольких регионов, включая Забайкальский край.

Утверждена была в 2021 году и концепция газификации регионов России до 2030 года, разработанная Минэнерго. Так идея отказа от магистрального газа закрепилась окончательно — это по-прежнему не выгодно ни географически, ни экономически. Вести газоотвод от «Силы Сибири», на которую в Забайкалье когда-то надеялись, никто не собирался и не планирует до сих пор, несмотря на утвержденную в 2018 году программу программу газификации региона. По ней планировалось перевести котельные на природный газ.

По тому, как много и долго власти края в разном своем воплощении пытались завести в Читу газ, и по тому, как метались от идеи автономной газификации до строительства трубы, нельзя было предположить, что когда-то газ станет реальностью. Впрочем, он пока и не стал.

Источник:

Как планируется проводить газификацию?


В Чите она начнется с Центрального, Железнодорожного и Ингодинского районов. Участки, на которых расположится опорная инфраструктура с резервуарами, находятся на улицах Логовая, Балейская и Промышленная. Самый крупный из них — на Логовой.

Для реализации проекта власти избрали механизм концессии, по которому в регионе пытаются строить детские сады и школы. Суть концессии заключается в частно-государственном партнёрстве, в рамках которого компания-концессионер на свои деньги строит объекты, после чего государство в течение нескольких лет или десятилетий возвращает инвестиции с лишком или избирает другой инструментарий возвращения вложенных инвестиций.

Газовая концессия — следствие подписанного на экономическом форуме в Санкт-Петербурге летом 2022 года соглашения с «Восточно-Арктической Нефтегазовой Корпорацией» и «Газпромбанком». Руководит корпорацией Станислав Неверов. Эта же организация строит сегодня школу в Каштаке и планирует возвести еще несколько. В ноябре Неверов приехал в Читу и дал интервью, в котором рассказал, что объекты начали проектировать еще до подписания концессионного соглашения уже в августе этого года. По его словам, это было сделано «на страх и риск», чтобы не потерять важные для проектирования теплые месяцы и построить все в сроки, которые ранее были озвучены.

Концессию в итоге подписали — документы на torgi.gov.ru были опубликованы в октябре 2022 года. По соглашению, на строительство всей инфраструктуры, включая сети газораспределения пойдет 7,2 миллиарда рублей из 9,2 миллиарда, в которые оценили весь проект. Планируется, что в районе Острова появятся несколько криогенных резервуаров, которые позволят хранить не менее 400 тонн сжиженного газа, а общая протяженность трубопровода для подключения к нему 13 193 домовладений составит не менее 450 километров. Объем поставки газа потребителям, согласно прогнозам, — 7,8 миллиона кубометров в год. Газовое хранилище, откуда дома Читы будут снабжаться газом, построят в поселке ГРЭС рядом с ТЭЦ № 1. Возведением всех объектов займется компания из Владивостока «Аврорагаз».

Сколько будет стоить?


Обещают, что за три месяца люди будут тратить 10–15 тысяч рублей

Основную проблему газификации Читы те, кто публично обсуждает эту тему, обычно старательно обходят. Она заключается в том, что ни в Чите, ни в Забайкальском крае в целом для крупных игроков нет никакого интереса, потому что нет рынка сбыта.

Вся электрическая и тепловая генерация в регионе исторически привязана к твёрдому топливу. Две крупнейшие электростанции — ТЭЦ-1 в Чите, принадлежащая ТГК-14, и Харанорская ГРЭС, входящая в структуру Интер РАО — работают на угле с Восточного и Харанорского угольных разрезов. Эти разрезы, в свою очередь, принадлежат крупнейшей в России Сибирской угольной энергетической компании и оба являются градообразующими предприятиями. То же самое происходит в Краснокаменске, втором по населению городе региона, где крупная ТЭЦ работает на угле местного Уртуйского разреза, и вместе со станцией входит в структуру крупнейшего в России производителя урана — Приаргунского производственного горно-химического объединения.

Перевод этих генерирующих мощностей на газ, вероятно, возможен, но лишь в теории. Эта тема порой даже обсуждается: например, в феврале 2022 года бывший вице-премьер регионального правительства Сергей Гордеев во время встречи новых собственников ТГК-14 с губернатором говорил о том, что эта компания заинтересована в поставках около 1 миллиарда кубометров газа в год. Однако это слова, а на практике перевод крупных станций на газ — это огромные инвестиции, которые не выгодны ни энергетикам (чтобы у них появились стимулы, нужно внешнее финансирование на реконструкцию и компенсация роста цены топлива), ни тем более угольщикам. Последние используют всё свое в том числе политическое влияние для того, чтобы не допустить разрушения угольного равновесия в регионе. К тому же для ТГК-14 и расположенной в 300 километрах от Читы Харанорской ГРЭС актуален только природный газ (он дешевле в разы), который доставить в Читу можно только по магистральному трубопроводу. Это даже не обсуждается.

Источник:

Население тоже не заинтересовано в газовом отоплении по той простой причине, что газ дороже другого топлива. В случае с частными домами это, прежде всего, уголь и дрова. Угольная сажа и дым от печек в частном секторе являются вторым по значимости фактором, который влияет на состояние воздуха в Чите (из примерно 100 тысяч тонн загрязняющих веществ, которые выбрасываются в воздух краевого центра за год, около 33% приходится на отопление частного сектора, 40% — на промышленные предприятия и только 27% — на автомобили). Кроме того, перевод любого частного дома на газ — это затраты, которые при любом раскладе измеряются сотнями тысяч рублей.

Единственный выход из этого тупика — государственные инвестиции в этот частный сектор с финансированием как создания всей газовой инфраструктуры и перевода на газ системы отопления частных домов, так и компенсаций выпадающих доходов поставщикам газа или выделением граждан субсидий на компенсацию части стоимости газа. Выпадающие доходы — это разница между экономически обоснованным и реальным тарифом. Последний должен быть установлен на уровне, который сделает газ более привлекательным топливом для владельцев частных домов, чем уголь или дрова. Безусловно, он будет ниже экономически обоснованного, что означает появление выпадающих доходов, которые регион не вытянет — он не тянет даже те выпадающие доходы в теплоэнергетике, которые уже существуют. Субсидии гражданам для государства — эта такая же компенсация выпадающих доходов. Если у региона денег нет, то нужны федеральные гарантии и некая федеральная программа, которая гарантирует региону постоянное финансирование этих расходов без ограничения сроков.

В краевом Минприроды говорят, что уже подписали соглашение с компаниями, которые подобрали место для станции подземного хранения сжиженного газа. Оттуда его будут доставлять по районам города. Стоимость газа, как обещают в ведомстве, составит 10–15 тысяч рублей за 1 тысячу кубометров — этого объема хватит для отопления дома площадью около 70 квадратных метров в течение трех месяцев.

Если верить этим тарифам, у проекта есть экономическая целесообразность, но в Чите зимних месяцев на самом деле шесть — ноябрь-март и половина октября с половиной апреля. Формально выходит дешевле, чем дрова (по результатам опроса, проведённого «Чита.Ру» 9 декабря, средняя стоимость отопления дома на 70–100 квадратных метров в Чите дровами составляет около 6600 рублей) или уголь (по результатам того же опроса — 5400 рублей). Но здесь важно ещё учитывать, что не все используют только уголь или дрова, зачастую люди комбинируют способы отопления, подключая электрокотлы. Обоснования озвученной цены на газ министерство не публиковало — возможно, потому что его просто нет.

Концессия и «Аврорагаз»


Власти Забайкалья стали часто использовать механизм концессионных соглашений. По концессии в Чите построена система камер видеофиксации на дорогах. Она создана компанией «Ростелеком», которой после запуска камер в эксплуатацию регион отдал часть штрафов, которые с помощью этих камер взимаются. По концессии же в регионе строятся школы и детские сады. Самый известный пример — как раз школа в «Каштаке», которую строит компания «Школа Будущего» (мы про неё ещё обязательно вспомним). Идея там примерно та же самая, что с камерами «Ростелекома» — инвестор должен построить объект за свои деньги, а регион — рассчитаться за него в течение 15 лет.

Концессионер газового проекта «Аврорагаз» — компания, зарегистрированная во Владивостоке год назад. Её учредителем является «Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация», которой руководит Станислав Неверов.

Генеральным директором фирмы является Александр Шаров — бывший главный федеральный инспектор Камчатского края. Шаров оставил свою должность ещё в 2018 году. Некоторые местные издания связывали это с начатым тогда расследованием по уголовному делу о махинациях в государственном Кроноцком заповеднике. Его директор Александр Ильин, по мнению журналистов, являлся близким другом Александра Шарова. Это одна из версий добровольной отставки Шарова. Другая — не сложившиеся отношения с губернатором Владимиром Илюхиным, который покинул свой пост на два года позже будущего концессионера.

В системе «Контур.Фокус» предполагаемыми конечными владельцами компании указаны Юрий Туран, Ольга Семикина и Станислав Неверов, генеральный директор «Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации». Ольга Семикина и Юрий Туран — соучредители в «Азиатско-Тихоокеанской Танкерной Компании», также зарегистрированной во Владивостоке, которая занимается морскими перевозками нефтеналивных грузов и бункеровкой судов. На Семикину зарегистрирована и брокерская фирма, которая помогает со сделками на бирже для продавцов и покупателей рыбы и морепродуктов. На сайте «Брокерфишмаркета» есть комментарий полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева и других представителей федеральной власти.

Источник:

Имя Станислава Неверова в Забайкальском крае достаточно хорошо известно — в концессии со школой в Каштаке он фигурирует, как представитель компании «Школа Будущего», которая эту школу якобы строит. «Якобы» — потому, что школу строят субподрядные организации. По данным «Контура», в штате микропредприятия «Школа Будущего» состоит ровно один человек. Компания «Аврорагаз», которая собирается выполнять многомиллиардный контракт на газификацию Читы, также имеет в штате одного человека с зарплатой в 6 тысяч рублей. Точно так же один человек находится в штате «Восточно-Арктической Нефтегазовой Корпорации», которая наполовину принадлежит Неверову.

Понятно, что ни «Школа Будущего», ни «Аврорагаз» никаких проектов самостоятельно реализовать не могут, а могут выступать разве что прокладками между заказчиком проекта и теми, кто реально его будет выполнять. И здесь есть большой вопрос к региону (равно как и к «Газпромбанку», и к ООО «Газпром межрегионгаз Дальний Восток», которые вместе с правительством заключали в Санкт-Петербурге соглашение о газификации). Зачем тратить деньги на посредников, если можно заключать концессионные соглашения со вполне понятными и наполненные ресурсами для строительства организациями?

Удивительно и то, что в истории с газификацией нет никаких детальных расчётов. Соглашение с «Восточно-Арктической Нефтегазовой Корпорацией» носит рамочный характер — это просто декларация о намерениях. Однако под эту декларацию компании, в штате которой находится один человек, по национальному проекту «Экология» до 2025 года планируется выделить 7,3 миллиарда рублей, а уже в 2022 году генподрядчик должен получить 2,9 миллиарда рублей. Вполне очевидно, что процесс курируется высшими руководителями регионального правительства и федерального округа, которые ранее точно так же курировали строительство школы в Каштаке, под которую у концессионера просто не было денег — откуда бы им взяться у компании, которая создана прямо в ходе реализации проекта?

Станислав Неверов
Источник:

Проект газификации Читы должен быть утвержден депутатами гордумы. И они вполне могут задать все эти вопросы и региональному правительству, и концессионеру. В настоящее время всё это выглядит так, как будто Станислав Неверов, создавший массу компаний-пустышек и не имеющий пока за плечами ни одного реализованного в регионе строительного проекта, пользуясь расположением руководства региона, ДФО и одного из крупнейших банков страны, получает от Забайкальского края огромные авансы на строительство объектов, которые построить эти компании физически не могут и не имеют никаких ресурсов. На это у подобных компаний нет ни специалистов, ни собственных средств, а участие в многочисленных проектах уподобляется финансовым пирамидам — каждый новый объект забирается под государственные авансы, на которые, собственно, и запускается стройка. Не имея своих денег, концессионер обеспечивает себе существование — рассчитываться с ним регион (вне зависимости от того, кто им будет руководить) будет несколько лет. Например, по газовой концессии, запланированы платежи до 2034 года.

В случае с «Восточно-Арктической Нефтегазовой Корпорацией» речь идёт о самых разных проектах. Это как минимум семь школ и четыре детских сада. И теперь проект газификации Читы, под который уже есть 7 с лишним миллиардов рублей. Источники сообщают о намерении Неверова участвовать и в реконструкции пунктов пропуска на российско-китайской границе, проекта по строительству районной больницы на 2,2 миллиарда рублей и достройки школы в Александрово-Заводском районе.

Возведение вообще любых объектов в крае становится некоей монополией, и это с одной стороны, следствие процесса интеграции региона в Дальневосточный федеральный округ, а с другой — понятная всем и неприятная тенденция, которая не позволяет работать с региональными компаниями напрямую без посредничества завязанных на полпредстве структур.

Если вы домовладелец и у вас есть вопросы по газификации, отправляйте их в наш чат-бот в Telegram, мы обязательно адресуем их краевым Минфину и Минприроды. У нас есть просьба помочь и с расчётами — мы планируем написать текст, где сравним цены на отопление дровами, углем (в зависимости от класса и качеств), газом и электрокотлами. Если вы готовы помочь, тоже пишите в бот.
Звоните8 (3022) 40-08-24
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Я все думала, почему их сюда сослали, здесь же хорошо». Андреева о ссыльном Забайкалье и не только
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Гурулев: «С божьей помощью, конечно, можно сделать, но без денег не получится»
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления