
Полис ОМС — это документ, который подтверждает, что вы застрахованы по обязательному медицинскому страхованию и имеете право получать бесплатную медицинскую помощь в медицинских организациях, которые работают в системе ОМС. До декабря 2022 года страховые компании, которые занимаются ОМС, выдавали полисы на бумажных бланках или в виде пластиковых карт. Сейчас полисы оформляются исключительно в электронном виде.
При наличии учетной записи на портале «Госуслуги» вы можете самостоятельно заказать электронный полис и загрузить его на свой смартфон. Чтобы получить медицинскую помощь, достаточно будет показать документ с экрана телефона. Также электронный полис можно распечатать самостоятельно, либо обратясь за помощью в страховую компанию.
Старые бумажные или пластиковые полисы остаются действительными, их обновление на электронные не требуется, при этом есть возможность оформить новый документ в цифровом формате через портал «Госуслуги».
Кто имеет право получить полис ОМС?
Гражданам Российской Федерации, за исключением военнослужащих, полисы выдаются без срока действия.
Полис с ограниченным сроком действия могут получить:
иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие разрешением на временное проживание или видом на жительство в России;
беженцы и лица, получившие временное убежище;
граждане Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии, работающие по трудовому договору в России.
Иностранные граждане, беженцы и лица без гражданства получают полис на определенный период (до конца текущего года, когда заявление о выдаче полиса подается до 1 ноября, либо до конца следующего года, если заявка оформляется в ноябре или декабре).
При этом срок действия полиса не дольше, чем срок действия вида на жительство, разрешения на временное проживание, трудового договора, свидетельства о временном убежище или удостоверения беженца.
Какое лечение можно получить по ОМС?
Полис ОМС дает право на бесплатное получение медицинской помощи на всей территории России. Что входит в объем медицинской помощи, можно найти в базовой программе обязательного медицинского страхования. Если у вас возникли сомнения относительно того, подпадает ли ваш случай под ОМС, для уточнения рекомендуется связаться со страховой компанией.
Случаи неотложной помощи или экстренной госпитализации, такие как травмы, острый инфаркт, инсульт и прочее, рассматриваются как ситуации, в которых помощь должна быть оказана бесплатно даже без наличия полиса ОМС.
В базовую программу ОМС входит высокотехнологичная медицинская помощь, например аудиологический скрининг и применение вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения — ЭКО).
Кроме общероссийской базовой программы, в каждом регионе принимается территориальная программа ОМС, которая может включать дополнительные медицинские услуги, не включенные в базовый перечень. Для получения информации о наличии и содержании дополнительных услуг можно обратиться в страховую компанию.
Я ничем не болен. Могу ли я пройти обследование?
Да, с полисом ОМС вы имеете право пройти бесплатную диспансеризацию и выяснить, всё ли с вами в порядке. Диспансеризация — это обследование, которое помогает выявить риски развития различных заболеваний: онкологических, сердечно-сосудистых, сахарного диабета и других.
С 18 до 39 лет диспансеризацию можно проходить каждые три года, а с 40 лет — каждый год. При этом лица моложе 40 лет могут ежегодно проходить профилактический осмотр.
Одной из основных целей диспансеризации является выявление онкологических заболеваний на ранних стадиях. В рамках программы диагностики предусмотрены различные виды скринингов, а также обязательное обследование лимфатических узлов и щитовидной железы врачом-терапевтом.
Если у вас было зафиксировано перенесенное заболевание, такое как коронавирусная инфекция, либо, если в ходе диспансеризации будут обнаружены хронические заболевания, будут предложены дополнительные обследования.
Могу ли я бесплатно получать лекарства по ОМС?
Да, но только те, которые внесены в перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов.
Как оформить полис ОМС?
Решите, как вам удобнее оформить полис:
Онлайн на «Госуслугах»;
лично в страховой компании.
Если у вас есть подтвержденный профиль на «Госуслугах», проще всего получить полис через этот портал. В личном кабинете найдите раздел «Здоровье», затем подраздел «Управление полисом ОМС». Выберите, кому вы оформляете полис — себе или ребенку. Заполните анкету и отправьте запрос. Его рассмотрят в течение пяти рабочих дней. После этого в течение суток полис должен появиться в вашем личном кабинете.
Если подтвержденной учетной записи на «Госуслугах» нет, вы можете обратиться напрямую в страховую компанию и заполнить бланк заявления.
Какие потребуются документы для оформления ОМС?
Гражданам России старше 18 лет для оформления полиса ОМС понадобятся российский паспорт (или временное удостоверение личности) и СНИЛС.
При оформлении медицинского полиса на ребенка нужны:
свидетельство о рождении ребенка (после 14 лет — паспорт);
паспорт законного представителя, документ подтверждающий полномочия законного представителя;
СНИЛС ребенка (при наличии).
Лица, не являющиеся гражданами России, должны предоставить:
паспорт иностранного гражданина (или документ, который удостоверяет личность лица без гражданства);
СНИЛС (до 14 лет — при наличии, с 14 лет — обязательно);
документ, который подтверждает право на ОМС: вид на жительство, паспорт или другое удостоверение личности с отметкой о разрешении на временное проживание в России либо трудовой договор.
Беженцу для обслуживания по ОМС необходимо подтвердить свой статус удостоверением беженца либо свидетельством о предоставлении временного убежища в России, либо свидетельством о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, или копией жалобы на решение о лишении статуса беженца в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Нужно ли менять полис ОМС при смене фамилии?
Нужно. Чтобы получить новый полис ОМС, обратитесь в свою страховую компанию или оформите заявку через «Госуслуги». Есть и другие случаи, когда полис нужно переоформлять. Например, если у вас изменились персональные данные или есть ошибка в уже выданном полисе.
Подробнее узнать о правах и обязанностях застрахованных лиц в системе ОМС вы можете, позвонив по телефону бесплатной горячей линии ГК «Забайкалмедстрах» 8 800 100-13-60, либо с помощью телефонов прямой связи, установленных в медицинских организациях Забайкальского края.
Оставить свое обращение можно с помощью личного кабинета на сайте Zms-chita.ru либо направив его по адресу электронной почты: mail@zms-chita.ru.