«Ну давай быстрее, не один же!» — нетерпеливо стучался в стеклянное окно телефонной будки следующий в очереди. Желающих совершить свой важный звонок у советских таксофонов всегда скапливалось много, хотя стояли такие аппараты почти на каждом углу. Домашние телефоны были редкостью, поэтому многие договаривались о встрече, вызывали экстренную службу или просто общались с родными людьми только при помощи уличных телефонных автоматов. В одном из предыдущих материалов мы с вами уже ностальгировали об автоматах с газировкой. Сегодня предлагаю вспомнить, как работали в советской Чите те самые таксофоны.
Редакция «Чита.Ру» и фотокорреспондент Евгений Епанчинцев продолжают проект «О чем молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
Монетоприемник «проглатывал» две копейки, и из трубки раздавался протяжный гудок. После этого нужно было набрать необходимый номер телефона на циферблате, звук которого невозможно перепутать ни с чем другим, и дождаться ответа на той стороне.
Раньше ограничений по времени на звонки не было: если позади тебя не стояла длинная очередь, ты мог висеть на телефоне хоть десять, хоть сорок минут. И только где-то с конца семидесятых — начала восьмидесятых на продолжительность звонков установили ограничение: за две копейки ты мог разговаривать всего несколько минут. К концу отведенного времени из трубки раздавался звуковой сигнал и, если ты не успевал подбросить в автомат еще монетку, разговор прерывался.
Не требовал оплаты вызов спецслужб. Список бесплатных номеров висел прямо на панели таксофона: пожарная охрана — 01, милиция — 02, скорая помощь — 03 и служба газа — 04. Существовали также отдельные автоматы для междугородных звонков. Они принимали по 15 копеек.
В отличие от зарубежных аналогов на советские телефонные автоматы поступать звонки не могли. По крайней мере, я свидетелем такого действия ни разу не был, но, если у вас был подобный опыт, можете поделиться им в комментариях.
Наличие дома стационарного телефона долгое время оставалось некоей привилегией и огромнейшим счастьем. В моей семье такой впервые появился году в 87-м, и по ощущениям это можно было бы сравнить только с покупкой первого мобильного телефона. Но до тех пор главным средством быстрой связи на расстоянии оставались таксофоны. Благо на их количество жаловаться не приходилось.
Телефонные будки устанавливали в отделениях почты, в аэропорте, на вокзале, у магазинов, важных учреждений и в конце концов в жилых кварталах. Только у нас на Гагарина стояло две-три телефонные будки на пятнадцать домов.
Общедоступность таких автоматов имела и свои неприятные последствия. Недобросовестные граждане постоянно портили будки: выбивали стёкла, отрывали трубки, разрисовывали стены. Особо хулиганистые, пользуясь теплом закрытой кабины, умудрялись даже справлять в них естественную нужду. Примерно в середине 80-х из-за этого на улицах города всё чаще стали появляться открытые полукабины.
В 90-е годы звонки через автоматы стали оплачивать не монетами, а жетонами, а к концу века — карточками. Параллельно с этим количество таксофонов стало стремительно сокращаться: на их смену приходили пейджеры, сотовые телефоны и интернет. Окончательно пропали они из поля зрения в нулевые годы, и сегодня сложно обнаружить даже один раритетный недействующий экземпляр. Тем ценнее снимки, на которых запечатлена эта уходящая советская натура.