Беспрецедентная реконструкция затронула воздушные гавани Забайкальского края. Еще несколько лет назад в регионе и не мыслили о столь масштабных ремонтах. Сегодня удалось добиться вполне ощутимых результатов: обновляется аэропорт в Чаре, дождался своего звездного часа и читинский. На подходе — новая жизнь для авиакомплекса в Краснокаменске. И, если отбросить сложные термины вроде «реконструкция рулежных дорожек», можно сказать главное: летать забайкальцы будут больше и комфортнее.
Материал подготовлен в рамках проекта «Герои. Победы. Будущее» — серии публикаций, в которых предпринята попытка осмыслить перемены, произошедшие с Забайкальем и его жителями за пять лет с момента появления нового губернатора и вхождения региона в состав Дальневосточного федерального округа. В фокусе пристального внимания не только достижения, но и перспективы Забайкальского края на следующие пять лет.
Зачем ремонтировать, расширять и усовершенствовать аэропорты
Забайкальский край — один из самых больших по площади территории регионов в стране. Расстояние с севера на юг составляет около тысячи километров, чуть меньше — если ехать с запада на восток. До некоторых районов края иначе как на самолете не добраться.
Два года назад губернатор Александр Осипов доказал прибывшему в регион премьер-министру Михаилу Мишустину: в крае необходимо восстанавливать аэропорты из-за дальних расстояний и отсутствия твердого покрытия на большинстве дорог.
— В советское время работало 43 аэропорта. Из Читы лететь по 300–400 километров в любой конец, на север — 600 километров. А если ехать по дорогам, то это вместо 400 километров ехать 600, — отмечал глава региона.
Для забайкальцев воздух — это еще и возможность быстро добраться до крупных городов России. В Москву — за шесть часов вместо пяти суток на поезде, во Владивосток — за три часа вместо трех дней. Со вступлением Забайкалья в ДФО в регионе появились дальневосточные субсидии, которые снизили стоимость авиабилетов в два, а то и в три раза. А значит, летать жители региона стали еще охотнее.
Вдобавок ко всему растет количество рейсов, направлений, расширяется география полетов. Подводя итоги 2023 года, читинский аэропорт заявил о росте в 26% пассажиропотока воздушной гавани. В 2022-м аэропорты в Чаре и Чите заняли лидирующие позиции на Дальнем Востоке по количеству авиаперевозок. Модернизация была нужна как воздух, и она началась.
Какие забайкальские аэропорты получат новую жизнь
Добились обновления аэропорта в Чаре, где авиасообщение критически важно. Оттуда самолеты возят людей в Читу, Иркутск и Красноярск. На реконструкцию аэродрома и аэропорта в Чаре уже направили 2 млрд рублей федеральных средств. Реконструкция позволит увеличить пассажиропоток в Чаре с 15 тысяч пассажиров в год, как сейчас, до 47 тысяч. Сегодня аэропорт готов на 63%. Уже работает взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, большой и малый перрон.
Принято решение о модернизации аэропорта Кадала в Чите — единственного аэропорта федерального значения в Забайкалье со статусом международного. Последний раз аэровокзал 1932 года постройки ремонтировали почти 30 лет назад.
Удалось добиться включения этой воздушной гавани в федеральную программу «Развитие региональных аэропортов и маршрутов». Ожидается, что большая стройка на территории Кадалы развернется в 2025 году. Планы у регионального правительства амбициозные, но вполне реализуемые с учетом обновления инфраструктуры аэропорта: к 2030 году перевалить за миллион пассажиров в год.
— Федеральные субсидии позволят открыть в Забайкалье новые авиамаршруты. Программа работает с 2023 года, хорошо себя зарекомендовала. Будем использовать все ее возможности, — заверил Евгений Янкилевич, заместитель гендиректора компании «Новапорт Холдинг», которая управляет в том числе и аэропортом Кадала.
Еще один ключевой аэропортовый комплекс встал в очередь на обновление. Во втором по величине городе в Забайкалье, Краснокаменске, аэропорт планируется начать реконструировать в 2026 году. Соглашение о ремонте в марте подписано правительством края с компаниями ООО «Новапорт Холдинг» и АО «Атомредметзолото»*. Обновление воздушной гавани вошло в мастер-план города. Реконструкция увеличит пропускную способность аэропорта Краснокаменска к 2030 году до 35 тысяч пассажиров в год.
— Благодаря субсидиям из федерального бюджета планируется открыть новые маршруты в Забайкалье. Краю нужны полеты из Читы в Казань, Минеральные Воды, Махачкалу, Улан-Удэ, Магадан, Челябинск, Нижний Новгород, Улан-Батор. По существующим маршрутам нужно увеличить частоту полетов, — заявил губернатор на недавней встрече с Янкилевичем.
Помимо прочего, в планах — привести в порядок и 27 взлетно-посадочных площадок Забайкальского края к 2030 году. Это позволит сделать перелеты доступнее для жителей Газимурского Завода, Мензы, Могочи, Приаргунска, Шелопугино и других территорий. Впервые за многие годы, казалось бы, сложные и затратные проекты получили жизнь. С ними забайкальцы получат возможность летать больше, чаще и комфортнее.
В Забайкалье проходит самый массовый опрос общественного мнения за всю историю края в рамках проекта «Герои. Победы. Будущее». Результаты этого исследования станут основой для работы регионального правительства на ближайшие пять лет. Пройти опрос можно до середины августа на сайте glavnoe75.ru, на портале «Госуслуг» в разделе «Опросы», а также у волонтеров — их можно найти на самых оживленных улицах городов и сёл края. Мнения и предложения лягут в основу программы развития Забайкальского края на следующие пять лет. Мнения забайкальцев систематизируют и направят в правительство края для формирования долгосрочных и среднесрочных планов работы. Анкета состоит из трех разделов, и ее заполнение займет не более 10 минут.
* «Атомредметзолото» — это компания, которая управляет добывающими активами Росатома, в Краснокаменске это градообразующее предприятие.