Внештатный корреспондент «Чита.Ру» Любовь Никитина съездила в Иркутск и осталась в полном восторге. Своими впечатлениями она поделилась в авторской колонке. Далее — от первого лица.
Иркутск встречает солнечным днем и сменой часового пояса на один час.
Пассажиров потоком сумок и чемоданов несет к выходу в город. Среди других приезжих поднимаюсь с третьего пути на эскалаторе из подземного перехода.
— Такси без очереди! — басовито кричит мужчина у белого «Ниссана».
Я уже заказала «Яндекс», который предлагает увезти от вокзала до нужной мне точки за 360 рублей.
— Сколько до Пионерского переулка? — интересуюсь у водителя любопытства ради.
— Тысяча, — бодро отвечает он.
— А чай с вареньем из таежных ягод предложите? А омуль вяленый или горячего копчения? — стараюсь сохранить на лице невозмутимость.
Но вопросы водителю остаются в голове:
— Дешевле никто не повезет, бензина сгорит больше, — перебивает беседу коллега по рулю.
И для убедительности машет рукой.
Через две минуты с Сергеем на сером «Пассо» мчимся за 360 рублей в снятую квартиру.
На фотографиях съемное жилье выглядит не так. Не так импозантно. Я будто попала в музей. По вечерам в коридоре горят ночники и кажется, что с ожившей картины вот-вот сойдет дама в платье из батиста. Она поправит золотистый локон волос, что выбился из-под капора, и легко тронет клавиши пианино. В библиотеке сотни книг и красный бархатный стул у двери.
— А камин рабочий? — спрашиваю у хозяйки.
— Если хотите, я разожгу, — с улыбкой отвечает она.
Квартира на пятом этаже старого дома. А поднимаешься как на двадцать первый. Вечером от усталости после прогулок хочется остаться в углу на втором.
По Иркутску я передвигаюсь пешком, нагуливая с навигатором от двадцати тысяч шагов в день.
В первый день пробую местные буузы. В «Хан бууза» людно, но заказы приносят быстро. Одна бууза из рубленого мяса стоит 90 рублей. Как оказалось, это не самое бюджетное кафе в центре города. Недорого кормят в столовых рядом. Средний чек выходит 280 рублей за тарелку солянки, рис с куриной котлетой и компот. Без хлеба, без выпечки.
В один из вечеров захотелось утопить в соевом соусе кусочек филадельфии.
— Где купить роллы, — улетел запрос в интернет.
— Рядом, — добавил интернет и послал меня в «Суши-Студио».
Если верить карте, то это действительно рядом: подняться до Карла Маркса и пройти 500 метров.
Поднялась, прошла, заказала. Вместо привычного пакета вручили черную сумку на длинных ручках, в которой аккуратно лежали три контейнера.
Возвращаюсь обратно по улице вождя международного пролетариата, вспоминая его учение о прибавочной стоимости и об историческом материализме. Не вспомнила.
Люблю пробовать роллы в новых местах. В иркутском «Суши-Студио» они меньше наших, читинских. Меньше огурца внутри, тоньше слой риса. За такой набор заплатила 1400 рублей.
Деревянные дома в Иркутске переплетаются с новостройками, исторические кварталы дышат стариной. Мало кричащих баннеров. Фасады домов не пестрят пивной рекламой и вывесками аптек. Сдержанностью отличаются кофейни и хлебные магазины.
Здесь серьезный дефицит с порубочными билетами. Вместо полупней прямо на тротуарах растут тополя.
По Ангаре в парке «Юность» плавают утки. Не окурки от сигарет, а живые утки, которых кормят отдыхающие. Утки сытые, на батон не ведутся, гордо уплывают в сторону. Этакие хозяева города.
Возле памятника бабру на Седова собирается молодежь. В пятницу играл саксофонист, а на следующий день я слушала мантры на мриданге. Это индийский барабан из смеси глины и дерева. Удары звучат глубоко и медитативно. Сидела с закрытыми глазами и думала: тысяча километров от родного города. Тысяча сравнений.
ТРЦ «Яркомолл» впечатляет размерами, а на первом этаже в гипермаркете «О'кей» продают нежнейший чизкейк с вишней.
В поезд купила картошку айдахо, сдала съемную комнату в Пионерском переулке, забросив ключ в дверной проем, как просила хозяйка, и пешком пошла до вокзала. Полчаса через кварталы, по мосту с видом на Ангару, и вот уже слышны раскаты составов. Под грохот трамвая за спиной бросила монетку в воду.
— Пусть сбудется! — крикнула вслед летящему пятаку.
Влюбиться за три дня в Иркутск можно, если пройти по нему пешком. Продышать. Прочувствовать.
Обратно меня увез поезд Адлер — Чита. На одной из улиц Иркутска остался кот в окошке и палочки-гриссини с прованскими травами в пекарне «Катин хлеб» на Горького. Попробуйте. Кота погладьте.