Здоровье Поликлиники разваливаются, врачи уезжают — минздрав озвучил проблемы

Поликлиники разваливаются, врачи уезжают — минздрав озвучил проблемы

В Новоширокинском уже три года некому ставить людям уколы — «ставят друг другу».

Замминистра здравоохранения Забайкальского края Сергей Базаров 30 сентября на заседании комитета по соцполитике регионального заксобрания рассказал о проблемах первичного звена здравоохранения. В двадцатиминутном докладе с цифрами и примерами он описал плачевное состояние отрасли, где катастрофически не хватает врачей и медсестёр, столетние здания больниц и поликлиник стоят без ремонтов, высокий процент изношенности оборудования продолжает расти и, кажется, нет никакой перспективы.

Сёла без медпомощи

К первичном звену здравоохранения относятся врачи на приёме в поликлиниках, сельские фельдшеры, бригады скорой помощи, сотрудники приёмных отделений больниц. Те, кто первыми контактируют с пациентами. Те, кто оказывают начальную помощь и определяют дальнейшую маршрутизацию.

В Забайкальском крае по-прежнему остаются населённые пункты, где людям медицинская помощь почти недоступна. По словам Базарова, в регионе нет деревень и сёл, не прикреплённых к медицинским организациям, но есть те, куда добраться фельдшеру долго и сложно. Это 158 населённых пунктов, в каждом из которых живут менее 100 человек.

«Десять населённых пунктов, где живут более 100 человек, недоступны для оказания медицинской помощи. В 126 дорога занимает более 30 минут», - сказал Базаров.

С кадрами будет только хуже

Но даже там, где есть больницы, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты медицинскую помощь порой получить не просто. Не хватает врачей и среднего медицинского персонала. По сравнению с российскими показателями в крае обеспеченность врачами первичного звена меньше в два раза. И, как отметил депутат заксобрания, заслуженный врач с многолетним опытом работы Алексей Саклаков, за свою 35-летнюю врачебную практику он не помнит, чтобы были такие удручающие цифры.

Сергей Базаров уточнил, что в регионе работают программы «Земский врач» и «Земский фельдшер». Участники первой программы — врачи, переезжающие на работу в сельскую местность, получают уже не один миллион рублей, как было раньше, а два. Но покрыть этими программами всю потребность в квалифицированных кадрах невозможно. А в отдалённые районы Забайкалья даже за 2 миллиона рублей желающих ехать почти нет.

«За 2020 год по программам «Земский врач» и «Земский фельдшер» в сёла должны были переехать 66 врачей и 20 фельдшеров. Уже переехали 52 врача и 11 фельдшеров», - сообщил замминистра.

Ещё одна поддержка для врачей — предоставление им жилья. Несколько лет край закупает квартиры именно для медработников. В 2019 году купили 101 жилое помещение. В 2020 приобрели 25, и ещё в планах — 29.

Но, тем не менее, потока желающих работать даже не в сёлах, а городах Забайкалья, нет. И Базаров, и депутаты отметили, что большой процент медицинских работников переезжают в другие регионы, где лучшие условия жизни и работы. Причём, уезжает не только молодёжь, но и высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы. И по прогнозам переломить эту тенденцию в ближайшее время невозможно.

Как отметила депутат, врач акушер-гинеколог Татьяна Белокриницкая, с кадрами будет хуже и хуже.

«Молодёжь в крае не задерживается. Специалисты, которые обрели определённые профессиональные компетенции, уезжают в более привлекательные места по инфраструктуре, по зарплате. Задержать их ни минздрав, ни медицинская академия не могут. Здесь должны главы муниципалитетов работать, а также срабатывать родственные связи. Ты в этом селе вырос, пожалуйста, будешь тут уважаемым первым человеком», - сказала Белокриницкая.

Возможно, раньше перспектива стать «врачом и первым человеком в своём селе» была привлекательной. Сейчас же, наоборот, чаще всего родители желают своим детям вырваться, уехать и закрепиться там, где лучше.

Изношенность поликлиник — 70%

Во время заседания комитета говорили и об изношенности зданий лечебных учреждений. Большинство из них строилось много лет назад, есть и те, которые воздвигли век назад. Тогда были иные нормы, требования, условия. Сейчас же, например, в период пандемии сложно организовать, так называемые, чистые зоны. В целом изношенность лечебных учреждений первичного звена составляет 70%.

«В регионе необходимо построить шесть центральных районных больниц. Они необходимы в Газимуро-Заводском, Могочинском, Нерчинско-Заводском, Каларском, Александрово-Заводском и Карымском районах. В Чите нужно возвести детскую поликлинику в микрорайоне Северный, а также взрослую поликлинику для жителей Железнодорожного района», - сказал Сергей Базаров.

Помимо этого, нужно построить в Забайкалье восемь детских поликлиник, четыре для взрослых, 17 амбулаторий, три инфекционных отделения и одну участковую больницу.

Также в аварийном состоянии находятся множество фельдшерско-акушерских пунктов. Многие требуют непросто капитального ремонта, а уже должны идти под снос. Но вопрос по ФАПам движется. Их строят и открывают по национальному проекту и программе «Центры экономического роста». В 2020 году в общей сложности должны открыть 54 новых фельдшерско-акушерских пункта. По словам Сергея Базарова, они не будут стоять красивыми домиками под замками посреди сёл. Персонал, который будет в них работать, уже подобран.

Сохраняется и постоянно растёт износ медицинского оборудования, потому что нет возможности отдавать его на плановое обновление. К тому же срок эксплуатации у большинства оборудования не может превышать 10 лет. Нужно покупать новое и заменять его.

Ещё одной болевой точкой медицины остаётся транспорт. Заместитель министра здравоохранения отметил, что износ автомобилей скорой помощи и машин, которые подвозят медицинский персонал на работу, оставляет желать лучшего. Депутат Светлана Скубьева подтвердила эти слова, назвав населённые пункты, где в автомобилях скорой помощи опасно передвигаться. Она отметила, что в Ононском районе с июля часть сельских поселений осталась без общественного транспорта, и люди не могут, например, приехать, чтобы пройти диспансеризацию.

По мнению Базарова, на ситуацию с диспансеризацией, которую в этом году пока прошло рекордно низкое число людей — 26%, прежде всего, повлиял коронавирус. Врачи были на передовой, когда ситуация чуть улучшилась, ушли в отпуск.

Потерян главный ресурс — люди

Вопросы от депутатов были разные, в основном касались проблем районов, которые они представляют. Говорили о том, что в поселении Новоширокинское Газимуро-Заводского района уже три года некому ставить людям уколы — «ставят друг другу». Приводили в пример Карымский район, где, несмотря на приближённость к городу, большая нехватка медицинских работников, врачи увольняются.

Депутат Алексей Саклаков посоветовал минздраву продолжать проект «Ярмарка здоровья», который на протяжении семи лет проводила партия «Единая Россия». Врачи узких специальностей приезжали в разные сёла региона и проводили медосмотр населения. И это, по его мнению, было очень продуктивно.

Депутат Татьяна Белокриницкая отметила, что важно закрепить за ЦРБ мобильные фельдшерско-акушерские пункты. Особенно это актуально там, «где есть потребность охватить необеспеченные медкадрами территории».

И это всё, конечно, хорошо, но ясно, что недостаточно. Несмотря на то, что уже несколько лет в регион поступают на медицину большие средства по нацпроекту и дальневосточным программам, кардинально улучшить здравоохранение региона пока не получается. Может быть, потому что много лет всё было в упадке, а потом подверглось бездумной оптимизации. И на то, чтобы собрать это всё, поднять с колен, осмыслить, нужно ни два-три года, а гораздо больше времени.

Только, кажется, что его уже нет, потому что прямо сейчас уходит самый главный ресурс — люди. Уходят в частное здравоохранение, переезжают в другие регионы, туда, где больше перспектив. И остановить этот поток пока никому не под силу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления