Министр на посадку

Евгений Ри, ещё недавно судивший бывшего главу минздрава Лазуткина, арестовал ещё одного экс-министра - Кузьминова. Репортаж «Чита.Ру» из Ингодинского суда.

Вечером 12 февраля в Ингодинском районном суде Читы прошли первые заседания по делу задержанного министра сельского хозяйства Михаила Кузьминова и его зама Ирины Малакшиновой. Евгений Ри, ещё недавно судивший бывшего главу минздрава Лазуткина, арестовал ещё одного экс-министра - репортаж «Чита.Ру».

Ирина Малакшинова первой заняла скамью в кабине для подсудимых Ингодинского районного суда. Силовики задержали замминистра сельского хозяйства в один день с боссом - в субботу 10 февраля, но вечером понедельника она была одета в типичный чиновничий костюм: серую юбку с жакетом и контрастную розовую водолазку. Телеоператоры установили камеры напротив кабины - Малакшинова постаралась скрыть лицо за листом бумаги.

— Не надо снимать до начала заседания! - потребовала от журналистов адвокат Валентина Касинская. - Меня, вообще, снимать не надо. Я не фотогенична.

Камеры всё же остались на месте.

— Встать! - в зал заседаний №7 вошёл судья Евгений Ри.

Начался первый из череды судебных процессов над руководителями минсельхоза Забайкальского края. По версии следствия, министр Михаил Кузьминов и его заместитель Ирина Малакшинова требовали от сельхозпроизводителей возвращать в фонд поддержки АПК компенсации за пожары 2016 года.

События прошлой субботы указывают, следователи до последнего скрывали, что министр сельского хозяйства Михаил Кузьминов попал в разработку. Казалось, администрация губернатора «по собственному желанию» ушла Кузьминова экстренно, и даже не предупредив самого «уволившегося» чиновника, который поначалу назвал информацию губернаторской пресс-службы фейком и «мулькой». Слить Кузьминова было удобно. Поэтому вечером той же субботы оперативники в масках брали уже не высокопоставленного краевого чиновника, а всего лишь бывшего министра.

Кузьминова планировали задержать в понедельник, но субботняя сумятица, в которой уволенный министр, как показалось, собрался покинуть Читу, изменила планы силовиков. Гостем экс-министра в момент спецоперации оказался известный забайкальский предприниматель Валерий Нагель - владелец лучше других удобренного инвестициями сельхозпредприятия «Комсомолец».

Следователи подозревают бывшего министра Михаила Кузьминова и его заместителя Ирину Малакшинову в превышении должностных полномочий и воспрепятствовании предпринимательской деятельности. Общая сумма причинённого ущерба - 10,5 миллиона рублей.

— Суд должен установить вашу личность. Назовите полное имя и год рождения.

— Малакшинова Ирина Ринчиновна, 1961 года рождения.

— Место постоянной регистрации, проживания?

— Город Иркутск, временная регистрация - в Чите.

— Образование?

— Высшее.

— Несовершеннолетние дети, иждивенцы?

— Нет.

— Место работы?

— Министерство сельского хозяйства Забайкальского края.

— Должность?

— Заместитель министра...

1 из 2

— До начала заседания разрешите ходатайствовать о том, чтобы из зала суда были удалены журналисты с видео- и звукозаписывающей аппаратурой, - обратилась к судье адвокат Касинская.

Защитник Малакшиновой объяснила, что записи из суда могут ударить по репутации замминистра, вина которой не установлена. Следователь, ведущий дело, поддержал ходатайство защиты, более того, попросил удалить из зала всех журналистов и других посторонних. Представитель обвинения отметил, что во время процесса будут озвучены имена свидетелей, предварительные итоги расследования и другие данные, огласка которых может повлиять на расследование.

— Мы, конечно, просили не об этом, - чуть замешкалась адвокат. - Но, если так, то ладно.

Судья Ри объявил паузу. И, перед тем как выйти из зала суда, попросил журналистов так же покинуть помещение. Фотографы и операторы сняли последние кадры и под упрёки адвоката Касинской удалились в коридор. Через несколько минут Евгений Ри вернулся и закрыл совещание для представителей СМИ - так же он поступил несколько месяцев назад, когда судил бывшего министра здравоохранения Михаила Лазуткина.

У зала №7 стоял неприметный молодой человек. Кто-то из коллег узнал в нём одного из героев субботней оперативной съёмки - следующего заседания ждал сын Михаила Кузьминова - Александр.

— Я не готов с вами ничего обсуждать. Не в курсе ситуации… - стараясь укрыться от камер, нехотя, отвечал Александр Кузьминов.

— Считаете обвинения справедливыми или нет?

— По отношению к родственникам такое всегда несправедливо. Всё, извините…

— Зачем вы здесь сегодня?

— Принёс документы, которые запросил адвокат.

— Можете вспомнить тот день, когда был обыск в квартире вашего отца?..

— Послушайте, я не могу давать комментарии. Можно я пойду? Спасибо, - Кузьминов-младший смог отойти лишь на пару метров.

— Когда вашего отца задержали, в квартире нашли собранные вещи. Он собирался покинуть город?

— Вы освещаете ситуацию однобоко. Он не собирался никуда.

— Что с состоянием здоровья вашего отца?

— Не хочу ничего говорить. Послушайте, даже в больнице не дают выписку мне, его родственнику. Почему я должен вам что-то говорить?

— Но что вам известно о состоянии…

— Хва-тит! Давайте, пожалуйста, выключим камеры и разойдёмся?

Процесс по делу Малакшиновой продлился ещё около получаса. Всё это время Александр Кузьминов, склонив голову, просидел в дальнем конце коридора. В руках он держал доверенность и папку с документами отца.

Помимо журналистов и сына экс-министра, конца заседания ждал ещё один человек. Молчаливый бурят лет под 60 тоже был в зале суда, теперь сидел в коридоре. На вопрос: не родственник ли он Ирине Малакшиновой, пожилой бурят жестами показал, что не слышит и не может говорить.

— Кем вы приходитесь Ирине Ринчиновне? - быстро написал в блокноте и передал ему.

— А вы кто? - поинтересовался в ответ глухонемой посетитель суда.

— Валентин Булавко, «Чита.Ру», - ответил на той же странице.

— Меня попросили посмотреть, - написал собеседник и многозначительно кивнул.

— Спасибо, - только и успел написать - заседание закончилось, охрана собралась вывести Малакшинову. Пожилой мужчина попросил блокнот и ручку, прежде чем я отошёл к дверям зала суда №7.

— Прочтите газету «Номер Один» за воскресенье, - написал тихий посетитель Ингодинского суда и вскоре удалился.

Кем он был - не знал никто из присутствовавших. В воскресном выпуске улан-удэнской газеты «Номер Один» нашлась статья о задержании Кузьминова и Малакшиновой. Автор материала «Выходцы из Бурятии, занимавшие высокие посты в Забкрае, попали под уголовку» указал, что за расследованием против руководства минсельхоза стоит Константин Наместников, бывший депутат краевого заксобрания, владелец части «Забайкальской зерновой компании» и главный редактор газеты «Земля», активно критиковавшей работу министра Кузьминова.

— Пожалуйста, освободите коридор. Будем выводить задержанную, - потребовали от журналистов приставы и полицейские.

— То есть, вы нас отсюда тоже выгоняете? Извините, тут не зал суда, можем снимать без разрешения?

— Мы должны провести задержанную! У нас есть соответствующие приказы, мы не можем их нарушать. Освободите коридор.

— Помимо ваших приказов, есть федеральный закон о СМИ. Раньше в этом же коридоре снимали убийц, насильников - никто нас никуда не выгонял. И куда вы нам предлагаете выйти?

— Соседний зал суда проверьте. Если открыто, зайдите туда, - без шуток предложили полицейские.

— Закрыто! - сообщил один из операторов, подёргав дверную ручку зала заседаний №8.

— Тогда пройдите к лестнице! Можете встать на пролёте, - предложили полицейские.

Перепалка полиции и журналистов длилась несколько минут. Чтобы провести по коридору Ирину Малакшинову, хватило полминуты. Замминистра прошла, смотря строго вперёд. Вопросы прессы игнорировала.

Адвокат Касинская вышла из зала суда минутой позже. В отличие от подзащитной, она не скрывала своего настроения. «Судья решил не брать под стражу. Срок задержания продлили на 72 часа. Следователи не представили достаточно доказательств для ареста», - рассказала о маленькой победе Касинская.

Обвиняемый по двум статьям Михаил Кузьминов улыбался. Наручники на запястьях и полицейские по бокам будто совсем не мешали ему бодро шагать по коридору Ингодинского районного суда. «Это надуманная версия, ребята!» - прокричал экс-министр журналистам, на ходу прокомментировав доводы следствия. Примечательно, но уже безработного Кузьминова вели младший сержант, прапорщик и целый майор; замминистра Малакшиновой достались конвоиры-сержанты.

По мнению экс-министра, с ним решил расправиться «узкий круг сельхозпроизводителей», недовольных тем, как министерство формировало фонд поддержки АПК, и решениями Кузьминова вообще. «Пришёл Кузьминов со своей командой, увидел безобразие, поставил всему заслон и крест — и вот я здесь [за решёткой], а вы там», - посетовал обвиняемый.

— У меня взрыв мозга! - комментировал Кузьминов, предъявленные ему обвинения. - Я не понимаю, в чём и кто виноват. В том, что поддерживаем сельхозпроизводителей? Что министерство думает о них, переживает, подсказывает, рекомендует — за это надо сажать?!

Он подтвердил, что после увольнения из правительства собирался уехать из Читы.

— Естественно, если работы нет.

— Куда?

— Не знал ещё. Куда бы карты легли. Вы в каком смысле ставите вопрос: бежать или просто переехать?

— Покинуть Читу именно в день задержания…

— Добраться до Петровска-Забайкальского, там, где я прописан, там, где квартира. Маленько перевести дух и вернуться. Потому что обстановка не была до конца ясна.

Во время заседания обвинение настаивало на заключении Кузьминова под стражу, указав, что он пытался скрыться в день задержания. Суд поддержал версию защиты: уволившийся министр собирал вещи, чтобы переехать из служебного жилья в читинскую квартиру сына.

— Валерий Нагель находился в вашей квартире при обыске и задержании. Что он там делал? Всё-таки это один из больших предпринимателей в сельском хозяйстве Забайкальского края.

— И что? Я не имею права? - голос бывшего чиновника резко стал выше. - Можно оставить без комментариев это всё? Зачем я буду вам какие-то секреты жизни раздавать? Да не секреты даже, секретов нету. Пришёл да пришёл. Я не имею права как министр поддерживать отношения с сельхозпроизводителями? Так у меня их много. Я многих уважаю. Надеюсь, меня тоже. При чём тут Нагель?

— Он был у вас в день вашего увольнения и задержания. Интересно, почему?

— Вы хотите сказать, что он привёл их с собой? - Кузьминов попытался отшутиться, начал смеяться и активнее жестикулировать. - А-а-а! Я даже об этом не подумал.

— Ничего не утверждаю, но хочу узнать у вас.

— Абсурдные вопросы, ребята! - заключил экс-министр и перешёл к другой теме.

Субботнее шоу началось с «мульки». Сразу после появления пресс-релиза об увольнении Кузьминова «Чита.Ру» попросило чиновника прокомментировать информацию. «Это мулька, вброс. Я пока работаю», - заявил он к удивлению корреспондента Алексея Малашенко. Всего через полчаса Кузьминов изменил позицию на полярную и подтвердил: уволился по собственному желанию.

— Молниеносно [решил оставить пост министра]. Вся эта неприятная ситуация… - объяснял Кузьминов журналистам перед заседанием 12 февраля. - Вы же понимаете, что шило в мешке не утаишь. Принял решение не подводить никого: ни губернатора, ни правительство. Обвинения надуманные.

Импровизированную пресс-конференцию прервал судья Ри.

— Полное имя, год рождения?

— Кузьминов Михаил Николаевич, 1965 год.

— Место рождения?

— Город Улан-Удэ.

— Регистрация где у вас?

— Город Петровск-Забайкальский.

— Образование?

— Высшее.

— В настоящее время работаете?

— Нет.

Через несколько минут Евгений Ри закрыл для прессы второе заседание за вечер. Об этом ходатайствовал следователь. По той же причине - в процессе прозвучат сведения, огласка которых может навредить ходу расследования.

Ходатайство поддержал представитель прокуратуры и, поначалу, адвокат обвиняемого. «А я против, — возразил Кузьминов. — Пусть остаются. Не понимаю, что такое сегодня могут сказать, чтобы это было тайной».

— Правильно ли понимаю, что защита всё-таки против ходатайства?, — переспросил адвоката судья Ри.

— Конечно, конечно, — исправился защитник.

Закрытое заседание продлилось около 40 минут. Периодически из-за дверей доносился голос Кузьминова. Доводы обвиняемого были настолько громкими, что сделали часть процесса открытой для удалённых из зала журналистов.

Судья Ри долго раздумывал над решением - пауза продлилась около получаса. Всё это время Кузьминов продолжал доказывать кому-то свою точку зрения. В зале с бывшим министром остались только его конвоиры и адвокат.

— Как высшее должностное лицо он обладает авторитетом в органах власти Забайкальского края. Согласно показаниям одного из свидетелей, он опасается обвиняемого. Кроме того, предварительное расследование находится на начальных этапах. Учитывая изложенное и тяжесть инкриминируемых преступлений, у суда имеются все основания считать, что, находясь на свободе, Кузьминов может воспрепятствовать производству по делу, оказать негативное воздействие на участников судопроизводства, в том числе и заключающих его, а также скрыться от следствия и суда.

Учитывая изложенное, суд не находит основания для избрания домашнего ареста или иной меры пресечения, не связанной с лишением свободы. Мы полагаем, что иная мера пресечения не сможет обеспечить надлежащее делопроизводство. Обстоятельств, препятствующих содержанию подсудимого под стражей, в том числе связанных с состоянием его здоровья, судом не установлено. Срок содержания под стражей подлежит установлению равным сроку предварительного следствия по настоящему уголовному делу.

На основании изложенного, суд постановил удовлетворить ходатайство стороны обвинения и избрать обвиняемому Кузьминову Михаилу Николаевичу меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на месяц и 28 дней - то есть, до 9 апреля 2018 года.

1 из 2

Второй процесс по делу минсельхоза и первое заседание для экс-министра Кузьминова завершилось в тишине. Бывший чиновник, общение которого с журналистами час назад прервала только команда «Встать! Суд идёт», теперь стоял молча. И упёрся взглядом в пол.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления