Происшествия мнение Вы оформляли заявку на кредит? Как редактор «Чита.Ру» поговорил с мошенниками, которые очень убедительны

Вы оформляли заявку на кредит? Как редактор «Чита.Ру» поговорил с мошенниками, которые очень убедительны

Лжесотрудники банка вежливы и знают много умных слов

Мошенники говорят почти так же, как сотрудники банков

Несмотря на то что предупреждения о мошеннических действиях в последнее время звучат из каждого утюга, полицейские сводки не перестают пополняться сообщениями в духе «гражданин перевел неизвестному 2 миллиона рублей». Преступных схем несколько, самые распространенные из них — это действия от имени сотрудников банка или полицейских. Обычно на звонки из банков я не реагирую, даже если это не обманщики, вряд ли они мне расскажут о чем-то полезном. Но вечером пятницы настроение было дурашливое и я решил поднять трубку.

Мошенники позвонили в мессенджере Viber с номера +900. Сотрудники банков никогда не звонят в подобных приложениях, а номер банка не начинается с +.

— Поступила заявка на кредит на сумму 300 тысяч рублей на Чугунова Дениса Петровича. Зачисление кредита производится на имя третьего лица, поэтому банк посчитал эту операцию подозрительной, в связи с чем мы с вами и связались, — бойко затараторила девица, представившаяся каким-то там специалистом банка.

Я включил диктофон и начал валять дурака. Но заявку на кредит я и вправду не оставлял. Тем более на имя Чугунова.

— Будем рассматривать это как факт мошеннических действий. Заявку передадут в службу безопасности, заполнение ее будет осуществляться по записи диалога, — предупредила «специалист».

Банки не принимают серьезную информацию «по записи диалога». Для оформления документов клиентов чаще всего приглашают в офис.

Дальше девушка задала массу вопросов: когда последний раз обращался в отделение банка, какую карту получал, были ли конфликтные отношения с сотрудниками, замечали ли что-то подозрительное, корректно ли приходят оповещения.

Все ответы она аккуратно куда-то заносила и в целом создавала впечатление стандартного работника банка со слегка механическим голосом и обилием канцеляризмов в речи. То есть человек неискушенный вполне может принять такого «специалиста» за реального сотрудника, который хочет помочь в решении проблемы. Тем более что вопросы не вызывали опасений: у меня не просили ни личных данных, ни кодовых слов.

— Источник компрометации (компрометация — факт доступа постороннего к защищаемой информации. — Прим. ред.) данных пока не установлен, мы не отрицаем причастность сотрудников отделения или линии поддержки, так как ранее были зафиксированы подобного рода инциденты, — начала петь знакомую песню девушка.

Она еще позадавала незначительные вопросы про оповещения от банка, взятые кредиты и сказала, что судя по системе банка я являюсь зарплатным клиентом. Это была правда, но я соврал, что зарплата приходит на карту другого банка.

Мошенница тут же нашлась:

— Поэтому я не вижу целевого зачисления по вашим картам и счетам, так как в заявке на кредит третьи лица указали, что у вас ежемесячный доход в размере 80 тысяч рублей. Я так понимаю, это неактуальная информация? Тогда я указываю на факт изменения анкетных данных у нас в банке.

Любой ответ можно трактовать в свою пользу. Если я зарплатный клиент, то сотрудник банка прав, а если нет, тоже прав, потому что данные изменили.

Последовала еще порция ничего не значащих вопросов: когда последний раз пользовался картой, были ли трудности с оплатой покупок в магазине и какая сумма оставалась на счету — с этим вопросом пошел еще один крючок.

— Скажите, какой у вас остаток на карте, я посмотрю по системе банка, не было ли списания, — попросила девушка.

— А вы можете сейчас посмотреть, может, у меня уже списалось? — попытался я ее подловить.

— Пока мы с вами находимся на линии, третьи лица не могут производить никаких операций, — ловко ушла от ответа она.

Мошенница тут убедительно представляется сотрудником, показывая, что может защитить мои средства. Ведь если я положу трубку, то деньги уйдут.

В процессе выяснилось, что на мое имя завели второй счет в Сбербанке:

— Данный счет открывали мошенники, чтобы отмывать денежные средства преступным путем. Если бы такая ситуация произошла (тут «специалист» слегка запнулась и начала говорить с ошибками), банк бы утвержден, чтобы вас восстановить в черный список. Вы не смогли бы быть клиентом нашего банка. Сумма около 10 тысяч — система автоматически установит корректную сумму и в случае списания банк сможет вернуть эту сумму под запись нашего с вами диалога.

Собеседница еще рассказала про работу службы безопасности банка и попросила рассказать, где у меня еще есть счета, кредиты или карты. Это якобы было необходимо, чтобы банки-партнеры были оповещены о моей ситуации. Эта простая фраза была просто напичкана канцеляризмами и профессиональными терминами — такие заклинания порой могут «загрузить» человека. Ну и доверие повышается после слов «система входящей корреспонденции» и «риски финансовых потерь».

Про карты в других банках я бесстыдно соврал, девушка старательно записала данные, переспросила про кредиты, а также про сообщения с подозрительными ссылками. Выяснилось, что по ссылкам со скидками я переходил и сделал это напрасно, потому что «фишинговая программа считала данные с мобильного телефона и переправила их мошенникам», которые и пытаются повесить на меня кредит, чтобы перевести его некоему Чугунову. Меня припугнули, что такие же действия могут быть совершены с приложениями других банков.

— У нас сейчас будет происходить внутрибанковское расследование, каким образом произошла утечка данных. Я поставила заявку на службу безопасности, а также на старшего специалиста. Он будет отменять все неправомерные действия, которые на сегодняшний день вы не производили. Я прошу не прерывать связь, так как у нас ведется запись диалога, это для вашей же финансовой безопасности. Ожидайте на линии, сейчас старший специалист к вам автоматически подключится и поможет вам решить эту ситуацию, чтобы вы не оставались должником банка, — оттарабанила девушка.

Просьба не класть трубку должна насторожить. Если связь прервется, то человек может сам перезвонить в банк настоящим специалистам.

Разговор со «старшим специалистом» мне якобы был нужен, чтобы отменить заявку на кредит. Я отдельно спросил, надо ли идти в банк, и меня от этого убедительно отговорили, ведь якобы в преступной схеме могут быть замешаны сотрудники отделения. Девушка объяснила это тем, что, когда будет полное понимание, банк мне назначит встречу.

Я поторчал на линии под приятную музычку буквально полминуты. Ко мне подключился «старший специалист финансового мониторинга Сбербанка Селиванов Виктор». Ему за 30 секунд успели передать мою заявку от младшего специалиста по поводу неправомерной заявки на кредит и описать мою историю. Ударными темпами работают!

Он тоже начал с вопросов, не вызывающих подозрения: разглашал ли я в последнее время данные карты, когда приходил в отделение банка и ввязывался ли в конфликты с сотрудниками. «Селиванов» всё тоже помечал и пообещал, что позже назначит встречу, где мне предоставят документацию о ходе расследования и предоставят выписку об отмене действий «мошенницкого» характера.

Такие вопросы можно считать правилом трех да. Если человек положительно ответил на три вопроса, то и на четвертый ему будет проще сказать да.

Мне разговор начал надоедать, и я тут начал откровенно валять дурака, пытаясь вывести лжеменеджера на эмоции. Тупил, странно отвечал на вопросы, но он был вежлив и корректен, переспрашивал и переформулировал вопросы. «Старший специалист» был настолько мил, что предложил записать его данные, сказав, что ближайший месяц будет персонально работать со мной и готов быть на связи круглосуточно. Только в мессенджере WhatsApp (принадлежит экстремистской компании Meta). Тут же он отправил мне сообщение и перезвонил. Профиль его называется «Поддержка» и снабжен логотипом банка.

Мессенджер экстремистской компании, хоть и не заблокирован и даже не запрещен, для официального общения банков не используется.

С этого момента диктофонная запись у меня прервалась, хотя самое интересное только начиналось. «Старший специалист» попросил включить трансляцию экрана, чтобы помочь мне «защитить данные». Продолжать общение в таком формате мне не очень-то хотелось, но собеседник был очень настойчив, хотя и по-прежнему вежлив. Он напомнил про кредиты, которые мошенники прямо сейчас оформляют на меня, припугнул потерей средств и даже попросил официально отказаться от его услуг «под запись разговора».

— Вы сами будете виноваты в потере средств. Я вам предложил помощь, своим отказом вы меня избавляете от работы. Мне это уже неинтересно, а вот кредиты будете выплачивать вы, — упорствовал «старший специалист».

На этой фразе мне надоело дурачиться, я непечатными словами сказал «специалисту», что о нем думаю и что с ним нужно сделать.

— Потеряйся, чушпан, — ответил мне потерявший всякое уважение «Виктор Валентинович».

По итогу я могу сказать, что ребята с той стороны трубки были подкованными, пусть их уловки и давно известны. Но человеку несведущему легко пойматься на расставленные крючки. Лучший же способ защиты от них — просто положить трубку.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления