CHITA
Погода

Сейчас-7°C

Сейчас в Чите

Погода-7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -15

0 м/c,

687мм 24%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Реклама
Политика Всё о газификации Александр Бутырский: «Раньше мы латали дыры. Теперь стиль работы будем менять»

Александр Бутырский: «Раньше мы латали дыры. Теперь стиль работы будем менять»

«Мы сегодня на содержание одного километра дороги тратим 19 тысяч рублей. Это очень мало, ведь у нас бывают и чрезвычайные ситуации».

«Мы сегодня на содержание одного километра дороги тратим 19 тысяч рублей. Это очень мало, ведь у нас бывают и чрезвычайные ситуации».

Александр Бутырский назначен на должность министра территориального развития Забайкальского края в январе. До этого он два года был заместителем министра. Ещё раньше руководил региональным департаментом ЖКХ, работал в областном комитете транспорта, связи, ЖКХ и строительства, был директором ОАО «Коммунальник» и госучреждения «Коммунальные системы», главным инженером «Читаэнерго» и ТГК-14.

Запуск тепла в один день физически невозможен

- В прошлом году вы запомнились достаточно смелым заявлением о том, что в определённый день будет подано тепло. Вам не страшно делать такие заявления?

- Вот по этому поводу я хотел сказать, что когда один человек говорит, а другой слушает, то он воспринимает информацию на 80%. Если быть объективным, то я говорил, что основной запуск тепла произойдёт в определённый день. Так и случилось.

У нас в крае 2 056 котельных и 9 047 жилых домов. Во всей системе ЖКХ Забайкальского края на всех уровнях трудится 15 тысяч человек. Запуск тепла в один день физически невозможен, и он длится две-три недели, так же, как и на территории всей России.

Я говорил, что тепло будет запущено, в основном, в большей части, к такой-то дате. Но потом будет продолжаться ещё запуск отдельных жилых домов, в отдельные квартиры, будет налаживаться тепловой режим.

- Как сейчас с отоплением в районах? Нет ли такой ситуации, как в Степи или в Борзе в прошлом году?

- В жилищно-коммунальном хозяйстве есть такие понятия, как «авария», «инцидент» и «предоставление услуг ненадлежащего качества». Авария – это когда население численностью полторы тысячи человек и более на 24 часа остаётся либо без отопления, либо без водоснабжения, либо без электроснабжения. Вот аварий в течение отопительного сезона 2010-го и до сегодняшнего дня в 2011 году на территории Забайкальского края не было.

Инциденты с теплоснабжением были в нескольких населённых пунктах. Это Нерчинск, Вершино-Дарасунский, Степь. Были в Балейском, Борзинском, Калганском и Шилкинском районах. Но эти инциденты устранялись в течение двух-трёх, максимум четырёх часов. В этих же районах были инциденты с водоснабжением и электроснабжением

Во время пика отрицательных температур в Каларском районе случился обрыв проводов и выход из строя трансформаторного оборудования. Эти инциденты устранялись максимум за 8-9 часов.

Третья категория, когда гражданам предоставляются услуги ненадлежащего качества, носит более массовый характер. Однако, по сравнению с прошлыми периодами, их стало на треть меньше.

В Борзе после прошлогодних инцидентов проведён капитальный ремонт котельных, тепловых, магистральных, внутриквартальных и внутридомовых сетей.

В посёлке Вершино-Дарасунский с 2008 года идёт процесс модернизации системы теплоснабжения. К 2012 году нужно построить одну котельную и проложить от неё тепловые сети, ещё одну котельную необходимо отремонтировать и укомплектовать её обученным персоналом. Работа в Атамановке идёт с 2008 года. Хотя она ещё не окончена, ситуация в посёлке уже стабилизировалась. В Балее строится котельная, которая заработает в этом году.

Мы работаем над тем, чтобы получить денежные средства из федерального бюджета для реконструкции системы теплоснабжения в городе Шилке.

- Перед началом отопительного сезона говорилось про 300 миллионов рублей долга коммунальных предприятий перед угольщиками. Сейчас он погашен?

- 300 миллионов рублей – это была задолженность за потреблённый уголь и за электрическую энергию. Долги, которые были на тот момент перед Сибирской угольной компанией, погашены. Расчёт с Приаргунским производственным горно-химическим объединением идёт по графику, который мы подписали. Надо понять, что эта задолженность взаимная и всегда будет существовать, потому что уголь – это первичный ресурс для производства той же тепловой энергии. Есть у нас бюджетные потребители, которые, по бюджетному кодексу, рассчитываются за полученные услуги месяцем позже.

- И ещё про уголь. Губернатор в прошлом году давал задание найти месторождение угля. Вызвано это было тем, что существующие угольные предприятия завышают цены. На ваш взгляд, нужно ли новое месторождение?

- У нас в крае 19 крупных и мелких месторождений и два крупных поставщика – СУЭК и ППГХО. Я не беру в расчёт мелкие разрезы, так как они не составляют какую-то значительную конкуренцию. Но если появится ещё один мощный разрез, то соответственно, будет борьба за рынок сбыта. Соответственно, это приведёт к уменьшению конечной цены.

Сегодня месторождение, о котором говорил губернатор, найдено на территории Оловяннинского района недалеко от Харанорского угольного разреза.

«Раньше мы латали дыры»

- Какие изменения вы планируете внести в работу министерства?

- К 2020-му мы должны строить в год на одного жителя края один квадратный метр жилья. С другой стороны, и в ранее выстроенных домах, и в тех, которые мы построим, люди должны жить в комфортных условиях. Жилищно-коммунальное хозяйство сейчас сильно изношено и нерационально потребляет ресурсы. Для выхода из этой ситуации в стране принят закон об энергосбережении, и разрабатывается программа «Комплексная модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства». Поэтому нужно реформировать как строительную отрасль, так и отрасль жилищно-коммунального хозяйства.

В ЖКХ необходимо инвестировать десятки миллиардов рублей. Естественно, бюджет Забайкальского края не сможет нести такие затраты, поэтому необходимо привлечение либо частных инвестиций, либо заёмных средств. Поэтому в министерстве нужно будет расширять инвестиционное направление и создавать новое подразделение.

Кроме этого, необходимо наполнять региональный бюджет, привлекать не только крупные, как «Норильский никель», компании, но и мелкие.

Нам предстоит реформировать область архитектуры и строительства. Потому что генеральные планы отсутствуют в большей части населённых пунктов, и их развитие идёт хаотично. Это сказывается на затратах в части тепло-, водо- и электроснабжения.

Про дорожную отрасль можно не говорить — вы живёте в крае и видите её состояние.

Раньше у нас не было магистральных дорог, связанных с другими субъектами федерации. Сейчас появилась дорога «Чита-Хабаровск», которая пересекла наш край с запада на восток и соединила центральную часть страны с окраиной. Теперь мы должны соединить её с близлежащими населёнными пунктами и привести имеющиеся дороги в приличное состояние.

Поэтому нам сегодня нужно пересмотреть свою концепцию содержания дорог. Мы сегодня на содержание одного километра дороги затрачиваем 19 тысяч рублей. Это очень мало, ведь у нас бывают и чрезвычайные ситуации. Допустим, даже при небольшом снежном покрове, когда начинаются ветра, появляются заносы. В весеннее время, когда начинаются паводки, случаются размывы, из-за которых одно село отрезано от другого. Мы будем работать в этом направлении.

В чём заключается изменение стиля работы? Раньше мы латали дыры. То при подготовке к отопительному сезону – там котёл подлатали, тут кусок-другой поменяли, здесь какой-то водозабор почистили. Но к этому нужно подходить комплексно, и возможно, менять даже схемы теплоснабжения, и водоснабжения.

«Нужно перекладывать не менее 20 километров сетей в год»

- Вы несколько лет проработали в ТГК-14, изменилось ли что-то в её работе с того момента?

Когда я работал в ТГК-14, там был довольно сложный процесс реструктуризации РАО ЕЭС. На сегодня ТГК – это частная компания, принадлежащая определённому кругу лиц, которые ведут свою и финансовую, и техническую политику. Когда существовало РАО ЕЭС, там была весьма понятная финансовая политика, то есть на территории всей Российской Федерации энергетическим компаниям утверждались производственные программы и программы по техническому перевооружению, утверждались объёмы прибыли, прибыль перераспределялась, и на эту прибыль производилось строительство объектов крупных, таких как ГЭС, допустим. На сегодня финансовые маневры ограничены - существует одна компания, и своей прибылью она распоряжается сама.

При этом, когда происходила эмиссия акций, была составлена программа модернизации, но в связи с событиями на Улан-Удэнской ТЭЦ-1, которая входит в состав ТГК-14, эта программа модернизации была пересмотрена в сторону направления большей части средств на устранение последствий аварии.

В рамках той утверждённой программы, которая сегодня существует, ТГК-14 на территории Забайкальского края приступила к модернизации магистральных сетей теплоснабжения – это очень серьёзная проблема в Чите. Если мне не изменяет память, в 73 году было окончено их строительство, то есть прошло уже больше 30 лет. Сети, во-первых, отработали свой ресурс, во-вторых, изменилась схема теплоснабжения города.

При строительстве Читинской ТЭЦ-1 предполагалось, что главным потребителем тепла и электроэнергии будет камвольно-суконный комбинат. Сейчас КСК не существует, и объём энергопотребления сместился в центральную, восточную и северную части города.

Сейчас ТГК ведёт реконструкцию как бойлерных установок на ТЭЦ, так и магистральных тепловых сетей, ведущих в город. Я понимаю, что к работе компании много претензий, но большая их часть связана с внутриквартальными и внутридомовыми сетями, которые принадлежат городу. Ни для кого не секрет, что в сложный период перестройки, примерно на протяжении 15 лет, в Чите вообще не перекладывались тепловые внутриквартальные сети. Если учесть, что их в Чите 452 километра, и срок службы у них 20-25 лет, то нужно перекладывать не менее 20 километров сетей ежегодно. При этом, средств, заложенных в тарифе, и амортизационных отчислений хватает на перекладку 6 километров, то есть, четвёртой части. От этого возникает большое количество аварийных ситуаций. Хотя руководство ТГК считает, что необходимо делать как можно больше, как можно лучше и как можно быстрее.

Для того, чтобы решать эти вопросы, мы совместно с руководителями ТГК-14 составили программу. Для её реализации потребуется 2,6 миллиарда рублей. Естественно, что такую нагрузку не может понести ни компания, ни бюджет города. Работа по привлечению частных инвестиций или заёмных средств пока не закончена. При готовности комплексной программы модернизации и расширением частно-государственного партнёрства мы будем работать для привлечения заёмных средств. Сейчас же используются деньги, полученные от эмиссии акций и средства городского бюджета.

- ТГК-14, насколько я помню, от допэмиссии получила 4,3 миллиарда рублей. Сейчас эти деньги есть?

- Они частично уже израсходованы как в Чите, так и в Бурятии. Ещё не в полном объёме, но они расходуются в том числе на модернизацию магистральных сетей.

На эти деньги в районе школы 17 заменили участок трубопровода, чтобы развивать строительство и в этом районе, и Северном, и по берегу Читинки. В конечном итоге можно будет закольцевать тепловые сети, чтобы получился второй источник для больничного комплекса. Чтобы все медучреждения, начиная с краевой детской больницы на Новобульварная и заканчивая роддомом по Шилова, даже в аварийной ситуации были всё время с теплом.

По этой же программе сейчас реконструируются теплосети по улице Бабушкина, после чего мы сможем дополнительно поставлять тепло в район Соснового Бора. В Республике Бурятии на эти денежные средства на Улан-Удэнской ТЭЦ-1 был капитально отремонтирован турбогенератор №6 и заменён турбогенератор №7.

- Осенью «Коммерсантъ» писал о том, что ТГК собираются продавать, а потом опровергал эту публикацию. По вашему мнению, что бы забайкальцам принесла эта продажа?

- Сегодня идёт речь – я так понимаю, что этот процесс ещё не окончен – о намерениях продажи акций, которые находятся в ТГК-14, компании Интер РАО. Это организация занимается строительством электрических станций на территории зарубежных стран и экспортом электроэнергии. То есть это государственная организация с довольно богатым опытом и высококлассными кадрами. Я считаю, что если произойдёт продажа акций, то изменится техническая политика и распределение прибыли.

«Энергосбережение – это в, первую очередь, самоконтроль»

- Есть ли уже какие-то результаты программы энергосбережения?

- Сегодня не достигли каких-либо крупных изменений. Первый этап её реализации предполагает проведение энергетических обследований.

Есть и другие результаты. Мы экономим в год топлива на 158 миллионов рублей только по предприятиям ЖКХ края за счёт внедрения новых методов сжигания топлива. Мы устанавливаем котлы с более высоким коэффициентом полезного действия — не 40-50%, а 85%.

Эта программа реализуется и в электроэнергетике путём установки нового оборудования, замены кабелей, систем учёта. Сегодня, самое главное, начинает меняться сознание. Можно сказать, что энергосбережение – это в, первую очередь, самоконтроль.

- О газификации районов говорили во время визита президента в Читу, и эта тема поднимается на совещаниях в правительстве. Сейчас есть движение в этом направлении?

- Вопрос газификации Забайкальского края решается следующим образом. В 2008 году газовики обследовали территории Республики Бурятии и Забайкальского края, произвели технико-экономические расчёты по нескольким вариантам. Самый смелый вариант — строительство газопровода на территории Забайкальского края, газификация объектов энергетики — Читинской ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Приаргунской и Шерловогорской ТЭЦ, Харанорской ГРЭС, строительство ещё одной электростанции в районе разреза «Восточный» - и газификацию населённых пунктов.

Однако себестоимость электрической и тепловой энергии при таком случае возрастёт в три раза. Поэтому приняли другую схему газификации. Рассмотрели ещё один вариант – построить на территории Бурятии завода по производству сжиженного газа, а в Забайкалье — пять газонаполнительных раздаточных станций. С завода на станции газ предлагается возить железнодорожным транспортом, а до потребителей — автомобильным.

Такая схема утверждена, на сегодня подписано соглашение между правительством Забайкальского края и «Газпромом». Газовики сейчас делают проект, они будут сами строить завод, газопровод и газонаполнительные станции. А правительство края должно будет помогать в выделении земли и прочих вопросах. Срок реализации — после 2020 года.

- В самом начале разговора вы сказали про развитие строительной отрасли. Есть ли какие-то проекты по производству своих строительных материалов, кроме проекта цементного завода?

- У нас два завода строительных материалов. Один — по производству силикатного кирпича и облицовочной плитки, второй — по производству керамического кирпича. Помимо этого есть несколько небольших заводов по производству железобетонных изделий.

Сегодня предприниматель Константин Нагель прорабатывает вопрос строительства завода по производству теплоизоляционных материалов, в частности, керамзитового гравия.

Я не дам стопроцентной гарантии, будет ли построен этот завод, но сегодня Нагель отбирает образцы глин, которые имеются у нас и отправляет их в Германию. В первую очередь нужно провести анализы и понять - возможно ли из неё получить керамзит с нужными свойствами.

Предприниматель Андрей Шемякин прорабатывает вопрос по строительству завода крупнопанельного домостроения. Практически у него уже выбран земельный участок.

Существующий у нас завод крупнопанельного домостроения, который находится между Антипихой и Читой. Однако у него очень маленький объём производства, и он выпускает конструкции устаревших серий, которые не соответствуют требованиям закона об энергосбережении. И сегодня запросы людей к планировке изменились – мало кто хочет жить в домах, которые строилась ранее. Нужно чтобы строительные проекты были гибкими и позволяли строить квартиры как эконом-класса, так и бизнес-класса. Шемякин хочет построить именно такой завод.

Егор Захаров

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления