Политика Китайцы, Карл Маркс и миллионы пустых гектаров

Китайцы, Карл Маркс и миллионы пустых гектаров

Все участники дискуссии были ярыми сторонниками агропарков и развития края. Но одна мысль об иностранных инвесторах воздвигала между, казалось бы, единомышленниками Великую Китайскую стену.

19 октября после часовых дебатов краевой парламент принял закон, который дает правительству региона возможность создавать в крае агропарки.

Принял, правда, только в первом чтении, хотя исполнительная власть настаивала на том, чтобы довести дело до конца прямо на том же заседании. Возможность принимать законы в двух чтениях на одной сессии оговорена регламентом заксобрания ― при условии, что документ поступает от губернатора с пометкой «прошу принять в первоочередном порядке». Но в этот раз пять волшебных слов не помогли. Уж очень большую бурю вызвал проект, занимающий всего лишь одну страничку.

Непаханое приграничье

Есть в правительстве региона такой проект «Создание агроиндустриального парка в Приаргунском и других районах края». Другие ― это Нерчинско-Заводский, Калганский и Краснокаменский. Основная задача проекта — развить на традиционно аграрных землях комплексное производство сельхозпродукции. Зерновых, масличных и кормовых культур. Полнорационных высокобелковых комбикормов и премиксов. Растительного масла и жмыхов из рапса. Мясных продуктов и продуктов глубокой переработки зерна. А со временем — поставить на территории парка завод по глубокой переработке шкур животных, завод по сборке сельхозтехники на базе отечественных и иностранных комплектующих, транспортно-логистическую компанию и вообще любое производство, которое будет интересно открыть инвесторам. Сбыт продукции предполагается наладить как внутри страны, так и — самое главное — на рынке стран юго-восточной Азии, где уже давно нет свободных сельхозплощадей, зато численность населения постоянно растёт и столь же постоянно хочет кушать.

Идея, несомненно, благая, и становится ещё более благой, если посмотреть, на каких землях планируется расположить этот агропарк. А расположить его правительство предлагает на 140 тысячах гектаров практически не используемых земель, в первую очередь — залежах, которые не обрабатывались десятилетиями. Их, кстати, на территориях четырёх районов 150 тысяч гектаров, есть куда стремиться. И стоимость освоения 1 гектара пустоши на сегодняшний день — от 10 до 20 тысяч рублей.

Понятно, что таких денег нет в вечно нищем краевом бюджете, да если б даже и были, законодательство страны не позволило бы потратить миллиарды на распашку бывших полей. Тем более этих денег нет у забайкальских сельхозпредприятий, большинство из которых работает по старинке и с трудом перебивается от посева до жатвы. Значит, огромному проекту потребуется более чем серьёзный инвестор. Отечественный, иностранный — неважно, лишь бы он был заинтересован в развитии современного агробизнеса, ориентированного на экспорт, на приграничных с КНР и Монголией территориях. Лишь бы был готов вложить средства, потому что общая цена инвестпроекта составляет около 10 миллиардов рублей.

Сейчас, по документам, таких инвесторов три: группа компаний «Талина», группа компаний «Сибирь» и ЗАО «Забайкальская зерновая компания». И есть большая вероятность, что заинтересованность проявят и зарубежные бизнесмены. Во всяком случае, министр экономического развития края Баир Галсанов 19 октября заявлял, что в проекте «особенно заинтересованы страны юго-восточной Азии, где не хватает земель для выращивания сельхозпродукции. Это не только Китай, но и Сингапур».

Именно эта информация - о ведущихся переговорах с китайскими бизнесменами - стала причиной аж часовой дискуссии на заседании краевого парламента.

Одна страничка и путь в тысячу ли

Сам законопроект - совсем крошка, не больше чем на страничку. В нём содержится определение, что такое аграрно-индустриальный парк, и оговаривается, что все полномочия по созданию таких парков передаются исполнительной власти. То есть обычный рамочный документ, для реализации которого потребуется огромное количество подзаконных актов - порядков, постановлений и прочего. Их должна будет разработать исполнительная власть. Заксобрание же оговорило себе право контролировать ситуацию и по мере необходимости вызывать заинтересованные структуры на ковер, чтобы выяснить, как обстоят дела. До того, как проект был вынесен на пленарное заседание, его со всех сторон «обжевали» на заседаниях комитетов. Профильный комитет по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку не выходил из кабинета несколько часов, и в результате вынес резолюцию «рекомендовать к принятию». Казалось бы, ничто не предвещало. А на заседании против проекта выступили коммунисты.

Интереснейшая это была дискуссия, надо сказать. Абсолютно все её участники не имели ничего против агропарков и были ярыми сторонниками развития края. Но одна мысль об иностранных инвесторах воздвигала между, казалось бы, единомышленниками прямо-таки Великую Китайскую стену.

Лидер фракции Сергей Сутурин заявил, что «главное тут не формы хозяйствования, главное - понять, в чьей собственности будет земля», и настаивал на том, чтобы отдельным пунктом в постановлении парламента был прописан запрет передавать эту самую землю в собственность или даже в долгосрочную аренду китайским капиталистам.

«Опасения есть не только у нас, - говорил Сутурин. - Жители Приаргунского района, на территории которого правительство хочет развернуть первый такой парк, тоже сильно обеспокоены. Не случайно же 600 человек обратились к губернатору с вопросом, действительно ли у них на полях будут работать китайцы! Ответ они получили неутешительный – что планируется привлечь иностранную технику, что половина работников тоже будет из-за рубежа. И мы уже имеем примеры на Дальнем Востоке, когда российские земли отходят иностранным организациям, и граждане нашей страны не могут на них даже зайти».

Сергея Белоногова гораздо больше, чем Дальний Восток, волновали земли забайкальские. «Вы же знаете, во что превращаются поля после того, как на них поработают китайцы со своими химикатами!» - восклицал депутат. Член парламентского комитета по госполитике Геннадий Долгов пытался вернуть коллегу от мировой аграрной практики к проекту закона: «Посмотрите документ, там же ни слова нет ни о китайцах, ни о химикатах, о чём мы сейчас разговариваем-то?» - но у него ничего не вышло. Белоногов выразил глубокое сожаление, что парламент не осведомлён о том, что на полях агропарка будет работать китайская техника, а обслуживать её будут китайские же специалисты. «Тут вот у нас сидит прокурор, думаю, ему надо бы поинтересоваться, зачем это всё в приграничных районах. И спецслужбам тоже будет нелишне узнать», - веско заметил Сергей Белоногов.

Председатель профильного комитета по аграрной политике Александр Ваулин начал своё выступление с поэтического, но совершенно резонного замечания: «По-разному пахнет сено для влюблённых и лошадей». Он тоже попробовал спустить коллег на грешную и ещё не испорченную химикатами землю, напомнив, что нынче поля погибают явно не от удобрений. «В крае больше двух миллионов га пашни, а обрабатывается только 180 тысяч! Миллион семьсот гектаров вообще не востребованы, зарастают бурьяном, лесом! Чтобы это всё восстановить, требуются огромные затраты», - говорил Ваулин. Он заявил, что комитет безоговорочно поддерживает проект, который даст возможность правительству края искать людей, готовых эти затраты понести.

Тут в полемику вступил ещё один коммунист, Василий Савин, летом занявший свое место в заксобрании. Призвав депутатов вспомнить все страшные случаи с китайской свининой, китайским молоком и китайскими полями, он заявил, что принимать решение по агропаркам следует с ограничениями, «чтобы успокоить население». А свое выступление завершил цитатой из Маркса: «Нет такого преступления, на которое не пошёл бы капитал ради 200% пробыли».

Складывалось такое впечатление, что упомянутые капиталисты, злобно прищурившись, стоят за дверью. И что стоит им услышать результаты голосования, как они немедленно ринутся ордою на забайкальские просторы, потрясая денежными мешками, калькуляторами и злодейскими планами на сорока страницах. Иллюзию развеял голос Анатолия Романова, который взял на себя смелость ещё раз напомнить, что речь идёт всего лишь о том, чтобы уполномочить правительство создавать агропарки. Население же он предложил успокаивать не парламентскими дебатами, а активной разъяснительной работой. «Если люди не понимают - давайте ездить, объяснять им. Тут, я думаю, в корне неправильная была работа правительства по информированию граждан», - заметил он.

Голосование прошло относительно мирно. Только коммунисты, не желая сдаваться, предложили прописать сроки, в которые правительство обязано информировать парламентариев о ситуации с агропарками. На что получили резонный ответ спикера Степана Жирякова, что, мол, хоть каждый день они могут запрашивать данные - имеют полное право без всяких сроков. Да ещё не выдержал в какой-то момент депутат Владимир Дарижапов, раздражённо заметив, что земельные отношения в деталях прописаны в Земельном Кодексе, и все предложения про запрет на продажу сельхозугодий иностранным гражданам в приграничной территории - «ахинея». Поскольку это и без того запрещено федеральным законом. В итоге тридцатью двумя голосами «за» проект был принят в первом чтении.

Послесловие к проблеме

После заседания комментарии о планах правительства давал министр экономического развития края Баир Галсанов. Он спокойно объяснял, что в них нет не только ничего ужасного, но и даже ничего нового. «Ещё в 1956 году правительство Советского Союза принимало решение о создании в Приагунье индустриально-аграрного парка, направленного именно на производство сельхозпродукции с последующим экспортом в Китай. Сегодня мы практически повторяем опыт, выработанный в то время», - сказал Баир Галсанов, заметив, что территории Приаргунского, Калганского, Нерчинско-Заводского и Краснокаменского районов постепенно пустеют. И если уж говорить об угрозе родине, то граница должна быть населена, а населена она будет только тогда, когда там будут рабочие места и стабильная зарплата.

Комментарий заместителя председателя правительства Геннадия Чупина был многословен и эмоционален. Суть его сводилась к тому, что предложенные КПРФ ограничения бессмысленны, потому что федеральное законодательство и без того запрещает передачу в сельхозземель в собственность иностранным гражданам и компаниям, и уж тем более в приграничных территориях.

Комментируя «Чита.Ру» вопрос создания агропарков, генеральный директор ЗАО «Забайкальская зерновая компания» и депутат заксобрания Константин Наместников уточнил, что «сами по себе агропарки - вещь полезная», но смысла в участии китайцев он не видит - во всяком случае, в виде рабочей силы. «Там и без того достаточно народу. А опыт работы наибольшего количества людей при низкой производительности неинтересен. Нам нужен европейский подход - максимальная производительность человека, работающего на земле. То есть - нам нужно поднять производительность, а Китаю - занять своих людей. Поэтому меня, как и остальных, настораживает участие китайцев», - сказал депутат.

Андрей Харин, депутат краевого парламента и генеральный директор группы компаний «Сибирь», тоже не сторонник найма неквалифицированной иностранной рабочей силы в агропромышленный комплекс Забайкалья. «Должно быть привлечение специалистов с конкретной технологией, которую бы при этом одобрил наш минсельхоз и наши ученые. Я уже два года как веду эту работу, и китаец, который ко мне приходит — он не рабочий, он технолог. Применение высокотехнологичной техники сокращает численность рабочих в разы. И эту потребность мы сами закроем», - заявил он «Чита.Ру».

Удивительно для Андрея Харина другое - то, что всё обсуждение свелось к участию именно китайского капитала в создании агропарков. «Почему мы говорим — китайского, а не узбекского и не корейского? Это ведь тоже может быть, и тоже интересно. Нам нужны инвестиции в сельское хозяйство и рынок сбыта! Инвестор при этом может быть какой угодно. Как говорят всё те же китайцы: какого бы цвета ни была кошка — лишь бы она ловила мышей».

А ещё бизнесмен, принадлежащий к партии ЛДПР, сильно удивляется тому, «почему коммунисты российские так не любят коммунистов китайских». И уровень политической подготовки забайкальских коммунистов оценивает крайне невысоко: «Они не хотят задуматься, что в Нерзаводском районе уровень оттока населения 27% с 90-х годов. Больше четверти населения снялись и уехали из приграничного района! Это вопрос экономики. А коммунисты вопрос политизировали, причём сделали это на очень низком уровне».

Несмотря на просьбу губернатора окончательно принять законопроект на той же сессии, депутаты торопиться не стали. Улягутся ли страсти к ноябрю, неясно. Пока же споры между сторонниками и противниками иностранных инвестиций в приграничный агропарк здорово напоминают ту сказку, где муж застал жену в слезах по покойному сыну и вынужден был ей напоминать, что сына-то у них никакого нет. Может, и будет когда. Может быть, ему с полки действительно свалится на голову тяжёлый горшок. Но пока - нету сыночка, вот в чём штука. Не родился ещё. И если дальше сидеть и плакать, не делая каких-то иных телодвижений - не родится никогда.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления