Политика Первый созыв комом: Проверка на принципиальность

Первый созыв комом: Проверка на принципиальность

Принципиальности депутатов хватило на два часа, и удивительно, как перед этим они смогли настоять на своём праве утверждать вице-премьеров. А главное - зачем.

Несмотря на то, что депутаты первого созыва Законодательного собрания Забайкальского края перед самыми выборами соберутся на ещё одну, внеочередную сессию, уже можно с полной уверенностью говорить о том, что, слава богу, всё кончилось.

Серия текстов «Первый созыв комом» на «Чита.Ру» подведёт итоги работы регионального парламента, крайне неудачно отработавшего срок. В первом тексте можно было прочитать, как 8% состава кинули своих избирателей, а отряд не заметил потери бойцов. Во втором - историю любви к себе. Каково пришлось принципиальности депутатов, выясним, посмотрев на самые непростые законы.

Утверждение правительства. Май-ноябрь 2009 года

Законопроект о правительстве даже снимали с повестки дня в мае - депутаты требовали, чтобы губернатор согласовывал с ними кандидатуры всех членов правительства, Гениатулин настаивал на том, что кадровые вопросы находятся исключительно в его компетенции.

По мнению законодателей, это было прямым нарушением устава края, который оговаривает участие парламента в создании высшего исполнительного органа. Единодушны были все на тот момент восемь комитетов парламента, все четыре фракции. После принятия закона во втором чтении губернатор мог воспользоваться своим правом и наложить на него вето.

«Мы говорим «губернатор» - подразумеваем «Равиль Фаритович Гениатулин». В течение 14 лет ему доверяли власть сначала забайкальцы, а потом президент страны. Все знают, что глава нашего региона - сторонник здорового образа жизни и спортивных соревнований, что он, слава богу, не склонен отстреливать с вертолёта редких животных и не способен со страстью истинного охотника кидаться в погоню за медведем всё на том же вертолёте в нелётную погоду. Но, тем не менее, ничто в мире не длится вечно. А с упразднением системы выборов губернатора многое изменилось, и прежде всего то, что на пост главы региона может быть поставлен любой чиновник России, которого президент сочтёт достаточно подготовленным для этой должности. В случае смены губернатора Забайкальского края, когда бы и по каким бы причинам она ни произошла, у власти может оказаться «варяг», незнакомый со многими особенностями края, вплоть до климата, что может привести к катастрофическим последствиям. Вот тогда местной политической элите понадобится рычаг, с помощью которого можно будет влиять на подбор команды губернатора, на кадровые решения, а значит, и на многое другое. Этим рычагом может стать процедура согласования, и было бы странно, если кто-нибудь из участников законодательного процесса об этом забыл », - писала в 2009 году корреспондент ИА «Чита.Ру» Евгения Терентьева.

В сентябре 2009-го закон был окончательно принят. Компромиссом стало право губернатора единолично назначать седьмого вице-премьера - руководителя представительства края при правительстве РФ, утверждать шестерых замов предстояло заксобранию, и скандал разразился на первом же утверждении, в ноябре.

Депутаты имели возможность наблюдать за работой заместителей губернатора в течение полутора лет с момента их назначения весной и летом 2008 года, а перед утверждением провели предварительные встречи с вице-премьерами. Несмотря на то, что на разговор к депутатам не явился Геннадий Чупин, не утвердило заксобрание Алексея Кошелева.

Против вице-премьера, отвечающего за финансы и экономику, проголосовало 42% депутатов, и сразу после объявления итогов голосования в зале появился губернатор: «Сожалею по поводу того, что не настоял при разработке устава на несколько иной схеме, повторяющей схему федерального правительства, когда президент вносит одну кандидатуру на согласование… Дорогие коллеги, вы меня убедили в том, что всё будет хорошо. Я не вижу, что всё хорошо». Гениатулин также сообщил депутатам, что не понял, есть ли в парламенте фракция «Единой России», и попросил партию большинства «в перерыве поразмыслить над тем, что произошло, и принять соответствующее решение».

После перерыва в дополнительной повестке оказался вопрос о повторном голосовании по кандидатуре Кошелева, и таким же тайным голосованием десять депутатов переменили свою точку зрения.

Принципиальности депутатов хватило на два часа, и удивительно, как перед этим они смогли настоять на своём праве утверждать вице-премьеров. А главное - зачем.

Прогиб засчитан

Этой же нормой депутат-справедливоросс Цырендоржи Дамдинов уже во времена врио Ильковского пугал временно исполняющего обязанности вице-премьера Геннадия Чупина. «Вас, Геннадий Петрович, будут выдвигать перед нашим заксобранием на заместителя председателя правительства, мы будем голосовать 100% против вас», - заявлял Дамдинов, когда правительство вносило законопроект о выборах в заксобрание, предполагающий, кроме прочего, использование метода Империале при распределении депутатских мандатов между краевыми списками партий.

Устав, за святость которого так ратовали депутаты, был нарушен во время первых же телодвижений Ильковского в посудной лавке краевого правительства. В третий день пребывания на должности Ильковский освободил от должности команду Гениатулина. Заксобрание деликатно промолчало.

НСОТ. 2009 год

Несколько месяцев правительство региона настаивало на том, что переход на новую систему оплаты труда бюджетникам не повлечёт дополнительных расходов. После проведения расчётов выяснилось, что внедрение системы потребует 2,9 миллиарда дополнительных средств - при условии, что останется в силе норма о доплате до уровня МРОТ низкооплачиваемым категориям бюджетников. Если же, по настоянию депутатов, эту норма из закона убрать, то дополнительные расходы составят 8,5 миллиарда рублей.

«Зачем лукавить-то? – спрашивал спикер законодательного собрания Анатолий Романов. - Сначала нас заверяли, что дополнительных денег не потребуется, а теперь говорят о 2,9 миллиарда рублей. Это же недоверие к документу вызывает! Депутаты - опытные люди, не дети. Долгоиграющий нормативный акт надо принимать с открытыми глазами, чётко осознавая все последствия».

Представитель разработчиков закона, министр трудовых ресурсов и демографической политики Валерий Буянов говорил, «трудное прохождение закона сыграло свою роль»: это помогло увидеть те недостатки, которые в нём были. Выслушав всю представленную информацию, депутаты поинтересовались, что мешало правительству выявить недостатки собственного законопроекта раньше. Их также возмутило, что лишь после настоятельных требований всего депутатского корпуса выяснилась истинная цена «бесплатного» законопроекта.

Единственное, что удалось сделать депутатам, - переубедить правительство в том, что реформу нужно проводить постепенно. В частности, изменить сроки полного перехода на НСОТ - не с 1 июля 2009 года, а с 1 января 2010 года.

Соцнорма на электричество. 2010 год

От идеи повышения социальной нормы потребления электроэнергии, составлявшей 54 кВт.ч., не был в восторге никто. Ни губернатор, ни «Читаэнергосбыт». Плюс раскол был в самом парламенте - часть депутатов требовала норматива в 75 кВт. ч, часть - в 100, коммунисты - в 200 кВт. Единороссы предлагали 65. Губернатор мрачно молчал. На горизонте маячила отмена последней мили, и крик стоял, в основном, именно вокруг неё - давайте защитим хоть население, если не спасти производство. Правительство в лице вице-премьера Кошелева стояло на том, что соцнорма повлечёт за собой крупные дополнительные расходы из краевого бюджета, в котором необходимо будет дополнительно изыскать 11 миллионов рублей, а также убытки «Читинской энергосбытовой компании» в размере четверти всей прибыли предприятия.

Кроме того, Кошелев полагал, что предоставив возможность оплаты «льготных» киловатт, руководство края нарушит принцип адресной социальной помощи: «Мы постоянно нагружаем бюджет социальными обязательствами, давая всем – и по чуть-чуть. А надо-то давать побольше, но тем, кому это действительно нужно».

Депутаты с правительством не согласились, считая, что необходимо принять документ, чтобы вынудить правительство включиться в решение этой проблемы. Председатель комитета по демографической политике и трудовым отношениям Цырендоржи Дамдинов заявлял, что для увеличения соцнормы необходима добрая воля прежде всего исполнительной власти: «Мы сделаем один шаг – но они второй делать не готовы. А значит, наше решение может стать просто декларацией».

Соцнорма была увеличена и введена в 2011 году, по информации региональной службы по тарифам, в неё попадает около 70% населения, а в целом, эксперимент позволил существенно снизить расходы забайкальцев на электроэнергию.

Объединение сёл. Май-сентябрь 2011 года

В мае 2011 года в заксобрании разгорелись баталии об объединении сёл. Правительство края в лице Геннадия Чупина настаивало на принятии в двух чтениях законопроектов об объединении двух сёл в Петровск-Забайкальском районе и 16 - в Александрово-Заводском.

Депутаты упёрлись в собственный здравый смысл и заблокировали объединительные процессы во втором случае, а в первом - приняли в первом чтении после часовой ругани. Коммунисты призывали не торопиться и подумать. Единороссы продавливали объединение. Профильный комитет по местному самоуправлению в лице Сергея Трофимова настаивал, что недовольные объединением будут всегда, а объединительный процесс, безусловно, будет продолжаться, поскольку Александрово-Заводский район - это пилотный проект.

В итоге, законопроект приняли в первом чтении, в сентябре - приняли во втором, объединив 13 сёл, и в 2012 году объединение завершилось. Сегодня районные власти оценивают его результаты резко негативно: управляемость снизилась, шаговой доступности нет, людям хуже, чем было.

Алкогольное лобби. Май 2011 года

В мае 2011 года, после развёрнутой экс-спикером заксобрания Анатолием Романовым и психиатром Николаем Говориным масштабной борьбы с алкоголизацией, после алкогольных рейдов и запрета на распитие спиртных напитков в общественных местах, депутаты краевого парламента отклонили законопроект, увеличивающий время ограничения с 20.00 до 11.00 на продажу крепких спиртных напитков в Забайкалье.

Мораторий на продажу спиртного не нашёл поддержки в профильном комитете по экономической, промышленной политике, который рекомендовал проект к отклонению. В итоге, за отклонение законопроекта проголосовал 21 депутат, против – 15.

Противники законопроекта сослались на необходимость принятия федерального закона, который обеспечит комплексную борьбу с алкоголизмом. Депутат Константин Нагель утверждал, что запреты бессмысленны, а закон, ограничивший продажи спиртного с 24.00 до 8.00, не только не сократил, но и увеличил количество преступлений, совершённых в пьяном виде. Депутат Сергей Белоногов заявлял, что отклонившие законопроект коллеги идут на поводу у лоббирования: «Идёт чисто лоббирование, и коллеги - те, которые работают в комитете, я не знаю - я далёк от такой мысли, что они чего-то недопонимают - просто идут на поводу и всё, по-другому я никак не расцениваю».

В итоге, заксобрание приняло решение подождать федерального законодательства, которое через полгода передало эти полномочия власти исполнительной. Окончательный запрет на продажу алкоголя с 21.00 правительство края спокойно ввело только в августе 2013 года обычным постановлением. В сентябре никому уже не надо напоминать, что в этот момент правительством региона управлял совсем другой человек.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления