Политика Время собирать Краснокаменск

Время собирать Краснокаменск

«Я понимаю, что может быть плохо в бюджете Забайкальского края, когда в целом режется бюджет. Но нет, ничего подобного. С Краснокаменского района, который даёт прирост, снимаются деньги и распределяются в другие районы — им не хватает».

По отношению к Краснокаменску можно применять много прилагательных в связке со словом «самый». Среди райцентров Забайкальского края он считается самым чистым, самым благоустроенным, самым спортивным и так далее. До некоторых пор его можно было считать и самым богатым. Однако мировые цены на уран начали падать, градообразующее Приаргунское производственное горно-химическое объединение сократило обороты и погрязло в оптимизации. Доходы города сократились на десятки миллионов рублей. В два раза увеличился отток населения.

Спасать город должно соглашение, подписанное в декабре 2012 года «Росатомом» и правительством края. Госкорпорация вошла в группу консолидированных плательщиков, перечисляя деньги в региональный бюджет. Правительство же должно тратить 75% этих средств на Краснокаменск. Однако что-то пошло не так.

Бегущие от оптимизации

Два вечных вопроса — кто виноват и что делать — главы города и района задавали 30 октября на заседании комитета по бюджетной и налоговой политике заксобрания депутатам и двум министрам Андрею Кеферу и Александру Бутырскому, отвечающим за экономику и территориально развитие.

Если сравнить заседание с футбольным матчем, то хозяева поля — глава района Герман Колов и глава города Борис Пичкуренко чувствовали себя уверенно. Во-первых, за них играли такие сильные фигуры, как директор ППГХО Сергей Шурыгин и два советника гендиректора объединения «Атомредметзолото». Во-вторых, главу парламентского комитета Владимира Хорохордина можно тоже назвать воспитанником краснокаменской команды — свою карьеру он построил исключительно на ППГХО. Наконец, глав — Колова с большей уверенностью, Пичкуренко — с меньшей, можно называть политическими тяжеловесами, пусть и муниципального масштаба. Отсутствие громких скандалов в виде коммунальных аварий, уголовных дел или проворовавшихся заместителей на фоне благополучия, только добавляет им «килограммов».

Первым слово предоставили Колову. Если бы он сразу сказал — ребята, в то время, когда я начал руководить районом, многие из вас и близко к власти не стояли — то был бы прав. Однако он был более корректен, хотя пару раз упомянул, о том, что целых 14 лет не допускал задержек зарплаты и дыр в бюджете.

Сначала Колов рассказал про борьбу с хвостами очередей в детские сады. Очевидным успехом администрации можно считать запланированный на ноябрь ввод в восьмом микрорайоне нового детсада на 300 мест, построенный на деньги «Росатома». Неуспехом - зарплаты воспитателей в 16 тысяч рублей, грозящие нехваткой персонала.

«Сложилась и другая проблема — мы исполняем указы президента по детским садам не только строительством, но и более дешёвым способом. Изменение СанПиНов в части численности групп и реконструкции существующих учреждений дало нам дополнительные места. Итого с 1 января по сегодняшний день приросли — без нового сада в восьмом микрорайоне — на 781 место. Всё это потребовало дополнительных затрат. В законе прописано — если численность увеличится на 5%, то есть основание для выделения дополнительных денег на зарплату воспитателям. Однако по непонятным для меня причинам в сентябре эти расходы урезали на 12 миллионов. Я понимаю, что может быть плохо в бюджете Забайкальского края, когда в целом режется бюджет. Но нет, ничего подобного. С Краснокаменского района, который даёт прирост, снимаются деньги и распределяются в другие районы — им, видите, не хватает. Ни меня, ни совет о готовящихся изменениях никто не уведомил — в октябре нас поставили перед фактом — с района по статьям «школы» и «дошкольные образовательные учреждения» снято около 20 миллионов», - гремел Колов.

С бюджетом, по его словам, происходили далеко не лучшие вещи. Оптимизация расходов на градообразующем предприятии оставила район без десятков миллионов рублей в виде недополученных налогов на доходы физлиц и добычу полезных ископаемых.

Помимо этого, изменения на ППГХО ударили и по предпринимателям. Торгующие сложнобытовой техникой, мебелью и стройматериалами магазины уменьшают объёмы и отказываются от аренды. На районе это отражается в виде сжатого налога на единый вменённый доход. Однако главная беда — частичная потеря НДФЛ и НДПИ, которые на 82% формируют доход района и не закрываются, по словам главы, «никакими продажами, никакими арендами».

Хорохордин попытался сгладить ситуацию. Он робко уточнил, что большая часть из 1,6 тысячи человек, которые, как утверждал Колов, потеряли работу, по-прежнему получают зарплату и, следовательно, платят налоги в районе. Но предусмотрительный Колов ловко парировал и «домашней заготовкой» перевёл ситуацию в свою пользу: «Да, часть этих людей устроена, но для меня показатель — это объём подоходного налога. Я могу подсчитать фонд оплаты труда исходя из него. Какие бы цифры мы не называли, доходы падают. Кроме того, я могу сказать — в 2013 году с января по сентябрь отток из города составил 1,8 тысячи человек, из них 300 пенсионеров. За тот же период этого года уехали 3,3 тысячи человек, в том числе 200 пенсионеров».

Министр с улицы?

Борис Пичкуренко говорил менее эмоционально. Но почти сразу стало понятно, что задавать вопросы и озвучивать факты он умеет, не считаясь со статусом собеседника.

«В октябре 2013 года мы отправили заявку на перечисление 90 миллионов рублей с копиями заключённых контрактов. Однако специалисты министерства запросили акты выполненных работ. По заявкам, предоставляемым с декабря прошлого года мы получили деньги только в мае 14-го. Подрядчики, которые работают в нашем городе, не имеют достаточно средств и задержка на них серьёзно сказывается», - тихо, но уверенно пенял глава города.

От жалоб на людей, которые выделяют средства из краевого бюджета, он перешёл к жалобам на тех, кому эти деньги предназначаются. Претензии адресовались в основном иногородним подрядчикам. Так, новосибирская фирма сорвала работы, не сумев уложить покрытие беговой дорожки, а организация из Новокузнецка не справилась с физкультурно-оздоровительным комплексом, зря понадеявшись найти субподрядчиков в Краснокаменске. Этим Пичкуренко объяснил своё предпочтение местным строителям. На них как-никак распространяется пусть и неофициальное влияние городской власти. Помимо этого деньги остаются у земляков, что тоже не может не радовать руководителя. Однако вторая сторона этой медали — задержки финансирования для местных подрядчиков далеко не подарок.

«Сегодня у ЖЭУ-50 (городская организация, выигравшая несколько подрядов — ред.) критическая ситуация. Я трижды написал письма губернатору, но ответа нет. Думаю, что надо жить в реальном времени и не брать на себя больше, чем мы можем унести. Когда говорили о выделении 80 миллионов на асфальтирование, я предлагал выделять 40, но полностью профинансировать работы. Сейчас задолженность — 50 миллионов. Самое главное, что я уговаривал наших подрядчиков выйти на аукцион, а они отказывались, считая цену за квадратный метр слишком низкой», - сетовал Пичкуренко.

Депутатам он предложил учитывать мнение района и города при распределении субсидий и перечислять деньги в бюджет города сразу после их поступления из Росатома.

«Пусть не в полном объёме, но какая-то заначка должна быть, - настоятельно твердил Пичкуренко. - А иначе люди выполнят работу и ходят за деньгами — ко мне, в министерства. И никто им ничего не может сказать».

Если бы на совещании вдруг оказался третий министр — Роман Ларионов, курирующий спорт в Забайкалье, то краснокаменский глава вогнал бы его в краску.

«В начале октября из уст министра спорта прозвучала информация о том, что федеральные деньги поступают напрямую в город, а там не могут наладить работу. Это, я считаю, глубокое заблуждение, - раздражённо показал головой Пичкуренко. — Министр должен знать, как распределяются деньги — сначала в бюджет края, затем в район, а потом в город. Это высказывание вызвало дезинформацию среди населения и сказалось на отношении к власти. Мне первым позвонил прокурор, а потом начали звонить краснокаменцы — как так, Борис Михайлович. А ведь это говорит не человек с улицы, а министр».

Когда глава сделал вставку о фонде капитального ремонта, то в голосе его сквозило дикое недоверие. Оказывается, что в СМИ краснокаменцев обвиняли в нежелании работать, соблюдая федеральные и краевые законы. А они всего-навсего не хотят отдавать в Фонд деньги, которые собираются на капремонт с 2004 года. Со слов Пичкуренко выходило, что более правильной системы уже не придумать, а при сбое потеряются не только средства, но и возможности для ремонта.

К защите собственной системы и критике той, что создана федеральным законодательством подключился и Колов.

Почти в голос они просили в качестве эксперимента создать в Краснокаменске ещё один фонд, обещая взять на себя расходы по его оснащению и частично — по содержанию. Так ли были главы уверены в себе, или просто не хотели отдавать местные деньги в край — неизвестно. Но чем могут обернуться финансовые игры они уже проходили.

Контратака сверху

Аудитор контрольно-счётной палаты Сергей Замешаев хоть и отметил успехи районных и городских чиновников, предупредил и о некоторых недоработках.

Он сразу доказал, что первоначальная версия соглашения между правительством и «Росатомом» предполагает перечисление средств в течение финансового года. Сразу отдавать деньги району краевые власти, по его словам, пока не рискуют.

«Претензии в первую очередь к вам. Очень слаб контроль за обязательствами подрядчиков. У вас три контракта разорваны из всех. Организация не исполняет условия контракта, уходит, и вам снова приходится объявлять конкурс. Время затягивается. И если бы у вас лежали деньги — это был бы неоправданный риск. У нас много других проблем», - рубил Замешаев.

В его облике было что-то от Хитмана. Наверняка, что и страх на оппонентов он наводил не меньше, чем игровой киллер.

С его слов выходило, что прописанные в проекте бюджета средства — сами по себе неплохие гарантии. Так край показывает, что деньги предусмотрены и будут выплачены. Но не сразу, а в течение финансового года. Он кинул камень в огород подрядчиков, которые идя на заключение муниципального контракта должны были прикинуть свои риски. А заказчики — то есть власть обязаны был оценивать их возможности. Таким организациям аудитор прописал «экономические удары», то есть штрафные санкции за несоответствие контракту. А главное, он сказал, что есть основания думать о необоснованно заключённом в городе контракте на 280 тысяч рублей и о неэффективном использовании бюджетных 180 тысяч.

Защитником города выступил директор ППГХО Шурыгин. Он тоже поднимал серьёзные темы. С его слов, распоряжение губернатора под номером 622 от 24 октября предусматривает недофинансирование уже достроенных объектов. Сумму, которую потеряет город гендиректор ППГХО почему-то не уточнил. Он напомнил, что при правительстве края была создана рабочая группа, наделённая правом контроля за программой консолидированной группы налогоплательщиков и разработкой изменений для неё. Но за год эта группа, по словам Шурыгина, не собралась ни разу. Хотя изменения край вносил не раз, решая все вопросы единолично.

По итогам совещания депутаты составили протокол, внеся в него задачи, решение которых поможет ответить на некие вопросы или просто закрыть их деньгами. Странно только, что для очевидных вещей потребовалось совместное заседание. Казалось бы — одни пишут письма со своими чаяниями, вторые отвечают на них — информация не секретна. Совершенно очевидно, что обозначенные краснокаменцами заминки надо как-то выравнивать. Ситуация здесь необычна тем, что крупные корпорации, присутствующие в крае, редко снисходят до крупной помощи региону, как это делают атомщики. И злить их неактивностью в соблюдение правил — риск что-то изменить в отношениях.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления