Политика Андрей Кефер: 2015 год будет тяжёлым, но стабильным

Андрей Кефер: 2015 год будет тяжёлым, но стабильным

Один начальник созывал подчинённых на планёрку. Они приходили с десятками вопросов и проблем, сидели в приёмной, а он часа на два закрывался в кабинете. Когда выходил – все вопросы и проблемы были уже решены, планёрка длилась считанные минуты.

Один начальник созывал подчинённых на планёрку. Они приходили с десятками вопросов и проблем, сидели в приёмной, а он часа на два закрывался в кабинете. Когда выходил – все вопросы и проблемы были уже решены, планёрка длилась считанные минуты. С этой то ли байки, то ли реальной истории начал встречу с журналистами министр финансов Забайкальского края Андрей Кефер.

Но бюджет на 2015 год – вопрос не одной планёрки, пусть даже в приёмной сидеть придётся сутками. Говорить с журналистами министру предстояло о том, как будем жить в 2015-м: по указам президента, по доходам – расходам, вокруг которых столько споров. В итоге на вопросы журналистов ушло минут 15-20, примерно столько же глава ведомства цифрами очерчивал ближайшие перспективы.

Антирекорды и наши деньги

«Проблема формирования бюджета в субъектах стоит очень остро, поскольку ситуация с их сбалансированностью постоянно, на наш взгляд, ухудшается. По итогам прошлого года дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составил 642 миллиарда рублей. Это абсолютный антирекорд, такого за всю историю нашей страны ещё не было. Эта цифра в два с лишним раза больше, чем в 2012 году, и в 18 раз больше, чем в 2011-м. Эта тенденция нарастания объёмов государственного долга характерна не только для Забайкальского края, она имеет распространение по всей стране. Причина возникновения дефицита на самом деле очень банальна: регионам не хватает средств на выполнение возложенных на них обязательств, и они вынужденно залезают в долги. Только за прошлый, 2013 год, объём задолженности вырос почти на 400 миллиардов рублей и составил 1,7 триллиона. Цифра просто громадная.

Наиболее уязвимыми с точки зрения финансовой обеспеченности являются так называемые переданные полномочия, причём их количество неуклонно растёт. С 2004 года по сегодняшний день количество переданных обязательств увеличилось в 9 раз. На примере нашего региона хочу сказать, что за период 2012-2014 годов нашему субъекту передано дополнительных полномочий на общую сумму 16,9 миллиарда рублей. Если посмотреть, то мы переданными полномочиями прирастаем на сумму порядка 5 с лишним миллиардов рублей в год.

Самое печальное, что без денег. Например, содержание ребёнка в приёмной семье и семье опекуна - было федеральное полномочие, стало наше. Ежегодно порядка 400 миллионов рублей мы тратим на обеспечение этого обязательства.

Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Ежегодно тратим порядка 400 миллионов рублей, тем не менее, есть решение суда, которое говорит нам о том, что к 2015 году мы должны были обеспечить всех детей-сирот квартирами. Цена вопроса – примерно 5,6 миллиарда рублей. Поручения трудновыполнимые.

Приходится признать, что в настоящее время у нас нет ни возможности, ни реальных стимулов для развития. Все средства уходят на выполнение полномочий и на текущие расходы.

Кризис инвестиций

На наш взгляд, сложившаяся ситуация не способствует проведению регионами активной инвестиционной политики, что мы и видим у себя в регионе. Можно сказать, что в стране, что у нас наблюдается кризис инвестиций. Какой же выход из сложившейся ситуации на наш взгляд? Очень много говорят, что у правительства якобы нет плана для стабилизации экономики и тех процессов, которые сейчас происходят в бюджете. Абсолютно не согласен с этим мнением, план есть и план очень чёткий. Мы в части составляющих этого плана поставили для себя три основных задачи: работа с собственными доходами, работа с федеральным центром по увеличению объёмов финансовой помощи и повышение эффективности бюджетных расходов.

В работе с собственными доходами ситуация самая сложная из всех трёх позиций. В 2012 году доля федеральных налогов в консолидированном бюджете Российской Федерации составляла 92,5%, то есть федеральные налоги обеспечивают такой сбор по стране, львиная доля сборов собирается за счёт федеральных налогов. В налоговых поступлениях регионы как таковые не имеют возможности влиять на те или иные налоговые поступления, у нас отсутствуют полномочия как по ставкам, так и по льготированию, по срокам установления. Этот налоговый манёвр у нас абсолютно отсутствует, потому что федерация продиктовала нам налоговые условия и сформировала налоговую систему.

Сколько налогов остаётся в крае?

В течение 2004-2008 годов доля федеральных налогов находилась в пределах 84,9 – 85%, к 2012 году она заняла 92,5%, то есть она всё более и более увеличивается. Доля собственных налоговых доходов остаётся крайне незначительной в соответствии с долей поступления в региональные бюджеты федеральных налогов.

Мы неоднократно обращались в вышестоящие министерства с предложениями по увеличению собственных доходов. Например, мы сформировали предложение о передаче в доходы бюджетов субъектов РФ части отчислений от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Все мы понимаем, что бюджет РФ больше, чем на 50% формируется от поступлений от реализации нефти. Соответственно, те регионы, на территории которых углеводородов нет, в этом процессе абсолютно не участвуют. Было бы справедливо выработать формулу, которая бы пропорционально по сумме численности населения и площади территории распределяла бы эти доходы. По предварительным подсчётам, мы могли бы дополнительно получить порядка 2 миллиардов рублей. С нами солидарны очень много субъектов, и тех, на территории которых углеводороды добываются. К сожалению, федерация в этой части нас пока не слышит, как и не слышит наших предложений по передаче госпошлины.

Забайкалье является своеобразным пунктом пропуска в Китай, через который проходит очень серьёзное количество грузооборота, и порядка 10 миллиардов средств госпошлины ежегодно уходит в федеральный бюджет, объём этих средств ежегодно увеличивается. К сожалению, мы в этом процессе опять же не участвуем и при распределении этих доходов ничего не получаем.

Недра и пример Монголии

Исходя из того, что недра принадлежат народу, не очень понятно, как ассоциируется территория Забайкальского края с народом Российской Федерации, потому что, к примеру, только по тем аукционам, которые проводятся, просто громаднейшие ресурсы уходят в федеральный бюджет, а мы получаем на своей территории по сути, коллапс в части природных явлений. Например, ведётся добыча золота. Соответственно, представляете, что там будет с природой.

При реализации месторождения золота в Красночикойском районе старт аукциона был 5 миллионов, в итоге месторождение было продано за 43 миллиона рублей. Деньги ушли в федерацию. Балейский район: старт 2,3 миллиона рублей, продано за 100 миллионов рублей. Ресурсы уходят серьёзнейшие. Мы получаем налог на добычу полезных ископаемых от того недропользователя, который приобрёл месторождение. При этом налог опять же разбивается: 60% идёт к нам, 40% - в федеральный бюджет. Мы не раз и не два предлагали федерации изменить порядок, дать больше полномочий на территорию субъектов. К сожалению, эти вопросы очень жёстко узурпированы на территории федерации. Наши недополученные доходы оцениваются в миллиардах, хотя при этом наша позиция сводится к следующему: быть может, нет смысла реализовывать эти месторождения, а сделать так, как сделали в Монголии.

Там есть медное месторождение сродни нашему Удоканскому. По нему сделали минимальную, символическую сумму реализации, но при этом огородили 100-километровую зону и сказали, что за неё руда вывозиться не может. Потенциальный инвестор был вынужден в этой зоне построить переработку. В итоге оттуда вывозится не концентрат, а готовый продукт. Если бы был такой подход, то принципиально история развития Забайкальского края была бы иной. Эти предложения тоже формировались, но пока они остаются без ответа.

Сокращение помощи

Бюджетная политика федерального центра на протяжении 2012-2013 годов строилась только на сокращении объёмов дополнительной финансовой помощи регионам. При этом все рекомендации были направлены на сокращение внутрирегиональных расходов. Сокращаем помощь, изыскивайте резервы, логика такая. Федерация частично компенсировала нам рост социальных обязательств, общий объём безвозмездных поступлений регионам был урезан на 6,2%, если говорить об общем фонде поддержки региональных бюджетов. Эта тенденция продолжает сохраняться. На 2015 год нам предусмотрен объём финансовой помощи в сумме 9,2 миллиона рублей, я имею в виду дотацию на выравнивание, потом 6,9 и 6,7 миллиона рублей.

Риторический вопрос: что нужно делать? И, соответственно, риторический ответ: работать с федерацией.

Эффект от работы с Москвой

В 2012 году у нас была одна командировка в Москву в министерство финансов, мы привлекли один миллион кредита, в 2013 году у нас было 12 командировок, 66 дней пробыли представители министерства финансов и правительства в Москве. Экономический эффект был серьёзный: кредит 1,8 миллиарда рублей, сбалансированность 1,2 миллиарда рублей. В 2014 году пока 8 командировок, экономический эффект – 3,2 миллиарда рублей: 2,5 – это кредиты и 740 – сбалансированность. Есть надежда, что мы подработаем эту сумму. У федерации ресурсы тоже сокращаются, поэтому всё сложнее получается доказывать нашу состоятельность и наши потребности.

По бюджету 2015 года достаточно серьёзное напряжение есть, но оно не критическое. Состоялись решения на уровне депутатов законодательного собрания, бюджет в первом чтении принят. На наш взгляд, бюджет тяжёлый, но ситуация будет контролируемая, поэтому есть уверенность, что 2015 год будет достаточно стабильным».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления