Политика Алексей Бутыльский: Говорить о системном, тотальном кризисе пока нельзя

Алексей Бутыльский: Говорить о системном, тотальном кризисе пока нельзя

...Правила для всех одни, нам не позволит федерация нарушать закон, она нам на это указала, и теперь мы знаем, что наша задача ежемесячно платить 593 миллиона рублей, иначе мы ничего не получим...

В региональном Законодательном собрании второго созыва его можно считать депутатом-представителем системы краевого здравоохранения. За плечами стаж работы в больницах края, опыт руководства краевым центром СПИД, должность заместителя руководителя забайкальского минздрава. Последние четыре года он возглавляет Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Член комитета регионального парламента по бюджетной и налоговой политике, единоросс Алексей Бутыльский — в интервью ИА «Чита.Ру».

Честный диалог

- Почему, занимая достаточно высокую должность в регионе, вы решили стать депутатом? И трудно ли совмещать основную работу с парламентской деятельностью?

- Хотелось проявить себя не только на службе в качестве директора территориального фонда, но и заняться политической работой. Тем более что я являюсь заместителем руководителя регионального отделения партии «Единая Россия». Поддерживая её курс, где-то внутри я созрел для того, чтобы поддерживать своих земляков. На выборы шёл от Шилкинского района, зная прекрасно ситуацию там, зная экономическую составляющую, зная потенциал района, нужды его и чаяния. На данный момент в депутатском кресле я всего год, поэтому сложно подводить какие-то итоги, пусть это оценивают мои избиратели, которым я помогаю, порой даже могу помочь одному человеку — и это тоже, согласитесь, во благо.

Совмещать депутатство с работой мне нетрудно. Я считаю, что всегда можно успеть, если нормально спланировать время. Можно плодотворно трудиться и в фонде, и в заксобрании.

- Как вы относитесь к предвыборным обещаниям, легко ли вы их давали?

- Я сторонник того, что если давать обещания, то только те, которые можно выполнить хотя бы в отдалённой перспективе. Если я не могу — сразу говорю, что это невыполнимо, особенно если это касается экономического развития региона, поскольку всё здесь упирается в финансирование. В этом плане диалог нужно вести честно, лучше сказать, что не можешь, чем пообещать, но не сделать.

- Почему вы выбрали членство в комитете по бюджетной и налоговой политике?

- Потому что это ближе к работе фонда, так как ТФОМС является финансово-кредитной организацией, в которой сосредоточены деньги для финансирования всех учреждений, находящихся в системе ОМС. Это необязательно только больницы и поликлиники, подчинённые министерству здравоохранения. У нас есть и ведомственные учреждения, и частные клиники. Поэтому мне по роду деятельности положено разбираться в финансах.

- Удаётся ли быстро вникать в законопроекты, которые поступают в комитет?

- Всё зависит от вопроса. Есть проекты наиболее сложные, касающиеся взаимодействия ведомств. Скажем, законопроект о комплексном развитии села. Там в одной программе задействовано много отраслевых министерств, и нужно было посмотреть, что от каждого требуется, какими финансовыми средствами то или иное министерство обеспечивает эту программу, свести воедино и понять, что из этого будет и будет ли вообще.

Самым же актуальным для нашего комитета считаю работу над законопроектом о бюджете региона. На это мы нацелены прежде всего, наша основная задача - чтобы бюджет был сбалансированным. И какой он получился, такой получился, так как на сегодняшний день мы исходим из реалий.

- Чувствуете ли вы и ваши коллеги, что в крае наступает кризис?

- В любом случае мы чувствуем изменения, и по финансовым потокам, и в связи с пресловутыми экономическими санкциями, но говорить о системном, тотальном кризисе пока нельзя. Например, тот объём средств, который запланирован на 2015 год в системе обязательного медицинского страхования края, он никак не изменён. При этом в 2014 году у нас было 11,7 миллиарда рублей, а в 2015-м сумма увеличилась на 1,4 миллиарда.

Недофинансировали?

- По какому принципу работает ваш фонд, откуда и как поступают деньги, и в чём отличаются принципы финансирования за работающее и неработающее население?

- Основная цель нашего фонда — обеспечение финансирования гарантированного объёма медицинской помощи. Другими словами, помощь оказывается пациенту, который обратился с любым заболеванием в медучреждение. Для пациента любой вид помощи гарантирован государством, но оплачивает её система, которая создана уже 22 года назад. Откуда в фонде берутся деньги? Во-первых, за работающих граждан работодатель ежемесячно перечисляет в ТФОМС 5,1% от заработной платы. Часть этих средств остаётся на территории региона, часть уходит в Москву.

Во-вторых, есть другой вид платежа — за неработающее население, которое также является застрахованным. У нас на территории Забайкалья застраховано 1,134 миллиона человек. Тут не только те, кто проживает в крае, но и иностранные граждане, а также работники ЗабЖД, живущие в Амурской области. Отсюда, к слову, идёт несоответствие застрахованных количеству реально проживающих на территории региона - примерно на 70 тысяч человек. Итак, за неработающее население, в прошлом году его было 747 тысяч человек, к которым относятся дети до 18 лет, студенты, инвалиды, неработающие, пенсионеры, а также лица, ухаживающие за детьми-инвалидами, платит правительство региона. На сегодняшний день сумма составляет 7 миллиардов 115 миллионов рублей в год. Сумма делится на 12, и каждый месяц правительство обязано до 20 числа текущего месяца отправить деньги в федеральный центр. Москва видит эту сумму, отправляет её обратно нам и ещё туда 500 миллионов прибавляет. Итого, 1,1 миллиарда мы получаем ежемесячно на медицинское обслуживание населения. Вот такой механизм. Он хорош стабильностью и прозрачностью.

- Механизм, действительно, понятен, но при принятии бюджета края на 2015 год ряд депутатов, в том числе и вы, говорили, что денег на ТФОМС запланировано недостаточно. Позже и сам министр финансов Андрей Кефер утверждал, что средств хватит только на 10 месяцев. Что он имел в виду, и правда ли, что краевые больницы на 2 последних месяца 2015 года останутся без денег?

- Речь шла именно об оплате средств из краевого бюджета за неработающее население. Есть федеральный 326-й закон, который жёстко определяет сумму за данную категорию граждан, она прописана в федеральном бюджете вплоть до 2017 года. Краевое правительство не согласилось с тем, что количество неработающего населения в крае составляет 747 тысяч человек. Хотя по закону мы опираемся на цифру, которую нам даёт Пенсионный фонд края. Всё, это 326-й закон. Правительство региона же сослалось на то, что цифра некорректная и пошло по другому пути - взяло данные налоговой инспекции, где есть форма 2 НДФЛ. По данным налоговой, количество неработающих стало 608 тысяч. И именно на такое количество людей мы завели сумму в бюджет на оплату за неработающее население. Она составила 5 миллиардов 830 миллионов рублей, а, как вы помните, по нормативу нам необходимо 7 миллиардов 115 миллионов.

Поэтому, когда правительство в январе 2015 года заплатило за текущий месяц сумму не 593 миллиона рублей, как обычно, а 486 миллионов, то Москва нам субвенцию решила не отправлять до тех пор, пока мы остатки средств — 107 миллионов — им не перечислили. Правила для всех одни, нам не позволит федерация нарушать закон, она нам на это указала, и теперь мы знаем, что наша задача ежемесячно платить 593 миллиона рублей, иначе мы ничего не получим. Конечно, мы должны уменьшить нагрузку на наш бюджет, мы должны прийти к действительно корректной цифре по неработающему населению, например, через легализацию теневиков — тех, кто занимается сдачей внаём квартир, занимается извозом, рубит лес, делает ремонт, сдаёт торговые площади в аренду, ставит незаконно баннеры. И мы работаем в данном направлении.

- Но пока цифры по неработающему населению края не уточнены, Москва будет требовать платить больше, чем мы запланировали в региональном бюджете. Денег в конце года однозначно не хватит...

- Да, пока это не сделано, но, уверен, у нас есть возможность изменить бюджет. И я не думаю, что мы дойдём до такого, что в ноябре не отправим деньги в Москву. Понятно, что это будет социальный взрыв. И невозможно остановить систему здравоохранения, потому что она должна всё равно финансово снабжаться. Поэтому считаю, что такой ситуации вообще нельзя допускать.

Могу сказать, что со стороны депутатов от «Единой России» у нас остались вопросы к правительству по данной ситуации, но при этом понимаю всю сложность и доходной части бюджета, и государственного долга, который сейчас сформировался, и всех бюджетных обязательств по дорожной карте об увеличении зарплат всем бюджетникам. Понятно, что надо где-то ужиматься, где-то смотреть внутренние резервы, а где-то и обращаться в Министерство экономики, Министерство финансов России с просьбой обратить внимание на наш Забайкальский край, поскольку одним нам, наверное, будет очень сложно, а может быть, даже где-то и невозможно выйти из этой ситуации.

Москва критиковала

- Скажите, как вы взглядом врача и одновременно депутата оцениваете состояние здравоохранения края и деятельность министра Михаила Лазуткина?

- К Михаилу Николаевичу я отношусь с уважением. Просто он попал в такое время, когда назрела необходимость реструктуризации, сокращений. Объясню, почему. Нас много лет, ещё при министре Борисе Сормолотове, критиковала Москва за то, что мы содержим большое количество коек, которые не работали и пустовали. Я сам работал в министерстве здравоохранения и знаю, что все нормативы по коечному фонду в городской и сельской местности были превышены. При этом у нас отток населения большой, народ уезжает, а сеть мы оставляем такую же. Москва продолжала критиковать, но когда ситуация изменилась, бюджет стал провальным из-за того, что военные ушли, железная дорога провела сокращение, налогооблагаемая база изменилась, правительство края приняло решение о сокращении как коечного фонда, так и количества учреждений путём объединения в поликлинические холдинги.

Поэтому Михаилу Лазуткину сложно, но другого пути у нас нет. Он, конечно, в очень трудном положении, в большой зоне критики, но я вам скажу, так и депутатскому корпусу рассказываю, что сокращения необходимы, но, конечно, разумные, продуманные, обоснованные.

Руководитель фракции «Единой России» в заксобрании Забайкалья Алексей Бутыльский.

- Чем вы и ваш комитет планируете заняться в ближайшее время?

- В ближайшее время по истечении 6 месяцев года мы, наверное, будем внимательно изучать и прорабатывать изменения в бюджет края.

- Не считаете ли вы, что ваш созыв заксобрания попал в непростое время?

- Мы не можем дистанцироваться от ситуации в Забайкальском крае и в целом в России. Наверное, все мы в одинаковых условиях. И сказать — стало тяжелее или нет, мне, во всяком случае, сложно. В том плане, что я работаю только первый созыв. Но считаю, что всё нужно принимать как должное и работать, работать, другого выхода просто нет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления