Политика Забайкальские полубоги. Кризис нипочём

Забайкальские полубоги. Кризис нипочём

Наталья Жданова с 1 января получила возможность зарабатывать в год в 2 раза больше - до 2,4 миллиона рублей, а самый простой депутат в 1,5 – до 1,2 миллиона.

Сообщения о том, как чиновники начали затягивать пояса потуже, на фоне зияющей на весь край дыры в бюджете стали для многих бальзамом на душу. Но и здесь не всё так однозначно.

В начале марта 2015 года вице-премьер Геннадий Чупин объявил о сокращении на 10% зарплат членов правительства и на 10% - численности госслужащих. С его слов, эти меры позволят поднять эффективность управления и оптимизировать расходы.
Председатель Законодательного собрания Забайкальского края Наталья Жданова спустя несколько дней обратилась к депутатам с предложением сократить зарплату работающих на постоянной основе депутатов на 10% для преодоления трудных времён. Руководители всех фракций её поддержали.

Весной 2014 года губернатор Забайкальского края Константин Ильковский решил «стать богом», взвалив на себя ответственность по назначению зарплат всем госслужащим региона, депутатам, членам правительства и себе любимому. С первого захода, сколько ни объяснял вице-премьер Геннадий Чупин депутатам заксобрания всю пользу от изменений, прокатило только с членами правительства. Закон был принят в апреле, а в мае губернатор им уже воспользовался, приняв сразу два постановления под номерами 31 и 32. Первым он с 19 мая изменил схему выплат зарплат, попутно увеличив их, вторым внёс ещё парочку корректировок, которые должны были вступить в силу с 1 января 2015 года. Естественно, чтобы понять, что произошло, нужно лоб в лоб столкнуться с бюрократической машиной, просьба это учитывать при чтении.

Члены правительства. Возможность заработать выросла до 2,5 раза

Согласно закону «О правительстве Забайкальского края», оплата труда членов правительства состоит из денежного вознаграждения с учётом окладов, надбавок и иных выплат, а также ежемесячного и ежеквартального денежных поощрений, премий за выполнение особо важных и сложных задач, отпускных и материальной помощи.

В первый раз Ильковский влез в две самые важные составляющие зарплат членов правительства – денежные вознаграждения и поощрения. Первые он увеличил: для первого вице-премьера на 5,5%, для остальных вице-премьеров и министров на 11,8% - соответственно до 43,4, 41 и 36 тысяч рублей. Систему начисления вторых разобрал по кирпичикам и переложил с нуля. Старые кирпичи – оклады по 6-7 тысяч рублей – заменил на новые – те самые подросшие денежные вознаграждения.

Раньше для всех членов правительства на год предусматривались поощрения в 38,4 оклада. Это от 230 до 270 тысяч рублей в зависимости от должности, а в разбивке на месяцы - от 19 до 22 тысяч. Ежеквартальные поощрения состояли из четырёх месячных вознаграждений вместе с поощрениями на год или до 250 тысяч рублей. Итого, первый вице-премьер мог получить за год до 1 миллиона рублей без учёта надбавок, которые начислялись только на вознаграждения.

С 19 мая членам правительства стали положены поощрения в 7,5 денежного вознаграждения в год. Если перевести в живые деньги, то первый вице-премьер получил возможность зарабатывать до 325 тысяч рублей поощрений в год или свыше 26 тысяч рублей в месяц, остальные вице-премьеры – 300 тысяч в год или 25 тысяч в месяц, а министры – 270 или 22 тысячи соответственно. Ежеквартальные поощрения также подросли – от 230 до 277 тысяч рублей на год. Теперь первый вице-премьер получил возможность зарабатывать в год в районе 1,1 миллиона. При этом надбавки за климатические условия и прочее стали считаться на всю сумму.

Второе постановление уже не меняло системы выплат, оно лишь увеличило возможности подзаработать хорошо работающим, по мнению Ильковского, членам правительства. Всё за счёт поощрений - губернатор увеличил их потолки в 2-4 раза.

С 1 января 2015 года, скажем, первый вице-премьер Алексей Шеметов в случае, если все 12 месяцев отработает на отлично, опять же по мнению Ильковского, может получить в качестве поощрений до 24 вознаграждений или по два в месяц. Умножаем 43,4 тысячи рублей на 24 и получаем уже чуть больше 1 миллиона рублей. Если прибавить сюда все положенные ему за год 12 ежемесячных вознаграждений, получается 1,5 миллиона рублей.

Аналогичная ситуация и с другими членами правительства. У остальных вице-премьеров поощрения выросли до 23 вознаграждений, а у министров – до 18, или до почти 950 и 650 тысяч рублей. А если сюда добавить положенные им 12 ежемесячных вознаграждений, то получаем 1,4 и почти 1 миллион рублей.

В связи с ростом поощрений ежемесячных подросли и ежеквартальные. Если считать, что, к примеру, Шеметов, безупречно отработал весь год, то он может получить дополнительно ещё около 0,5 миллиона рублей, а рядовые министры – до 360 тысяч. Итого, в год Шеметов может заработать до 2 миллионов рублей. Плюс все надбавки, и эта цифра, наверное, приблизится ко всем 2,5 миллиона рублей - без учёта премий и материальной помощи, которую можно взять. Чуть меньшие, но не менее показательные цифры можно рассчитать и для других членов правительства.

Разумеется, это потолок, который не факт, что губернатор будет назначать всем. Надеюсь, они не так хорошо работают.

Губернатор-альтруист. Возможность заработать выросла на 10-12%

Согласно закону «О некоторых вопросах обеспечения деятельности Губернатора Забайкальского края», оплата труда губернатора состоит из денежного вознаграждения с учётом окладов, надбавок и иных выплат, ежемесячного и ежеквартального денежных поощрений, премий за выполнение особо важных и сложных задач, отпускных и материальной помощи.

На этом глава региона не остановился. На июльской сессии заксобрания им были внесены ещё пара «денежных» законопроектов. Первым - №1031 – полномочия по назначению зарплат госслужащим передавались от заксобрания губернатору, вторым – №1033 - менялась система формирования зарплаты губернатора, депутатов заксобрания, членов краевого избиркома, работников контрольно-счётной палаты (КСП) и омбудсменов. Естественно, нас больше интересует второй.

Законопроект у всех перечисленных власть имущих менял систему поощрений, фактически расширяя их рамки. Мелкие оклады, так же, как у членов правительства, перестали играть главную роль, их сменили жирные денежные вознаграждения.

Закон, во-первых, увеличил размер денежного вознаграждения губернатора на 11,8% – с 40,8 до 45,6 тысячи рублей – и вывел систему формирования фонда оплаты труда из закона, отдав его в руки самого же губернатора.

Раньше в законе было строго прописано, что ежемесячное денежное поощрение главы региона составляло не больше чем 5,5 оклада или 38,5 тысячи рублей, а ежеквартально – четырёх вознаграждений с учётом поощрения или чуть больше 300 тысяч рублей. Губернатор мог заработать до 1,3 миллиона рублей без учёта надбавок и дополнительных премий. Со вступлением в силу поправок в закон губернатор получил возможность сам, без участия 50 депутатов, решать, какими сделать себе поощрения. И он решил.

В августе Ильковский принял постановление №44, которым с 1 января 2015 года ввёл новую систему стимулирования для себя. Ежемесячное поощрение стало составлять одно вознаграждение или 45,6 тысячи рублей, ежеквартальное – четыре с учётом месячных поощрений или до 365 тысяч рублей. Как результат, предел большой части заработка губернатора, что состоит из вознаграждений и поощрений, теперь составляет почти 1,5 миллиона рублей без учёта надбавок и премий за сложность. Рост всего около 10-12% - гуманно. Вот только не факт, что его преемник будет таким же альтруистом-миллионером, которого деньги не очень волнуют и который не воспользуется возможностью злоупотребить новым полномочием.

Депутаты-эгоисты. Возможность заработать выросла до 2 раз

Депутаты заксобрания, видимо, пошли на сделку - отдав желаемые функции губернатору, они получили от него финансово-экономическое одобрение на вынесенную из законов о заксобрании, избиркоме, КСП и омбудсменах систему поощрений, чтобы потом забрать её в свои руки. Ведь, согласитесь, выгодно, когда ты, помимо себя, кормишь с руки и тех людей, которые проводят твои выборы, а потом следят за тем, как ты тратишь государственные деньги.

В это же июльское пленарное заседание депутаты приняли и постановление, которое уже с 1 января должно было активизировать новую опцию. Она применяла внедрённую губернатором уже повсеместно схему замены маленьких окладов на более солидные вознаграждения при расчёте поощрений.

Согласно закону «О Законодательном собрании Забайкальского края», депутаты на постоянной основе имеют право на ежемесячное денежное вознаграждение от 30,3 до 40,8 тысячи рублей, в том числе оклады – от 5,6 до 7 тысяч рублей, в зависимости от должности – от депутата до председателя. Кроме этого, им выплачиваются ежемесячные и ежеквартальные денежные поощрения с начислением надбавок, а также премии за исполнение сложных заданий.

До вступления в силу новых поправок на поощрения каждого депутата полагалось по 38,4 оклада на год, что составляло от 230 до 270 тысяч рублей или от 19 до 22,5 тысячи рублей в месяц. Ежеквартальное поощрение составляло четыре вознаграждения с учётом месячных поощрений или от 200 до 240 тысяч рублей. К примеру, Жданова с учётом всего, кроме надбавок и премий за сложность, могла заработать в год до 1 миллиона рублей, а простой депутат – до 800 тысяч.

Депутаты не поскупились и с 1 января 2015 года на поощрения тех из них, кто на постоянной основе, отрядили от 18 до 33 вознаграждений в год. В денежном эквиваленте ежемесячные поощрения для депутата стало составлять до 576 тысяч рублей в год или 48 тысяч в месяц, а для спикера – до 1,347 миллиона рублей в год или 112 тысяч в месяц. Ежеквартальные поощрения также выросли – от 300 до почти 600 тысяч рублей. Ещё раз возьмём в пример нынешнего председателя – Наталью Жданову. Так вот она с 1 января при хорошей работе получила возможность зарабатывать в год до 2,4 миллиона рублей, а самый простой депутат на постоянной основе – до 1,2 миллиона рублей. При этом качество работы депутатов и соответственно размеры поощрений определяет председатель заксобрания. То есть госпожа Жданова. То есть не госпожа, а полубогиня.

В ответ на запрос ИА «Чита.Ру», насколько увеличились зарплаты депутатов на постоянной основе с 1 января и сумело ли мартовское сокращение перекрыть это повышение, первый зампред парламента Сергей Михайлов пояснил ситуацию так: «Эффективность госуправления в значительной степени зависит от профессиональной компетенции, мотивации, повышения престижа госслужбы. Один из способов, способствующих достижению указанной цели – это внедрение принципа оплаты труда в зависимости от фактически достигнутых результатов деятельности».

Со слов Михайлова, по этому принципу первым пошёл губернатор, изменив систему оплаты труда членам правительства, а заксобрание – следом за ним, в связи с тем, что, согласно законам, на депутатов распространяются те же поощрения, что и на министров.

«Поправки, вступившие в силу с 1 января текущего года, дают право и губернатору, и председателю Законодательного собрания, и другим руководителям госорганов самостоятельно регулировать размер только стимулирующих выплат в зависимости от результатов деятельности. Размер стимулирующих выплат устанавливается персонально по каждому должностному лицу, не является постоянной величиной, может корректироваться ежемесячно в зависимости от результативности работы. Учитывая требования федерального закона «О персональных данных» говорить о конкретных размерах выплат конкретному депутату некорректно», - подытожил Михайлов.

***

Как бы странно это ни звучало, но такое солидное повышение зарплат во время жесточайшего кризиса и последовавшая за этим игра в самопожертвование при их сокращении на 10% - это не самое печальное в этой истории. Проблема сидит глубже – Законодательное собрание Забайкальского края с 1 января приравняли ко всем другим органам исполнительной власти, где есть начальник-министр-губернатор и есть его подчинённые, которых он может поощрять деньгами или наказывать в случае провинности.

Вообще, спикера любого парламента принято считать равным среди равных, так как и его, и депутатов одинаково избрали люди для выстраивания справедливой законодательной базы и отстаивания своих интересов. Единственное отличие - он лишь исполняет формальное руководство процессом законотворчества. У нас же получается так, что Жданова, которую народ вообще не избирал, оказывается равнее других. Она теперь может себе позволить пожурить, допустим, неугомонного коммуниста Николая Мерзликина за колкость в адрес своего законопроекта или поощрить, скажем, близкого по единороссовскому духу Сергея Михайлова за ответ на каверзный запрос ИА «Чита.Ру» вместо неё.

Конечно, можно верить, что наши депутаты на постоянной основе имеют мужество отказаться от этой денежной зависимости ради интересов избирателей, но верится, если честно, с трудом. Особенно, учитывая то, что закон, меняющий систему оплаты, был принят полгода назад, а они так и не высказали перед общественностью своё недовольство этим. Оно и понятно, устоять перед одной полубогиней-то тяжело, а тут ещё и полубог с лёгкой щетиной, жаждущий власти над всеми госслужащими.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Почему не надо ехать на Байкал. Непопулярное мнение местного жителя о том, что не так с великим озером
Виктор Лучкин
журналист
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Мнение
Пухота-то какая! А вам нравится июньский тополиный пух в Чите?
Любовь Никитина
Мнение
Почему лучше успеть оформить загранпаспорт до 1 июля и как это сделать — советует юрист
Дмитрий Дерен
адвокат
Мнение
Сенатор Михайлов об образовании и капитальном ремонте сельских школ. Кому это нужно в Забайкалье?
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления