Политика Как Жданова кабинет министров закрыла

Как Жданова кабинет министров закрыла

Это, наверное, удобно для губернатора, но опыт Ильковского показывает, что сосредоточение центра силы в руках 2-3 человек может быть опасно.

Наталья Жданова к концу 2016 года практически завершила формирование своей команды, правительства Забайкальского края и системы органов госвласти региона. Все они за год, максимум два, должны доказать, что Владимир Путин не ошибся, меняя предпринимателя Константина Ильковского на выходца из советской номенклатуры, семья которой пустила корни во власти ещё в 70-е годы прошлого века.

Жданова начала форматировать региональное правительство через несколько дней после своего назначения. В корректировках этих было гораздо больше логики, чем у её предшественника 3 года назад. Подписанным 24 февраля постановлением врио губернатора дала понять, что людям Ильковского в её правительстве делать нечего. В отставку отправились первый заместитель председателя правительства, ответственный за экономику и инфраструктуру, ближайший соратник Ильковского Алексей Шеметов и руководивший представительством правительства региона при правительстве РФ заместитель Фёдор Луковцев. Обоих Ильковский привёз за собой из Якутии, оба считались его ближайшими соратниками, и оба, безусловно, в полной мере были ответственны за проводившуюся им 3 года политику. Также без промежуточных стадий вроде временного исполнения прежних обязанностей в отставку отправились самый одиозный член правительства Ильковского – министр здравоохранения Михаил Лазуткин, министр культуры Виктор Колосов, министр образования Анатолий Чумилин, министр физической культуры и спорта Роман Ларионов и министр труда и социальной защиты Георгий Рева.

С первого и, видимо, до последнего дня работы Ждановой на посту главы региона логику её решений приходится придумывать самостоятельно – сама она либо не объясняет ничего, либо обходится бесконечно далёкими от истинных её оснований общими фразами. С выходцами из Якутии и с Лазуткиным всё понятно – люди эти в правительстве могли работать только при Ильковском, и только Ильковский, вероятно, знал, чем на самом деле занимался тот же Луковцев. Кроме заместителей были уволены руководитель управления пресс-службы и информации губернатора Елена Фёдорова и руководитель секретариата, либеральный политолог Олег Кузнецов. Считается, что к назначению последнего имел отношение Фёдор Луковцев – они имели отношение к Московской школе гражданского просвещения (МШГП), а к назначению Фёдоровой – Кузнецов. Кажется, что эти должности не достойны упоминания, но на деле оба входили в ближний круг Ильковского и сделали многое для того, чтобы разрушить его реформаторское обаяние формата 2013 года.

Виктор Колосов сделал карьеру в забайкальской археологии и музейном деле, хорошо известен в культурной сфере, но совершенно зря, на мой взгляд, согласился на авантюру с постом министра культуры. Чумилин неплохо справлялся со своей работой, но, возможно, свою роль сыграла всё та же близость к Ильковскому и к партии «Справедливая Россия». Плюс у Ждановой явно свой взгляд на принципы работы региональной системы образования, и любой его руководитель, вероятнее всего, обязан их свято соблюдать. Роман Ларионов получил должность в 2013 году после того, как в Газимуро-Заводском районе, где он работал главой, подставили кандидата в губернаторы Алексея Кошелева – местные депутаты нахимичили с подписями, и того выкинули из предвыборной кампании. Продолжать расплачиваться за оказанные другому губернатору услуги Жданова явно не собиралась. Георгий Рева на момент отставки находился под следствием за строительство дачи на бюджетном объекте за бюджетные средства (получил, в итоге, условный срок и был амнистирован в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне).

После первых отставок Жданова ещё долго корректировала структуру органов власти, и в итоге пришла к следующей схеме:

- Администрация губернатора Забайкальского края, которой руководит заместитель председателя регионального правительства (вице-премьер – в СМИ порой путают термины вице-премьер и вице-губернатор, и часто эти термины и правда тождественны, но не в правительстве Ждановой) Дмитрий Кочергин;

- Администрация Агинского Бурятского округа, вице-премьер Бато Доржиев;

- Представительство Правительства Забайкальского края при Правительстве Российской Федерации. Этим органом власти руководит единственный заместитель губернатора (как раз вице-губернатор), который не является членом правительства, Алексей Бутыльский;

- Министерство финансов, вице-премьер – министр финансов Марина Кириллова;

- Министерство экономического развития – вице-премьер – министр Сергей Новиченко; Минфин и Минэкономразвития в настоящий момент – единственные министерства, руководители которых входят в правительство;

- Министерство территориального развития – министр Виктор Паздников;

- Министерство природных ресурсов – руководитель не назначен, в статусе и.о. министерством руководит Александр Петров;

- Министерство сельского хозяйства – министр Михаил Кузьминов;

- Министерство международного сотрудничества и внешнеэкономических связей – министр не назначен, в статусе исполняющего обязанности министерством руководит Алексей Дроботушенко;

- Министерство образования, науки и молодежной политики – министр Андрей Томских;

- Министерство здравоохранения – министр Сергей Давыдов;

- Министерство труда и социальной защиты населения – министр Андрей Федотов;

- Министерство культуры – министр Елена Михайлова;

- Министерство физической культуры и спорта – министр не назначен, в статусе и.о. ведомством руководит Виталий Ломаев;

- Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Алексей Хосоев;

- Департамент управления делами губернатора, Анатолий Лоскутников;

- Департамент записи актов гражданского состояния, Ольга Корягина;

- Департамент по обеспечению деятельности мировых судей, Альберт Трофимов;

- Департамент по гражданской обороне и пожарной безопасности, Фёдор Кургузкин;

- Региональная служба по тарифам и ценообразованию, Евгения Батуева;

- Государственная инспекция Забайкальского края, Татьяна Мартемьянова.

В структуре исполнительных органов госвласти при Ждановой осталась 21 позиция, при Ильковском было 29, при Гениатулине – 32. Каждый новый губернатор отрезает от раздутой структуры правительства первого главы Забайкальского края свои куски. Чаще всего это аргументируется нехваткой финансовых ресурсов. Это хороший, хотя и притянутый за уши к политике федерального центра довод. Проблема в том, что следом за бесконечными сокращениями падает эффективность работы государственной машины. Во времена Ильковского считалось, что нужно уволить какое-то количество чиновников, а тех, кто остался, заставить лучше работать. Но доказательства этой безумной теоремы закончили на увольнениях – от страха чиновники работать лучше не стали, а ответа на вопрос о том, что делать дальше, как-то не нашлось.

При формировании новой структуры органов исполнительной власти произошло следующее:

- промышленную политику убрали из министерства природных ресурсов и промышленной политики и передали в министерство экономического развития;

- от министерства сельского хозяйства и продовольствия отрезали слово «продовольствие» - вероятно, это тоже ответственность министерства экономического развития, потому что сельское хозяйство региона весьма слабо обеспечивает регион продовольствием;

- у министерства внешнеэкономических связей и из названия, и из полномочий убрали туризм – при Ильковском его вывели в отдельный департамент, а после его отставки долго мурыжили (Жданова, в частности, не исключала передачи туризма в минкультуры), но в итоге вернули обратно в профильное министерство;

- в министерство социальной защиты населения опять вернули «труд», теперь это министерство труда и социальной защиты населения;

- вместо семи департаментов осталось пять. Ликвидирован департамент информатизации и связи (полномочия переданы в министерство территориального развития) и департамент туризма;

- от пяти служб осталась одна, которую нельзя уничтожить – Региональная служба по тарифам (РСТ). Уничтожены Государственная лесная служба (передана в минприроды), Государственная ветеринарная служба (в минсельхоз), Государственная служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира (минсельхоз), Государственная служба занятости населения (минсоцзащиты);

- все инспекции – Государственную жилищную, Инспекцию государственного строительного надзора и Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники – слили в одну Государственную инспекцию Забайкальского края.

Ещё более кардинально, чем структуру органов исполнительной власти, перешили региональное правительство. Теперь в него входят всего семь человек:

губернатор, который по должности является председателем правительства Забайкальского края, это Наталья Жданова;

- первый заместитель председателя правительства Александр Кулаков;

- заместитель председателя правительства - руководитель администрации губернатора Дмитрий Кочергин;

- заместитель - руководитель Администрации Агинского Бурятского округа Бато Доржиев;

- заместитель по социальным вопросам Аягма Ванчикова;

- заместитель - министр финансов Марина Кириллова;

- заместитель - министр экономического развития Сергей Новиченко.

Предыдущее правительство Ждановой, структура которого была утверждена в июне 2016 года, состояло из 17 человек – в нём кроме вице-премьеров было девять министров, а у министра сельского хозяйства (тогда министерство называлось ещё министерством сельского хозяйства и продовольствия) был статус вице-премьера. При Ильковском в правительстве тоже было 17 человек – все министры и вице-премьеры, включая руководителя представительства правительства региона при правительстве РФ. При Ждановой эту должность из правительства вывели по прагматичным основаниям – постоянно работающему в Москве руководителю представительства весьма накладно, да и незачем постоянно летать в Читу на заседания кабинета министров, а от его присутствия зависит кворум – минимальное количество членов правительства, обеспечивающее легитимность его решений (сейчас четверо из семи). Ну, и убрали всех министров.

При формировании правительства края и его принципов Жданова продавила через заксобрание право главы региона самостоятельно определять количество заместителей председателя правительства. Предыдущие редакции закона о правительстве держали перечень замов статичным. Всех замов губернатор обязан согласовывать с заксобранием. Также Жданова оставила за собой назначение заместителей тех членов правительства, которые руководят органами исполнительной власти – сейчас это министр экономического развития Сергей Новиченко, руководитель администрации АБО Бато Доржиев, министр финансов Марина Кириллова и руководитель администрации губернатора Дмитрий Кочергин. Это положение весьма значимо – заместители в Минэкономразвития, администрации губернатора, да и в администрации АБО и Минфине - серьёзные, а часто ключевые для региона должности, с которых людей можно, например, двигать на место их непосредственных руководителей.

Каждый член правительства координирует работу каких-то органов исполнительной власти.

Выглядит это так. Губернатор Наталья Жданова:

- Администрация губернатора;

- Департамент управления делами губернатора;

- Министерство финансов;

- Представительство правительства края при правительстве РФ.

Первый заместитель председателя правительства Александр Кулаков:

- Министерство природных ресурсов;

- Министерство территориального развития;

- Департамент государственного имущества и земельных отношений;

- Департамент по гражданской обороне и пожарной безопасности.

Руководитель администрации губернатора Дмитрий Кочергин:

- Департамент по обеспечению деятельности мировых судей.

Руководитель администрации АБО Бато Доржиев ничего контролировать, кроме администрации АБО и территориальных органов региональных ведомств, не может, но на сайте правительства края чёрным по белому написано, что он контролирует и координирует деятельность органов местного самоуправления на территории АБО. Это хоть и привычная история для взаимоотношений Забайкальского края с муниципальными районами, особенно в Агинском Бурятском округе, но вообще-то прямое нарушение 12-й статьи Конституции, в которой сказано, что «местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно», а «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Заместитель по социальным вопросам Аягма Ванчикова:

- Министерство здравоохранения;

- Министерство образования;

- Министерство культуры;

- Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма – в части полномочий, касающихся безвизовых групповых турпоездок;

- Министерство труда и социальной защиты населения;

- Министерство физической культуры и спорта.

Руководитель министерства экономического развития Сергей Новиченко:

- Министерство международного сотрудничества и внешнеэкономических связей – за исключением туризма;

- Министерство экономического развития;

- Региональная служба по тарифам.

Наталья Жданова оставила за собой привычные для губернатора направления, отдав профильному заму – Новиченко - внешнеэкономические связи. С учётом того, какое значение придаёт учившаяся в Китае, знающая китайский язык, выросшая в семье специалиста по российско-китайским отношениям и сделавшая начальником управления внутренней политики китаиста Наталья Жданова, полномочия Новиченко в сфере международных отношений выглядят фикцией. С минфином, напротив, всё понятно. При Гениатулине это направление курировал отдельный вице-премьер, со времён Ильковского финансовое ведомство напрямую подчиняется главе региона.

Первому заму логично вернули предупреждение и ликвидацию ЧС, но убрали Региональную службу по тарифам. С тарифами в Забайкальском крае всё непросто, а Александр Кулаков – бывший директор основного возмутителя народного спокойствия, ТГК-14 – с политической точки зрения выглядит худшим публичным куратором тарифной политики. Что не мешает ему при желании курировать её не публично. У него же самые опасные с коррупционной точки зрения ведомства – Минтерразвития и Департамент государственного имущества и земельных отношений. Искушений при распределении десятков бюджетных миллиардов у первого зама и его подчинённых будет немало, но история с арестом бывших руководителей «Службы единого заказчика» должна добавить распорядителям этих денег свежести сознания.

Дмитрий Кочергин вроде бы ничего не курирует, но это обманчивое впечатление – он курирует почти всё, и в структуре органов госвласти является ключевым игроком.

У Аягмы Ванчиковой огромный блок социальных ведомств. К концу 2016 года совершенно не очевидно, что она сможет дать что-то этому блоку – до назначения она работала на крайне узком направлении, далёком от образования, культуры и спорта.

Сергей Новиченко опытный чиновник, но никогда не работал в реальной сфере. В замах у него тоже одни чиновники, и до сих пор очень сложно понять, кто будет пытаться управлять несчастной экономикой Забайкальского края. У первого зама эти функции забрали, да и Кулаков не выглядит опытным экономистом, у Новиченко явно нет эффективных ресурсов для разработки как стратегических, так и тактических схем по выводу региона из стагнации, а больше и взгляд кинуть некуда. Про экономику много говорит руководитель администрации губернатора Дмитрий Кочергин, но аппарат имеет к экономике весьма опосредованное отношение – разве что может кадры для профильных ведомств подкидывать.

Кочергин в правительстве Ждановой – основной игрок, а на администрацию губернатора, судя по всему, возлагаются основные надежды по выводу системы органов власти из стагнации. Этим кабинет министров (хотя при Ждановой это, скорее, кабинет вице-премьеров) сильно отличается от своих предыдущих реинкарнаций. В правительстве Ильковского основной упор делался на блок, который незримо курировали сам губернатор и его первый заместитель Алексей Шеметов. Блок этот занимался в основном экономикой, финансами и крупными проектами, всё остальное было как будто на периферии. Неинтересные якутянам направления скидывали куда попало, например, в администрацию губернатора. В первом правительстве Забайкальского края Равиля Гениатулина акценты были размазаны по полномочиям молодых вице-премьеров – курировавшего экономику, сельское хозяйство и финансы Алексея Кошелева, промышленность и отношения с инвесторами - Евгения Вишнякова, инфраструктуру и инвестиции - Александра Холмогорова и руководителя администрации губернатора Геннадия Чупина. До 2008 года, в поздних администрациях Читинской области царствовали опытные статусные заместители и помощники – руководитель аппарата Сергей Трофимов, глава управления делами губернатора и главный политтехнолог Валерий Буянов, руководитель секретариата губернатора Георгий Стуканов, первый зам Виктор Окунев.

Какая схема в Забайкальском крае оптимальна – сказать невозможно, но перенос ключевых направлений в администрацию губернатора особого оптимизма не вызывает. Странными выглядят занятия Кочергина экономикой – это не по статусу, не понятно, на каких основаниях, да и профильной работы у руководителя администрации губернатора - невпроворот. Нужно фактически с нуля выстроить работу с муниципальными образованиями и кадровую политику. Просится корректировка работы с законодательным собранием, которое давно превратили в прокладку между субъектами законодательной инициативы и финальными чтениями региональных законов. Впрочем, первый год работы Ждановой на посту главы региона говорит о том, что заксобрание и дальше будут использовать так же, как используют Госдуму на федеральном уровне - в качестве печати, которой заверяют законодательные инициативы исполнительной власти. Это далеко не всё - в администрации губернатора есть ещё управление внутренней политики и управление по работе со СМИ, секретариаты губернатора и его заместителей, шлифующее все нормативно-правовые акты государственно-правовое управление, контрольное управление губернатора, управление по взаимодействию с силовыми структурами и по пресечению коррупции… Складывается впечатление, что Кочергину должно быть не до экономики, но вице-премьер активно ей занимается.

Кочергин пока кажется единственным сильным и относительно самостоятельным игроком в новом правительстве Ждановой. Это, наверное, удобно для губернатора, но опыт того же Ильковского показывает, что сосредоточение центра силы в руках у 2-3 человек может быть не просто неэффективно, но и опасно. Любой сильный игрок в команде - не только сдерживающий фактор для капитана, но и возможность более равномерно распределить ответственность и нагрузку между членами правительства. Схема первого правительства Забайкальского края при Равиле Гениатулине при всех его проблемах и откровенно раздутой структуре выглядела более сбалансировано, хотя губернатор и не смог сдержать центробежные силы своего крайне ретивого окружения. Тем не менее, у Ждановой в руках есть возможности для постепенной корректировки нынешнего статус-кво. Она может как перераспределять полномочия между своими замами в правительстве, так и менять этих замов - заксобрание утвердит на посту вице-премьера кого угодно. Вопрос только в том, что готовых ни министров, ни тем более заместителей председателя правительства в Забайкальском крае нет, а на их подготовку, судя по всему, ни у кого нет ни времени, ни особого желания.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления