В уголовном деле бывшего главы управления Росреестра по Забайкальскому краю Николая Затеева фигурируют имена двух депутатов заксобрания региона – Андрея Никонова и Романа Щербакова. Первый в конце 2015 года передал Затееву взятку в 300 тысяч рублей от лица ОАО «Силикатный завод» в Чите, второй выступил посредником при переговорах. При этом оба избежали какого-либо наказания. Рассказываем, почему.
Союз Затеева и Васина
Николая Затеева оперативники задержали утром 29 декабря 2015 года в читинском аэропорту. Глава управления Росреестра собирался вернуться в Москву, откуда его прислали в мае 2015-го возглавить ведомство. В конце марта 2017 года Центральный районный суд Читы назначил Затееву 8,5 года колонии строгого режима со штрафом 7 миллионов рублей. Позже краевой суд сократил срок лишения свободы до 8 лет.
Такое наказание глава управления получил за взятки с сентября по декабрь 2015-го на общую сумму 400 тысяч рублей. При этом Затеев работал с взяткодателями в основном не напрямую, а через своего приятеля Ивана Васина. Тот приехал в Читу из Москвы в августе 2015 года вслед за Затеевым.
Схема была проста: Затеев звонил Васину, называл номер телефона и сумму взятки, которую надо предложить по этому номеру. За вознаграждение предпринимателям предлагали ускорить регистрацию документов через Росреестр. Если бизнесмены соглашались, Васин забирал деньги и передавал их Затееву, которого по телефону называл дядей Колей. За посредничество Иван Васин получил штраф в 400 тысяч рублей. Избежать колонии ему помогло сотрудничество со следствием.
Самую крупную взятку Затееву удалось получить от Силикатного завода. По информации источника в правоохранительных органах, от предприятия 21 декабря 2015 года поступило заявление на регистрацию допсоглашений к муниципальному контракту по двум домам в посёлке Антипиха. Дома №5 и 6 на улице Казачьей предназначались для расселения граждан из аварийного жилья, а также для детей-сирот. Согласно контракту, предприятие должно было построить дома за свой счёт, а власти Читы – выкупить пять квартир за 9,8 миллиона рублей. Причём ввести здания в эксплуатацию нужно было до 31 декабря 2015 года.
Оба дома были построены в срок, правда, их нынешние адреса сейчас Казачья, 22а и 22б. Согласно показаниям депутата Щербакова (в материалах дела он фигурирует как свидетель №19), во время регистрации домов обнаружилось, что дом на Казачьей, 22а, залез на два кадастровых участка, хотя по муниципальному контракту должен был стоять на одном. Одно из допсоглашений, которое поступило 21 декабря в Росреестр, касалось как раз исправления этой оплошности.

Поделиться
На сцене появляются депутаты
На госрегистрацию у Росрееста по закону есть 15 дней, то есть ведомство вполне могло согласовать документы после Нового года, когда муниципальный контракт перестал бы действовать. В этом случае Силикатный завод так и не получил бы деньги из городского бюджета.
Чтобы оформить всё до 31 декабря, депутат заксобрания Роман Щербаков по просьбе одного из руководителей Силикатного завода обратился к Ивану Васину. С последним депутат познакомился, когда заказывал у его компании переоценку кадастровой стоимости земельного участка. По материалам дела, Щербаков точно знал о дружбе Васина с Затеевым, поэтому к нему и обратился.

Поделиться
Глава управления Росреестра сначала хотел попросить за помощь 150 тысяч рублей, но потом увеличил цену вдвое, так как в документах якобы нашлись ошибки. Щербаков передал предложение председателю совета директоров ОАО «Силикатный завод», депутату заксобрания Андрею Никонову. Тот согласился и, по его собственным показаниям, просил оформить помощь Васина официально. О незаконности действий он якобы не подозревал.

Поделиться
Правда, сам Васин в суде заявил, что ни Щербаков, ни Никонов с него никаких документов о получении денег не просили. Более того – по словам Ивана Васина, при получении взятки он сразу сказал, что она будет вознаграждением сотрудникам Росреестра за помощь. Среди записей телефонных разговоров, расшифровки которых приложены к делу (Васина прослушивали несколько месяцев), тоже договорённости об официальном оформлении денег нет.
Все в плюсе
Следователи не стали трогать депутата Никонова, так как поверили, что он мог не знать о нарушении закона. Единственное, чем он только косвенно поплатился в этой истории – штраф в 500 тысяч рублей, назначенный не лично Никонову, а Силикатному заводу. Причём штраф за взятку в 300 тысяч рублей скромный, если сравнить с наказанием для директора фирма «Фортуна» – тому придётся заплатить 1 миллион рублей за взятку Затееву.
Депутат Щербаков, который в беседе с журналистом опроверг своё участие в даче взятки Затееву, вовсе вышел из истории нетронутым. Преследования он избежал благодаря сотрудничеству со следствием, а вопрос его исключения из краевого парламента даже не будет обсуждаться, пока сами правоохранительные органы не отправят в заксобрание информацию об участии Щербакова в деле Затеева. Той же позиции руководство парламента держится и по депутату Никонову. Оба, кстати, состоят во фракции «Единая Россия», где тоже не собираются принимать никаких мер. Об этом сообщил в ответ на официальный запрос секретарь фракции Сергей Михайлов.

Поделиться
Что же касается муниципального контракта на покупку пяти квартир в построенном Силикатным заводом доме, он благодаря помощи Затеева и Васина всё-таки исполнен. Причём его стоимость по допсоглашению выросла на 10% – до 10,8 миллиона рублей.
***
Утром 18 апреля в Законодательном собрании Забайкальского края начнётся очередное заседание. В повестке есть проект о внесении изменений в региональный закон о противодействии коррупции. Принимать документ в числе прочих будут Роман Щербаков и Андрей Никонов – люди, о чьём участии в даче взятки стало известно прессе случайно. Кто знает, о каких ещё делах с участием забайкальских депутатов нам не известно? Хотя их благосостояние от этого знания, конечно, не меняется.