Временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края Александр Осипов в четвёртый раз поехал в командировку по Агинскому Бурятскому округу. Значимость этой территории на выборах трудно недооценить; непоколебимая вера в назначенного президентом лидера помогала перевесить недоверие всех остальных районов и Читы, иногда вытаскивая этого лидера в губернаторы буквально за уши. В Забайкалье так сложилось: кому поверят в АБО, тот и будет губернатором.
Округ живёт по особой, только ему понятной системе, которая, как корни столетнего дерева, срослась с чинопочитанием, родственными и дружескими связями. Первый губернатор края Равиль Гениатулин, боясь возмущения агинчан после и без того спорного объединения с Читинской областью, эту систему не трогал. Константин Ильковский нуждался в её поддержке, как и буквально спасённая от второго тура на губернаторских выборах агинчанами Наталья Жданова.
А при Александре Осипове за 4 месяца до выборов в отставку в сопровождении следователей и подозрений много в чём не очень хорошем ушёл в отставку глава администрации АБО Бато Доржиев, которому, по информации источников во властных структурах, Осипов предложил отставку после знакомства с документами о его «подвигах».
В свете этих событий двухдневная поездка Александра Осипова в один из ключевых регионов края на выборах выглядела необходимой, чтобы на месте поговорить с людьми, показаться им и показать, кто в крае главный и за что он выступает.
Что происходит в Агинском округе?
- Глава администрации Агинского Бурятского округа Бато Доржиев уволился из-за состояния здоровья.
- Одной из причин источники «Чита.Ру» назвали растраты в межрайонном фонде поддержки предпринимательства, который возглавлял Ананда Дондоков, а после – Бато Доржиев. С 2016 года якобы 26 миллионов рублей ушло на праздники, машины, поездки и прочее.
- В конце мая Доржиев ушёл с поста главы фонда поддержки предпринимательства в Агинском округе.
- А потом официально стал подозреваемым в растрате 26 миллионов рублей.
Ворота доверия
Около старенькой остановки под Дульдургой, за которой расположился покосившийся деревянный туалет на две кабинки, стоят несколько машин, а вдоль дороги прогуливаются больше десяти мужчин в идеально выглаженных костюмах, рубашках и при галстуках, отдельной компанией стоят журналисты. Все мы ждём Александра Осипова, который задержался на заседании в Чите.
Недалеко от стихийной парковки, в 1,5-2 километрах от машин с блестящими капотами, один за другим то на склоне сопки, то ниже дороги, в долине, монолитами степей встали плиточные могильники - захоронения времён, когда ни про губернаторов, ни про их выборы даже не знали.
Кортеж появляется на дороге, когда над Дульдургой скользит в потоках воздуха орёл с чем-то в лапах. Рассыпавшиеся по обочинам ожидавшие прыгают в машины. Александр Осипов в краевых министерствах и у зампредов отменил закрепление автомобилей за конкретными чиновниками, а в своём во время частых командировок проводит совещания и рабочие встречи, чтобы не терять время даром. Дефицит времени в поездке как будто гнался за теми, кто торопился успеть по плану, каждый день в котором был расписан встречами на несколько страниц.
Но спешка чуть отошла в сторону, когда несколько машин остановились на въезде в нацпарк «Алханай». У восьми новых ступ одетых по-деловому людей встретил лама.
- Сначала хотели поставить их по большому кругу в парке, а потом поняли, что люди там бывают в основном летом и большую часть года видеть их не будут. Установили здесь, - рассказывают Осипову.
У его помощников в руках оказываются расшитые ярким мешочки с рисом и пшеницей, из которых медленно отходящая по часовой стрелке толпа берёт щепотками и бросает на ступы. Обойдя их, все рассаживаются по машинам и едут в нацпарк.
Почти сразу около машин делегацию людей в офисном встречают люди в зелёном - сотрудники национального парка, большинство из которых, попроси их об этом, смогут провести здесь людей по самым неизвестным тропам.
- Что, не кусают вас комары? - с улыбкой спрашивает их Александр Осипов после того, как его сводили к ручью, к статуям двух почитаемых в буддизме божеств и к карте нацпарка, около которой подозреваемый в мошенничестве директор парка Баяр Балдоржиев рассказал о числе посетителей, истории и затратах.
- Да скоро паут начнётся, это птица посерьёзнее комаров будет, - отвечает Осипову кто-то из сотрудников.
Пик туристического сезона в парке приходится на вторую половину июня-июль, и за год здесь успевает отдохнуть около 100 тысяч туристов, подавляющая часть которых идёт по священным маршрутам в эти 1,5 месяца.
Но пока дороги туристам сюда нет: в крае ещё не отменили режим ЧС из-за пожаров.
- Это будет зависеть от многих факторов, - уйдёт врио губернатора позже от ответа журналистов на вопрос, когда планируется посмотреть на возможность отмены режима.
Как найти воду
После воды из источника с высоким содержанием серебра всё разрастающуюся делегацию чиновников встречают звонкие, как золотые медали, дети.
Сегодня 18 педагогов учат здесь почти сотню школьников, к выпускному балу готовятся 16 старшеклассников. Но самый известный выпускник этой школы - герой России Бадма Жабон по кличке Монгол.
Бадму Жабона призвали в Советскую Армию в 1939 году. Во время Великой Отечественной войны он, находясь в госпитале, оказался во вражеском тылу, откуда выбирался около 3 месяцев. После командовал соединением партизанских отрядов. В конце войны Бадму Жабона тяжело ранили под Кёнигсбергом (Калининградом). Вернувшись на родину, он был председателем сельсовета, работал бухгалтером в колхозе «Эрдэм».
Почитание старших, их подвигов и желание сохранить их наследие – одна из главных черт Агинского округа. В школе на отдельном стенде висят нарисованные детьми портреты Бадмы Жабона, его форма, под стеклом на бархате – его ордена.
Идём на второй этаж. В школе вот уже 16 лет работает тьюторская школа (школа наставников), которой руководит Любовь Лхасаранова. Один из её учеников, когда толпа приезжих взрослых останавливается перед ним, начинает рассказывать, как изучал грязевые вулканчики и победил во всероссийском конкурсе.
Рядом - собранные школьниками осиное гнездо, в коробочке - кожа змеи после линьки, на полках - отшлифованные корешки. «Птица счастья», - написано около одного.
- Как определить источник питьевой воды? - вдруг с хитрецой спрашивает Александр Осипов мальчишку.
Тот на секунду как будто тушуется, а потом начинает рассказывать про истоки. Все слушают его ответ, потом разворачиваются на 180 градусов – пора продолжать экскурсию. По коридору, оказавшимся вдруг узким для толпы чиновников, журналистов, операторов и работников школы, Осипова уводят в интерактивный класс, где по видеоселектору связываются с соседними школами, потом - в зал боевой славы. На фронт из села ушли 115 жителей, 54 из которых не вернулись. Прогулявшись по школе, большие начальники (так шептались в толпе) выходят на улицу. На крыльце все выстраиваются для фото на память.
- Внимание! - кричит один из снимающих
- Куда смотреть-то? - откликается член Совета Федерации от Забайкальского края Баир Жамсуев.
- В перспективу! - не растерялся фотограф.
Вообще вся эта двухдневная поездка была сильно похожа на эту первую школьную экскурсию с порой неожиданными вопросами. Их нужно быстро задать, быстро получить ответы и поскорее уехать к следующему экспонату.
Где-то за границей суетливого потока шептались о законсервированном клубе Алханая, но его, если проблема на самом деле есть, осматривать не стали.
А потом началось сумасшествие и смена картинок, как в калейдоскопе.
Вот кондитерский цех в Дульдурге и не вместившиеся в помещения сопровождающие Александра Осипова.
Вот встреча с предпринимателями под пельмешки. Пока заваривали чай, кто-то успел рассказать про необходимость сделать так, чтобы разрешительные документы на молочную продукцию делались не только в Чите, а поближе, кто-то – про создание ононской тропы и запуск парома через реку Онон.
Разбивание хребтовой кости в коридоре дульдургинской школы.
Юные патриоты ростом метр с кепкой и полные классы играющих на музыкальных инструментах и танцующих детей.
Короткая встреча с жителями.
Оказывается, в школе устарело компьютерное оснащение, а в детском доме творчества – само здание. Кроме того, уже несколько лет выделяемая на отдых детей сумма не меняется, и оплачиваются почему-то 18 дней вместо 21.
Александр Осипов смотрит на зампреда правительства края по социальным вопросам Аягму Ванчикову, которая отвечает, что в крае ежегодно отдыхают 54 тысячи детей, а материальная база 90% их мест отдыха в регионе – точно такая же. Что с этого тому, кто спрашивал про рассыпающееся здание, не понятно.
После небольшой передышки во время разговора в Дульдурге – снова скорости по дорогам и по коридорам. В местной библиотеке приготовили выставку с удивительными украшениями ручной работы, ножей с серебряными рукоятями (на изготовление каждого такого уходит не меньше месяца), резными портретами и удивительными по красоте костюмами из свалянного вручную конского волоса.
- А мы его увидим?
- Ага.
- А то я его только по телевизору видела, - шепчутся две девчонки, которым вот-вот выступать перед Осиповым.
Небольшая встреча и несколько вопросов от жителей на втором этаже - и снова по машинам.
Из библиотеки уезжали под «Дульдурга ты моя, Дульдурга», спетую артистками в костюмах прямо на крыльце.
«Алтаргана» - код бурятского народа
В районной больнице песен не пели. Сухо, строго по врачебному, провели по коридорам. Не хватает машин скорой помощи, очереди к терапевтам, к остальным врачам очередей нет. Но крайняя нужда в окулисте, который приедет только года через 2, а сейчас учится в Читинской медакадемии.
Короткая встреча с врачами, хлопок дверью, заведённый мотор и пыль за разросшимся эшелоном государственных деятелей.
Самой острой за весь день была встреча с жителями в селе Таптанай, где один из присутствующих, не делая скидку на приехавших больших людей, не стесняясь рубанул: автономный округ с Читинской областью в 2008-м объединили зря - пообещали людям автономный статус, а обещания не выполнили.
- Все обещания выполнены на 100%, - парировал Баир Жамсуев. – Проблема в другом. В связи с дефолтом, с санкциями у нас ухудшилась ситуация, бюджетная обеспеченность округа уменьшилась.
Он рассказал, что в 2003-2005 годах АБАО жил очень богато за счёт одномоментного дохода от зарегистрированных здесь компаний, занимавшихся в том числе продажей ценных бумаг.
- Как бывший глава округа я понимаю, что мы стали заложниками той работы, которую провели, - добавил Жамсуев, сказав, что даже без объединения год за годом бюджетная обеспеченность автономного округа бы сокращалась.
Сразу после этой встречи - ферма с овцами уникальной агинской полугрубошёрстной породы в санатории Угсахай, короткий сон, а с утра – стадион в посёлке Агинское.
Ночью в районе прошёл дождь, и тем, кто приехал осмотреть здание, приходится идти по мокрым полам, над головой цветёт невообразимыми узорами плесень.
Это здание и сам стадион собираются реконструировать к июлю 2020 года, когда округ будет принимать фестиваль «Алтаргана», являющийся, по словам Баира Жамсуева, своеобразным кодом бурятского народа. Последнее совещание поездки было посвящено как раз этому празднику.
Он для Агинского округа – очень важный рубеж, к которому готовиться нужно начинать уже сегодня, реставрировать придётся много чего. Впрочем, не менее важный рубеж не столько для районов, сколько для ехавших накануне ночью в 12-машинном эскорте, будет в сентябре.