Трудно быть богом

Осипов выиграл выборы губернатора. Теперь нужно вернуться на землю.

Временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края Александр Осипов на выборах главы региона 8 сентября, по предварительным данным избиркома, набрал около 90% голосов избирателей, которые пришли на участки. Это рекордный результат — до Осипова около 72% в 2013 году набирал Константин Ильковский.

Это число пока ничего не отражает — результат Осипову сделали политтехнологи. Они превратили годами вычищавшееся политическое поле в бесплодную пустыню, грамотно сработали на ожиданиях населения и бешеной работоспособности Осипова, и в полной мере воспользовались как эффектом низкой после Натальи Ждановой базы, так и эффектом от вхождения региона в Дальневосточный федеральный округ.

После выборов Осипову придётся доказывать, что раздутый пиарщиками пузырь невероятных ожиданий хоть чем-то отличается от того, который надували пиарщики Ильковского. Пока нет никаких оснований верить даже в то, что Осипов намерен что-то доказывать.

С корабля — в дамки

Александр Осипов прилетел в Забайкальский край совершенно незнакомым региону человеком.

На видео телекомпании «Альтес» о прибытии нового главы региона в Читу было видно, что за Осиповым по трапу с чемоданами спускается неприметный мужчина в джинсах, на которого сначала никто не обратил внимания. Через три дня журналисты через источники выяснили, что сумки за Осиповым нёс бывший вице-губернатор приморской краевой администрации, профессиональный пиарщик Сергей Нехаев, имевший до Забайкальского края опыт работы как минимум в трёх российских регионах.

Через несколько месяцев Нехаев возглавил администрацию губернатора, получив в придачу статус первого вице-премьера регионального правительства. Именно он буквально за несколько недель сделал из Осипова самого популярного забайкальского политика в современной истории и несмотря на несколько катастрофических ошибок в ходе избирательной кампании (их Осипову простили в Москве) смог удержать его популярность до выборов на уровне, позволившем набрать главе региона невероятные 90%.

За неполный год Нехаев с Осиповым полностью подмяли под себя политическое, административное и информационное пространство в регионе, на деле продемонстрировав готовность ломать сложившуюся систему под себя так, как необходимо для только им известных целей. Контуры новой системы — если она и есть — разглядеть пока совершенно невозможно. Быть может, потому что её нет.

Почему Осипов немного Ильковский

Осипов в конце 2018 года оказался в ситуации, которая сильно смахивала на ту, в которой за 5,5 лет до него оказался Константин Ильковский. В начале 2013 года население Забайкальского края было откровенно утомлено затяжным правлением Равиля Гениатулина, и с радостью приняло перемены. Осипов приехал в регион, который тоже был утомлён - совершенно безликим, пусть даже и очень коротким, правлением Натальи Ждановой.

Никому толком до назначения неизвестный Ильковский разгромно выиграл выборы.

Его политтехнологи, как и через шесть лет технологи Осипова, предпочли избавиться даже от мало-мальски опасного соперника — с выборов снесли рвавшегося в бой вице-премьера из правительства Гениатулина Алексея Кошелева. Техническим кандидатом был никому не известный военный Балагур, не проводившие избирательной кампании и управляемые кандидаты от КПРФ и ЛДПР Николай Мерзликин и Василина Кулиева тоже оказались статистами и набрали скромные 10-12%.

После выборов Ильковский не смог воспользоваться доверием населения, да и, кажется, не очень к этому стремился. Интересы второго забайкальского губернатора, вероятно, находились в некоей коммерческой плоскости, и регионом он пытался управлять, как коммерческой структурой.

Игры с бюджетным дефицитом, обещания вместо возврата долгов, заброшенная аппаратная работа, мутные ставленники на пути крупных финансовых потоков, провальная кадровая политика и почти демонстративный отказ от системной работы с медиа буквально за несколько лет превратили Ильковского из самого популярного политика в странного бородача, мечтателя, целующего женщинам руки, отшучивающегося от кричащих проблем и занимающегося какими-то своими шкурными делами.

Но должности Ильковский лишился не из-за проблем в регионе, а в результате политических игр где-то на федеральном уровне — об этом говорит убогость повода, якобы по которому его попросили написать заявление об отставке. Причиной увольнения назвали проблемы с переселением из ветхого и аварийного жилья.

Казалось, что федеральные чиновники придумали причину в спешке — в крае на момент отставки было с десяток проблем, использовать которые было гораздо более логично. Это показали и дальнейшие события — Наталья Жданова с аварийным жильём тоже не справилась, но её ни разу за это даже не пожурили.

Почему Осипов совсем не Жданова

Возможно, после отставки Ильковского предложение возглавить проблемный безденежный регион сделали нескольким людям, но согласилась в итоге только Наталья Жданова. Это был плохой вариант, но с ней хотя бы были ясны политические основания.

Бывший заместитель Равиля Гениатулина к моменту назначения 2,5 года руководила краевым заксобранием, являлась членом «Единой России» и была плотью от плоти региональной номенклатуры — выходцем из бюрократической семьи, члены которой находились у власти десятилетиями.

Наученное горьким опытом население региона ничего от смены губернатора не ждало, а Жданова оказалась не готова к яркой избирательной кампании. В первом туре она победила только благодаря голосованию в Агинском округе. Вновь не проводивший никакой кампании Николай Мерзликин собрал на протестном голосовании и авторитете КПРФ почти 30%. Было понятно, что любая его активность в предвыборный период отбросила бы Жданову во второй тур, где всё бы оказалось в руках у коммуниста.

Казалось, что она так и не оправилась от тяжёлой ночи на 19 сентября 2016 года. Жданова действовала неуверенно и очень быстро выяснилось, что новый губернатор не умеет принимать решения, не разбирается в людях, не умеет строить с ними продуктивные отношения, не собирается ничего объяснять утомлённому экспериментами населению и не готова во всём этом корректироваться.

Она собрала слабое правительство, заперлась у себя в кабинете, отпустила в свободное плавание конфликты в своём окружении, часть из которых сама спровоцировала, и в итоге оказалась у разбитого корыта. Сейчас уже мало кто помнит, что Жданова, вообще-то, смогла погасить финансовый шторм, в котором регион находился после правления Ильковского, вернула в правительство реальную власть и смогла протащить регион через крупнейшее за 30 лет наводнение с одной единственной жертвой.

После провальных выборов в заксобрание в сентябре 2018 года отставка Ждановой напрашивалась — было слишком много ошибок и ни одной попытки их исправить. Уходила она так же, как и работала — с обидой и явным непониманием, что она сделала не так.

Новый всевышний

Причины назначения Александра Осипова никому не известны. В биографии у него с середины 90-х до назначения первым заместителем министра по развитию Дальнего Востока в 2013 году зияет чёрная дыра.

Осипов был членом совета директоров «ряда компаний», возглавлял экспертный совет «Деловой России», работал финансовым директором опять в «ряде компаний» и так далее. Ни достижений, ни конкретных результатов, ни причин, по которым его назначали финансовым директором и членом совета директоров, найти невозможно.

Странности в биографии не помешали Осипову мгновенно взять быка за рога. Сразу после прилёта новый глава региона отправился решать проблемы края. Такого графика работы высшего должностного лица, столь бесконечного потока масштабных поручений и обещаний регион не видел никогда.

Осипов чуть ли не от трапа самолёта поехал по заправкам, на которых к моменту его приезда пухли цены на бензин и солярку, и волшебным образом цены сначала остановились, а потом медленно покатились обратно.

Он потребовал перечня мероприятий по участию в нацпроектах и по реконструкции читинского аэропорта. Потом обрушился на очереди на российско-китайской границе и лично поехал убеждать федеральных силовиков работать лучше и быстрее. На четвёртый день после прибытия в Читу отправился в районы разбираться с последствиями наводнения и, судя по сообщениям в СМИ, немедленно с ними разобрался.

3 ноября, через полторы недели после приезда Осипова в Читу, Забайкальский край указом президента переместили из Сибирского в Дальневосточный федеральный округ, насыщенный федеральными программами, преференциями и триллионами рублей. Возможно, назначение Осипова и смена округов как-то были связаны. Как бы там ни было, на регион обрушилась новая лавина обещаний и надежд.

4 ноября Александр Осипов встречал День народного единства в компании с новыми земляками на Театральной площади Читы. На одном из случайных видео было видно, как тогда ещё мало кому известный помощник Осипова Сергей Нехаев буквально вталкивает нового главу региона в шумный хоровод, как бы вставляет его между двумя участниками мероприятия. Стараниями будущего руководителя администрации губернатора Осипов быстро — почти мгновенно — превращался из гостя региона в его хозяина.

Шоу чиновников

Лучше всего это было видно на сразу ставших открытыми заседаниях правительства. При Ждановой про них — заседания эти — порой разве что не забывали. Нехаев с Осиповым превратили эти раньше скучные мероприятия в настоящее шоу, грустными героями которого стали топовые региональные чиновники. Совершенно неожиданно для всех их начали публично пороть.

От министров сначала требовали не упустить деньги нацпроектов, а потом начали отчитывать.

Первому вице-премьеру Кулакову досталось за нерасторопность в работе с ценами на топливо, министру территориального развития Паздникову — за провал отопительного сезона, министру здравоохранения Давыдову — за неэффективные траты в медицине, главам районов — за срыв программы по комфортной городской среде, минтеру и минприроды — за подготовку к нацпроекту «Экология», всему правительству вместе взятому — за бюрократию.

Осипов работал почти круглосуточно, и чиновникам пришлось перестраиваться на новый график. В правительстве впервые в его истории началась текучка. Сам врио никого не увольнял. Такова была в том числе публичная позиция: мы всем даём поработать и показать себя, массовых увольнений не будет. Оказалось, что это такая игра двух больших котов с серыми мышками — министры и вице-премьеры потянулись на выход.

За несколько месяцев из правительства по собственной воле ушли почти все министры и вице-премьеры Ждановой. В январе состоялась ключевая отставка — руководивший администрацией губернатора Дмитрий Кочергин освободил место Нехаеву и уехал из региона.

Уволился первый вице-премьер Кулаков, курировавший экономику Новиченко, министр природных ресурсов Романов, министры культуры, внешнеэкономических связей, труда и социальной защиты населения, здравоохранения. Незаметно уходили и промежуточные руководители в министерствах и ведомствах, и десятки обычных исполнителей, не пожелавших работать в новых условиях и с новыми руководителями.

К лету на своих должностях остались только два вице-премьера — курирующая социальную сферу Аягма Ванчикова и министр финансов Марина Кириллова, а также два министра — никому не интересного спорта Виталий Ломаев, и нещадно критикуемый Осиповым министр образования Андрей Томских. Удивительный карьерный кульбит совершил министр территориального развития Паздников — его ведомство разбили на два министерства, а его повысили до вице-премьера.

К началу 2019 года стало понятно, что Осипов при замещении ключевых должностей не намерен делать ставку на местных. В конце декабря работу губернаторского управления госслужбы и кадровой политики отчасти подменили публичным конкурсом «Забайкальский призыв», и в регион потянулись приезжие специалисты. Одновременно новые руководители региона медленно перешивали структуру краевого правительства.

Из других регионов в Читу в итоге приехали два действующих первых вице-премьера — руководитель администрации губернатора Сергей Нехаев и курирующий непонятно что Марат Мирхайдаров; министр сельского хозяйства Бочкарёв, министр здравоохранения Кожевников, новый вице-премьер по ЧС Гурулёв, зам то ли по инвестициям, то ли по международной деятельности Чуркин, министр природных ресурсов Некрасов, масса заместителей высших руководителей, помощников, советников, простых исполнителей.

Часть должностей оставили местным специалистам — в минэкономики из мэрии Читы пришёл бывший министр финансов региона Андрей Кефер, на местных сменили руководителей в минтруда и минкультуры, два ведомства из бывшего минтера отдали бывшему главе Региональной службы по тарифам Батуевой и работающему в регионе два года экс-главе Читаэнергосбыта Гончарову.

Шумная пустота

На примере правительства видно отсутствие понятной и чёткой системы, команды и её лидеров. Кроме Осипова и Нехаева в краевой власти почти некого выделить, плюс не очень понятно, чем именно занята часть игроков. С одной стороны правительство производит какое-то невероятное количество информационных поводов, с другой — очень сложно пощупать финальный результат.

Регион захлёбывается в круглых столах, визитах федеральных чиновников, программах и дальневосточных деньгах, но Осипов вынужден постоянно критиковать своих подчинённых - за срыв сроков по нацпроектам, проблемы с переходом на цифровое телевидение, грубые атаки на СМИ, срыв сроков по восстановлению сгоревших весной чабанских стоянок, отсутствие идей по развитию территорий, безумные опросы про цвет ремонтируемых пятиэтажек, строительство ФАПов и больниц.

В кадровой работе Осипова и Нехаева чувствуется желание назначать полностью управляемых людей, но несамостоятельные руководители часто допускают кричащие ошибки. За управляемых людей часто нужно думать, ресурсов всего двух ключевых руководителей на это явно не хватает, и это порой приводит к фатальным ошибкам вроде забытых изменений в устав региона.

Особенно опасной кажется эта политика в отношении муниципальных районов, руководителей которых в предвыборной суете признали чуть ли не подчинёнными главы региона и раньше времени начали ими повелевать. Спешка в попытках управлять сложными муниципалитетами и передача реальной власти в руки случайных людей могут быстро завести Осипова в те же дебри, из которых так и не смогли выбраться ни Ильковский, ни Жданова.

Зима близко

Осипов, безусловно, самый деятельный губернатор из всех тех, кто занимал эту должность до него. Он получил максимальную поддержку населения. В руках у него невероятные финансовые ресурсы — о таких деньгах не мог мечтать ни один из его предшественников.

Осипов первым решился на кардинальный слом системы, которую построил Равиль Гениатулин, и, кажется, у него хватит решимости на её полный демонтаж. У Осипова есть возможности для того, чтобы войти в историю и первым из приезжих губернаторов уехать отсюда на коне. Но пока ничего из уже сделанного не гарантирует новому губернатору успеха.

Пока непонятно, что именно сделано кроме привлечённых федеральных денег и невероятного рейтинга. Все достижения Осипова пока кажутся логичным следствием эффективной пиар-работы Сергея Нехаева, который аккуратно вставляет нарисованный образ руководителя региона в самые разные хороводы. До выборов это приносило невероятные рейтинговые результаты, но впереди длинная зима, а политтехнологи через неделю разъедутся по домам.

Правительство региона не стало работать лучше, наоборот кажется, что кадровая чехарда добавила чиновникам растерянности и лишила хоть какой-то уверенности в завтрашнем дне. Качество управленческих решений не выросло, это легко почувствовать на освоении федеральных денег в Чите. Если препарировать визиты федеральных чиновников, то в сухом остатке не останется ничего, кроме обещаний.

В работе с муниципалитетами явно не хватает понимания, куда именно собирается двигаться новая власть, в предвыборной кампании грубо использовавшая руководителей на местах в политических играх. А за невероятной человечностью Осипова порой скрывается откровенная грубость в отношении как подчинённых, так и несогласных.

Во всём этом нет ничего критичного. Кадровую работу можно вернуть на землю. Бездельников и бездарей можно разогнать. Политтехнологи уедут сами. Структуру правительства можно аккуратно довести до ума за несколько месяцев. На выстраивание отношений с муниципалитетами потребуется больше времени — их очень много и сказываются расстояния, но и в этой работе нет чего-то невероятного. За год-другой, оперируя кнутом и пряником, можно научить людей работать в нужном ритме и должном качестве.

Но для всего этого Осипову нужно выключить как будто кем-то выдуманный для него режим Бога. Протрезветь от эйфории. Вернуться в нормальный график и дать вернуться в него людям. Признать ошибки и увидеть слабые места. Разглядеть достижения и реальные возможности для роста. Понять, что на самом деле возможно, а что лишь кажется реальным. Проанализировать своё окружение. Избавиться от бездарей и прихлебателей.

Учесть ошибки прошлого и воспользоваться накопленным предшественниками опытом. Перестать придумывать себе врагов и довериться тем, кто реально хочет помочь. И, кажется, самое главное — в реальности захотеть что-то изменить к лучшему, а не создавать эту иллюзию для избирателей.

Ироническая и, быть может, даже смешная выжимка из этого текста опубликована в telegram-канале «Чита.Ру». Если у вас не работает гиперссылка в слове «опубликовано», вы можете найти канал «Чита.Ру» в приложении этого мессенджера на вашем устройстве по названию chitaru75 или «Чита.Ру».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления