Губернатор Забайкалья второй раз провёл с жителями «Прямой разговор». В эфире ГТРК «Чита» 9 апреля он ответил на вопросы о коронавирусе, объяснил, зачем ругает министров, назвал себя коренным забайкальцем и не нашёл причины уронить слезу.
Перед началом общения со зрителями Осипов рассказал про самое волнующее — про коронавирус, предпринятые меры защиты и предполагаемую поддержку. Вторая часть его выступления касалась отчёта о работе в 2019 году. Здесь он отдельно отметил устранение последствий стихийных бедствий: пожаров, наводнения и засухи. Разговор о планах на наступивший год губернатор предварил описанием своих целей, во главе которых стоит мечта чтобы «забайкальцев было как можно больше и чтобы наша жизнь была как можно лучше».
Планы он поделил на сферы, рассказав достаточно подробно о строительстве садов, ремонте школ, покупке жилья для медиков и даже о грядущей муниципальной реформе. Вступительная часть заняла чуть меньше часа.
Общение с телезрителями началось с вопросов ведущего Игоря Кунгурова о коронавирусе и связанных с ним негативных последствиях вроде принудительных неоплачиваемых отпусков.
Прогнозов губернатор делать не стал, но отметил, что всё зависит от соблюдения ограничительных мер и гигиенических требований - есть риск увеличения числа заболевших, а там и недалеко до выхода ситуации из-под контроля.
Говоря про меры поддержки, Осипов немного повторил вчерашнее выступление президента. В крае, с его слов, запланировано 210 миллионов рублей на помощь предприятиям, борющихся за сохранение численности работников. Но всё будет определяться переговорами с федеральным Минфином.
Коммуналка
Первый звонок прервал тему эпидемии. Жительница Атамановки попросила помощи в решении проблемы водоснабжения. В 2019 году жители посёлка уже жаловались в Роспотребнадзор, ведомство подтвердило низкое качество воды, но дальше никаких действий никто не предпринял. Вода в многоэтажки Атамановки продолжает поступать с грязью и запахом.
Вторая проблема посёлка — высокие тарифы на отопление, которые раньше объяснялись тем, что котельная работала на мазуте, но после запуска угольной котельной цены так и не поменялись.
«Вода — общая проблема для всей территории края. Почти 65% населения не имеют доступа к качественной воде. Мы уже рассматривали по населённым пунктам и поняли, что проблема очень дорогая в решении. Мы с Минстроем России ищем, какую программу можно разработать, чтобы заняться в разных районах», — пояснил Осипов и передал ответ вице-премьеру, отвечающему за ЖКХ, Геннадию Гусеву.
Вопросы из Атамановки оказались слишком конкретными, чтобы на них можно было ответить в прямом эфире, поэтому Гусев обещал заняться ими отдельно. Ещё одну жалобу из посёлка переадресовали отсутствующему в студии главе Читинского района Фёдору Кургузкину.
Тему аварийного жилья Осипов отследил в бегущей строке и раскрыл удивительную информацию. Оказывается, что в крае не было признано аварийным почти 700 тысяч квадратных метров жилья — их скрывали от федерального центра. Поэтому у Забайкалья нет источника финансирования. Такой объём «деревяшек» власти, разумеется, не расселят в ближайшие два года, но работа тем не менее идёт.
Здоровье
Коронавирус внёс корректировки в планы по лечению ребёнка с пороком сердца, которому требуется поездка в Новосибирск. Его мать интересовалась, как можно уехать в клинику.
Вице-премьер Аягма Ванчикова уточнила, что плановая госпитализация приостановлена по всей стране, поэтому пообещала усилить наблюдение за ребёнком, а при первой возможности отправить его к врачам. Осипов и вовсе убеждал маму остаться, так как кто-то из заболевших забайкалок подхватил вирус во время поездки на лечение.
«Не знаю, довольны ли они. Может быть стоило подождать, ведь мы все с конца января — начала февраля знали про риски, я прошу думать про это и по возможности отложить все поездки за пределы края», — добавил Осипов.
Из Вершино-Дарасуна сигнализировали об отсутствии аппарата ИВЛ в детской больнице. Губернатор пообещал, что после уточнения информации с автором свяжутся.
Сельское хозяйство
На видео-конференц-связь вышел Приаргунский район. Судя по всему, там особо не переживали по поводу соблюдения мер безопасности и самоизоляции — люди перед камерой сидели без масок и плотными рядами.
Предприниматель Андрей Хайони задал вопрос про снятие ограничений из-за ящура. Ограничения эти, по его словам, мешают жителям сельскохозяйственного района.
«Мы занимались снятием статуса весь прошлый год, но были две повторные вспышки. Они осложнили снятие статуса. Поэтому главной является работа ветеринаров и самих животноводов. Надо выполнять все рекомендации ветеринаров, в первую очередь вакцинацию. Как только мы исключим повторные вспышки, по нашему плану, статус будет сниматься. Всё зависит от того, как быстро образуется период, в течение которого район будет чистым», — сказал Осипов.
Присутствующий в студии вице-премьер, глава минэкономразвития Забайкальского края Александр Бардалеев также назвал ситуацию с ящуром в 12 районах непростой. По его словам, в интересах края развивать в районах условия для создания убойных цехов и переработки мяса, в том числе производство консервов для продажи внутри края.
Мусор
Первый вопрос из Читы содержал жалобу на отсутствие благоустройства на озере Кенон и замусоренную улицу Пляжную. Гусев начал рассказывать про застройку 7-го микрорайона и благоустройство прилегающей береговой зоны. Но прямого ответа он так и не дал. Осипов мягко вернул его в русло и посоветовал пообщаться с сити-менеджером Читы, у которого есть соответствующие планы.
Из Забайкальска пришёл видеовопрос, показавший мусорные завалы во дворах двухэтажек. Вице-премьер Андрей Гурулёв пообещал, что вскоре свалки будут убраны, так как из 212 миллионов рублей около 7 миллионов достанется Забайкальску. Проблема в посёлке, по его словам, не только в свалках, но и в том, что оператору до сих пор не передан полигон, который вот-вот может загореться и «принести беду».
Осипов «вставил свои пять копеек», заметив, что в ролике не показали ни одного контейнера, и посоветовал предусмотреть установку площадок так, чтобы до них не приходилось далеко идти.
Позвонившая в студию читинка спросила про отсутствие квитанций от «Олерона», которые она не получает с начала года. По словам Гурулёва, счета должны были доставляться с апреля, но в планы вмешался коронавирус. Он посоветовал получать квитанции и оплачивать услуги мусорного оператора онлайн.
Власти
За 1,5 часа прямого эфира в соцсетях созрел вопрос о том, что кто-то может забрать Осипова в Москву и ведущий Игорь Кунгуров спросил губернатора о такой возможности. «Нам здесь ещё работать ого-го», — коротко отреагировал Осипов.
Ещё в соцсетях обеспокоились здоровьем членов правительства, а точнее, их анализами на коронавирус. Губернатор ответил, что правительство, не прекращающее работу, подвергается обследованиям раз в пять дней, чтобы не стать переносчиками инфекции.
Временный статус министров и вице-премьеров, по мнению губернатора, и вовсе не должен тревожить забайкальцев.
«Я думаю, что не надо об этом беспокоиться — работают и работают. Процедура представления понятная; как будет время у Заксобрания, мы эти вопросы рассмотрим. Сейчас у Заксобрания очень насыщенные сессии», — сказал он по этому поводу.
Кажется, не смутил губернатора вопрос о том, когда он прекратит пиариться и займётся делом.
«Естественно, не наше дело, чиновников, оценивать то, как люди оценивают нашу работу. При этом что может приводить к такой, в моём понимании неверной, оценке. Когда я только здесь появился, я сказал, что власть, чтобы быть эффективной, будет предельно открытой и прямо работать с людьми. […] И нацеливать работу правительства и оценивать её будем вместе с людьми. Естественно, это требует большого количества контактов. Кто-то, может быть, воспринимает это как пиар, это их право».
Подрастающее поколение
Кунгуров озвучил вопрос от школьников, пожелавших видеть в Чите скейтпарк.
«Можно и нужно, — с жаром ответил Осипов. — Как можно больше объектов современной культуры, которые могут жить на улицах, нужно строить. Рассмотрим вместе с ребятами, которые этим занимаются, подберём место и построим».
Жители Засопки жаловались на отсутствие мест в садике и школе. Отвечать им вызвалась Аягма Ванчикова, со слов которой, проблема известна, и садик там «трещит по швам», а школа переполнена в два раза.
«По школе мы разработали проектно-сметную документацию, которая сейчас находится на госэкспертизе. Стоимость порядка 800 миллионов рублей. После получения заключения мы будем участвовать в различных конкурсах Минпросвещения по созданию новых учреждений образования», — сообщила Ванчикова.
Проблема с садиком, по крайней мере для детей до трёх лет, может сгладиться возведением двух ясельных пристроек на 72 места. Нехватка мест для детей 3–7 лет будет решаться с помощью Минпросвещения — строительство сада включено в комплексный план. Но увы, сроки пока неясны.
Заметив множество вопросов про сады, Осипов решил уточнить, что в крае реализуется масштабная программа по строительству 25 яслей, а дальше будет готовиться план на 17 детских садов. Часть из них уже проектируются там, где есть большие очереди.
Женщина из Сретенска интересовалась, почему многодетная семья в Забайкалье перестаёт быть таковой, когда старшему ребёнку исполняется 18 лет, тогда как в Москве семья теряет такой статус, когда младшему исполняется 16 лет. «Почему так мало внимания уделяется поддержке многодетных в нашем крае», — резюмировала она.
Внимания много, денег — мало, — ответил губернатор. С его слов, в законодательство края будут внесены поправки, которые устранят несправедливость с возрастом.
Дороги
Село Калдога Газимуро-заводского района выражало надежду на асфальтирование двух километров гравийки, идущей вдоль села. Из-за обилия большегрузного транспорта, идущего на разрез и к артелям, жители задыхаются от пыли.
Всем ответил Осипов, заявив, что много внимания уделяется ремонту центральных улиц, подъездов к сёлам, «чтобы дороги не были как во время войны», и дорог от райцентов к Чите.
Адресно жителям Калдоги ответил Гусев, уточнивший, что на второе полугодие в селе запланировано асфальтирование центральной улицы.
Культура
Из посёлка Чалдонка пришёл вопрос про отсутствие трансляций местного телевидения. Осипов назвал его сложным, так как во время работы по планированию цифрового вещания был совершён ряд ошибок, в результате которых около 300 сёл оказались без наземного цифрового вещания. Чтобы их вообще не оставить без телевидения, установили оборудование для приёма спутникового телевидения. Однако проблема требует миллиардов рублей и согласования с рядом федеральных ведомств.
Про празднование Дня Победы спрашивали из Приаргунска. Какой-то конкретики, понятно, Осипов не озвучил, а посоветовал готовиться праздновать в любой форме, в том числе и без массовых мероприятий.
Лес
Про чёрных лесорубов спрашивали из Петровск-Забайкальского района.
«Первое, что я хочу сказать, и, наверное, впервые это прозвучит. За годы варварства, происходившего в лесах — у нас с 18 миллионов [кубометров] расчётной лесосеки она уменьшилась до 11 миллионов. Мы сделали самый поверхностный расчёт и выяснили, что таковы масштабы потери леса на территории края. Это приводит к опустыниванию земель и оскудению лесных ресурсов. К сожалению, оказалось, что в Петровск-Забайкальском районе массовые нарушения и злоупотребления в сфере лесного хозяйства», — сказал губернатор.
Он напомнил, что в начале 2019 года давал время «обелиться» тем, кто работал не совсем законно. Однако вакханалия там продолжается и уже в начале 2020 года там выявлена 181 незаконная рубка.
«Поэтому мы работу по вычистке проведём, но для нас главное, чтобы люди имели работу в лесу, у добросовестных работодателей», — добавил Осипов.
Рост цен
Со слов Осипова правительство вместе с УФАС следит за ростом цен и уже возбуждаются первые дела. Объективных причин для повышения, по его мнению, в крае нет. При этом губернатор отметил, что где-то из-за волнений могут отсутствовать продукты, намекая, очевидно, на гречку. Дефицита он обещал не допустить.
***
Ещё за час Осипова спрашивали о работе строительных организаций, лишившихся китайских рабочих, нехватке ФАПов, разбитых дорогах, помощи погорельцам, и даже про соблюдение поста и личной странице в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация).
От первого второй «Прямой разговор» разительно отличился. Разница замечалась не только в отсутствии зрителей и «живых» вопросов, не только в появившейся видеоконференцсвязи с районами. Иначе вёл себя Осипов, хотя бы в отношении вице-премьеров. Более того, он не рвался решать все вопросы сию же минуту. То ли за год губернатор стал более сдержан, то ли региону больше не нужны шоу в реальном времени.