Политика Диктатура или помощь ППГХО на выборах в Краснокаменске

Диктатура или помощь ППГХО на выборах в Краснокаменске

Выбор главы Краснокаменска будет проходить под вопросом — должен ли кандидат быть связан с градообразующим предприятием.

Главная интрига выборов в Краснокаменске — сохранится ли многолетняя традиция связи главы города с градообразующим предприятием.

18 июня решением совета депутатов города Краснокаменска выборы главы назначены на 13 сентября, с 24 июня открылся приём заявлений от кандидатов. За неполные две недели ни одного кандидата не зарегистрировано, хотя предполагаемые участники выборов известны.

Самовыдвиженцы в фаворе

«Выборы у нас всегда непростые, потому что Краснокаменск — моногород, градообразующим предприятием выступает «Приаргунское производственное горно-химическое объединение», которое выставляет своего кандидата — так было всегда. На предстоящих выборах, думаю, будет не меньше 6-7 кандидатов», — рассказал глава Краснокаменской районной избирательной комиссии Олег Шестопалов.

Олег Шестопалов

Он планирует участвовать в выборах, мотивируя своё желание 25-летним опытом работы на производстве и 12-летним в органах власти. По его мнению, многим кандидатам, этого не хватает, так как люди баллотируются «не подготовленные, даже не разбирающиеся в системе органов власти и их полномочиях».

Председатель ТИК не намерен заручиться поддержкой политических партий. Он ссылается на опрос жителей города, в котором самовыдвиженцы оказались в абсолютном фаворе. Парламентским партиям выразили доверие от 2 до 15 человек, независимым кандидатам - 59. Какая организация, когда и среди какого количества респондентов проводила исследование, Шестопалов не вспомнил.

Обсуждать предполагаемых соперников и даже называть их фамилии председатель ТИК отказывается, так как они ещё не заявили о своих намерениях публично, хотя про некоторых уже известно. По его словам, на выборы ожидаемо пойдут и представители политических партий, и традиционно — кандидат от ППГХО.

Шестопалов размышляет над вопросом, что хорошего и что плохого несёт в себе выбор кандидата от ППГХО, и не находит чёткого ответа: «Многое зависит от человека, от того, насколько он будет соблюдать интересы не только комбината, но и других организаций и коммерческих структур. Многополярность тут более продуктивна».

Какие интересы предприятие, которое больше даёт городу, чем получает от него, может продвигать через «своего» мэра, он затрудняется сказать. По его мнению, комбинат стремиться либо сохранить традицию, либо просто заинтересован в том, чтобы администрацию города возглавил компетентный и проверенный человек.

Если внесли на руках, то будет пассивным

Депутат горсовета, журналист Юрий Житлухин тоже считает старой традицией участие в выборах кандидата от ППГХО. Однако по его мнению, с этим вредным обычаем нужно попрощаться.

Его аргументация основывается на том, что комбинат, после масштабных сокращений персонала в 2014 году, потерял былое значение для города, и по сути перестал быть градообразующим предприятием, так как на нём работают менее 25% взрослого населения. По экономическим же причинам комбинат, на его взгляд, стал сокращать свои обязательства перед городом до минимума.

«Задача главы, не связанного с ППГХО — побудить предприятие к действиям на развитие города. Сделать так, чтобы руководство комбината понимало, что прошли времена, когда они были в городе и цари, и боги, и воинские начальники. Если комбинат почувствует, что есть конкуренция и что будет избран не его кандидат, то это пойдёт на пользу», — утверждает Житлухин.

Ещё один его довод против кандидата от комбината связан с руководством самого предприятия, куда попадают в основном приезжие люди. Житлухин уверен, что варягам неинтересна судьба города. Своё умозаключение он иллюстрирует примером подозреваемого в получении взятки экс-директора Александра Глотова.

«Казалось бы, прекрасное событие — местная компания выиграла большой подряд, но в итоге выяснилось, что благодаря взяткам. О каких тогда интересах города можно говорить, если гендиректор градообразующего в кавычках предприятия везде говорит о развитии Краснокаменска, но поддерживает бизнес только за мзду», — возмущается журналист.

Он размышляет, что в этом же ключе могут работать и главы, поставленные комбинатом — их заинтересованность и ответственность будет сильно занижена:

«Если человека внесли на руках в администрацию, то он и будет пассивным. Грубо говоря, кого комбинат назначил, того он и будет крышевать».

В качестве примера Юрий Житлухин приводит работу нынешнего главы Юрия Диденко, ставя ему в вину сокращение дворников, повлёкшее загрязнение города, появление большого числа пивных, открытие супермаркетов крупных торговых сетей, мешающих местному бизнесу, и необоснованный, на его взгляд, ремонт двух дорог, ведущих к аэропорту и к администрации.

Сам Житлухин тоже намерен участвовать в выборах и занять пост главы.

Город ради комбината

Действующий глава Юрий Диденко, напротив, на выборы не идёт. Причину он объясняет максимально прямо: «Я не девочка, скрывать свой возраст не намерен. Мне на момент проведения выборов будет уже 65-й год, а до 70 лет заниматься активной деятельностью будет сложно. Я отработал на комбинате более 30 лет, работал в том числе и под землёй, думаю, надо освободить место для молодых и энергичных».

Юрий Диденко

Молодому и энергичному, который возглавит Краснокаменск в сентябре, предстоит столкнуться с решением ключевых вопросов. Главный из них, по мнению Диденко, система жизнеобеспечения, в частности, водоснабжение и водоотведение. Вторая проблема — стабилизация работы регионального оператора «Олерон +» или выстраивание работы с отходами на местном уровне. Безусловно, серьёзный вопрос — состояние дворовых территорий. Часть этих проблем можно решить только при участии комбината. Так мы вроде бы и подошли к разговору о связке администрации с ППГХО.

Но для начала Диденко предлагает немного углубиться в историю: «Краснокаменск был построен и сегодня живёт только для того, чтобы работал комбинат. ТЭЦ, система водоснабжения и водоотведения, городское хозяйство, образование, медицина — всё было в составе комбината и директор комбината всем этим управлял. Сейчас часть функций передана властям, но комбинат продолжает участвовать в деятельности города. Поэтому в Краснокаменске тело- и электроэнергия, водоснабжение в три раза дешевле, чем в Чите, Приаргунске или Кличке. Не потому, что краснокаменцы кучерявее, а потому, что часть затрат на себя берёт комбинат. Но не все жители это понимают».

Как только предприятие переложит на город полномочия, которые он должен исполнять по закону о местном самоуправлении, расходы краснокаменцев на коммуналку вырастут.

«Комбинат этот процесс и контролирует, потому что не бывает так — я даю вам деньги, а вы там распоряжайтесь как хотите. Это неправильно», — отрезает Диденко.

Он не скрывает и вроде бы с удовольствием говорит, что пришёл на должность главы с благословения и с поддержкой руководства Росатома. Эту поддержку он ощущал на протяжении всего срока своей работы. Лишиться этой поддержки — значит, получить проблемы. Диденко вспоминает, как в 90-е местные власти надеялись на помощь региона, но в итоге привели город в серьёзный упадок.

Примеры с трассы Чита — Забайкальск

Однако есть проблемы и более масштабные, чем коммунальное хозяйство. Например, убыточность комбината, который рано или поздно прекратит свою деятельность, так как запасы урана не безграничны. Строительство рудника №6 отодвигает горизонт этих событий на 2–3 десятилетия. Это время можно использовать, чтобы оставить город в живых, а для этого нужно создать новые предприятия.

«Были горячие головы, рассматривали варианты переселения города по цене, условно говоря, Сочинской олимпиады. Если комбинат уйдёт, то заменить сегодня его нечем, и тогда зачем тут город, по большому счёту, если не считать геополитики. Без основного потребителя вынужденная генерация тепла и электроэнергии будет убыточной, а в убыток никто сегодня работать не будет. Поэтому всё это сразу похериться. Логика очень простая», — говорит Диденко.

ДК "Даурия"

Он вспоминает, что пять лет назад, когда Краснокаменск вошёл в Территорию опережающего развития, думал, что от желающих открыть тут бизнес не будет отбоя. Пока результаты работы ТОР скромные, но тем не менее неплохие — работает медцентр «Азбука здоровья», активно двигается Краснокаменскпромстрой, планирующий выпуск портландцемента, идёт работа у гидрометаллургического комбината по переработке томторской руды (Томтор — месторождение редкоземельных металлов в Якутии — ред.). Есть заявки на открытие предприятий по переработке и аффинажу золота, редкоземельных элементов.

Глава Краснокаменска подчёркивает, что такой работой занимается и «Атомредметзолото» по программе диверсификации (расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства) своего производства, так как видит в этом государственную задачу.

«Возвращаясь к началу разговора, скажу, что поэтому нам и нужна преемственность власти, нормальное взаимодействие. То, что здесь строилось 50 лет — всё было в этой канве, в 90-е это, слава богу, удержали. Сегодня, если это развалить — а в этом нет ничего мудрёного — город будет тем, что мы видим вдоль трассы Чита — Забайкальск на месте военных городков. Руководитель — не тот, кто на трибуне говорит и раздаёт цветочки. Я грубо скажу, но глава — это директор воды, говна и пара. Если ты понимаешь, откуда что берётся и куда что утекает, то тогда ты руководитель, а публичность и прочее, о чём сейчас галдят — это всё ерунда», — подытоживает глава.

В Краснокаменске, впрочем, есть и менее полярные мнения. Вроде того, что принадлежность к комбинату или отсутствие таковой вообще не важно. Лишь бы человек был хороший. Но в любом случае говорить об этом, пока не появились зарегистрированные кандидаты, ещё рано.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления