Конфликт работников Забайкальской топливно-энергетической компании (ЗабТЭК) с директором Константином Фокиным, против которого возбудили уголовное дело, продолжается. У директора своё видение спасения компании из трудного финансового положения, например, он предлагает сотрудниками массово увольняться, закупает газ в компании «Читаоблгаз», которой сам же руководит. Что делать в такой ситуации обычным работникам, которые имеют право на труд? Логично искать помощи у краевого правительства, что работники и сделали, ведь некоторые чиновники входят в совет директоров компании и по логике вещей должны быть заинтересованы в сохранении ЗабТЭК.
Но здесь что-то пошло не так, и совет директоров во главе с вице-премьером Андреем Кефером не торопится решать проблемы компании. Более того, беда пришла откуда и не ждали, губернатор края Александр Осипов вообще призвал ликвидировать компанию в начале 2021 года во время годового отчёта. Почему же в сохранении компании заинтересованы только её работники, а руководство делает всё для её скорейшего развала? А чтобы это понять нужно просто провести параллель со сменой власти Забайкальского края. Имеет ли отношение к этой истории лично нынешний глава региона и ранее подконтрольная ему «Теплоэнерго», которая конкурирует с ЗабТЭК?
ЗабТЭК создала краевая власть во времена Равиля Гениатулина. Необходимость в создании компании, которая будет отапливать большинство населённых пунктов, в том числе непривлекательных для энергетического бизнеса, возникла в Забайкалье после нескольких крупных аварий. В 90-х и начале 2000-х люди просто замерзали в домах, а во втором по величине городе региона — Борзе — даже вставал вопрос об эвакуации населения.
Историю компании рассказал один из её создателей Андрей Юдаев в «Редколлегии». Сегодня ЗабТЭК работает в 49 населённых пунктах, и в ней трудятся около 3 тысяч сотрудников.
В 2020 году, когда губернатором уже был Александр Осипов, правительство вдруг стало менять руководство в ЗабТЭК, и найти они хотели такого человека, который сократил бы расходы компании. На смену первому директору Андрею Юдаеву в начале 2020-го пришёл Алексей Минайкин, который вообще не из истории про ЖКХ, и продержался он там 10 месяцев. Спустя месяц на пост заступил Константин Фокин.
Громкая история с президентством Осипова в некоммерческом партнёрстве «Объединение независимых энергосбытовых компаний» (НП НЭСК) началась в марте 2021-го и, кажется, приоткрыла завесу на причины целенаправленного разрушения ЗабТЭК. О президентстве Осипова в НЭСК стало известно после начала конкурса на обслуживание котельной в Шилке. На конкурс подала заявку компания «Теплоэнерго», имеющая связь с НЭСК. Несмотря на несоответствие требованиям по одному из пунктов, конкурсная комиссия всё-таки одобрила её. Позже забайкальское управление ФАС по жалобе компании ЗабТЭК всё-таки обнаружило нарушение и потребовало его устранить.
Самое время вспомнить про Константина Фокина. Его управленческая деятельность наталкивает на мысль, что он просто «свой» человек от правительства, которого назначили в компанию. Либо он действительно не воспринимает реальность и не умеет руководить крупными организациями. На мой взгляд, второй вариант можно смело отмести в сторону. Ведь Фокин, согласно данным сервиса «Контур.Фокус», помимо ЗабТЭК руководит ещё как минимум четырьмя компаниями: «Читаоблгаз», ООО «ЧитаАвтоГаз», ООО «ТОР», является учредителем ООО «Газторг» и ООО «ЧитаГаз». Такой «газовый» монополист получился.
Но так или иначе, а всё-таки Константин Фокин нашёл в себе силы возглавить ещё одну компанию. Встал у руля и начал «рулить» по-своему, приехал к тому, что в мае 2021-го совет директоров вынес ему строгий выговор. Сам Фокин отказался комментировать ситуацию корреспонденту ИА «Чита.Ру», а вот глава совета директоров и по совместительству первый вице-премьер краевого правительства Андрей Кефер рассказал, что выговор генеральный директор получил за то, что не знает закон и вызвал тем самым конфликт интересов.
Выговор Фокину сделали по представлению краевой прокуратуры, в которую ранее обратился депутат Госдумы Юрий Волков, заявив, что генеральный директор закупает топливо сам у себя.
«Суть конфликта интересов заключается в приобретении АО «ЗабТЭК» топлива для обеспечения текущих нужд предприятия у компании «Читаоблгаз», в которой Фокин является директором. При этом раньше компания, ещё до назначения Фокина, закупала газ за 1 870 рублей за баллон, после назначения – 1 370. Что касается конфликта интересов, то он вызван участием Фокина в составе конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе котировок. Фокину нужно лучше изучить закон о закупках», — передал журналисту «Чита.Ру» слова Андрея Кефера его помощник.
Исходя из этого комментария можно сделать вывод, что Фокин сделал для компании благое дело — сэкономил деньги. Да, нарушил закон, но ведь во благо компании и работников. Или не во благо? Вообще в хорошее отношение Фокина к коллективу верится с трудом после его предложений об увольнениях. Как рассказали ИА «Чита.Ру» сотрудники ЗабТЭК, за период с декабря 2020-го по май 2021-го уволились 47 человек. И это только из аппарата управления. После этого профсоюз организации обратился к генеральному с требованием прекратить незаконные увольнения.
«Только шесть вакансий заполнились, 15 человек ушли по собственному желанию. Самое главное, что 24 человека уволились по соглашению сторон, это значит, что каждому из них полагалась выплата не менее трёх среднемесячных зарплат в день увольнения и компенсация за неиспользованный отпуск. При утверждении тарифа такие выплаты, естественно, не заложены. Да и локальные правовые акты на предприятии этого не разрешают. Также в мае уволены все специалисты отдела программного обеспечения, то есть ЗабТЭК полностью лишился техподдержки. Уже сегодня имеются сбои в работе сервиса онлайн-платежей», — рассказал источник из ЗабТЭК.
Вторая история, которая может рассказать об истинном отношении работодателя Фокина к своим подчинённым, совершенно непраздничная история с новогодними детскими подарками. Некоторые работники ЗабТЭК получили долгожданные подарки для своих детей с большим опозданием. Фокин не успел даже к китайскому Новому году — подарки выдали только в период с апреля по май. Генеральный директор, конечно, не Дед Мороз, но, согласно коллективному договору, новогодние подарки в ЗабТЭК должны были выдать перед Новым годом всем детям без исключения. В итоге только предписание трудовой инспекции края позволило выдать оставшиеся подарки.
Восемь подарков в итоге сотрудники отправили почтой начальнику и чиновникам края. А оставшиеся конфеты — детям детского дома в Борзе.
Изначально не выстроенный диалог между работниками и начальством привёл уже к какой-то открытой ненависти друг к другу. От безвыходности коллектив ЗабТЭК 18 марта 2021 года написал письмо Владимиру Путину, в котором описана сложившаяся ситуация в организации и предшествовавшие ей события. Но письмо по иронии судьбы спустилось по цепочке к совету директоров ЗабТЭК.
Сотрудники написали о главной причине, по которой Александр Осипов призывал ликвидировать компанию. С 2014 года, согласно постановлению правительства России, край должен был покрывать межтарифную разницу из бюджета. Осипова и его команду такие расходы не устроили, и с 2020 года компания начала погружаться в финансовый кризис. В письме перечислены основные факты ухудшения: отмена выплат за вредные условия труда персонала котельных, снижение качества услуг, отсутствие ремонтных работ в межотопительный период 2020 года, массовые увольнения с марта 2021 года. Письмо подписали 2 855 человек.
Там на письмо, конечно, отреагировали, но ответы в некоторых случаях, мягко говоря, неоднозначные. Вот, например, ответное письмо министра жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края Ильи Золотухина.
Из этого ответа понятно, что ничего не понятно. Если не читать коллективное обращение работников ЗабТЭК, а просто посмотреть ответ министра, то можно подумать, что некий Анатолий попросил Илью Викторовича рассказать о том, что это за компания такая ЗабТЭК, какие у неё полномочия и каковы возможные варианты её ликвидации.
Такой ответ, по-видимому, не устроил и коллектив ЗабТЭК, и они ещё раз обратились к министру ЖКХ края, отметив, что он так и не ответил ни на один вопрос, но нормы законодательства определённо знает. Что тоже неплохо.
Андрей Кефер вообще по краткости переплюнул ответ министра, хотя был более решительным, так как вице-премьер хотя бы назначил встречу. Однако не учёл, что заявителем был весь коллектив ЗабТЭК, а именно 2855 человек, которые, разумеется, не могут покинуть одновременно рабочие места и явиться на встречу.
Здесь можно подумать, что правительство края идёт навстречу, а сами сотрудники компании всячески избегают живого разговора. Но на самом деле коллектив компании выступил с встречным предложением к Андрею Кеферу, предложив провести открытую встречу с губернатором Александром Осиповым и представителями средств массовой информации. После очередного обмена письмами о таком формате проведения встречи договориться пока не удалось.
Вслед за письмом от всего коллектива начальник службы безопасности ЗабТЭК Евгений Рыбаков, которого Фокин сократил в числе первых, но тот восстановился по решению суда, отдельно написал обращение к членам совета директоров, где перечислил несколько фактов, которые привели к ухудшению финансового состояния компании, он назвал и массовые увольнения, и рост налоговых обязательств, но самым интересным в этом письме является пункт пятый. Как указал Рыбаков, их начальник не был на рабочем месте без имеющихся на то причин в период с 27 декабря 2020 года по 12 января 2021 года, но при этом получил зарплату из расчёта 7 тысяч рублей за день.
Возглавляющий совет директоров Андрей Кефер не оставил без комментария письмо Евгения Рыбакова. Он сказал корреспонденту ИА «Чита.Ру», что по данному обращению для отработки направлены запросы в соответствующие органы, после проверки которых совет директоров озвучит позицию.
Если те самые «соответствующие органы», о которых сказал Кефер, выявят ещё ряд нарушений в деятельности генерального директора ЗабТЭК, то страшно подумать, какую же позицию озвучит совет директоров? Озвучат, что Фокину и здесь нужно подучить законодательство? Вынесут ещё один выговор? А может вообще уволят генерального директора? Поверить в это можно, если не знать, что на самом деле о ЗабТЭК думает её руководство. Вот, например, ответ Андрея Кефера на вопрос журналиста ИА «Чита.Ру» о выгодности сотрудничества с концессионерами, а не с собственной компанией.
«К сожалению, практика показала, что только бизнес работает эффективно — для получения прибыли. Он сокращает издержки и формирует действенные механизмы управления. Если мы хотим построить эффективную генерацию, нужно искать компанию, способную эффективно оказывать услуги ЖКХ, снижая тарифы. В случае наличия компании, которая привела бы ЗабТЭК в стабильное состояние, то мы давно рассмотрели данные варианты. Говоря простым языком, ЗабТЭК пока никому не интересен. Слухи о том, что компанию разрушают в угоду «мифическим» концессионерам не соответствует действительности», — передал слова Кефера его помощник.
Если краевое правительство самостоятельно не решит проблему, то, возможно, в ситуации разберётся генпрокурор России Игорь Краснов, которому коллектив ЗабТЭК тоже написал письмо. Копию также направили полпреду президента России на Дальнем Востоке Юрию Трутневу.
Кроме того, 31 мая стало известно, что Константином Фокиным занялись следственные органы, против него возбудили уголовное дело по статье 145.1 УК РФ из-за невыплаты заработной платы сотрудникам более двух месяцев.
Из всей этой истории следует один вывод: мы медленно, но уверенно возвращаемся к ситуации в ЖКХ нулевых годов. Чтобы понять, насколько важна ЗабТЭК для края, просто вспомните систему ЖКХ в начале 2000-х? Я лично помню, какой холод был во всех без исключения квартирах в нашем многоквартирном доме в посёлке Рудник-Кадала. Завод по изготовлению железобетонных изделий, который отапливал наши дома, закрыл котельную. Всю зиму нашу квартиру отапливала самодельная батарея.
Я не из тех людей, которые всегда говорят «да вы вспомните, что было в 90-е?», но это именно тот случай, когда я призываю всех вспомнить то время. Почему компания, которая сократила количество аварий, на протяжении многих лет справлялась с обязанностями, оказалась вдруг не нужна правительству? Неужели всё зависит от того, кто сидит в креслах в данное время? Хорошо, ликвидировали ЗабТЭК, раздали районы концессионерам, а где гарантии, что они не оставят эти объекты? У края нет на них таких рычагов влияния, как на ЗабТЭК, потому что ЗабТЭК — это детище края. Может, разумнее помочь им? Не изобретать велосипед, который уже изобрели?