Политика Об истории Забайкальского края «Тайны истории»: Приамурский «Дух» русского дела

«Тайны истории»: Приамурский «Дух» русского дела

При генерал-губернаторе Духовском Хабаровск был соединён железной дорогой с Владивостоком и началось активное строительство ЗабЖД.

Первый Приамурский генерал-губернатор Андрей фон Корф не только заложил многие традиции для института полпредства, но и возглавлял огромный край от Байкала до Тихого океана (статью о нём «Дальневосточный «гном», или Первый полпред… императора» написал вскоре после возвращения из Владивостока с фестиваля «Литература Тихоокеанской России» в 2020 году).

После его неожиданной смерти с 1893 по 1898 год этот пост занимал Сергей Духовский. Чуть меньше на этом посту был Николай Гродеков (с 1898 по 1902 год), ещё меньше (с марта по сентябрь 1903 года) Деан Суботич, с 1903-го по 1905-й — Николай Линевич и с февраля 1905-го по февраль 1906-го — Ростислав Хрещатицкий. А потом Забайкальская область из подчинения Хабаровску вновь была передана Иркутску, то есть Иркутскому генерал-губернатору.

Все пятеро были людьми высокообразованными, отважными воинами, побывавшими в сражениях, сделавшими многое для укрепления восточных рубежей нашего Отечества и развития Дальнего Востока. Понятно, что даже в силу того, что им подчинялась огромная территория, а большинство из них пост занимали не так уж долго, не все смогли побывать в Забайкалье. Но сменщик Корфа №1 это делал. О нём и пойдёт речь.

Как отметил современный хабаровский исследователь Алексей Малов, окружающие называли Сергея Михайловича Духовского «Духом». А другой исследователь — Анастасия Баранникова из Владивостока — в 2012 году опубликовала статью «Приамурский генерал-губернатор С.М. Духовский о продвижении «русского дела» на Дальнем Востоке».

Сергей Михайлович Духовский

Автор поясняла: «Термин «национальные интересы» заменим на более соответствующий ХIХ в. термин «русское дело», означавший продвижение жизненных интересов страны: 1) безопасности; 2) обеспеченности ресурсами (природными, экономическими, человеческими); 3) развития (экономического, демографического, военного и т.д.); 4) экспансии (поиска новых ресурсов, приращения территорий, культурной и духовной экспансии). Продвижение «русского дела» применительно к региону означало интеграцию этого региона в Российскую империю». Процесс начал Андрей фон Корф, продолжил Сергей Духовский.

Всего за 30 лет…

Родился он в столице империи 7 октября 1838 года. Первое военное образование получил в 1-м кадетском корпусе, из которого был выпущен в 1855 году 17-летним прапорщиком лейб-гвардии конно-гренадерского полка. Позже он окончил Николаевскую инженерную академию и Николаевскую академию Генерального штаба (причём эту академию с малой серебряной медалью).

В промежутках между учёбой успел повоевать. С 1862 года поручик Духовский в составе Кавказской армии принял участие в завершающем этапе Кавказской войны. В 1864 году его произвели в капитаны и наградили орденом святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом. На следующий год там же на Кавказе произведён в подполковники. В 29 лет Сергей Духовский стал полковником и был назначен начальником штаба Кубанской области. За отличную службу в 1869 году его наградили орденом святой Анны 2-й степени.

Потом почти полтора года он был помощником начальника штаба всего Кавказского военного округа. В 35 лет Сергей Михайлович стал генерал-майором. В то время он отвечал за разработку плана возможной войны с Турцией на Кавказском театре военных действий. За эту работу его удостоили в 1876 году ордена святого Станислава 1-й степени.

Тот год был вообще особенным в его судьбе. В апреле он женился на княжне Варваре Фёдоровне Голицыной, которая была на 16 лет его младше. Несмотря на разницу в возрасте, она стала его верным другом и соратником. Варвара Фёдоровна прожила долгую жизнь, её не стало в 1931 году, в память она оставила несколько книг мемуаров. Детей у них не было.

Варвара Фёдоровна Духовская

И в том же году его назначили начальником штаба отдельного Кавказского корпуса, которым командовал Михаил Лорис-Меликов, который по итогам Русско-турецкой войны 1877–1878 годов стал графом.

А Сергей Духовский на той войне получил орден, которым особенно гордился, – святого Георгия 4-й степени. Георгиевскими кавалерами становились за личное мужество, проявленное в боях. Так вот Духовский 31 июля 1877 года был награждён «за выполненную с большой опасностью, под выстрелами ближайших неприятельских укреплений, рекогносцировку с определением во время её более слабых пунктов и наиболее выгодных позиций, движением с коих войска могут с меньшими потерями занять укрепления, за блестящее исполнение 5 мая во время штурма крепости Ардагана возложенной на него атаки левого фланга атакующей линии».

За участие в той войне он был также награждён орденами святой Анны 1-й степени и святого Владимира 2-й степени с мечами. Интересно, что именно на Кавказе в то время он и проявил свои административные способности, когда вынужден был быть временным комендантом Эрзерума и исполняющим дела военного губернатора Эрзерумской области. Он блестяще проявил себя в непростых военных условиях и по окончании войны был назначен начальником штаба Московского военного округа. На этом посту он прослужил более почти 12 лет, и в 1886 году, когда ему было 47 лет, Духовский был произведён в генерал-лейтенанты.

После неожиданной смерти первого Приамурского генерал-губернатора Андрея фон Корфа на эту должность в 1893 году и назначили 54-летнего генерал-лейтенанта Сергея Духовского, человека опытного и лично отважного. За плечами было «всего» 30 лет военной службы, обучение в двух академиях и участие в двух войнах.

Генерал-губернатор Приамурья Сергей Михайлович Духовский

Труды казачьего «Духа»

По настоянию супруги Духовский прибыли на Дальний Восток морским путём, совершив по сути дела кругосветное путешествие на пароходе «Маньчжур». Позже, когда при поддержке нового генерал-губернатора был обустроен порт Владивосток, началось регулярное пароходное сообщение Одесса – Владивосток. Именно тогда на Дальний Восток поехали не только новые воинские части, но и переселенцы из европейской части России.

Новый генерал-губернатор сразу по приезде встретился с членами общества по изучению Амурского края, на развитие которого Сергей Михайлович вручил 500 рублей (сумма колоссальная по тем временам). А позже он принял самое активное участие в создании во всём генерал-губернаторстве, включая и Забайкальскую область, отделений Русского императорского географического общества.

При нём Хабаровск был соединён железной дорогой с Владивостоком и началось активное строительство Забайкальской железной дороги. По его мнению, именно железная дорога должна была окончательно закрепить Дальний Восток за Россией, оживить край и тем самым сделать привлекательным для новых переселенцев.

И именно поэтому он был противником того, чтобы Чита и Хабаровск были связаны стальной магистралью не по территории России, а через Маньчжурию. Духовский активно возражал, но его не послушали.

Важнейшей задачей, которую ему пришлось решать, была задача заселения огромных дальневосточных территорий. С одной стороны, надо было привлекать сюда не «преступный элемент», отбывший каторгу и оставленный здесь на поселение, а добросовестных хлебопашцев. С другой стороны, важно было и удержать тех, кто прибыл сюда, но столкнувшись с первыми трудностями, норовил вернуться обратно. А нужда в рабочей силе была огромной, а потому ему пришлось корректировать некоторые свои взгляды походу, благо тут кавказский опыт (с многонациональностью того региона) пригодился.

Переселенцы на пути к своим участкам

Вот что писала по этому поводу историк Анастасия Баранникова: «С.М. Духовской хотя и поддерживая принцип своего предшественника барона Корфа «Россия для русских», постепенно пришёл к пониманию того, что в колонизации края «...нельзя совершенно пренебрегать и той помощью, которую могут оказать нам в этом случае добровольно являющиеся иногда иностранцы, своим трудом, знаниями, искусством и капиталом». Необходимо было только обеспечить строгий контроль над притоком иностранцев в край, «дабы не колебать принципа «Россия для русских».

В эти 90-е годы ХIХ века генерал-губернатор побывал и в Забайкалье. Отсюда он во главе большой делегации, в составе которой были и забайкальцы, в 1896 году отправился на церемонию коронации императора Николая II.

Торжественное шествие императора Николая II (под балдахином) в сопровождении свиты по окончании церемонии коронации в Успенском соборе Кремля
Торжественное шествие императора Николая II в сопровождении свиты по окончании церемонии коронации в Успенском соборе Кремля
Торжественное шествие императора Николая II по окончании церемонии коронации в Успенском соборе Кремля
1 из 3
Торжественное шествие императора Николая II (под балдахином) в сопровождении свиты по окончании церемонии коронации в Успенском соборе Кремля

«В 1896 году, 9 января, в Петербурге представители Забайкальской, Амурской и Приморской областей во главе с С.М. Духовским и военным губернатором Приамурской области и наказным атаманом Уссурийского казачьего войска генералом П.Ф. Унтербергером отслужили панихиду у гробницы почившего императора Александра III; от жителей Хабаровска возложили большой серебряный венок, а от Читы и ЗКВ – венок из живых цветов.

12 января в Зимнем дворце их величества удостоили принимать депутации. Поднесены хлеб-соль на прелестно и оригинально сделанных блюдах от трёх казачьих войск и трёх областей; от сельских обывателей Амурской и Приморской областей – соболья пелерина государыне императрице; от тунгусов – одежды, украшения и конское снаряжение, от бурят – хадак», — писала в 2016 году известный забайкальский краевед и музеевед Наталья Константинова.

И ещё, вероятно, на Кавказе этот уроженец Северной столицы на всю жизнь проникся казачьим духом. Современные исследователи истории казачьих войск Дальнего Востока, отмечают, что «Духовский, являясь наказным атаманом Амурского и Уссурийского казачьих войск, довольно много внимания уделял казачеству».

Беседа генерал-губернатора со стариками Петропавловска, участвовавшими в сражении 24 августа 1854 г.

Он сам ходил в казачьей форме, часто посещал казачьи станицы и много сделал для усиления как роли казачества, так и укрепления с его помощью границ. При нём не только было организовано переселение на Дальний Восток донских и оренбургских казаков, но усилены существовавшие, в том числе и в Забайкалье, казачьи пограничные поселения. Заложил он основы и создания Амурской военной флотилии.

Встреча приамурского генера-губернатора С М. Духовского с жителями Петропавловска и ветеранами Петропавловской обороны 1854 г.

Ещё одна особенность этого правителя, подмеченная современниками, — Духовский ненавидел бумажную работу. А потому старался загрузить ей своего верного помощника Николая Ивановича Гродекова, которого тем самым подготовил к тому, что он стал его приемником. А вот отчёты в столицу он писал лично, стараясь избегать в них приписок и неточностей.

Список добрых дел, которые сделал и лично Сергей Михайлович и его верная супруга Варвара Фёдоровна, можно было бы продолжать довольно долго. За успешную службу на Дальнем Востоке Сергей Михайлович был удостоен в 1894 году ордена святого Александра Невского (а в 1896 году ему были пожалованы алмазные знаки к этой награде).

К сожалению, ему не дали доработать на этом посту до ухода на заслуженный отдых.

Перевод в Туркестан

В марте 1898 года в канун его 60-летия Сергея Михайловича перевели в Туркестан, где он занял пост генерал-губернатора и командующего войсками Туркестанского военного округа, сменив на этом посту барона Александра Вревского, почти десятилетие занимавшего эти посты.

По словам тайного советника Георгия Фёдорова, прослужившего в Туркестане почти 40 лет и считавшего себя, как многие мемуаристы, всё знающим и понимающим лучше власть придержавших, «Духовской был человек не глупый и, быть может, в своё время очень полезный, но когда он был назначен в Туркестан, то это была уже развалина и в умственном, и в физическом отношениях.

Сергей Михайлович Духовский

Непонятно, как могли назначить такую руину начальником огромного края, к которому только что присоединили ещё две области. Он был неспособен ни к какому труду и, свалив всё бремя управления на вновь назначенного на только что учреждённую должность помощника генерал-губернатора генерала Иванова, сам буквально ничего не делал и разъезжал с большою помпой по краю или проживал в Петербурге, куда неоднократно выезжал, будто бы по делам службы».

Интересно, что при всё при этом в 1899 году Сергею Михайловичу и Варваре Фёдоровне городская дума Ташкента, столицы Туркестана, присвоила звание «Почётный гражданин Ташкента». На следующий год Сергей Михайлович был произведён в генералы от инфантерии (пехоты – авт.), что соответствует современному званию генерал-полковник, а через год его назначили членом Государственного совета. Духовские покинули жаркий Туркестан и наконец вернулись на малую холодную родину – в Санкт-Петербург. Здесь 1 марта 1901 года Сергей Михайлович Духовский скончался и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Супруга пережила его на 30 лет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления