Общество Политика 90-е «Нет ЕБН!» Вспомнили, как проходили президентские выборы 1996 года в Забайкалье

«Нет ЕБН!» Вспомнили, как проходили президентские выборы 1996 года в Забайкалье

Зюганов в Читинской области был фаворитом

Фото Бориса Ельцина с выставки Эдуарда Росселя

К 1996 году срок первого всенародно избранного президента России Бориса Ельцина подходил к концу. Ни он, ни его команда, следовавшие по пути переломных реформ, далеко не всегда встречаемых населением с одобрением, отдавать власть не желали. Тем более коммунистам, популярность которых вышла на новый пик, как показали результаты выборов в Госдуму 1995 года, где КПРФ доминировала. Вряд ли тогда кто-то мог предполагать, что президентские выборы 1996-го и по сей день останутся во многом уникальными: два тура (такого больше не было ни разу), сумасшедшая конкуренция, первые «грязные» предвыборные технологии и хитрые политические ходы. Ощутить всё это сполна смогли на себе и забайкальцы.

1990-е — эпоха, которая никак не может нас отпустить. Ее по-прежнему переосмысливают в искусстве, она во многом определила нас. Всё было другое — другая жизнь, другие радости и печали. И люди стали другими. Это время новых открытий и веяний. Время расцвета китайских рынков, завоза в страну праворульных автомобилей, кассет, плееров, пейджеров, невообразимой одежды и музыки. И, конечно, это непростое время. Какой эпоха 90-х была для Читы и Забайкалья? Мы уже вспомнили немало — все тексты серии можно почитать в нашей сборке.

Вседозволенная агитация


Экскурсоводом в то далекое время для подготовки текста я выбрал первого заместителя руководителя регионального исполнительного комитета партии «Единая Россия» Романа Амплеева, который, без преувеличения, с ранних лет оказался в политике и не понаслышке знает, что такое выборы. В 1996 году он работал помощником депутата Госдумы из Читинской области Владимира Богатова, избранного от ЛДПР по партийному списку. И конечно же, входил в областной штаб поддержки кандидата в президенты Владимира Жириновского.

Роман Амплеев хорошо помнит самые разные выборы в Забайкалье и стране в целом

— В то время было раздолье для агитации — гораздо меньше законодательных ограничений. Некоторые, наверное, уже и не помнят, но я запомнил навсегда, как штаб соперников Бориса Ельцина на стенах домов в самом центре Читы писал черной и красной краской: «Нет ЕБН!» Исписано было буквально всё и большими буквами. В таком виде надписи вызывали смех у людей и некие ассоциации, хотя это были просто инициалы действующего президента Ельцина Бориса Николаевича, — рассказывает Роман Амплеев.

Все, кто так или иначе занимается выборной тематикой, отмечают, что именно президентские выборы 1996 года стали первыми в нашей стране, где кандидаты активно использовали политтехнологов. Креативили все и во всех штабах. В ход шли яркие лозунги, создавались газеты-«однодневки», задействованы были звездные артисты и серьезные СМИ.

Так, в Чите на подъездах накануне 16 июня (на эту дату были назначены выборы) появлялись никем не подписанные листовки с лозунгами типа: «Вместо Борьки пьяного выберем Зюганова». Коммунисты уверяли, что они ничего не расклеивают, а это всё просто народное творчество. Но так как масштаб проделанной работы был ощутим, всё указывало на то, что подобные акции проводились централизованно.

Также целенаправленно и системно чуть ли не в каждый почтовый ящик в течение нескольких недель неизвестные подкидывали антикоммунистическую газету «Не дай Бог!» Современники отмечают, что сделано издание было очень качественно и интересно: людей веселили крепко написанные тексты, карикатуры на Зюганова и иные выпады в сторону главы КПРФ.

— Безусловно, всем хорошо запомнился и один из лозунгов предвыборной кампании Бориса Ельцина: «Голосуй или проиграешь». Или «Выбирай сердцем». Кажется, всё на свете было тогда. Плюс активно задействовали артистов, которые поехали с концертным туром, особенно по Центральной России, в Сибири. Известных людей нельзя недооценивать: у них есть свои поклонники, свой авторитет и известность. И когда со сцены провозглашают, кого поддержать, часть аудитории прислушивается. Тогда все популярные артисты эстрады были в большинстве своем на стороне Ельцина. И мы помним эти кадры, когда Борис Николаевич танцует на сцене вместе с Евгением Осиным, — отмечает Роман Амплеев.

Фото Бориса Ельцина с выставки Эдуарда Росселя

Наглядная математика


Политтехнологи и имиджмейкеры из штабов каждого кандидата сражались за голоса по всей стране, но, конечно, в первую очередь, значение имели царившие на тот момент настроения в обществе и в отдельно взятых регионах России.

— Читинская область была особенно депрессивным регионом. Тут и с зарплатой было плохо, и с работой, и предприятия закрывались. С пенсией были проблемы. Многие ощутили разницу между современной Россией и СССР. Когда в конце 1995 года проходили выборы в Госдуму, первое место в Читинской области было у КПРФ, чуть-чуть совсем отстала ЛДПР. И еще неплохо проявила себя партия, которую возглавляли Виктор Анпилов и Виктор Тюлькин. Там была радикальная коммунистическая риторика. Поэтому, наверное, неудивительно, что и в первом, и во втором турах президентских выборов в Читинской области победил Геннадий Зюганов, — вспоминает Роман Амплеев.

И тут нужно взглянуть на цифры. Первый тур выборов в РФ не выявил единственного победителя. По стране результаты были такие: у Ельцина — 26,7 миллиона голосов, у Зюганова — 24,2 миллиона, третьим стал генерал-лейтенант Александр Лебедь, которого поддержали почти 11 миллионов человек.

В Читинской области Борис Ельцин в первом туре набрал только 130 тысяч голосов, тогда как Геннадий Зюганов — 207 тысяч. Ко второму туру, где были уже только два кандидата, интерес избирателей был гораздо выше, но всё равно: у Ельцина — 209 тысяч голосов, у Зюганова — 269 тысяч. По всей России же во втором туре действующий президент набрал 40,4 миллиона голосов, его конкурент — 30,1 миллиона.

К слову, Читинская область тогда была сложносоставным субъектом федерации, на чьей территории располагался Агинский Бурятский автономный округ. Так вот АБАО на выборах в 1996 году, напротив, поддержал Бориса Ельцина. И в первом, и во втором туре.

— Никто глубоко не анализировал, что за регион у нас и почему так голосует. Мы не знаем до конца людей, их настроения. Так или иначе, к нашей области тогда надолго прицепилось, что мы входим в так называемый красный пояс. Группу регионов, поддерживающих КПРФ. Таких немало было, причём в самых разных частях России. И кстати, уже тогда можно было наблюдать симпатию забайкальцев к личности Жириновского. В области по числу голосов он был третьим, хотя по России занял только пятое место, — подчеркивает Амплеев.

Читинская область в 1996 году оказалась в числе регионов «красного пояса», активно поддерживающих коммунистов

А вот власти самого региона из «красного пояса», по словам Романа Амплеева, накануне президентских выборов своих предпочтений в пользу того или иного кандидата не выказывали. К тому же, например, Равилю Гениатулину, на тот момент 40-летнему и только назначенному главой администрации Читинской области, было явно не до того: тяжелая ситуация в регионе, куча проблем и собственные первые выборы осенью того же года.

Фактор Лебедя


— Я чувствовал, что в то время возможно было всё, и лидер КПРФ мог прийти к власти. Однако коммунисты, видимо, слишком поверили, что у них всё будет хорошо, что всё идет по накатанной и они возьмут реванш. Они не учли, что общество меняется. Скажем, молодежь уже голосовала за Ельцина — я знаю это, потому что мы общались со студентами в институтах. Коммунистам, конечно, нужно было действовать быстрее и расторопнее. А команда Бориса Николаевича в эту паузу (второй тур был уже 3 июля. — Прим. ред.) сделала всё возможное, чтобы заполучить как можно больше голосов, а у КПРФ так не получилось, — объясняет Роман Амплеев.

Эксперты сходятся во мнении, что чуть ли не решающий переток голосов к Ельцину образовался за счет электората генерала Лебедя, который в перерыве между турами дал согласие работать в команде Бориса Николаевича. Стал секретарем Совета безопасности РФ, полетел на Северный Кавказ, чтобы урегулировать военный конфликт. В регионах, в том числе и в Чите, даже появилась газета, где набравший 15% голосов избирателей по стране военачальник объяснял свою позицию и предлагал поддержать Ельцина.

Свою лепту внесли и другие бывшие соперники. Владимир Жириновский Ельцина напрямую не поддержал, но публично заявил: «Голосуйте за кого угодно, но только не за коммунистов». В совокупности всё это дало уже ощутимый отрыв по итогам второго тура.

— Коммунисты особенно вдохновились, когда на выборах в Госдуму второго созыва в декабре 1995 года получили первое место. Помимо того, что у них всё хорошо было по партийным спискам, они еще и выиграли каждый четвертый мандат в одномандатных округах. Действительно, поддержка общества была. Нашли людей нормальных на протестной волне, это всё оседлали и думали, что за полгода раскачают. Но они не учли значение телевидения, значение новых технологий. И может быть, даже не Зюганова нужно было выдвигать. А, допустим, Николая Рыжкова, который участвовал в выборах президента в 1991 году и занял второе место. Но получилось так, как получилось, — заключил Роман Амплеев.

Первый президент РФ рисковал лишиться своего поста уже после первого срока
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления