Несмотря на обилие забайкальских достопримечательностей и легенд, связанных с Чингисханом, официальная наука не дает четкого ответа на вопрос о месте рождения будущего покорителя вселенной. Таким же образом без ясного утверждения остаются разговоры о визите Александра Невского в Забайкалье.
Поэтому круглый стол, в название которого вынесли имена этих исторических деятелей, вкупе с загадочным термином «глобальная трансформация мира», обещал быть интересным.
Круглый стол «Историко-культурное наследие в условиях глобальной трансформации мира» в рамках форума «Новые горизонты» проходил в поселке Агинском 20 июля. Перед его началом в местности Приононье открыли среду дружбы между народами России, Монголии и Китая.
Сенатор и зампредседателя комитета Совета Федерации по международным делам Баир Жамсуев, хоть и начал приветствие с анекдота, а продолжил легендами, был подчеркнуто серьезен.
Помимо всего прочего, он отметил, что в Забайкалье много мест связано преданиями с Чингисханом, а в каждой байке есть рациональное зерно, которое затем раскапывают историки. Он упомянул и отрицательные оценки, которые давала советская историография Чингисхану и в целом татаро-монгольскому игу как завоевателям и подавителям. Однако сегодня, в период серьезных изменений, по мнению сенатора, мы освобождены от идеологических догм и можем иначе взглянуть на исторические личности и события.
Жамсуев сослался на материал философа Александра Дугина, считающегося одним из идеологов страны. Человек, которого трудно заподозрить в антирусских взглядах, уверен, что до татаро-монгольского вторжения территория современной России была окраиной Византии и Европы, а после — таким государством, каким мы гордимся сегодня.
— Во время татаро-монгольского ига был создан государственный аппарат, включающий налоги, почтовую связь и другие элементы, которые являются основой любого государства. Всё это было внедрено на российской земле. Если раньше империя Чингисхана воевала с Россией, то после Чингисхана Россия стала одним из самых мощных государств благодаря его вкладу. Дугин абсолютно интересную мысль высказывает, что нынешние русские — это потомки Чингисхана. Иногда люди не соглашаются с этими моментами из-за определенных догм, — сказал Жамсуев, вспомнив заодно, как 20 лет назад во время конференции на днях Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Москве некий журналист, «сверкая глазами», назвал Чингисхана «убийцей и кровопийцей русского народа».
В противовес этому мнению сенатор вспомнил роман Исая Калашникова о Чингисхане «Жестокий век». Время тогда было, действительно, непростым, народы завоевывали друг друга, не стесняя себя в методах и мерах. Тем не менее Жамсуев считает, что в каждом историческом периоде есть положительная или рациональная составляющая, которая затем определяет судьбы народов. Увидеть это рациональное можно, только взглянув на историю по-новому.
Губернатор Александр Осипов проговорил цели конференции еще подробнее. Он сразу заявил, что нужна настоящая научная дискуссия, возможно, и не на один год, чтобы общество пристальнее взглянуло на Невского и Чингисхана, на их эпоху и дало всему справедливую оценку.
Благодаря этому, по убеждению губернатора, мы получим два важных результата. Во-первых, сможем лучше разбираться в том, что происходит с государственным строительством, с мировоззрением и ролью личности. Плюс в сравнении эпох можно брать примеры, чтобы обеспечивать конкурентоспособность страны и народа. Во-вторых, избавимся от стереотипов, неверных научных представлений, ангажированности и пристрастности в оценке событий и личностей.
Хотя Осипов и отметил, что не успел подготовиться к докладу, чтобы сделать его по-настоящему научным, говорил он долго. Для краткости можно поделить речь на тезисы.
Чингисхан и Невский оценены как военачальники, но не как государственные деятели, основатели определенного мировоззрения и системы ценностей, которым потом последовала огромная часть территории Евразии и большинство народов, вошедших в состав России.
Оба начали свою деятельность в похожих условиях: раздробленность, отсутствие государственных и политических институтов, отсутствие единых ценностей у народа и огромное влияние внешних сил.
Монгольская империя развивалась по историческим меркам молниеносно с учетом необразованного и малочисленного населения. Тем не менее опыт империи распространился по миру. У монголов переняли и боевой клич, и почту, которая даже в Великобритании организована по их примеру.
Невский и его потомки заложили основу, на которой выросло крупнейшее государство. Некоторые ученые считают территории, которые контролировал Советский Союз, результатом развития российской государственности.
Прямая речь Чингисхана и его окружения зачастую игнорируется, а мотивы, действия и события оцениваются по другим источникам. И эти оценки порой необъективны.
Чингисхан строил не этническую, не религиозную империю, а государство на формулируемых им ценностях и принципах. Про это часто забывают западные историки.
Еще Осипов рассказал про сложные взаимоотношения Невского с папой римским Иннокентием. Католик, с одной стороны, склонял князя к своей вере, навязывал ему советника и просил шпионить за татаро-монголами, а с другой стороны, посылал Ливонский орден и литовцев на земли самого Александра Ярославовича.
«Могу сказать, любому политику, государственному деятелю абсолютно понятно, что тебя самым циничным образом используют. Это абсолютно ясно. И тебе предлагают быть палкой, которой будут ковыряться в печи. Мы видим в жизни Чингисхана хитрость, особенно военную хитрость и дипломатию. Однако мы видим и обратную сторону»
Губернатор вспомнил слова социолога о том, что если убрать одежду, технологии и внешний антураж, то многие народы спустя две тысячи лет всё еще будут похожи сами на себя. Мы можем получить ответы на многие вопросы и изучить историю, чтобы понять их значение.
Еще Осипов заявил, что в 2020 году ни один из встреченных им людей не знал, что Александр Невский почти 800 лет назад был в нескольких сотнях километрах от Забайкалья.
— Это разве не огромный провал в нашей работе? Я просто сейчас не буду такими фактами сыпать. Но это тоже точно показывает, что не всё в порядке в Датском королевстве, — закончил губернатор.
Что забыл римлянин в Забайкалье?
О том, что кочевники несли не только смерть, налоги и боевой клич, рассказал академик РАН, профессор, доктор исторических наук, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Николай Крадин. По его словам, на счет кочевых народов можно записать одомашнивание лошадей и другого скота, использование езды верхом и на колесном транспорте и даже распространение информации по Евразии.
К заслугам Монгольской империи Крадин также причислил безопасность дорог, что активизировало торговлю. Более того, геополитические события подтолкнули к созданию фундамента и российской, и китайской государственности. Даже в Японии, куда монголы не вторгались, началось формирование имперской идеологии.
Кочевники многие столетия и тысячелетия выступали главными инициаторами культурных обменов — это их вклад. К рубежу христианской эры уже сложилась система торговых связей между западной Римской империей и восточной частью Евразии. Обмен имел значение для всех участников. Археологи это явление называют термином «древняя глобализация».
— Есть много свидетельств существования мощных контактов. В знаменитых курганах были обнаружены предметы античного искусства, а в Монголии найдена римская чашечка, которая путешествовала до наших широт несколько тысяч километров. На границе Забайкалья и Монголии найден воин, рожденный где-то в Италии, а в Италии было найдено захоронение женщины, в генах которой обнаружились китайские корни.
Китайские баодзы — фарш в тесте, сваренный в кипящей воде — тоже пошли по миру и стали национальным блюдом во многих кухнях: пельмени, манты, равиоли, хинкали, буузы. Но всё было не так радужно.
В 1331 году возник очаг чумы в Китае и очень быстро для того времени — за 17 лет — дошел до Причерноморья. Тогда золотоордынцы осадили Кафу (на ее месте находится Феодосия. — Прим. ред.) и забрасывали трупы погибших от чумы на территории осажденного города. Не знаю, насколько они правильно поступали, но это был прообраз бактериологического оружия. Чума попала в Европу и привела к обрушению всей средневековой системы. Есть предположения, что глобализация, помимо позитивных сторон, имеет и отрицательные последствия. Мы столкнулись с этим во время распространения коронавируса и должны понимать, какие катастрофические последствия могут быть. Нужно не забывать о временах, когда копыта монгольских коней топтали земли Евразии. Как хрупок человеческий мир и как легко его разрушить собственными руками, — подытожил Николай Крадин.
Пайца, молитва и другие доказательства происхождения Темучжина
Доктор исторических наук, автор книг по историческому средневековью края Алексей Тиваненко презентовал рукопись «Забайкальская прародина Чингисхана (научные факты, народные предания)».
Он отметил, что работа удачно вписалась в процесс создания туристического заповедника, связанного с прародиной покорителя вселенной. Книга станет тем аргументом, которым можно будет крыть вопросы монгольских коллег.
— Нигде и никем не оспаривается, что историческая родина Борджигинов и самого Тэмучджина — среднее течение Онона. В летописях и преданиях есть точные географические привязки — Цасучейский сосновый бор и остров Ихэйрал — Икарал. Монгольские коллеги указывали местом рождения гору Бухан-Халдун, но потом отказались от этой версии. Польские, американские и японские экспедиции уделяли внимание горе Биндер — недалеко от границы Ононского и Акшинского районов. Руководитель американской экспедиции тайно приезжал в Забайкалье, был в селе Кункур, побывал на острове Икарал и долго ходил около бугорка Уран Дүче. Он, вероятно, знает чуть больше, — рассказал Тиваненко.
Он объяснил связь места рождения Чингисхана с местом его захоронения монгольским обычаем. А захоронение в Забайкалье назвал практически доказанным фактом — ученый прочитал молитву, которая помогла внуку хана Хубилаю, когда телега с телом покорителя вселенной застряла в болоте.
— О мой Богдо! Твоя супруга там на прекрасном месте своего рождения, твое прочное государственное управление, сила твоих законов, твои подданные — всё там! Твои любимые жены, твой золотой шатер, твой верный народ — всё там! Твоя родина, река, в которой тебя мыли, плодовитый народ монгол, носители твоей славы, князья и вельможи: Делюн-Болдок на реке Ононе, место твоего рождения — всё там!
Топоним Делюн-Болдок, по данным Тиваненко, впервые связали с местом рождения Чингисхана в XVIII веке после обнаружения китайской летописи. Топонима Делюн-Болдок на территории верхнего течения Онона нет. Да и географическое описание не сходится с описанием тех мест.
«Если бы Чингисхан родился на горе Биндер в Монголии, то его бы не могли мыть в Ононе — пришлось бы младенца нести 20 километров»
— Имеются наработки российских ученых о том, что местом рождения Темучжина нужно считать местность близ села Кубухай на опушке Ононского соснового бора, который Чингисхан ласково называл дубравой. Там советские экспедиции находили железные предметы, в том числе средневековое оружие. Однако широких раскопок там еще не проводилось. На Икарале мы нашли три золотых предмета высочайшей ценности, которые к простому человеку не могли бы иметь отношения. Это золотая пряжка — она хранится в читинском музее, золотая пайцза — знак императорской фамилии и так называемый услон — посмертная золотая маска Чингисхана, — завершил доклад Тиваненко.
Шесть тонн на могиле
Кандидата исторических наук, доцента кафедры истории ЗабГУ Виктора Кузнецова представили как человека, готового бесконечно говорить о Чингисхане и кочевниках. Но начал он с иного — с гордости за Забайкалье.
— Это священная земля для пращуров, для тунгусов и кочевников, какие бы они ни были: джурджени, кидани, жужани, ацраты. Священная земля для восьми родов бурят, пришедших с Байкала, священная земля для русских. Почему земля священная? На Руси всегда считали мучениками тех, кто страдал. Территория края не такая уж и радужная — климат, давление, солнце и морозы, речки, которые не дают покоя, — воодушевленно говорил Кузнецов.
«Несмотря на все беды Забайкалья, чисто исторические или временные, мы переживаем всё вместе, и это делает нас крепче. У нас нет национального вопроса, у нас много интернациональных семей. У нас столько всего намешано, и мы живем, потому что живем дружно»
Он плавно перешел к тому, что Забайкалье дало миру не только нынешних героев СВО, Алдара Цыденжапова и Евгения Эпова, но и Атиллу, гуннов, Чингисхана.
— Есть в исторической среде мнение, что неверно говорить о Чингисхане положительно. Ведь он убил столько русских людей, пытался развалить Россию. Какую Россию? Когда был Чингисхан, была ли Россия? Про Батыя еще можно поспорить. А Чингисхан — это великий человек, кто бы что ни говорил. Он своим трудом и героизмом сумел объединить разрозненные племена и создать мощную армию. Мы в свое время с телекомпанией «Альтес» снимали фильм «Номады Забайкалья», и тогда прозвучал вопрос: почему ему удалось это сделать? Я всегда говорю: он был мудрым человеком. Ведь он подходил к улусам и не выжигал их, а сначала предлагал мужчинам войти в войско, а женщинам и детям — свою защиту. Поэтому улусы от Забайкалья до Алтая и Поволжья составили части его огромной армии, которую тут невозможно было собрать, — поделился Виктор Кузнецов.
Также плавно он перешел к тому, что в крае много связанных с именем великого завоевателя мест: Делюн-Болдок, Большой и Малый Баторы, Чаша и Вал Чингисхана. Но чтобы развивать это наследие и привлекать к нему внимание, нужны вложения.
В урочище Малый Батор находится комплекс скальных останцев, в том числе Камень-котел, он же Чаша Чингисхана. По легенде, дождевая вода, скопившаяся в углублении, помогла Чингисхану излечиться от ран. Также там находится плита с углублением, похожим на след огромной ноги. Его иногда называют следом Чингисхана.
Вал Чингисхана, проходящий в том числе в Забайкальском районе, — фортификационное сооружение эпохи киданей. Он сооружен задолго до Чингисхана, но связан с его именем.
Младший научный сотрудник отдела археологии каменного века института РАН и, что более важно, директор археопарка «Сухотино» Наталья Викулова говорила больше про примеры парков и музеев под открытым небом. А также про планы развития Сухотино и других интересных мест Забайкалья.
— Всё это было бы хорошо делать, но пока у нас мало сил. Мы предложили такие решения, чтобы у нас вопросы исследования кочевников решались более конструктивно. Мы хотим, чтобы у нас появились специалисты, в том числе молодые, которые могли бы заниматься раскопками предполагаемого погребения и рождения Чингисхана. Чтобы был дан ясный ответ: здесь или не здесь, — перешла к главной части Викулова.
Кроме этого, в Забайкалье есть масса остального неизведанного: более 5 тысяч объектов исторического наследия, причем 187 объектов федерального значения; погребальные комплексы возрастом от 8 до 6 тысяч лет; восстановленная внешность людей, обитавших тут тысячи лет назад; памятники культуры плиточных могил, некоторые из которых венчают шеститонные каменные блоки; Кондуйская церковь, украшенная 69 каменными драконами, с дворца монгольского феодала. В общем, есть что изучать, помимо Чингисхана.
«Титовская сопка — это Забайкалье в миниатюре, на ней представлены памятники всех исторических периодов от каменного века до русских поселений»
— Драконы хранятся в Эрмитаже и в Государственном историческом музее на Красной площади. Но там написано, что они из Южной Сибири. Не из Кондуя и даже не из Забайкалья, а из Сибири. Никто толком не знает, откуда эти драконы, почему их академик Киселев привез в 50-х годах. Тогда экспедиция МГУ в Кондуй приезжала, а у нас это рядом, но мы там очень мало работаем, — с горечью констатировала Наталья Викулова.
В связи с этим она предложила две инициативы:
создать музей-заповедник кочевых культур с опорными точками на Делюн-Болдоке, Кондуйском городке, Хирхиринском городище и на Валу Чингисхана. Со слов Викуловой, просчитаны все маршруты, есть понимание, какая нужна инфраструктура и дороги, уже идет обсуждение в федеральном Минкультуры. Музей позволит гостям погрузиться в науку, поучаствовать в реальных исследованиях и прикоснуться к артефактам;
открыть забайкальский филиал института истории, этнографии и археологии Дальнего Востока. Он будут работать в том числе и в области геохронологии, этнографии, востоковедения и языкознания.
Все-таки Чингисхан
Баир Жамсуев, подводя итоги, снова сделал акцент на великом военачальнике. Наука, по его словам, достаточно продвинута в вопросах древнего мира, каменного века, палеолита и неолита. А вот к Чингисхану толком никто почти не подходил. Многие его современники познакомились с Чингисханом благодаря художественным произведениям Василия Яна и Исая Калашникова.
— Мы живем с заложенными в советское время идеологизированными подходами. Поэтому нас сейчас могут не понять и обвинить в попытке подменить историю. У нас нет исследований про место рождения, про происхождение. Так что давайте не уходить от одной идеи, не уходить к кочевникам, а попытаемся разобраться в теме Чингисхана, — уже откровенно нажал сенатор.
Губернатор в общем-то тоже склонял к этой мысли, но сделал это, как у нас говорят, в Песчанку через КСК.
— У государства и общества огромная практическая потребность анализировать опыт и внедрять его в жизнь. Мы не зря выбрали слова для названия круглого стола. Глобальная трансформация происходит, ценности меняются, и мы не осознаем масштаб изменений, которые происходят. Мы не узнаем мир через 20–30 лет, а наши предки, которые умерли 10–15 лет тому назад, сегодня бы не поняли, как мы живем, почему у нас другие ценности, взгляды и подходы. Нашим ушедшим бабушкам уже не объяснили бы, почему их внуки не хотят создавать семьи и рожать детей. Это только один из аспектов, а изменения фундаментальные, немыслимые для наших предков, — многозначительно сказал Осипов.
Традиционные ценности, по его словам, Россия сейчас и отстаивает, попутно делая то, что делал в середине прошлого века Советский Союз, освобождавший мир от колониального гнета и несправедливых экономических договоров.