Во Владивостоке 3 сентября стартовал Восточный экономический форум, в котором примет участие президент страны Владимир Путин и все дальневосточные губернаторы.
В официальном журнале форума, его раздают на всех площадках, полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев коротко говорит о целях ВЭФ. Это обсуждение того, как Россия разворачивается на Восток, насколько серьезного развития инфраструктуры требует это государственное телодвижение и чем именно это развитие гарантировано (прежде всего поддержкой макрорегиона главой государства).
Трутнев напоминает о многочисленных мерах поддержки, которые разработаны для Дальневосточного федерального округа (ДФО) и акцентирует внимание на количестве запущенных новых предприятий — 824, а также на объеме инвестиций — 4 триллиона рублей. Основная цель, пишет полпред, — рост благосостояния и качества жизни людей, что, естественно, требует развития социальной инфраструктуры.
Тем для обсуждения у участников форума достаточно. В деловой программе ВЭФ несколько десятков дискуссионных площадок, и в их наименованиях почти нет проходных — гости Владивостока будут обсуждать развитие человеческого потенциала, демографический суверенитет, естественно, экономику и инструменты, которые государство предлагает инвесторам и регионам за Байкалом. Если читать одни заголовки, то это очень оптимистическая программа, и в ней нет места тревоге. И это-то больше всего тревожит.
На дискуссионных площадках, однако, ожидаемо довольно часто тревога слышится. Например, на круглом столе, посвященном практике применения инструментария КРТ (комплексное развитие территорий — освобождение от ветхой и аварийной застройки земельных участков под новое строительство) первый заместитель генерального директора финансово-строительной компании «Регион» Роман Капинос задается вопросом о том, для кого в макрорегионе строятся новые социальные объекты — спикер, вероятно, имеет в виду отток населения.
Этот самый отток — основная проблема Дальнего Востока. Несмотря на действительно существенные вливания государства в ДФО и на то, что ситуация с началом работы Трутнева и вообще института дальневосточного полпредства изменилась в лучшую сторону, остановить сокращение населения не удается. Если в 2020 году в регионах ДФО, с учетом вошедших в состав округа в 2018 году Забайкальского края и Республики Бурятии, насчитывалось около 8,16 миллиона жителей, то к концу 2023 года это число упало ниже 8 миллионов.
При этом половина населения ДФО живет всего в трех регионах — Приморском, Хабаровском и Забайкальском. Единственное достижение — сокращение темпов этого падения. Сравнение 2020 и 2023 годов показывает, что отток удалось сократить почти до нуля. Но это всё равно отток.
2 триллиона рублей, о которых говорит Трутнев, на самом деле не очень большой показатель. Если перевести на привычные доллары, то весомые 2 триллиона превратятся в… 20 миллиардов. Об этом год назад на предыдущем ВЭФе говорил исполнительный декан Института финансовых исследований «Чунъян» при Китайском международном университете Ван Вэнь:
— Я не отрицаю красоты и ценности Владивостока, региона в целом, и я уверен в блестящем будущем Дальнего Востока. Роль этого региона растет, но я должен сказать, что прошло уже 20 лет с тех пор, как Путин заявил о необходимости разворота на Восток. С точки зрения Китая развитие региона должно быть ускорено, так как округ нуждается в инвестициях, инфраструктуре, туристах. Темпы должны быть увеличены.
Юрий Трутнев, кстати, отвечал китайцу:
— Я слышал это заявление, что денег должно было быть больше. Вот министр финансов, наоборот, говорит, что это за безобразие, столько денег стали выделять на Дальний Восток. Я с ним, честно скажу, не согласен.
Что касается сравнений с Китаем, ну давайте, наверное, начнем с простых цифр. Вот Китай больше Дальнего Востока по площади всего на 40%, а населения, вы знаете, что в ДВ меньше 8 миллионов человек, а в Китае более 1,4 миллиарда. Плотность населения на Дальнем Востоке отличается в 150 раз — не в два, не в три.
— Деньги, инвестиции, проекты, жизнь — это всё связано с работой людей. Это не мы с Алексеем Олеговичем (Чекунковым, министром по развитию Дальнего Востока. — Прим. ред.) там что-то преобразуем. Мы стараемся думать об этом, стараемся неравнодушно к работе относиться, создавать новые механизмы. Но всё остальное создается теми людьми, которые живут на этой территории, приезжают туда работать. И совершенно понятно, что пока небольшое количество людей, которое проживает на Дальнем Востоке, — оно во многом форматирует и влияет на эти процессы. Мы не обойдем это, — сказал Трутнев.
И вот основной вопрос к обсуждению на ВЭФ как будто бы в том, что за год ситуация мало изменилась. Или, быть может, стала еще тревожнее.
К тревогам демографического характера добавляются федеральные проблемы. Например, запредельная стоимость денег — задранная до 18% (то есть почти на 40% с прошлого форума) ключевая ставка Центробанка фактически блокирует банковское кредитование бизнеса, и крупные игроки вынуждены инвестировать или собственные средства, или — в случае их отсутствия — идти на поклон в государственные институты.
В кулуарах ВЭФа вам с удовольствием расскажут о том, насколько сложно получить финансирование в том же ВЭБе, который является титульным партнером форума (РБК сегодня выпустил материал, в котором собрал мнения по этому поводу. В этих мнениях мало надежды на государство).
Санкции, которые согласно официальной риторике стимулируют развитие отечественной экономики, уже давно создают серьезные проблемы для дальневосточных инвесторов. Важная проблема прямо сейчас — расчеты с китайскими контрагентами. В кулуарах ВЭФа об этом говорят едва ли не все крупные игроки, но в программе форума нет ни одной площадки, тема которой хотя бы примерно совпадала бы с этой проблематикой. Самая близкая — «Возможности МСП России на рынке Китая», но даже в ее подробном описании нет ни слова про волнующие всех взаиморасчеты с соседями.
Собственно, в этом противоречии как будто бы кроется основной вызов к участникам дискуссий во Владивостоке: готовы ли они честно и прямо обсуждать те проблемы, которые действительно всех волнуют.
Или предпочтут не портить друг другу настроение.