Религия 12 смелых: Митрополит на красночикойской земле

12 смелых: Митрополит на красночикойской земле

На выходе из храма владыка замечает розовеющий закатом кусочек неба между сопками и щёлкает его телефоном. Чуть позже он записал им песню трёх бабушек-чикоянок, пришедших на встречу в семейских нарядах.

Самолётик с багуловыми ветками за полтора часа домчал нас до Красного Чикоя. Ещё с высоты можно увидеть на краю лётного поля толпу, ждущую L-200. Сразу же митрополит Владимир попал в кольцо красночикойских певуний. Такие уж тут традиции — без песни никого не отпускать.

1 из 2

«12 смелых» - живущие и работающие в Забайкалье храбрецы, не побоявшиеся пустить в свою жизнь на целый день журналистов и фотографов, чтобы честно и искренне показать, каковы они есть в труде и отдыхе, какие мысли их посещают, какие одолевают сомнения, что за рингтоны звучат на их мобильных телефонах и кто им звонит. Журналисты таскались за ними в леса, убирали с улиц мусор, разрабатывали законы, осматривали пациентов, ездили на дальние чабанские стоянки, молились, чтобы читатели «Чита.Ру» смогли сделать то же самое рядом со смелыми.

Минуя гостиницу, сразу едем в храм. Владыка задаёт вопросы о приходе, состоянии церкви и прочих внутренних делах, но его ведут трапезничать в помещение воскресной школы.

1 из 3

Перед едой обязательна молитва. На столах — по-деревенски незамысловатые яства — грибы, соленья, жареная свинина с картошкой. За столом тоже разговор о церковных делах. В основном, о школе, директор которой пришла поприветствовать митрополита.

1 из 4

При храме в Красном Чикое учатся порядка двух десятков детишек, познают Закон Божий и с недавних пор — церковнославянский язык. К ним хотят присоединиться и взрослые — жалуются директору, что некоторых вещей просто не понимают. Поводов для похвалы в школе больше, чем проблем, но, как и всякий руководитель, директор просит помощи. Школе хочется построить детскую площадку. Митрополит Владимир советует обратиться в епархию, где помогут составить заявку на грант.

В Красном Чикое владыка второй раз. В прошлом году он был здесь на престольный праздник храма — в день памяти апостолов Петра и Павла. Нынешний визит более основательный — нужно побывать в других сёлах, посмотреть на храмы, которые восстанавливаются или строятся, плюс посетить монастырь, где жил местночтимый святой Варлаам Чикойский.

После обеда начинается поездка. Сначала — в Захарово, там недавно отремонтированная Крестовоздвижнеческая церковь получила в подарок от золотодобывающей артели колокола.

1 из 3

Церковь, срубленная из кедра более 120 лет назад, по-настоящему красива и велика даже по читинским меркам. В советское время в ней был клуб, и здание прилично обветшало, но тем не менее сохранилось. Всем селом её привели в порядок и около трёх лет назад начали вести службы. В неё даже перекочевали сохранившиеся старинные иконы — потемневшие и истёртые.

Митрополит с местными священниками освящает колокола и разрешает опробовать их. Прихожанам это чрезвычайно нравится, и они осторожно дёргают за языки, прислушиваясь к плывущим под свод храма звукам, а затем благодарят владыку.

1 из 4

«Мы знаем, какой сложный период несколько лет назад был в нашем отечестве. В советский период многие храмы были закрыты, разрушены, были поруганы святыни и расхищена церковная утварь. Церковь Божия была гонима и притесняема. Но мы видим, что в селе Захарово благолепнейший храм, воздвигнутый нашими благочестивыми предками, сохранился. Ещё впереди предстоит освящение храма после его возрождения. Величие этого храма, высокого и просторного, говорит нам о крепкой вере, которая была в русском народе. Мы видим дома, в которых люди жили 70, 100 и более лет назад — небольшие рубленые избы. И видим, какой величественный, воистину соборный храм стоит здесь. Это говорит о том, что люди в прежние времена были более богобоязненными и благочестивыми. Все свои силы и труды полагали на то, чтобы угодить Господу», - говорит митрополит.

1 из 3

Глава села Зинаида Моторина с приходом на должность самым активным образом начала работу по восстановлению церкви. За это ей и её союзнику, руководителю ООО «Вертикаль» Сергею Корешкову владыка вручает от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла юбилейные медали в честь 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира.

1 из 2

Священников Моторина ведёт в свой кабинет. Вопрос у неё один — нужен захаровцам батюшка. А разговоров больше. Во-первых, пожаловалась, что цены за ремонт колокольни заоблачные, что приход растёт, что крыльцо храму ремонтировал отец с тремя сыновьями — по легенде в позапрошлом веке на строительстве работала такая же бригада. Да и в целом про родное Захарово поведала — село хорошее, отчего не рассказать.

1 из 2

«Школа вместе с садиком — 260 ребятишек. Школа у нас 11-летка, входит в пятёрку лучших по краю. Есть интернат, живут ребятишки из других сёл, художественная и музыкальная школа. Это филиалы, но для нас-то они школы. Не люблю, когда говорят — периферия. Кажется, как будто заболевание какое-то», - говорит Моторина.

«У нас всё, что за МКАДом — это периферия», - шутя, успокаивает её владыка.

Селяне всё это время ждали владыку около администрации. Не хотели отпускать, просили благословения и совета. Но в планах на сегодня ещё два визита, а день короток.

1 из 3

В селе Малоархангельском храм начал расти два года назад. Уже возвели сруб, но в нём ещё нет ни окон, ни пола. Впрочем, встретиться с владыкой туда собрались с десяток прихожан. После молитвы он обратился к жителям: «Всех вас призываю приложить свои усилия, всем миром, как в старину. Кто-то, может быть, списывает своё нежелание участвовать в создании прихода на проблемы, на кризис. Но у нас на Руси никогда не было времени, чтобы не было проблем. Однако всегда храмы строились. Я сейчас в Захарово уже говорил, что наши предки ставили веру в Бога во главу угла, заботились о спасении души и старались дать на строительство храма. Поэтому мы и видим сейчас такие благолепные старинные церкви».

1 из 5

К нему обратилась бабушка, не то оправдываясь, не то сообщая обстановку, с семейским напевом рассказала: «Не можем никак достроить. Забыла слово. Безменов, что ли, шибко богатых то есть у нас нету». Новый глава села Георгий Андреевский проясняет обстановку — строится церковь, как всегда, на пожертвования. Можно было бы вставить окна, но начал «ходить» угол. Весной эту проблему решат, и дело пойдёт быстрее.

Следующее село — Архангельское. Церковь тут тоже относительно нова. Сруб маслянеет свежей смолой, а внутри к аромату ладана примешивается дым берёзовых поленьев из большой печи. Храм по-настоящему деревенский — на его стенах, как и в Захарово, сохранились иконы, которым, судя по всему, не одна сотня лет. Тенора певчих, сплетаясь с сильным голосом митрополита Владимира, трогают душу. У некоторых прихожан после богослужения на глазах блестят слёзы.

1 из 3

На выходе из храма владыка замечает розовеющий закатом кусочек неба между сопками и щёлкает его телефоном. Чуть позже он записал им песню трёх бабушек-чикоянок, пришедших на встречу в семейских нарядах.

1 из 2

«Хотели ещё дедушку с балалайкой привести. Он и играет, и поёт. Да только к нему китайские туристы сегодня приходили, он с ними и выпил. Не допьяна, конечно, а с запахом к митрополиту идти застеснялся», - поясняют селяне.

Хотя старообрядцы в XVII веке откололись от православия, отказавшись от реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, сегодня разногласий нет.

«Есть некие отголоски раскола, но они не являются разделяющим фактором между людьми, - считает митрополит. - На Красночикойской земле, да и вообще в Забайкалье люди живут в мире и согласии. Известны факты, когда люди из православных и старообрядческих семей вступали в брак».

Из Архангельского мы возвращаемся в гостиницу и замертво падаем. Владыке ещё предстоит разговор с настоятелем местного храма отцом Игорем.

Утро едва прорезает черноту ночи, а мы уже собираемся в Урлук — одно из самых отдалённых сёл района. Оно находится ближе к монгольской границе, чем к райцентру, а по прямой здесь ближе до Улан-Батора, чем до Читы. Тем не менее — это русское село.

1 из 2

Местные жители рассказывают такую околоисторическую легенду — когда русские послы захотели установить границу, то пригласили монголов за стол, а их люди в это время увели монгольских коней за сотни вёрст. Через несколько дней веселья, когда пришла пора вбивать пограничные столбы, монголы хватились коней и услышали от русских такое предложение: «Кони ваши ушли домой, посему, где они остановились, там и будет ваша земля».

1 из 3

В образованном охотниками Урлуке после известных событий обосновались старообрядцы, а в 1820 году в восьми километрах от него в келье поселился нижегородский крестьянин Василий Надежин. Через несколько лет он принял постриг в монахи под именем Варлаам и воздвиг Иоанно-Предтеченский монастырь. Мощи Варлаама, извлечённые в 2002 году из руин монастыря, находятся в кафедральном храме в Чите. В 2016 году исполняется 170 лет преставления Варлаама Чикойского и 190 - со дня основания монастыря.

1 из 5

В Ильинском храме после богослужения к владыке обращается местный житель Илья Свистунов, нашедший икону, которую, по его словам, Иоанн Крондштадтский в 1895 году подарил одному из последних настоятелей Чикойского монастыря Аверкию. Икону он нашёл в конце 90-х в ужасном состоянии, отреставрировал и передал в храм.

1 из 2

В этот монастырь владыка с другими отцами планирует добраться на ГАЗ-66, чтобы инициировать восстановление обители забайкальского святого. А нас ждёт долгая дорога до Читы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления