Общество Фильм не о войне

Фильм не о войне

«На кого они сбрасывали бомбы? На детей, женщин. Одна мамаша так кричала, потом потеряла сознание, видимо, в том пароходике плыла её девочка. Сердца взрослых окаменели. Это были мои первые слёзы».

19 апреля 50 школ города и края получили 400 дисков с серией фильмов о Великой Отечественной «Неизвестная война». Акцию «Мы помним» организовало краевое правительство, которое на средства из резервного фонда губернатора записало диски с фильмами в рамках подготовки к 65-летию Победы.

Режиссёр фильмов Роман Кармен в 1979 году собрал в 20 фильмах - «22 июня 1941 года», «Оборона Сталинграда», «Битва за Москву», «Партизаны. Война в тылу врага», «На восток», «Величайшее танковое сражение», «Битва за Берлин» и других - съёмки фронтовых операторов. Первыми из забайкальских школьников фильм «Блокада Ленинграда» увидели одиннадцатиклассники социально-гуманитарного класса лицея при ЗабГГПУ.

Стандартный 45-минутный урок истории вместил в себя многое: 900 дней блокады, смерть каждого третьего из двух миллионов жителей Ленинграда, шесть тысяч бомб в первые дни обстрела, 626 километров противотанковых рвов, которые вырыли голодные жители, 35 километров баррикад и 50 тысяч воинов-освободителей, бившихся за дорогу жизни, город-символ российской революции и каждого его жителя.

Фильм о клинической смерти российского города – это совмещение съёмок из жизни ленинградцев и их противников. Как в калейдоскопе, меняются кадры – вот прекрасные резные арки и цветущие сады Ленинграда и сразу же - свист бомб, разрушенные здания. Первая зима в осаждённом городе: истощённые жители, которым едва хватает сил набрать воду из проруби, а вот – солдаты немецкой армии, со смехом поднимающие заледеневшую на морозе рубашку, пилящие дрова, катающиеся на коньках по рекам. Вот – новогодний праздник. В России это голодные дети в костюмах из бинтов, покрашенных марганцовкой, в подарок которым красноармейцы вручают поджаренные на олифе чёрные лепёшки из клейстера и опилок. А вот – холёные дети Германии, хватающие булки и стаканы молока.

Во время просмотра фильма современные школьники молчали. Лишь после обсуждали, что им запомнилось больше всего – это и дневная норма из 125 граммов хлеба, благодаря которой ленинградцы трудились по 16 часов в день, и тот же самый кусочек хлеба в современном музее, который смогли сохранить для потомков, чтобы знали, каково это - быть голодным. Особенное отношение школьников к рассказу учительницы, которая принимала участие в эвакуации детей:

«Когда мы подошли, мы увидели плывущие белые предметы. Это были детские панамки. Что такое случилось? Одна из женщин говорит: «Дети! Ведь детей-то отправили». И вот – волнение. Сильное… Без слёз трудно рассказывать… На кого они сбрасывали бомбы? На детей, женщин. Одна мамаша так кричала, потом потеряла сознание, видимо, в том пароходике плыла её девочка. Сердца взрослых окаменели. Это были мои первые слёзы».

Школьники сошлись в одном – фильм был не о войне, а о силе духа русского народа, желании жить, творить. Примеров тому немало. Архитектор Александр Никольский в эти трудные дни писал в своём дневнике: «Лучше умереть, чем сдаться». В это время он разрабатывал проект Триумфальных арок для встречи героических войск. Композитор Дмитрий Шостакович создаёт свою знаменитую седьмую симфонию, которая была впервые исполнена в осаждённом Ленинграде.

«Это Пискарёвское кладбище. Здесь всегда многолюдно, но здесь стоит тишина. Тут похоронены 600 тысяч человек, некоторые утверждают – больше. Всего же за время блокады в Ленинграде погибло около миллиона человек, и большинство из них от голода. Сегодня не найти ленинградскую семью, которая не потеряла кого-то из родных за 900 блокадных дней. Те, кто выжили, никогда не забудут этой трагедии», - говорится в фильме.

Согласна с этими словами и учитель истории Любовь Климова, отец которой был одним из солдат, бившихся за Ленинград: «Если мы забудем войну, ветеранов, и в этом поколении не будем взращивать уважение к своей истории, то другую войну, если она будет, мы уже не выиграем. Мы постоянно говорим школьникам, и они сами это видят – главное сохранить дух, ощущение, что нас никто никогда не растопчет, потому что мы – особая, великая нация. Почему и бесило западных идеологов – откуда они брали силы? Казалось бы, ничего нет – и их уже ветром заносит, они работают по 16 часов. В Ленинграде с молоком матери впитано это ощущение – там нигде не увидишь брошенного куска хлеба. Это настолько вошло в сознание, что этот кусок хлеба мог бы спасти кому-то жизнь. Мы должны ощущать – как это страшно, быть голодным, как важно при этом сохранять силу духа».

Хотя и сами молодые люди не говорили, смогли бы они пережить то, что выпало на долю ленинградцев, решились бы отдать свою пайку голодным детям, учитель уверена: «Хоть сейчас другое поколение, но дух живёт, он на генном уровне передаётся. Я думаю, «если завтра война, если завтра в поход» - это сработает. И наша молодёжь всё равно нас не подведёт. Я глубоко в этом убеждена».

Юлия Золотуева

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления