Взрыв в московском аэропорту «Домодедово» 24 января 2011 года не оставил равнодушными жителей Китая. Новости из России, связанные с террористическим актом в столичном аэропорте, являются одними из самых публикуемых в китайских СМИ. Кроме выражения сочувствия родственникам погибшим и пострадавшим в теракте, в средствах массовой информации КНР стали появляться публикации, в которых авторы пытаются дать анализ внутренней ситуации в нашей стране и ответить на вопросы – как такое стало возможным, кто заказчик этого чудовищного преступления, и какие будут последствия.
Китайский интернет-портал «Дунфан Ван» 28 января опубликовал аналитическую статью бывшего военного атташе Китая в Советском Союзе, а затем и в России, Ван Хайюня. В настоящее время генерал-майор Ван Хайюнь занимается исследовательской работой, является начальником исследовательского центра энергетической дипломатии при Китайском фонде исследования международных проблем, заместителем начальника фонда исследования истории китайско-российских отношений, сотрудничает с рядом китайских научно-исследовательских организаций.
Статья Ван Хайюня озаглавлена «Почему России так трудно бороться с терроризмом?» Автор пишет, что в последние годы наша страна стала мишенью террористов. Для предотвращения террористической угрозы Россия воевала в двух чеченских войнах, проводила несчётное количество контртеррористических операций, предприняла самые серьёзные меры безопасности. В то же время Россия вложила огромные материальные и финансовые ресурсы в наиболее пострадавшие от деятельности террористов кавказские регионы.
Несмотря на предпринимаемые меры, террористические акты постоянно совершаются, ситуация почти подошла к критической черте. Можно только догадываться, почему же России так трудно в борьбе с терроризмом?
России, по признанию автора, действительно очень трудно бороться с терроризмом. Есть много объективных трудностей, но также очень много субъективных ошибок.
Прежде всего, террористы выбрали изощрённый способ исполнения своих зловещих замыслов. Террориста-смертника, намеревающегося совершить теракт в местах скопления людей, очень трудно обнаружить.
Во-вторых, крайняя скрытность террористических организаций. Для того чтобы обнаружить и предотвратить готовящийся теракт, необходимо получение от разведки точных данных, что является практически невозможным не только в России, но и в США и во всём мире.
В-третьих, по сути, идёт борьба с «тремя силами зла» - международным терроризмом, национальным раскольничеством и региональным экстремизмом. «Три силы зла», на самом деле, объединены. Террористические акты - главные способы «трёх сил зла», религиозный экстремизм - главное идеологическое оружие, национальный экстремизм - главные политические требования.
Северный Кавказ является очень сложным регионом с этнической, религиозной, исторической точек зрения. Необходима скорейшая ликвидация межэтнической вражды и улучшение межнациональных отношений.
В-четвёртых, возникновение террористической угрозы в России имеет сложный международный фон. Внешние силы не только финансируют террористическую деятельность, но и направляют инструкторов для подготовки террористов и организации терактов. Политика «двойных стандартов», осуществляемая западными странами, также способствует террористам. Некоторые лица, совершившие чудовищные преступления на территории России, находят на Западе сострадание, приют и радушный прием. Это не что иное, как форма поощрения террористов, действующих на территории России.
В-пятых, система обеспечения безопасности внутри страны имеет много слабых звеньев. Хотя в России имеются мощные органы безопасности, эффективность проводимых ими мероприятий относительна высокая, но разведывательная деятельность слабая. Мешает серьезный бюрократизм в работе государственных и иных органов, расхлябанность в системе управления транспортной безопасностью. Террористический акт, произошедший в аэропорту «Домодедово», - классический. Аэропорт является одним из самых крупных приватизированных международных аэропортов с большим пассажиропотоком, отсталым досмотровым оборудованием, несовершенной системой безопасности, отсутствием металлодетекторов на входе в зоне прибытия. В 2004 году две террористки-смертницы взорвали взрывные устройства во время полёта самолетов. Вылетали они также из аэропорта «Домодедово».
Жажда наживы, особенно на частных предприятиях, не даёт возможность вкладывать средства в антитеррористические мероприятия.
Несмотря на мрачную ситуацию в деле борьбы с терроризмом, нельзя утверждать, что у России нет никакой надежды на победу в борьбе с этим злом. Необходимо не только указать на наличие болезни, но и предпринять радикальные меры по её устранению.
Высказывания о том, что «Путин действует по отношению к террористам слишком жёстко, это в свою очередь приводит к терактам», есть попытка подменить местами чёрное и белое. Неужели правительство России должно идти на поклон к террористическим организациям? Власти должны вести упорную борьбу с терроризмом, укреплять потенциал контртеррористических служб и разведки, серьёзно руководить работой по обеспечению безопасности страны.
На уровне населения должно быть осуществлено всеобщее обучение по предотвращению угрозы терактов. Каждый гражданин должен проявлять бдительность и знать, как защититься от угрозы теракта. В межнациональных отношениях должны подавляться проявления русского великодержавного шовинизма и улучшаться межэтнические отношения. На Северном Кавказе нужно активизировать процессы экономического и социального восстановления, искоренить «три силы зла».
Международное сотрудничество также имеет важное значение в борьбе с терроризмом. Страны мира должны осознать античеловеческую природу терроризма. Страны мира должны понять трудное положение России, протянуть ей руку помощи и сострадания, а не заниматься в силу эгоистических соображений укрывательством преступников, тайно или открыто поддерживать террористов.
В другой статье, посвящённой событиям 24 января в аэропорту «Домодедово», опубликованной на сайте «Наньфан Ван» под названием «Взрыв в московском аэропорту и проблемы российского Кавказа», китайский ученый Тао Дуаньфан, проживающий в Канаде, рассматривает недавние московские события сквозь призму межнациональных отношений.
Автор пишет, что большинство российских и международных обозревателей сходится во мнении, что за кулисами террористического акта в международном московском аэропорту «Домодедово» стоит сепаратистская религиозно-экстремистская организация «Имарат Кавказ» («Кавказский эмират»).
На счету этой террористической организации взрывы самолетов, вылетевших из аэропорта «Домодедово» в 2004 году, подрыв в декабре 2009 года междугородного железнодорожного экспресса Москва – Санкт-Петербург, взрыв в марте 2010 года на станции метро недалеко от Лубянской площади, где располагается штаб-квартира ФСБ России, и целый ряд других подобных преступлений.
И хотя Путин и Медведев неоднократно заявляли, что «ситуация на Кавказе стабилизировалась», Кавказ сейчас представляет «пороховую бочку». Террористические акты малого масштаба происходят на Кавказе практически ежедневно. Теракт в «Домодедово» показал, что «пороховая бочка» уже перешла за границы Кавказа.
Религиозные экстремистские силы на Кавказе питают к России глубокую ненависть ещё с царских времен. Ситуация во многом усугубилась после сталинской депортации некоторых кавказских народов, а также после двух кавказских войн.
Затяжная война на Кавказе привела к тому, что много людей пострадало в районах боевых действий, большое количество вынуждено стать беженцами.
Для управления такими специфическими регионами российская власть обычно применяет два, казалось бы, взаимоисключающих принципа – «интеграция» и «изоляция».
Хотя в настоящее время Путин и Медведев проводят общую линию на ужесточение и применение силы, каждый из них при этом обращает внимание на разные вещи. Путин, в дополнение к военным акциям, делает основной упор на укрепление местной элиты для поддержания стабильности в Чечне и на Кавказе. Однако среди местной элиты немало коррумпированных чиновников, имеется серьёзная разобщённость по клановому признаку. Местная элита формально подчиняется власти Москвы, а фактически - сопротивляется, двурушничает и лицемерит. Долгосрочное пребывание нынешней местной элиты у власти не сможет вырвать Кавказ из нищеты, социального антагонизма и коррупции и будет представлять системную угрозу центральной власти.
Медведев через создание отдельного федерального округа, «десантирование» на Кавказ чиновников из федерального центра, проводит курс на укрепление центральной власти, ослабление и ограничение прав кавказских республик. Такая практика может вызвать противоречия между Москвой и промосковскими местными силами. Это также не будет способствовать улучшению межнациональных отношений между русскими и представителями народов Кавказа.
К взрыву в аэропорту «Домодедово» привлечено внимание многих политиков, рассматривающих это событие в контексте предстоящих президентских выборов в России.
Незадолго до этого теракта в Москве и других городах вспыхнули выступления «скинхедов». Возрождение русского национализма, деятельность радикальных молодёжных группировок, высокий уровень безработицы среди молодёжи, повышение уровня преступности и другие социальные язвы, в том числе, связаны с притоком в Москву и другие крупные города приезжих с Кавказа.
Несмотря на это, Путин или Медведев практически не связывают эти явления между собой или относятся к ним неоднозначно.
В результате взрыва в аэропорту представители кавказских народов могут подвергнуться гонениям, из-за чего усилятся межэтнические противоречия, чем могут воспользоваться некоторые нечистоплотные политики для использования этой ситуации на выборах.
Российское руководство уже призвало не делать трагедию в аэропорту Домодедово разменной монетой в достижении чьих-то корыстных целей. Если будут найдены общие цели, совпадающие с чаяниями большинства населения России, то великая страна будет укреплять свою жизнеспособность. Если будут разногласия, то станет крайне сложным подавлять нестабильность и тогда «кавказская пороховая бочка» может превратиться в «московскую» или даже во «всероссийскую».
Терроризм вовсе не является несокрушимой крепостью, от защиты нужно переходить к наступлению, не забывая при этом, что силовые методы должны быть подкреплены соответствующими политическими средствами и прагматичной национальной политикой.