Общество «Родом из Забайкалья» «Родом из Забайкалья»: «Путь воина - это преодоление трудностей»

«Родом из Забайкалья»: «Путь воина - это преодоление трудностей»

Владимир Оверин: «Не вижу смысла себя насиловать и переезжать в столицу только ради самоутверждения и желания явить всему миру собственную крутость. Никто особо не оценит и в обморок не упадёт».

В ноябре 2011 года на «Чита.Ру» стартовал новый проект «Родом из Забайкалья». Мы рассказываем о людях, которые уехали в другие города и страны. Сегодня нашим гостем стал телеоператор Владимир Оверин, который до сих пор чертовски любим и частенько вспоминаем. Он признаётся, что бесплатно проник на концерт Мадонны и запустил с Байконура космический корабль, а также в том, что в Москве сильно не хватает Арахлея.

- Почему ты решил уехать из Забайкалья?

Наверное, это прирождённая тяга к чему-то новому, для себя ранее неисследованному и неизведанному. Всегда интересовали и манили новые путешествия, новые места, новые события, новые впечатления, а где в наши дни при условии жизни и работы в России (так как люблю свою страну и другие страны рассматриваю только с точки зрения путешествий или работы на время), можно получить максимальное количество новых впечатлений – в столице нашей Родины! По большому счёту, сейчас, во времена глобализации жизнь обычного столичного жителя мало чем отличается от жизни жителя любого другого города и населенного пункта где есть интернет, так как заметную часть времени мы проводим именно здесь. Но вне сети, конечно, есть некоторые отличия и, в основном, не в пользу мегаполиса. О пресловутых расстояниях, пробках и дороговизне слышали все, но есть и плюсы – например, интересная работа на крупнейшем международном телеканале, которая даёт возможность быть в центре событий и, что важно для меня – путешествовать.

- Что было самым сложным в адаптации? Быстро ли приняла тебя столица, быстро ли ты к ней привык?

По-моему, либо у тебя лежит душа к жизни в Москве, либо нет. Не вижу смысла себя насиловать и переезжать в столицу только ради самоутверждения и желания явить всему миру собственную крутость. Никто особо не оценит и в обморок не упадёт даже при удачном исходе, но на пути к заветной цели можно нахлебаться невероятного количества известного вещества, что цель эта в итоге не доставит того удовольствия, о котором грезил или вообще размоется, превратившись в сплошную муть. У меня как раз к жизни в Москве душа лежит с первого визита в юности – не испытываю дискомфорта от несметных полчищ народа в метро, а наслаждаюсь лёгким ветром, нагнетаемым поездами и лепниной на станциях, не убивают расстояния, так как появляется время почитать, не напрягает медленная езда по запруженным улицам, так как можно рассмотреть новые места и переулки, в которых ещё не бывал, а так же поднабраться водительского опыта в «дорожных войнах». Не ужасают огромные торговые центры, когда знаешь время, в которое меньше толкотни, и пару-тройку нужных тебе магазинчиков. В общем, если всё вышеперечисленное и много подобных вещей только раздражают – зачем и кому нужны эти преодоления, а если чувствуешь себя комфортно, то осваиваешься спокойно, и город становится не состоящим из холодных каменных игл, а вполне приветливым компаньоном и даже другом.

- Что было такого в Чите, что позволило тебе в Москве устроиться?

- В первую очередь, общение с интересными и достойными людьми, которыми богат наш город. Везло на педагогов как в школе, так на художественном отделении музыкального училища, и в университете на факультете журналистики, где учился – по-моему, это дар - не злиться на недалёкость и неусидчивость своих подопечных, а заинтересовать их так, чтобы в итоге, что-то полезное осталось в голове. Ну, и, конечно, школа телевидения, пройденная в «Альтесе», где проработал шесть лет, которую блестяще преподали мои старшие коллеги, за что искренне благодарен. В первую очередь, по моей специальности – главный оператор Сергей Миртов и режиссёр Владимир Прокопьев - научили снимать, видеть построение кадра и монтажный ряд так, что портфолио, которое предъявлял при устройстве на работу в Москве, не лениво разглядывали, перескакивая с одного видео на другое, а просматривали от начала до конца, в итоге, все три раза на работу принимая. Вообще, когда работаешь с американскими, испанскими или арабскими коллегами, понимаешь, что язык телевидения международен, и уровень телевидения в нашем городе, как показывает практика, на вполне себе общемировом уровне, что доказываем работой я и мои друзья – Эдик Симашов и Гена Тимофеев, которые успешно трудятся на крупнейших телеканалах.

- По чему или по кому ты больше всего скучаешь?

- Конечно же, по родным, но птенцы рано или поздно вылетают из гнезда, и это, наверное, правильно. По весёлым посиделкам с друзьями на Угдане с позами, сначала без особого успеха пытался найти это изысканное и редкое, как оказалось, блюдо в Москве, в итоге покупка пароварки решила проблему. По субботней бане с друзьями-спортсменами, так как у нас – десять минут - и дома расслабленный и довольный ложишься спать, а в Москве часа два после бани в метро или по пробкам - и смысл несколько улетучивается. По Арахлею скучаю нереально – час езды, и ты в средоточии такого потрясающего сочетания воздуха, солнца и воды, которого нигде не встречал более. Но, благо, современные технологии облегчают страдания, я в курсе всех читинских событий и новостей, с родными и друзьями общаемся ежедневно – телефон, скайп и социальные сети нам в помощь, единственно жаль – пока не получается разбежаться и, прыгнув в монитор, оказаться в арахлейской воде, но думаю, наука над этим работает.

- Расскажи о работе, с какими неожиданными сложностями приходилось сталкиваться?

- Однажды, когда только устроился, свалилась срочная командировка, а более опытные сотрудники все были заняты. Сложность заключалась в том, что, кроме съёмок, нужно было ещё произвести прямое включение с места событий, чем до этого ни разу не занимался. А место событий – запуск космического корабля с космодрома Байконур – это был какой то экстрим бесконечный, так как именно в этот раз был один без инженеров и ассистентов и до этого ни разу не выходил в прямой эфир с портативной спутниковой станции BGAN. Понял, насколько серьёзна ситуация, когда увидел перед собой несколько кофров с оборудованием, из которых, просто как из шкатулки с сюрпризом, посыпалось нереальное количество проводов и техники, о существовании и предназначении которой до сей поры знать не знал. Но отступать было некуда, так как вылет был в шесть утра, и даже просто спросить, что да как, было не у кого. В общем, командировка проходила под девизом «не плачь, не бойся, не проси». На месте, перетащив всё это «удовольствие» и попытавшись хоть немножко разобраться, тут же попал в круговорот событий под названием «Срочно, собираемся, мы должны быть в эфире!». Надо мной стояли два иностранных корреспондента, а я сидел над кучей техники, не зная, как к чему и с какого бока вообще подступиться! В голове витала масса идей: убежать в степь, чтоб тебя никогда там не нашли, прикрепиться к космическому модулю и улететь в космос, чтоб не видеть всего этого... Но остатки сил взывали к разуму, и он снизошёл на этого парня! Откуда чего взялось – вообще не понятно, но, видимо, в состоянии экстремальной ситуации мозг наш просто какие-то чудеса вытворяет. Невзирая на абсолютную нелюбовь к колупанию в технических штуках, схемах, инструкциях, коммутациях и так далее, с помошью ошалевших и похоже ненавидящих меня заочно по телефону техников в Москве, всё-таки скоммутировал и поймал сигнал спутника на свою тарелку BGAN для выхода в прямой эфир - за несколько секунд до пуска ракеты. Не обращая внимание на застилающую глаза от холодного степного ветра пелену слёз, всё-таки дал картинку со звуком, и запуск ракеты и наше присутствие на нём видели в сотне стран мира! Блин, после того, как удостоверились, что всё прошло нормально – было полное ощущение, что полёт человека в космос состоялся именно сейчас и, собственно, этим человеком я и являюсь!

- А что-нибудь менее экстремальное и более забавное случалось?

- Забавно было, когда приехали снимать проблемный сюжет про построенный огромный, но практически (кроме пары раз в неделю) не используемый аэропорт в паре часов езды от Мадрида. Это головная боль местных политиков, которые, похоже, отмыли такие же огромные бабки на строительстве, как принято у нас, но зачем построили – так никто и не понял. Оказывается, не только в России-матушке подобное происходит. Так вот - приехали снимать порт, а он выглядит как в фильме «Лангольеры» по Стивену Кингу – всё функционирует, эскалаторы работают, но ни единого человека нет. Давай снимать, параллельно паясничать, фотаться и звать эхо, до тех пор, пока не появились люди. Это была охрана, и снимать, разумеется, было запрещено. Мы хотели мирно удалиться, но наш арабский корреспондент, горячая голова, начал возмущаться, по какому праву запрещаете и всё такое, до тех пор, пока не вызвали полицию. Приехали бравые ребята на двух машинах и долго изумлялись, чего русско-американо-арабская съёмочная группа делает в их полузаброшенном аэропорту. Мы долго и нудно пытались объяснить, что ничего страшного не делаем, до тех пор, пока один въедливый коп не обратил внимание на сумку с ноутбуком у арабского корреспондента, попросил посмотреть, а в сумке оказались исписанные арабской вязью страницы текста, сложенные в журнал, который он захватил из самолёта, собственно, с самолётом же на обложке.

Непонятный текст на арабском, самолёт – молниеносно была составлена цепочка из фактов и выдвинут вердикт: все – террористы! И началась жесть: руки на капот, ноги в стороны, обыск. Мы вынуждены были подпольно, правдами и неправдами под видом копошения в аппаратуре (так как разговоры по телефону запретили) звонить в Москву и объяснять ситуацию. Время тянулось мучительно долго, мы сидели на бетоне аэропорта, над нами сгрудились полисмэны и диктовали наши паспортные данные куда-то по рации. Но телевизионные ангелы были на нашей стороне, из Москвы позвонили в консульство, из консульства в полицию и только после этого нас отпустили и даже проводили со включённой сиреной!

- Много удаётся путешествовать? Что впечатлило за границей?

- Удаётся то, чего, собственно, и добивался. От каждой страны свои впечатления, ну, например, не так уж туманен и мрачен как малюют, этот Альбион! Во-первых, ещё на подлёте заметил, что в Лондоне что-то не так: вроде бы обычные дороги, вроде бы обычные машины по ним ездят, ан нет – мозжечок, отвечающий в организме за равновесие и правильность движения, оказался свёрнут набекрень – движение-то левостороннее! Казалось бы, мелочь, но так непривычно – дорогу переходить - целое дело, как орангутанг, стоишь и пытаешься сообразить: из-за угла сейчас выедут по этой или по той полосе? Новшества технологические порадовали: дабы не прерывать поток движения, когда пешеходов нет, на каждой зебре стоит автомат с кнопочкой «ожидание», подходишь к дороге и нажимаешь, только тогда через некоторое время загорается зелёный, так что если желающих перейти дорогу нет – машины просто катят себе спокойно. Еду в метро поздним вечером, смотрю вдоль эскалаторов, вместо рекламных плакатов пустые вертикальные рамы без изображения под стеклом – вот думаю, кризис не слабо по старому свету шандарахнул, даже рекламу не заказывают. Ан-нет, был днём, смотрю – плакаты ожили. Это все стены плазменными панелями увешаны, оказывается! А на сводах стен, где останавливаются поезда, среди пёстрых рекламных плакатов – просто огромные белые прямоугольники. Думаю, что за нецелевое использование пространства! Оказывается, это только в момент прибытия, остановки и отбытия поезда стены пустые. Как только он уезжает, на это место проецируется изображение, и прямоугольники оживают! Ну и супермаркеты без кассиров, где сканируешь товар сам и рассчитываешься с автоматом, конечно, впечатлили, думаю, это наше недалёкое будущее.

- Мировых звёзд музыки и кино приходилось снимать?

- Конечно, они частые гости в Москве и на кинофестивалях по всему миру. Недавно были на Венецианском, там приключилась история. Аккредитация была на все мероприятия, но проблема в том, что снимать красную дорожку пускали только во фраке. Мы обежали весь остров Лидо в поисках проката костюма. Конечно же, во время церемониальных мероприятий все фраки были разобраны. Готовы были даже купить ради такого дела костюм, но в магазине ничего дешевле 700 евро не продавалось, а суточных физически не хватило. Измотанные и расстроенные вернулись в гостиницу и, безэмоционально глядя на форменную одежду официантов – бархатные жилеты и белые рубашки, – спросили у администратора, нет ли случайно завалявшегося фрака. Он исчез на пару минут и возник, торжественно неся шикарный чёрный фрак! Мы чуть в обморок не свалились! «Сколько?» - спросили мы в надежде, что оставшейся налички хватит на прокат этого благолепия. «Для русских друзей бесплатно», - ответил чародей. В общем, облачившись во фрак, понеслись на церемонию закрытия, в такси начал готовить к работе камеру, и выяснилось, что, видимо, от влажности отказал трансфокатор, то есть невозможно приблизить картинку. Пройдя все кордоны и встав за спинами третьего ряда снимающей братии (так забавно, действительно, все во фраках – сборище пингвинов), понял, что без приближения в кадре у меня на переднем плане только две головы впередистоящих коллег и далеко на заднем плане размером с муравья дефилирующие кинозвёзды. Понятно было, что такую картинку взять в сюжет будет нереально, соответственно, все труды по поиску фрака были напрасными. Но читинская школа телевидения не позволила отступить и, будучи верным её последователем, ползком между расставленных ног штативов и колен коллег, пробрался вперёд перед самым первым рядом фотографов и попал в тот самый момент, когда проходила наша делегация во главе с Александром Сокуровым, представляющим свой фильм «Фауст», который в итоге и победил! И эта была наша общая победа, так как кадры с победителем фестиваля были отсняты, смонтированы, отправлены и вышли в эфир в тот же день!

А однажды едем на съёмки по Бухаресту, мимо проплывает плакат Мадонны, говорю таксисту: «Ого! Мадонна, выступает у вас, что ли?». Он говорит: «Да, сегодня». Сегодня!!!? Оказалось, что в восемь вечера, половину города уже перекрыли. Смотрю, на часах уже шесть, а у нас ещё съёмка за городом. Мчим снимать каких-то китайских гастарбайтеров, поселение которых упарились искать, к тому же вот у нас в Чите с этим проблем бы не возникло! Нашли, они сниматься отказались, испугались чего-то, ну и отлично: на часах около восьми, я успеваю. Не скажу, что фанатею от Мадонны Луизы Чиконе, но уважаю её за поистине могучий творческий путь и, вообще, чего уж говорить, попсу она делает качественную. Взглянув, правда, в интернете на примерную стоимость билета с рук, несколько погрустнел – от 70 до 300 евро, свободными в конце командировки оставались где то 50. Иду пешком, так как центр города, в районе огромнейшего, второго по площади в мире после Пентагона, здания дворца Чаушеску, отгроханного в годы его правления, действительно перекрыт. Благо, идти недалеко, и в воздухе уже чувствуются низкие частоты от мощных колонок. Концертная площадка развернулась как раз перед дворцом. Выхожу, как оказывается к задней части сцены и к своему сожалению, вижу несколько колец оцепления. Первое -это что-то вроде наших ППС-ников, второе – уже полиция посерьёзней, а то, что творится за металлической решёткой – не видно вообще. Понимаю, что давать на лапу охраннику не имеет особого смысла, так как неизвестно, сколько их будет ещё внутри, а бумажка одна и разменять негде – обменники закрыты. Покупать с рук - тоже непонятно у кого, всюду разброд и шатание. Много народу просто шарахается вокруг площадки: увидеть шоу – дело платное, а вот услышать – совершенно бесплатно и сколько хочешь! И тут приходит одна мыслишка: стоп, так я же телевизионщик, и у меня отличный большой бэйджик с фотографией и надписью «ПРЕССА»! Надеваю на шею, по старой доброй привычке делаю физиономию кирпичом, и первое кольцо прохожу просто играючи. Но на втором останавливают, мол, где аккредитация. Машу бэйджем, мол, пресса и все такое. Нет, - говорят, нужен специальный бэйдж именно на концерт. Эх, приехали, а так всё хорошо начиналось. В общем, афера не удалась. Но зерно азарта было посеяно! Попёрся на центральный вход, а там давка неописуемая! Тут ещё, ко всему прочему, увидев мои удостоверения, как банный лист прицепился французик и на ломаном английском с жутким акцентом слёзно попросил взять с собой, вы же, мол, пресса. Глядя на его умоляющий взгляд, отказать не смог, да и объяснять, что сам на птичьих правах – дольше было бы. Проходим через первый кордон молча, второй кордон, прохожу, разговаривая с коллегой по телефону, создаю вид жутко занятого чувака с бэйджем и при делах – пропускают без лишних вопросов и оп-па –третий кордон! Говорю быстро и чётко: телевидение, моя группа снимает внутри. А это кто? (глядя на французика). Со мной. Секъюрити некоторое время переваривает услышанное и открывает проход. Победа! Еле убежал от счастливого и благодарного француза. Надо сказать – шоу того стоило! Мадонна отрабатывала на совесть! Огромные экраны под каждую композицию выдавали определённый видеоряд, цилиндричесский экран, на который непонятно каким образом проецировалось изображение, подобно напёрстку, накрывал её, она исчезала, а потом, буквально через секунду так же неожиданно появлялась где-нибудь на верхотуре сцены. Лазеры превращали пространство в зелёную мерцающую сетку, и ощущение восторга от шоу перемешалось с чувством удовлетворения от преодоления полосы препятствий, ведь как гласит восточная мудрость: путь воина – это преодоление трудностей!

- Что бы ты пожелал сейчас забайкальцам?

- Неизвестно, что будет завтра, нужно стараться дышать полной грудью сегодня и, невзирая на место, где ты сейчас находишься, и трудности, которые тебя сопровождают, стараться не терять вкуса к жизни.

1 из 7
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления