Общество Националистическая зараза на стадионах

Националистическая зараза на стадионах

...благодаря омоновцу, принявшему меня, наверное, из-за бороды, за чеченца, я оказался на соответствующей трибуне в числе трёх десятков болельщиков из Грозного.

«Одни из них уже замечены, но не поняты, на другие – закрываются глаза, третьи – вообще не осознаются», - историк Михаил Константинов добавил к терроризму ещё три источника повышенной опасности в этносоциальной сфере. Статья «Этносоциальная ситуация: источники повышенной опасности» была написана в порядке подготовки к выступлению, состоявшемуся на Гражданском форуме. Сегодня «Чита.Ру» публикует часть первую, в которой доктор исторических наук неожиданно предстаёт футбольным болельщиком.

Фанаты

События на Манежной площади 11 декабря 2010 года показали, сколь разрушительной силой обладают футбольные фанаты. По видеосюжетам, представленным в интернете, было отчётливо видно, что гнев молодёжной толпы был направлен против «кавказцев», которых здесь же вылавливали и избивали. Сотрудники ОМОНа пытались защитить ни в чём неповинных людей, но их действия были плохо организованными и неэффективными. Поразительно то, что это действие разворачивалось в центре столицы, чуть ли не под стенами Кремля. Властные структуры осудили действия фанатов, назвав их националистическими. Небольшая группа задержанных активистов-бунтовщиков приговорена судом к мерам наказания. Осуждены и участники нападения на лидера спортивных болельщиков «Спартака Егора Свиридова. Причиной событий на Манежной площади названа реакция футбольных фанатов на убийство Свиридова, совершённое группой молодых людей – выходцев с Кавказа, а также действия милиции, отпустивших поначалу большинство из них.

На самом деле, данные события имеют более глубокие причины, до которых властным структурам докапываться не захотелось.

Будучи телевизионным болельщиком (Чита весьма отдалена от больших футбольных городов), я стараюсь бывать на матчах премьер-лиги во время командировок и потому имею представление о происходящем на стадионах. Практически каждое посещение стадиона позволяет убедиться в том, что на околофутбольном пространстве процветает национализм и хулиганство, тесно переплетённые между собой. Приведу примеры.

Матч «Локомотив» Москва – «Спартак» Нальчик, 27 апреля 2007 года. Три четверти стадиона заполнены болельщиками «Локомотива», четверть (одна из «заворотных» трибун) выглядит почти пустой – здесь расположились не более полусотни болельщиков Нальчика, со всех сторон они прикрыты милицейскими кордонами, обеспечивающими их безопасность. В самом начале матча болельщики «Локомотива» на своей «заворотной» трибуне разворачивают впечатляющий по размерам лозунг длиной до 50 метров и с высотой букв до метра. Лозунг в техническом плане выполнен профессионально, и, вероятно, его создание стоит немалых денег. Появление лозунга бурно приветствуется большинством болельщиков «Локо». Между тем, этот лозунг грязно националистический. Для того, чтобы не быть голословным, мне придётся его воспроизвести: «Вас орда, а нас рать!». Конечно, этот лозунг обращен к «кавказцам». Появление лозунга сопровождалось речёвками с тем же и близким к нему текстами. Так «шутка», родившаяся в КВН и фактически одобренная его руководством, полностью раскрыла свою злую силу на стадионе.

Можно предположить, что болельщики «Локо» используют этот лозунг не в первый раз, поскольку он никого особо не удивляет и не настораживает. Вместе с тем этот лозунг превращает футбольное соперничество в межнациональную войну. Критической реакции на этот лозунг и соответствующие речёвки болельщиков со стороны организаторов матча (руководителей стадиона, судьи, инспектора матча) нет и в помине. «Локо» играет бледно, Нальчик бьётся отчаянно и, поддерживаемый барабанным боем со своей трибуны, спасает свои ворота. Матч заканчивается нулевой ничьёй. Выходя из трибун, можно услышать речи наиболее ретивых болельщиков: не надо спешить уходить, так как болельщиков с Кавказа будут вылавливать по углам и, так сказать, сводить счёты.

На следующий день я приобрёл все возможные газеты, в том числе «Известия», «Комсомольскую правду», «Советский спорт» и другие – ни одна из газет не возмутилась националистическим лозунгом и даже не затронула эту тему.

Три года спустя, 10 апреля 2010 года. Матч «Спартак» Москва – «Терек» Грозный. Длинная очередь к кассам стадиона «Лужники». Я занял место в очереди, но неожиданно ко мне подошел омоновец и доброжелательно предложил пройти к кассе, где было безлюдно. Решив, что эта касса предназначена для пенсионеров, я воспользовался такой возможностью. Однако вскоре выяснилось, что благодаря омоновцу, принявшему меня, наверное, из-за бороды, за чеченца, я оказался на соответствующей трибуне в числе трёх десятков болельщиков из Грозного, которые без лишних вопросов приняли меня в свои ряды. Спартаковцы играли откровенно плохо, сначала они забили мяч в свои ворота, затем с трудом отыгрались и на последних минутах вымучили победу. Полтора часа игры тысячи спартаковских болельщиков не столько напрямую поддерживали свою команду, сколько неумолчно обрушивались на «Терек» и его болельщиков. Находясь на трибуне с болельщиками «Терека», отчетливо ощущаешь осадность положения: казалось, что игра идёт между командами воюющих между собой государств, что выражалось, правда, в поведении не игроков, а спартаковских болельщиков. С точки зрения болельщиков «Терека», трудно было поверить в то, что они находятся в гостеприимной столице своей великой Родины. И даже профессиональные действия ОМОНа, оберегающего от столкновений, скорее всего, подчеркивали реальность и грозность положения.

И, наконец, ещё один матч, на этот раз двух московских команд – «Спартак» и «ЦСКА», полуфинал Кубка России, 11 мая 2011 года. Игра происходила при полных трибунах и была потрясающе интересна. Основное и дополнительное время завершилось вничью (3:3), затем были пенальти, завершившиеся победой ЦСКА (4:5). Вся игра заняла более двух с половиной часов. Она проходила под полной ярко-жёлтой луной, зависшей над Лужниками, создавая прекрасный природный фон для достойного спортивного зрелища. Но и здесь поведение болельщиков было вызывающим. Спартаковцы в течение всего времени откровенно и грубо, вычурно и отрепетированно облагали матом армейцев и их сторонников. Фанатскую трибуну, где располагались зачинщики, яростно поддерживали «спартачи» с центральных трибун. Матерные речёвки с исступлением выкрикивали даже те взрослые, что пришли с детьми. В откликах на этот матч в газетах и телепередачах этот отборный дикий мат журналисты весело называли «уханьем». Откровенное масштабное хулиганство никем осуждено не было.

Так на столичных стадионах процветает национализм и хулиганство. Подчас они переплетаются между собой, создавая убойную антиобщественную силу. Националистически-хулиганский настрой болельщиков очевиден и проявляет себя при любом удобном случае. Там, где для национализма повода не находится, оскорбление и угрозы обращаются в сторону таких же москвичей, но из другого спортивного лагеря или же просто оказавшихся рядом. Вспомним, к примеру, события в центре столицы 9 июня 2002 года после поражения сборной России в игре с Японией (0:1), означавший полный провал в выступлении на чемпионате мира.

Разозлённые безвольной игрой национальной команды фанаты, наблюдавшие за игрой по огромному экрану, установленному на Манежной площади, устроили драку с милицией и окружающими, при этом был убит школьник. Хулиганы сожгли и побили множество автомашин, они бросались камнями в здание Госдумы, а затем устроили погром в японском ресторане на Тверской улице. После этого события Госдума наконец-то приняла закон о борьбе с экстремизмом, но подлинные события произошедшего так и не были осознаны, а закон не был спроецирован на противодействие футбольным фанатам.

На мой взгляд, национализм в соединении с хулиганством откровенно проявляется на московских стадионах в течение двух последних десятилетий, нарастая по силе и изощрённым формам. Несомненно, национализм является отражением взглядов и настроений, которые бытуют в столице – во властных структурах различного уровня, в вузах, школах, семьях. Национализм проявляется не только у подростков и молодых людей, но и у представителей среднего, а подчас и старшего поколения. К тому же он изрядно поддерживается спортивными обществами, такими как «Спартак» и «Локомотив». Так, в одном из телесюжетов на спортивном канале было незатейливо показано, в каких коридорах (длинных и просторных) создаются лозунги, предназначенные для футбольных трибун (конечно, текст лозунга при этом не обнародовался). Националистические настроения фактически взращиваются, закрепляются и распространяются футбольными стадионами. Покидая трибуны, националистически настроенные толпы болельщиков, возбуждённые и готовые к хулиганству, ищут выход своей негативной энергии и повод для столкновений с теми, кто окажется на пути – в метро, на остановках, в электричках, кафе. И кто окажется пострадавшим в этих столкновениях – дело случая. При этом совершенно ясно, что вне стадиона может сохраниться расклад по принципу: мы и они, москвичи и «кавказцы», и те, и другие могут быть агрессивны, к тому же вооружены и разогреты алкоголем. В декабре 2010 года погиб болельщик «Спартака», в других случаях бьют и убивают приезжих. Во властных и общественных структурах, в СМИ не желают признавать обширное поражение столичной молодёжной среды националистическими идеями, вырывающимися наружу в ситуациях возбуждения, азарта, соперничества.

Зарождаясь в разных структурах и слоях общества, национализм укрепляется и проявляется на стадионах и превращается в уголовщину на улицах и площадях. Всё это, помноженное на беспомощность и неуклюжесть властных структур, к тому же не желающих раскрывать настоящие причины происходящего, приводит к драматическим событиям, таким как на Манежной площади, после которых укоренившийся в обществе национализм скрывать уже трудно. Разумеется, национализм существует не только в Москве. Ни для кого ни секрет, что с не меньшей силой он периодически проявляет себя на футбольных стадионах северокавказских столиц, перерастая в драки между болельщиками за пределами трибун, а иногда выливаясь в прямые столкновения между футболистами разных команд. Причины масштабного национализма принципиально такие же, как в столице, хотя и с разным вектором обвинений.

Вместе с тем, так обстоит не везде. Сибирские стадионы не знают этой националистической скверны, но есть опасение, что, не будучи остановленной, она дотянется и до Томска, Читы и Владивостока. Националистическая зараза может распространяться с не меньшей скоростью, чем вирусные болезни. Ей необходимо ставить заслон. Но что-то пока не видно на стадионах в огромных и сплоченных массах фанатов партийных и общественных деятелей. Где-то в других (более приятных, наверное, селигерских) местах находятся «Наши» и «Молодогвардейцы», в пустых словесах прячутся даже самые радикальные политические журналисты и спортивные обозреватели.

Причём, совершенно очевидно, что речь должна идти не о запретах и карательных мерах в отношении стадионов, клубов и болельщиков, а о правильно построенной, систематической, позитивно нацеленной деятельности, направленной на коренное изменение ситуации. Опыт ряда стран, особенно Англии, где ранее наблюдались полные разгулы фанатов, позволяет сказать: эту проблему можно решать – но при этом сначала её надо признать, оценить степень угрозы и планомерно работать по её устранению.

Национализм возможно преодолевать и искоренять, но для этого надо обозначать не только поводы, но выявлять причины, носящие глубинный социальный характер.

Подведём итоги: почти не замеченный национализм в карельской Кондопоге (сентябрь 2006 года) масштабно проявил себя в Москве. В следующий раз националистам и Манежной площади будет недостаточно; тем или иным способом они и Кремль возьмут…

Михаил Константинов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления