Может ли Кенон стать жемчужиной туристической Читы – американский опыт глазами забайкальцев

Наша задача – сделать чистым озеро Кенон. Мы захотели узнать, как такие проекты реализуют в других странах. Нужно что-то делать, чтобы через 30 лет на месте Кенона не осталось никому не нужное болото. И делать это нужно всем вместе.

Кого-то это может удивить, но Чита в силу географического положения, климатических особенностей и целого ряда других факторов является отличным местом для занятий… виндсёрфингом и кайтсёрфингом. Несколько десятков молодых людей уже несколько лет с огромным удовольствием катаются на досках с парусами и воздушными змеями – кайтами – на озере Кенон, которое расположено в черте города.

Для этого в нашем городе сложились условия, которым могут позавидовать большинство городов мира.

Самое главное, говорят кайтеры и сёрферы, - это близость отличной водной площадки. Из центра города до выбранного ими места в нескольких километрах от городского пляжа добираться максимум полчаса, и кататься можно хоть каждый день.

Открытое пространство позволяет хорошо разгоняться. А расположенный на расстоянии вытянутой руки читинский аэропорт выкладывает в интернете точные прогнозы погоды, которые можно использовать для планирования занятий.

Совокупность факторов, которые делают занятия достаточно специфическими для Читы видами спорта доступными, заставляют задуматься о том, как использовать эти возможности для того, чтобы сделать это развлечение более массовым. И, быть может, определить озеро Кенон если не как объект туристической привлекательности Читы, то как более комфортное, экологически чистое и максимально доступное место отдыха для горожан.

Именно такую цель ставили перед собой читинцы - представители средств массовой информации, здравоохранения, бизнесмены и предприниматели, которые при содействии читинского «Ротари-клуба» - неполитической благотворительной организации, объединяющей клубы по всему миру, в декабре 2011 года съездили в Соединённые Штаты Америки. Читинский «Ротари-клуб» работает под девизом: «Сделаем наш город лучше». Потратив 1,5 года на подготовку документов и переписку, группа забайкальцев побывала на севере США – в штате Миннесота. Поездка была посвящена знакомству с американским опытом по превращению вчерашних карьеров и никому не нужных грязных водоёмов в рекреационные и туристические зоны, которые привлекают внимание туристов со всей страны.

Тема была интересна ротарианцам не только с точки зрения озера Кенон, но и в целом организации досуга для горожан и туристов, приезжающих в Читу. Конечной точкой путешествия был город Хиббинг на севере США. Этот населённый пункт с населением всего в 17 тысяч человек известен самым большим в мире открытым месторождением железной руды. В начале XX века город благодаря стремительному развитию экономики, основанной на добыче железной руды, многие называли самой богатой деревней в мире.

О том, что удалось узнать читинским ротарианцам в Хиббинге, и как опыт американских волонтёров можно применить в Чите, рассказали коммерческий директор агентства «Чита.Ру» Сергей Кисляков и директор компьютерной фирмы «Mag и Wizard» Алексей Карасёв.



Чайки, ондатры и перелётные птицы - Кенон как полноценная экосистема



Алексей Карасёв: Мы не первый год занимаемся виндсёрфингом в Чите. Для этого у нас есть прекрасное озеро Кенон – в самом центре города. Здесь удобно и расположение, и то, что постоянно дуют ветра.

Но наше озеро умирает. Для этого есть как объективные причины, прежде всего – построенная на берегу электростанция, так и субъективные причины, среди которых я бы назвал отношение горожан. Многие уверены в том, что это и не озеро даже, а просто лужа, в которой нельзя купаться.

Но мы летом на озере бываем достаточно часто, и видим, что Кенон – никакая не лужа, а полноценная экосистема. Здесь и чайки летают, и ондатры плавают, и перелётные птицы залетают – природа, несмотря ни на что, живёт.

Заинтересовавшись историей вопроса, мы узнали – в том числе от экологов – о том, что 30 лет назад, до тех пор, пока не была построена ГРЭС, в Кеноне была чистейшая вода. Озеро было излюбленным местом для отдыха и рыбалки даже после того, как появилась электростанция. Была лодочная станция, облагороженные пляжи…

Сергей Кисляков: Мы собирали информацию по этому вопросу, в том числе в городской администрации. Экологи говорят о том, что проблема Кенона существует с момента постройки ГРЭС. Станция использует озеро в качестве рефрижератора для охлаждения. В итоге, вода Кенона в течение года три раза прогоняется через системы ГРЭС. Понятно, что если вода озера используется для охлаждения, то она забирает часть температуры, и температура озера растёт.

После начала работы станции температура озера поднялась на несколько градусов, что не могло не сказаться на всех живых существах в озере и его акватории. Озеро же начало испаряться. Для компенсации этих потерь был построен трубопровод, по которому Кенон пополняется водой из реки Ингода.

Кроме этого, в настоящий момент действует предписание, согласно которому вода, сбрасываемая в озеро с ГРЭС, не должна превышать определённой температуры. Также ТГК-14 ежегодно платит около 70 миллионов рублей за использование вод Кенона. Но это нецелевые деньги, и в конечном итоге на сохранение озера они не используются. В итоге озеро умирает, и если так всё пойдёт и дальше, то через 20-30 лет оно превратится в болото.

Есть несколько вариантов изменения ситуации. Например, строительство дамбы, которая бы отгородила 30% акватории озера на нужды ГРЭС. В таком случае вода оставшейся части озера могла бы очиститься за 8-10 лет. Это достаточно дорогостоящий проект – его стоимость оценивается примерно в 200 миллионов рублей.

Но что-то можно предпринимать и без дамбы – уже сейчас и теми ресурсами, которые есть в распоряжении администрации города и самих горожан. Например, мы чистим пляжи от водорослей и мусора, но это капля в море. Понятно, что для изменения ситуации нужна более активная позиция властей.

Поделиться

Алексей Карасёв: Отношение людей достаточно странное. Многие не просто мусорят на берегу озера, многие приходят сюда, чтобы напиться, оставив после себя на берегу настоящую помойку. Рыбаки оставляют после себя бутылки, обломки, камеры… Всё это кидается в воду, остаётся на песке. Элементарный мусор не убирается ни с пляжа, ни с пирса. Даже если захочешь выкинуть что-то – нет такой возможности, потому что нет мусорных баков.

Нам стало интересно, как в других странах относятся к экологии своих территорий. Для этого мы использовали ресурсы читинского ротари-клуба. У нас уже достаточно много реализованных программ. Мы работаем с 1996 года, сосредоточившись на поддержке самых незащищённых слоев населения. За эти годы мы помогали детдому №5 Читы, областной школе-интернату, краевой детской больнице и поликлинике №3 Читы. Для коррекционной школы Читы был приобретен автобус и оборудование для школьных производственных мастерских, для Могочинской райбольницы - вытяжные шкафы и стерильные одноразовые системы, и так далее.

Работа по облагораживанию своего города, по созданию каких-то привлекательных для туризма мест показалась нам интересной, и мы включились в переписку с членами ротари-движения в других странах.

Мы запланировали поездку пяти человек в другую страну. Были разные предложения и темы. Мы выбрали управление местными сообществами – то есть объединениями людей, которые живут на одной территории и имеют общую цель. Именно коллективная работа над достижением таких целей и интересовала нас в этой поездке. В Чите, кстати, уже есть примеры такой активности – на МЖК местные жители организовались и разбили парк. Я думаю, что такие вещи у нас будут постепенно развиваться.

Нам выпала возможность съездить в город Хиббинг, штат Минессота, США. Там схожая с нашей природа, тоже много озёр. И, конечно, город знаменит самой большой в мире открытой шахтой по добыче железной руды.

Сергей Кисляков: В Хиббинге в своё время тоже работала электростанция на озере. Нам важно было понять, как люди в этих условиях выстраивают взаимоотношения с окружающей средой, как используют природные ресурсы, как горожане отдыхают, какие виды спорта развиты и так далее. И, самое главное, нам было интересно, как горожане действуют для достижения общих целей, как решают вопросы с властными структурами, как лоббируют свои идеи. Как, в общем, всё это работает?



Алексей Карасёв: Ротари-клуб выступал гарантом того, что мы – ответственные люди, что едем с определённой целью. Жили мы в семьях американских ротарианцев. Программа поездки была очень обширной, и не ограничивалась только Хиббингом. Нас интересовали все стороны жизни, кроме, наверное, политики. Принимающую сторону, конечно, интересовал наш опыт. Побывав в Вашингтоне, мы оказались в Хиббинге.



Открытая железорудная шахта как туристический объект



Сергей Кисляков: Первая и самая главная достопримечательность города – открытая железорудная шахта. Это просто огромная территория – выемка протяжённостью около 80 километров и такой глубины, что машина, колесо которой выше человеческого роста раза в два, смотрится с борта карьера как спичечный коробок. В самом Хиббинге добывается только руда, которая потом по железной дороге транспортируется к Великим озёрам и вывозится на плавильный завод в другом городе.

Нам, конечно, рассказали о том, что после того, как город был основан, его пришлось переносить – новые запасы руды нашли под уже возведёнными жилыми кварталами. И город действительно перенесли – с домами, с семьями и так далее. Сохранились фотографии этого «переезда», и, конечно, нам их показали.

Здесь же – около карьера - прямо на открытом воздухе разбит музей, в котором собрана техника, использовавшаяся на разработке месторождения - машины, двигатели, ковши и так далее. Посетить музей может любой желающий.

Ещё одна достопримечательность Хиббинга, который считается местом рождения американской индустрии автобусных перевозок – музей автобусов «Грейхаунд». В США GREYHOUND – это де-факто стандарт междугородних автобусных перевозок.

А начиналось всё в Хиббинге, где было создано предприятие, возившее людей с рудника в город. Постепенно количество машин увеличивалось, равно как росло число пассажиров. В этой связи владельцы предприятия стали заказывать более вместительные машины. В итоге, «Грейхаунд» превратился в крупнейшую в США компанию по перевозке пассажиров.

В Хиббинге музей автобусов «Грейхаунд» является частью туристической инфраструктуры и содержится он на средства жителей города. История создания музея – один из тех моментов, ради которых мы и приехали в США. Начиналось всё с жителя города, который предложил мэрии создать музей автобусов. Ему сказали – если ты хочешь сделать музей автобусов, собери 300 тысяч долларов, и мэрия построит помещение под музей. Мы будем оплачивать коммунальные услуги, охрану и так далее, а у жителей города будет возможность собирать автобусы и создавать музей. В итоге жители города действительно собрали эти деньги, и мэрия построила помещение под музей.

Первый автобус подарила автобусная компания, а остальные – всего в музее насчитывается 17 автобусов – выкупили жители города. Музей очень современный – всё в рабочем состоянии, всё двигается, всё смазано, работает аудио- и видеоаппаратура. За вход в музей взимается плата, которая идёт на поддержание работы музей. На экскурсии ходит множество школьников, для которых эти посещения совершенно бесплатны.

Поделиться

Идея и исполнение очень интересны: люди захотели сделать музей, и городские чиновники пошли им навстречу. В итоге у города появился музей, а у горожан – ещё одно место, где можно поближе познакомиться с историей родного города.

Механизм финансирования простой: граждане, выступившие с инициативой строительства, и власть договариваются о повышении налогов. Определяют ставку - например, на 1%, и срок действия этой договорённости. После окончания строительства налоговая ставка возвращается к первоначальному уровню. В результате каждый гражданин вносит свою лепту без особых усилий, а у города появляется отличный современный парк, стадион, развлекательный комплекс. Учитывая население Читы, при такой схеме финансирования строительства из парка Победы можно сделать современную зону отдыха через два-три года.

Площадка для игры в фрисби и клуб любителей кидать подкову


Ещё одно место для отдыха горожан – площадка для игры в фрисби. Схема та же, что с музеем – кто-то выступил с инициативой о том, что нужно создать поле для игры с летающими тарелками. Надо было всего-то огородить площадку забором и поставить корзинки для тарелок. Часть средств внёс местный ротари-клуб, часть выделила мэрия. Земля была предоставлена на льготных условиях. Город же взял на себя обеспечение парка тарелками.

В итоге в городе появилась не только площадка для игры, но и отличный парк – место для отдыха, где постоянно собираются горожане – взрослые, и дети, люди отдыхают семьями. Рядом расположено несколько площадок – вроде больших вольеров – где собаки могут побегать без поводков и намордников. В городе это запрещено, а здесь созданы условия специально для домашних животных.

Алексей Карасёв: Также нам показали местную спортивную организацию по традиционному американскому развлечению, вроде как даже виду спорта – киданию подковы. У них тоже есть большое помещение, которое также оплачивает город. Из 16 тысяч жителей города тысяча состоит в клубе. Его члены могут заниматься каждый день, а на выходных вход в клуб открыт для всех горожан.

В городе есть большой открытый стадион, на котором летом играют в баскетбол и футбол. Город обслуживает стадион и сдает его в аренду любому желающему. Школа или спортивный клуб покупают время на стадионе, самостоятельно организуют продажу билетов, питание и так далее. Все доходы от этой деятельности идут на счет организатора спортивных соревнований, который взял стадион в аренду.

Школьный баскетбол, кёрлинг и коньки - развлечения для детей и взрослых



Сергей Кисляков: Мы посетили школьный баскетбольный матч – это и правда отличное зрелище. Стоимость билета на наши деньги составляет 150 рублей – 5 долларов. Матч между двумя школьными командами из соседних городков с населением 16 и 10 тысяч человек. Зал забит до отказа. Связано это ещё и с тем, что в командах играют достаточно серьёзные игроки, которых приглашают в команду штата. На матче всё великолепно организовано. Перед игрой звучит гимн США, который все слушают стоя, положив руку на сердце. Потом по очереди исполняются гимны соперничающих школ. После первой половины игры в перерыве организуются развлечения для зрителей. Каждый может выйти на площадку и, заплатив один доллар, кинуть мяч в корзину. Точное попадание премируется двухлитровой бутылкой колы. Все деньги идут на поддержку команды.

На стадионе работает масса волонтёров. Одни собирают деньги, вторые выкатывают тележку с напитками. Всё это, конечно, очень здорово выглядит и вызывает восхищение.

Алексей Карасёв: Ещё одна достопримечательность Хиббинга – стадион для кёрлинга. Он похож на наш ледовый дворец – вмещает две площадки. Одна используется для хоккея, вторая – для кёрлинга.

Отличие от Ледового дворца в Чите заключается в том, что коньки компания сдаёт не на несколько часов, а на год вперёд. В итоге люди и коньки выбирают внимательнее, и относятся к ним бережнее.

Про кёрлинг существует такое убеждение, что это игра для богатых. На самом деле при наличии в ледовом дворце спорта инвентаря это доступная любому человеку – вне зависимости от физических кондиций и возраста – увлекательнейшая игра, аналогов которой немало среди игр, в которые мы все играли в детстве. И организовать ледовую площадку для кёрлинга совсем несложно.

На этом стадионе тоже много волонтёров, и мы не выдержали, спросили о том, откуда вообще берутся эти люди, и как давно существует волонтёрское движение. Местные жители считают, что они были всегда. То есть всегда были люди, которые кроме основной работы хотели делать что-то для общества. Кому-то важно признание, кто-то любит участвовать в общественном движении, для кого-то это часть общения. И, самое главное, это отличная возможность реализовывать какие-то свои идеи, менять в лучшую сторону свой город.

Неоновый город размером с площадь Ленина



Сергей Кисляков: Мы уже говорили о том, что география нашего американского путешествия не ограничивалась только Хиббингом. Мы посетили соседний город Дулут с населением около 90 тысяч человек.

Одна из достопримечательностей этого города – неоновый городок Bentley Ville, собранный из светящихся трубок, которые собраны в статуи, башни, фигуры и так далее. Когда находишься внутри, складывается впечатление, что вся эта конструкция шевелится. Городок занимает площадь, примерно равную нашей площади имени Ленина.

При создании городка, как уже можно, наверное, догадаться, вновь объединились желания местных жителей с возможностями мэрии. Кто-то из горожан делал такие вещи во дворе своего дома. Потом он предложил сделать это развлечение более массовым, чтобы привлечь внимание горожан и гостей Дулута. Мэрия с предложением согласилась, выделив участок земли, и взяв на себя оплату электричества. Городок собирали волонтёры. Они же работают здесь и сейчас – помогают парковаться, убираются, меняют лампочки, помогают туристам ориентироваться и так далее.

Город в данном случае не только несёт затраты, но и получает деньги – за счёт туристов, которых этот городок привлекает, и за счёт роста цены на землю вокруг этой городской достопримечательности. Стартовые вложения через несколько лет после запуска предприятия постепенно начинают окупаться.

Тридцать пять горнолыжных трасс на 30 тысяч населения



Алексей Карасёв: Третий город, в котором мы побывали – Чисхолм, расположен в 15 километрах от Хиббинга и славится горнолыжным комплексом, который состоит из 35 трасс для спуска и шести подъёмников. Население при этом составляет около 30 тысяч человек – сравните с Читой, где на 300 тысяч человек населения насчитывается одна горнолыжная трасса с одним подъёмником. Здесь же расположены три поля для гольфа.

Всё это базируется на огромном озере, на месте которого когда-то была горнорудный карьер. Его затопили, а берега благоустроили и застроили.

Начиналось всё с частной компании, которая занималась горнолыжным курортом, но не сумела сделать бизнес успешным. Город его выкупил, вложился с создание современного горнолыжного курорта и пригласил компанию, которая организовала поля для игры в гольф. В течение 15 лет проект не окупался, но последние пять лет курорт приносит прибыль. Люди со всего штата приезжают за 200-300 километров, чтобы отдыхать, и кататься.

Вокруг курорта, на земле, принадлежащей муниципалитету, создана вся необходимая инфраструктура. Мэрия изначально сама строила домики для туристов, и сдавала их в аренду. Также вокруг озера были созданы площадки, к которым подведены асфальтированные дороги, канализация, водоснабжение и электричество. Люди могут строить здесь свои домики на основе предложенных мэрией проектов. После этого можно или сдавать домики для туристов в аренду самостоятельно или отдавать их в управление компанией, которая обслуживает весь туристический комплекс – для пополнения гостиничного фонда. Естественно, что владельцы домов получают с такой аренды свой процент, не волнуясь об обслуживании, привлечении и размещении туристов. Компания, обслуживающая комплекс, получает возможность увеличить ёмкость номерного фонда – самостоятельно скупать большое количество домиков для туристов было бы сложно.

Я уже говорил о том, что озеро, на котором базируется горнолыжный курорт, возникло на месте шахты открытого доступа. Когда разработка месторождения закончилась, выемка постепенно заполнилась водой.

В ходе добычи полезных ископаемых горнорудная компания укладывала отработанную руду и породу в соответствии с проектом, который заранее был подготовлен активистами совместно с мэрией. Идея заранее заключалась в том, чтобы на месте шахты в будущем создать озеро, на берегах которого благодаря насыпным площадкам из отработанной руды можно будет стоить те самые домики. С момента отработки месторождения прошло 50 лет – 30-40 лет бывший карьер наполнялся водой, ещё 10 лет понадобилось на завершение благоустройство. В итоге город получил горнолыжный курорт и озеро и благоустроенными берегами.

Сергей Кисляков: Ради интереса мы считали, сколько бы могло стоить создание аналогичного горнолыжного курорта в Чите. По нашим расчётам, для этого потребовалось бы вкладывать 60-70 миллионов рублей ежегодно в течение пяти-шести лет.



Электрические компромиссы для спасения озера



Алексей Карасёв: Возвращаясь к мысли про электростанцию и озеро. В Хиббинге тоже в своё время на небольшом – меньше Кенона – озере работала электростанция. При этом жители города очень трепетно относятся к чистой воде, которая считается частью стратегических запасов.

Озеро во времена работы станции было грязным, так как его вода использовалась в производственном цикле. Но благодаря настойчивости жителей, которые проголосовали за то, чтобы часть электроэнергии покупать на стороне, система работы электростанции была изменена так, чтобы вода озера не участвовала в процессе. Для этого была ограничена выработка электроэнергии – экология оказалась дороже.

Так вот, для того, чтобы изменить ситуацию, потребовалось 30 лет. У кого-то появилась идея, потом появилось сообщество людей, которые её поддержали. Эти люди обратились в мэрию, был разработан проект, проведено голосование и так далее. В итоге выиграли все – сегодня это чистейшее озеро, где можно и рыбу ловить, и купаться. И это часть рекреационной и туристической инфраструктуры маленького городка, где общими усилиями мэрии и местных жителей создано такое количество привлекательных мест для отдыха.

Сергей Кисляков: Задача, которую мы ставим перед собой в Чите – сделать чистым наше озеро Кенон. Мы захотели узнать, с чего можно начать, и как такие проекты реализуют в других странах. Основной вывод после этой поездки – главное начать работать. Нужно что-то делать, чтобы через 30 лет на месте Кенона не осталось никому не нужное болото. И делать это нужно всем вместе.

Да и Кенон – не единственная площадка, которую можно использовать для отдыха горожан и развития туристической инфраструктуры. Зимой, я считаю, можно постепенно развивать площадки для занятия лыжами, коньками. Крытые стадионы вполне можно использовать не только для массовых катаний, занятий хоккеем и фигурным катанием – почему не организовать занятия тем же кёрлингом. Летом в тех же местах можно создавать велосипедные дорожки, площадки для фрисби или волейбола, канатные дорожки. Кенон – отличный водоём для занятия виндсерфингом и кайтсёрфингом. Здесь же можно устроить водные горки, прокат лодок, пляжный волейбол. Из парка Победы за несколько лет можно создать отличную парковую зону.

Очень часто для решения этих задач не требуется каких-то гигантских финансовых ресурсов – достаточно желания самих горожан и внимания властей города к этим инициативам.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter