Действующий президент Монголии Цахагийн Элбегдорж любит называть свою страну территорией свободы, зажатой между Россией и Китаем.
Существующая в стране политическая система устраивает одного из самых могущественных представителей «третьего соседа» - Соединённые Штаты Америки.
В августе 2011 года во время визита в Монголию вице-президент США Джо Байден похвалил местную демократию и заявил, что «свободная Монголия стала блистательным примером для всего мира».
Ещё раньше с подобным заявлением выступил Джордж Буш-младший, посетивший Монголию в 2005 году.
Но после ареста 13 апреля текущего года бывшего президента страны Намбарына Энхбаяра по обвинению в коррупции, западные аналитики всё чаще стали задаваться вопросом: «Не происходит ли эрозия демократического строя в Монголии»?
Рассуждая о вырождении демократии, один из заметных представителей современной русской консервативной мысли Игорь Бестужев писал: «Современная демократия – порождение либерального взгляда на мир, лживого, как сам либерализм. То, что сегодня называют демократией, не имеет ничего общего с обозначенным этим термином социальным строем в древнегреческом городе-полисе, где всей властью пользовалось незначительное меньшинство населения. Власть же в современном обществе осуществляет парламентское представительство влиятельных партийных групп, всегда фальшивое по существу и по форме. Это и есть подлинная демократия в политическом смысле и без всяких кавычек».
Происходящие в соседней стране события показывают, что в Монголии создана «подлинная» современная демократия, в том виде как её описывают современные русские консерваторы.
28 июня 2012 года в Монголии должны состояться ключевые для страны выборы в Великий государственный хурал.
Мина замедленного действия под предстоящие выборы в парламент страны была заложена ещё в июне 2008 года, когда недовольные с итогами выборов инспирировали массовые беспорядки, повлекшие за собой смерть пяти человек.
Больше всех о фальсификациях в ходе прошедших выборов заявлял нынешний президент страны Элбегдорж, который в тот период руководил оппозиционной Демократической партией. Он утверждал, что одержавшая на них убедительную победу правящая Монгольская народно-революционная партия (МНРП) использовала административный ресурс, и потребовал отмены результатов выборов. Наблюдатели отмечали, что происходящее в Монголии очень напоминало реализованные в Грузии и Украине сценарии «цветных революций».
3 июля 2008 года Центральная избирательная комиссия Монголии огласила окончательные итоги парламентских выборов, состоявшихся 29 июня. Большинство мест в законодательном собрании страны Великом народном хурале получила правящая Монгольская народно-революционная партия (МНРП). МНРП достались 47 из 76 мест в Великом государственном хурале. Демократическая партия получила 26 мест, остальные достались независимым кандидатам и менее популярным политическим объединениям.
Пресс-секретарь монгольского избиркома назвал выборы честными и заявил, что оглашенный результат является окончательным. Тем самым он отверг обвинения проигравших выборы оппозиционеров, утверждавших, что итоги выборов были сфальсифицированы.
Во время массовых беспорядков в июне 2008 года Энхбаяр занимал пост президента страны. Вопрос о том, на ком лежит ответственность за кровопролитие, ставшее самым серьёзным за весь посткоммунистический период, по-прежнему является предметом горячих дебатов в обществе.
Правозащитные организации, включая «Международную амнистию», зафиксировали сообщения о стрельбе блюстителями порядка по толпе боевыми патронами, а также о последовавших за этим арестах и пытках. По утверждению правозащитников, сменяющие друг друга правительства либо не торопились расследовать события после выборов 2008 года, либо вовсе их игнорировали.
«Спустя почти четыре года с момента послевыборных июльских волнений правосудие в отношении жертв тех событий так и не свершилось. Борьба за справедливость пока не привела на скамью подсудимых ни одного из сотрудников правоохранительных органов, подозреваемых в применении излишней или непропорциональной силы, приведшей к гибели людей», – утверждают представители «Международной амнистии».
«Мы пока так и не получили ответов на имеющиеся вопросы. Что именно тогда произошло? Почему это произошло?» – говорит Наранжаргал Хашхуу, возглавляющая местное отделение организации «Глоуб Интернэшнэл» (Globe International), входящей в созданную силами местных активистов из многих стран мира международную правозащитную коалицию.
После парламентских выборов 2008 года пришёлся бурный рост экономики Монголии. В качестве иллюстрации: в 2011 году валовой внутренний продукт страны вырос на 27,8%, в то время как ВВП Китая за тот же период вырос на 9,5%, Индии – на 7,8%, России – на 4,2%.
Перспективы роста экономики страны, которая может увеличивать ежегодно на 14 и более процентов, связаны с огромными запасами природных ресурсов. В настоящее время основным источником доходов для страны является гигантское по запасам угольное месторождение Таван Толгой. Новый взлёт доходов, как ожидается, наступит с пуском в эксплуатацию месторождения Ою Толгой, расположенного в пустыне Гоби. Освоением месторождения Ою Толгой занимается совместное предприятие, в которое входит монгольское правительство, британская компания «Рио Тинто Майнинг» и австралийская компания «Айвенхоу Майнс». По экспертным оценкам, в случае начала разработки месторождения Ою Толгой в 2013 году, срок его освоения составит 50 лет.
По прогнозам, объём добываемой меди на месторождении Ою Толгой будет равен 3% от добычи этого металла во всём мире. Если всё пойдёт в соответствии с бизнес-планом, то ежегодно добыча меди будет приносить 5 миллиардов долларов.
В Монголии имеются также и богатые месторождения золота, включая и месторождение Ою Толгой. Страна также обладает большими запасами урана, коксующегося угля, которые эта страна намерена добывать с использованием новых технологий сжижения.
Тот факт, что в ближайшие годы Монголии предстоит получить от добывающего сектора доходы на многие миллиарды долларов, дает будущему правительству гигантские возможности в плане влияния, так что ставки на предстоящих июньских выборах выше, чем когда-либо за весь посткоммунистический период.
До начала 2012 года правительство Монголии было сформировано из представителей Демократической и Монгольской народно-демократической партии. В 2010 году, после избрания на пост председателя МНРП премьер-министра Сухбаатар Батболда, встал вопрос о смене названия партии. На XXV Съезде 4-8 ноября 2010 года партия вернулась к прежнему названию, которое она носила до 1924 года – Монгольская народная партия. В знак протеста против этого шага бывший президент Монголии Намбарын Энхбаяр вышел из партии и основал собственную под прежним именем – Монгольская народно-революционная партия. Таким образом, Энхбаяр вошёл в конфронтацию со многими из прежних соратников по прежней партии.
К началу 2012 года в Монголии сложилась следующая конфигурация политических сил: пять членов, представляющих Демократическую партию Монголии, вышли из кабинета министров и на их место были назначены представители Монгольской народной партии. Таким образом, действующее в настоящее время правительство Монголии теперь полностью сформировано из представителей Монгольской Народной партии в то время как президентом Монголии является бывший председатель оппозиционной Демократической партии, Цахиагийн Элбэгдорж. Действующий председатель партии, Норовын Алтанхуяг, объяснил выход представителей своей партии из правящей коалиции подготовкой к парламентским выборам 2012 года. Демократическая партия будет участвовать в них на основе и платформе самостоятельно разработанных программ.
Результаты опросов общественного мнения свидетельствуют о сокращении в монгольском обществе популярности Монгольской народной партии и Демократической партии. Намбарын Энхбаяр, в прошлом занимавший главный руководящий пост страны, в последние годы выступает активнейшим критиком правящей коалиции. Он гневно обличает сложившийся, по его мнению, олигархический режим в стране.
Своей активной общественной деятельностью Намбырын Энхбаяр имел все шансы изменить предвыборный расклад в стране. Само собой, ни демократы, ни МНП, не были заинтересованы в участии столь популярного политика в предвыборной кампании.
С оказавшимся «третьим лишним» бывшим президентом поступили в соответствии с хорошо известным принципом «был бы человек, а статья найдётся».
Несмотря на то, что в течение двух лет в отношении бывшего президента Монголии велось расследование по обвинению его в коррупции, время ареста – 13 апреля, перед самым началом кампании по выборам в Великий государственной хурал, было выбрано отнюдь не случайно.
Первое, в чём он обвиняется - это незаконная приватизация гостиницы «Оргоо» в 2007 году. Тогда, по мнению антикоррупционной службы, ущерб от незаконной приватизации составил 137 миллионов тугриков (около 25,8 миллиона рублей).
Второе: вопрос о сделке с приватизацией издательского дома «Улан-Батор таймс». В ней якобы незаконными путями младшая сестра Энхбаяра Энхтуяа получила 49 процентов акций.
Третье: когда Энхбаяр был лидером фракции МНРП в Великом Хурале в 2000 году, он во время поездки в Японию получил в дар от японской стороны телевизионное оборудование стоимостью 113 тысяч долларов. Его надо было передать буддийским организациям Монголии. Однако, по версии следствия, эту технику Энхбаяр передал телекомпании ТВ-9.
После ареста Намбарына Энхбаяра восемь членов Великого государственного хурала от правящей Монгольской народной партии потребовали отправить в отставку министра юстиции и внутренних дел Цэнд Нямдоржа, причастного к аресту бывшего президента страны Намбарына Энхбаяра. Четверо из восьми парламентариев, потребовавших от спикера монгольского парламента Дамдина Дэмбэрэла отставки министра юстиции и внутренних дел, находились рядом с экс-президентом Энхбаяром во время его ареста в пятницу 13 апреля.
Парламентарии заявили, что министр Нямдорж несёт ответственность за организацию ареста и жестокий силовой захват Энхбаяра. Сам Нямдорж, в свою очередь, неоднократно заявлял, что он ничего не знал о готовящемся аресте бывшего президента страны.
В обращении законодателей говорится, что «правоохранительные органы не имеют права незаконно покушаться на законные права и собственность граждан, а должностные лица, преступившие закон, должны понести ответственность за свои действия». В свою очередь представители Независимой службы Монголии по борьбе с коррупцией заявили, что акция по силовому задержанию Энхбаяра была законной и имела цель доставить бывшего президента. Независимая служба по борьбе с коррупцией расследует дело в отношении Энхбаяра уже год и за это время он ни разу не являлся на допрос по повестке, оформленной на его имя.
Сторонники бывшего президента Монголии Энхбаяра заявляют, что арест грубо нарушил его неприкосновенность и имеет политическую подоплёку.
В конце апреля было объявлено о продлении срока пребывания Энхбаяра под стражей до 27 июня текущего года. Даже если Энхбаяра и выпустят на свободу «за недоказанностью улик», в парламентских выборах, которые состоятся 28 июня он гарантировано не сможет принять участие.
Что-то подобное уже проходили и не раз «развитые» демократии Запада. Примерно по таким же мотивам был «нейтрализован» в 2011 году один из наиболее вероятных кандидатов в президенты Франции Доменик Стросс-Кан.
Арест Намбарына Энхбаяра поляризовал монгольское общество. Репортаж о противостоянии между сторонниками экс-президента и полицией передавался в прямом эфире по монгольскому телевидению. Генеральный секретарь Монгольской народно-революционной партии Нацаг Удвал заявила, что за арестом Энхбаяра стоит действующих президент страны Цахагийн Элбегдорж. Бывший премьер-министр Монголии и близкий друг Энхбаяра Мендсайхан Энхсайхан написал на своей странице в Фэйсбуке, что «только президент мог заказать арест президента».
Простые монголы разделились во мнениях. Многие называют Энхбаяра «крестным отцом коррупции», мол, всё к этому аресту и шло. Но даже противников Энхбаяра возмущает, что арестовывать одного человека приехало более 300 вооружённых силовиков.
Другие рядовые граждане, уверены, что аресты неугодных политиков продолжатся. Многим из них грозит обвинение в коррупции, так как до парламентских выборов остаётся ещё больше месяца. Больше всего простые избиратели боятся новых беспорядков после парламентских выборов и задаются вопросами, не означает ли это закат демократии. Может, Монголии пора стать президентской республикой?