Общество Слики, ламели и шашки – как и зачем вовремя менять автомобильные шины

Слики, ламели и шашки – как и зачем вовремя менять автомобильные шины

Почему не стоит использовать зимние шины летом? Мягкий состав резиновой смеси должен лучше работать на асфальте и бетоне. Но он не выдержит столь «жёсткой» эксплуатации, и шины быстро износятся, став при этом непригодными и для зимы.

Не за горами время, когда придётся ездить по городу в поисках станции шиномонтажа, а климат и переменчивая погода не дадут сделать это постепенно. Между тем стабильная плюсовая температура днём – достаточное основание для того, чтобы поменять зимнюю резину на летнюю. Евгений Боровский подготовил для ИА «Чита.Ру» обзорный текст, который поможет облегчить автолюбителям поиск и выбор автомобильных шин на новый сезон.

Во многих странах замена шин является обязательной для автовладельца процедурой – соответствующая норма заложена в законодательство, а несвоевременная замена шин карается штрафами. Эта норма вполне могла быть применима в России, граждане которой не отличаются особой дисциплинированностью в вопросах эксплуатации транспортных средств. Нужно учитывать, что от правильно подобранных шин очень многое зависит. В условиях Забайкальского края летняя покрышка зимой сопоставима с неисправными тормозами.

Я бы добавил к этому реальный контроль идентичности шин в комплекте - одной модели, с приблизительно одинаковым износом. Это немаловажный фактор, влияющий на сцепление с дорожным покрытием и, соответственно, на безопасность движения.

Этот вопрос уже обсуждается в Госдуме на основании открытого письма от страховщиков. Проблема в том, что в законодательстве не прописано, что считать зимней резиной, а что летней и как быть с регионами с разным климатом. Письмо готовилось в связи с тем, что ОСАГО становится невыгодным, и страховые компании уже начали закручивать гайки для своих клиентов. Например, заставлять оценивать ущерб у своих экспертов и делать ремонт на СТО опять же их партнёров. Поэтому в последнее время клиентам страховых компаний, которые приобрели полис ОСАГО и попали в неприятную ситуацию, после решения об ущербе и выплаты денег за него приходится обращаться в суд и там доказывать, что ремонт и детали стоят гораздо больше, чем указано в актах страховщика.

Понятно, что среди страховых компаний, предоставляющих услуги ОСАГО, сложно выбрать именно ту, с которой, случись авария, будет легко. К сожалению, страховщики рассчитывают на безграмотность и лень нашего брата. И это повсеместно касается почти всего сервиса, но это – отдельная тема для разговора. В вопросе с шинами тоже существуют риски судов, ведь несоответствующие сезону шины вкупе с плохими дорожными условиями вполне могут быть причиной аварии.

Но вернемся к предстоящему тёплому сезону. Зачем же всё-таки менять шины, как их выбрать, и в какой момент это делать? «Переобуваться» необходимо при стабильной плюсовой температуре днём.

Автолюбители часто задаются вопросом - стоит ли менять резину на летнюю, если можно успешно проездить лето, не снимая зимних шин, особенно, если в них нет шипов? К тому же раньше прекрасно ездили на единственном комплекте шин многие годы, не подозревая, что существуют раздельные шины для зимы и лета.

Здесь нужно понимать, что состав резины летних шин выполнен максимально твёрдым для повышения износостойкости – они изготавливаются из материалов, позволяющих шине не «поплыть» при повышенной температуре. Шашки протектора сделаны крупными для увеличения пятна контакта с покрытием. У шин, предназначенных для высокоскоростных спортивных автомобилей, шашки протектора ещё крупнее, а иногда и вовсе сливаются в одну гладкую поверхность – такие шины называются «сликами». Понятно, что ждать от летних шин зимой ничего хорошего не приходится. Резина «дубеет», канавки протектора забиваются снегом, а отсутствие ламелей - мелкой «нарезки» шашек - вызывает скольжение на льду и укатанном снегу. Летняя шина зачастую имеет продольную канавку, опоясывающую всю поверхность шины, а углубления протектора выполнены под углом, позволяющим сбрасывать воду с шины в стороны. На летних шинах зачастую указано направление вращения шины, при котором происходит сброс воды. Если поменять правую и левую шины местами, то вместо того, чтобы сбрасывать воду, шина наоборот будет её подсасывать.

У зимних шин всё наоборот. Изначально разработанные для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах при минусовых температурах, они не превращаются в «пластмассу» и сохраняют приемлемую эластичность даже при минус 30. Рисунок протектора у зимних шин обычно более разреженный, чем у летних – для лучшей самоочистки от набивающегося снега. Шашки протектора имеют ламели - тонкие извилистые прорези для лучшего сцепления с заснеженной и обледенелой поверхностью. Некоторые модели зимних шин предназначены для ошиповки. Шипы устанавливаются в отдельные шашки протектора, не имеющие ламелей. Многие владельцы, впервые попробовав зимой использовать зимние шины, убедились, что с летними они несравнимы.

Всесезонные шины в условиях Забайкальского края – бессмысленная трата денег. Это всего лишь усреднённый вариант, качество всесезонных шин остаётся удовлетворительным в течение всего года. Соответствующие – на троечку – и эксплуатационные характеристики: высота протектора, состав и, конечно, рисунок.

Летом они шумнее и жёстче летних шин, обеспечивают среднюю управляемость и курсовую устойчивость, а из-за большей массы не способствуют снижению расхода топлива. Для зимы у них недостаточная «мягкость» состава резиновой смеси, малое количество прорезей-«ламелей» в шашках протектора. К тому же шашки невысокие и разделены неглубокими канавками. Лучшее время для применения таких шин – межсезонье, когда температура колеблется на околонулевых значениях, на асфальтовых дорогах снежная каша мешается с грязью, а дороги без покрытия раскисли. Но никто пока не говорит о необходимости замены летних и зимних шин на «демисезонные». Поэтому данные шины летом чаще используют владельцы внедорожников, пикапов и полноприводных минивэнов, которые чаще других сталкиваются с разъезженными грунтовками, полевыми и лесными дорогами, где надёжность и проходимость шин важнее курсовой устойчивости и управляемости.

Почему не стоит использовать зимние шины летом? По идее мягкий состав резиновой смеси должен лучше работать на асфальте и бетоне. Но этот состав не выдержит столь «жёсткой» эксплуатации, и шины быстро износятся, став при этом непригодными и для зимы. Кроме того, зимние шины на чистом сухом асфальте становятся очень «податливыми». Если наступить ногой на щётку, лежащую щетиной вверх, вы почувствуете примерно то же, что «чувствует» зимняя шина на асфальте: неустойчивость положения. Это влечёт такие опасные явления как ухудшение курсовой устойчивости, управляемости, тормозных свойств. Автомобиль вяло, с запозданием реагирует на поворот руля, а при маневрах «плавает» по всей полосе. Замедление происходит неохотно, тормозной путь возрастает. Ещё заметнее это при использовании летом шипованных шин.

Зимние шины сильно шумят. Причём с ростом скорости – а летом мы обычно ездим быстрее, чем зимой - шум становится заметнее. Могут проявиться и вибрации. Вывод: использование зимних шин летом не только неэкономично, но и опасно - хотя и не так, как использование летних шин зимой.

Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по конструкции радиальные и диагональные - в зависимости от назначения и условий эксплуатации. Ещё один важный нюанс для всех типов шин: ширина покрышки. В этом вопросе важен один параметр – площадь пятна контакта шины с дорожным покрытием. Это означает, что в более узкой шине на один квадратный сантиметр пятна контакта будет приходиться больший вес автомобиля. Другими словами, колесо будет «придавлено» к дороге с большим усилием на единицу площади. Значит ли это, что устойчивость автомобиля на дороге от этого повысится, а тормозной путь, соответственно, уменьшится? Это зависит от качества дорожного покрытия. Если дорога сухая, разница между узкой и широкой шиной, скорее всего, будет минимальной, причём в пользу широкой покрышки. Ведь площадь пятна контакта у неё больше, а сила, действующая на единицу площади пятна контакта, не так критична, - главным образом в силу крайне высоких коэффициентов трения резины и асфальта. Если дорога мокрая, либо покрыта льдом или снегом, силы, действующие на выталкивание клином (вода, снег), будут действовать на меньшую площадь и встретят большее сопротивление в виде массы, приходящейся на единицу площади. Таким образом, если между асфальтом и покрышкой есть что-либо еще, узкая шина будет работать заметно лучше.

Бездорожьем называют обычно болотистую или заснеженную территорию, по которой, тем не менее, все-таки нужно двигаться. Речь идёт как о нестабильном рельефе, так и о рыхлом или вязком покрытии. Если преодоление рельефа напрямую связано с колёсной базой и клиренсом, и от самих покрышек зависит мало (если речь не идет об изменении дорожного просвета за счёт увеличения диаметра колес), то успешное преодоление рыхлого и вязкого покрытия главным образом зависит как раз от шин. Если точнее – от их ширины и рисунка протектора.

Обозначения шин:

Содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъёмности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным.

1 — максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);

2 — обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается «OUTSIDE»;

3 — количество слоёв и тип корда каркаса и брекера;

4 — товарный знак завода-изготовителя;

5 — ширина профиля;

6 — серия;

7, 15 — обозначение радиальной шины;

8 — обозначение бескамерной шины;

9 — посадочный диаметр;

10 — индекс грузоподъемности;

11 — индекс скорости;

12 — обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);

13 — дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года — трехзначное число);

14 — знак официального утверждения шины на соответствие Правилу №30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;

16 — наименование модели.

Параметры обозначения шин

по ГОСТ 4754-97:

1) 185/70R14

2) 215/90-15С

3) 5,90-13С

Цифры и буквы обозначают:

185; 215; 5,90 ширина профиля в миллиметрах или дюймах;

70; 90 — серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;

R — обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву «D» не указывают);

14; 15; 13 — посадочный диаметр обода в дюймах;

С — индекс, обозначающий, что крышка предназначена для лёгких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.

Встречаются шины

с другими обозначениями:

1) 6,15-13/155-13, 6,15 и 155 — ширина профиля в дюймах и миллиметрах;

13 — посадочный диаметр обода в дюймах.

Буквы R нет, значит, шина диагональная. Поскольку не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%

2) 31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах)

31 — наружный диаметр;

10,5 — ширина профиля;

R — радиальная шина;

15 — посадочный диаметр.

Маркировка шин

отечественного производства:

В соответствии с ГОСТ 4754-97, на покрышку наносятся следующие обязательные надписи:

товарный знак или наименование производителя;

наименование страны изготовителя на английском языке «Made in…»;

обозначение шины;

торговая марка (модель шины);

индекс несущей способности (грузоподъёмности);

индекс категории скорости;

«Tubeless» — для бескамерных шин;

«Reinforced» — для усиленных шин;

«M S» или «M.S» — для зимних шин;

«All seasons» — для всесезонных шин;

дату изготовления, состоящую из трёх цифр, первые две обозначают неделю изготовления, последняя — год;

«PSI» — индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом «С»);

«Regroovable» — в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки;

знак официального утверждения «E» с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат.

«ГОСТ 4754»:

национальный знак соответствия ГОСТу (допускается наносить только в сопроводительной документации);

порядковый номер шины;

знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);

«TWI» — место расположения индикаторов износа;

балансировочная метка (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С, поставляемых в эксплуатацию);

штамп технического контроля.

Маркировка зарубежных шин -

на них могут быть некоторые другие обозначения:

«Тous terrain» — всесезонная;

«R W» (Road Winter) — дорожная зимняя (универсальная);

«Retread» — восстановленная;

«Inside» — внутренняя сторона;

«Outside» — наружная сторона;

«Rotation» — направление вращения (для шин с направленным рисунком);

«Side facing inwards» — сторона, обращённая внутрь;

«Side facing outwards» — сторона, обращённая наружу (для асимметричных шин);

«Steel» — обозначение наличия металлокорда;

«TL» — бескамерная шина;

«ТТ» или «MIT SCHLAUCH» — камерная шина.

Существует множество маркировок и тонкостей, которые зависят от производителя и его страны, поэтому не ленитесь перед покупкой читать информацию в интернете или других источниках, не стесняйтесь консультироваться у специалистов. Конечно, лучше приобретать новые покрышек, но не всегда можно вписаться в имеющуюся сумму.

Поэтому при выборе бывших в употреблении шин следите за целостностью покрышек, наружной и внутренней стороны (нужно поставить колесо боком и катить до полного оборота, немного придавливая сверху, так вы увидите внутреннюю часть шины), проценту износа и его равномерного распределения (есть специальный выступ между протектором, называется индикатор износа), сжать покрышку и проверить на наличие трещин, обратить внимание на год выпуска.

Желательно проверить на наличие грыж, для этого придётся надеть шину на обод и накачать колесо (расслоение между слоями шины, произошедшее от перегрузки или динамического удара). Надо проверить на предмет следов от ремонта, боковых порезов и так далее. Есть большие риски при покупке китайских колес – этого вообще не стоит делать, ибо такая резина может начать разваливаться без всяких на то оснований.

Меняйте покрышки только на качественных и проверенных шиномонтажных станциях, не стесняйтесь спрашивать о последней дате калибровки балансировочного оборудования - многие на СТО даже не знают о необходимости калибровки оборудования. Никогда не помешает проверить развал и схождение колес, лучше делать это на лазерном оборудовании хотя бы раз в год.

1 из 17
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления