Одной из главных задач государства, стремящегося обеспечить своё существование на длительную историческую перспективу, является воспитание у граждан чувства гордости за свою страну, желания встать на защиту своей родины в час суровых испытаний.
Начиная с глубокой древности и по наше время, во всём мире используется один и тот же приём – воспитание населения, прежде всего, подрастающего поколения, на примерах тех, кто считается у данного народа героями.
Китай в этом плане - не исключение. Героями китайской нации, так же как, например, и в России, являются мифические, «былинные» персонажи – Хуанди («жёлтый император»), стрелок И, усмиритель потопа Юй, видные полководцы – Чжу Гэлян, Юэ Фэй, Чжэн Чэнгун, политики и религиозные деятели. Для полноценного воспитания нации примеров выдающих исторических личностей недостаточно. По здравому размышлению, практически каждый из индивидов может придти к мысли, что быть даже хоть немного похожим на великих соотечественников ему не удастся – нет выдающихся данных, нет таланта, нет способностей. Другое дело – когда речь идёт о героях из гущи простого народа.
Начавшаяся в 1840 году первая опиумная война ознаменовала частичную утрату Китаем своего государственного суверенитета и превращение страны в полуколонию, поделённую иностранными государствами на сферы влияния. Более чем столетие главным чаянием китайского народа было полное освобождение своей страны от непрошенных иноземных «гостей». Закончилась эта тяжёлая страница китайской истории в 1949 году с образованием Китайской Народной Республики. Одним из первых решений новой власти была резолюция первого пленарного заседания Народного политического консультативного совета, принятая 30 ноября 1949 года, о строительстве памятника народным героям на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Памятник призван сохранить в веках память об известных и безымянных героях, сложивших жизнь в революционной борьбе китайского народа в XIX и XX веках.
По замыслу создателей, наиболее ярко героизм китайского народа проявился в восьми событиях - сжигание опиума во время Первой опиумной войны (1840 год), восстание в деревне Цзиньтянь во время Восстания тайпинов (1851 год), Учанское восстание во время Синьхайской революции (1911 год), Движение 4 мая (1919 год), Движение 30 мая (1925 год), Наньчанское восстание (1927 год), Антияпонская война 1931—1945 годов, переход через Янцзы (1949 год).
Эти события изучают на уроках истории в школе, на примерах народных героев воспитывают молодёжь. Цель понятна – любое государство заинтересовано в наличии массы исполнителей, которые в меру своих сил и способностей будут делать то, что от них требуется – работать на стройке, сеять хлеб, учить детей, защищать родину. Одно дело, когда школьный учитель истории рассказывает о «преданьях старины глубокой». Другое дело, когда школьникам рассказывают о героях, живших или живущих рядом со своими современниками.
Уже на рубеже 1960-х новый Китай столкнулся с тем, что образы древности и герои революции не очень-то находят отклик у китайской молодёжи. Сформировался социальный заказ на героя нового типа – «простого человека», современника, того, в ком каждый мог бы опознать себя.
В 1963 году китайская пропаганда нашла подходящий образец для массовой обработки сознания. Было выдвинуто несколько типических образов «простых людей», жизни которых следовало подражать. Всех их объединяло одно – они тщательно изучали «идеи Мао Цзэдуна», благодаря чему их жизнь могла считаться «правильной».
Ключевым образом развернувшейся пропагандисткой кампании стал Лэй Фэн – простой солдат, который пожертвовал жизнью ради своей родины. При жизни он вёл дневник (очевидно, он был написан уже после смерти Лэй Фэна армейскими идеологами), который был опубликован первоначально в виде отдельных статей в газетах. Обсуждение «Дневника Лэй Фэна», в котором он описывал, каким должен быть настоящий патриот Китая, и признавался в своей искренней преданности председателю Мао, придало новый импульс идеологической кампании.
Жизнь Лэй Фэна не отличалась ни драматизмом, ни особыми приключениями. В этом плане его образ был специально вылеплен как образ рядового, ничем не примечательного человека, в котором мог опознать себя любой китайский крестьянин. Семья Лэй Фэна немало пострадала от рук гоминьдановцев, японских солдат во время антияпонской войны, а также богатых землевладельцев. Когда Лэй Фэну было девять лет, в его родные места вступают части Народно-освободительной армии Китая, принося свободу. Он окончил школу, работал сначала в деревне, затем на заводе, а в 1960 году был призван в армию и служил в транспортной роте. Лэй Фэн даже умирает как простой китаец – он пытается спасти товарища и погибает. Психология Лэй Фэна – психология «винтика» (как он сам именует это), который должен работать и выполнять свой долг, на том месте, куда его поставило государство. Сам Лэй Фэн, как следовало из его дневника, отличался искренностью, простодушием и беззаветной преданностью идеям председателя Мао. Именно в том, что он постоянно изучал «идеи председателя Мао» и заключалась основная миссия его жизни.
Образ Лэй Фэна создавался как типический образ «простого и преданного» китайца. В самой кампании явным образом проглядывала черта, характерная для традиционной политической культуры Китая – обучать на примерах и прецедентах. Настоящий подвиг Лэй Фэна заключался именно в обыденности его каждодневной жизни. Он, например, экономил на всём, в частности бегал за трамваем, а не ездил на нём. Когда он служил в армии, он получал одну пару обуви вместо двух, а чтобы подошвы ботинок не снашивались, он подвязывал к ним дощечки.
Китайская печать называла Лэй Фэна «славным и великим пролетарским революционным бойцом». Сам Лэй Фэн писал, что «важны жизнь и имущество народа, а личная судьба даже не заслуживает того, чтобы о ней думать». По существу, это был призыв к абсолютной деиндивидуализации. В этом случае традиционное группоориентиированное сознание китайцев пропаганда пыталась довести до логического предела.
Усилиями государства и созданного Общества по изучению духа Лэй Фэна в стране создан культ «безымянного героя». О его жизни снято несколько фильмов, написаны десятки книг и статей; его изображение украшает значки и плакаты, «шапка Лэй Фэна» (на самом деле, солдатская шапка-ушанка) стала популярным сувениром; в городе Фушунь, где он служил, его имя носят проспект, школа, стадион и даже банк; там же действует посвящённый ему музей.
Образ Лэй Фэна удачно внедрился в массовое сознание китайского народа, так как он соответствует архетипу нации. Имя Лэй Фэна стало нарицательным. Бескорыстного человека сегодняшние китайцы называют «хуо Лэй Фэн» – «живой Лэй Фэн».
Ежегодно 5 марта в стране отмечается День всенародной учебы у Лэй Фэна. При этом на разных этапах развития Китая делался акцент на тех качествах героя, которые больше всего отвечали требованиям текущего момента. Так, во времена «культурной революции» у него учились преданности партии и председателю Мао, в годы реформ – трудолюбию, самоотдаче и любви к родине. Сейчас основной упор делается на верности товарищам, искренности и бескорыстии. Как говорится, «каждому поколению – свой Лэй Фэн».
Не исключением является и настоящее время. С приходом к власти в 2012 году нового, пятого поколения руководителей КНР во главе с Си Цзиньпином, началось осуществление нового курса национальной политики, в том числе в области идеологии, получившего название «китайская мечта». Перед новыми руководителями КНР, как и перед их предшественниками, вновь стала необходимость сплочения нации. Глобализация и широкое развитие массовых коммуникаций привели к тому, что молодые китайцы всё чаще ходят походить на западных кумиров. В противовес им вновь решили предложить испытанный десятилетиями местный образец честности и трудолюбия. Бескорыстный сержант Лэй Фэн и в новой эпохе являет собой образец идеального китайца.
Но образ канонического героя уже не так однозначен, как прежде. Историки сомневаются. Одни считают дневник Лэй Фэна фальшивкой, другие разглядели на сержанте шерстяные брюки и кожаные ботинки – большую роскошь в те времена. Иные же вообще полагают, что Лэй Фэн – не реальный человек, а собирательный образ идеального члена партии.
Социолог Хэ Цзинцзин, считает, что китайцы его поколения не воспринимают Лэй Фэна серьёзно, да и как можно говорить серьёзно о надуманном герое? «В наше время в кумиры мы скорее выберем Стива Джобса, реального человека, миллиардера», – утверждает этот учёный.
Однако, отдел пропаганды ЦК КПК не сдаётся: обществу, погрязшему в коррупции, нужны бескорыстные идеалы. Пока не придумали нового героя, про старого - снова снимают кино и пишут книги. Его портреты в одном ряду с Че Геварой и Мао Цзэдуном расходятся в Китае миллионными тиражами.
Можно сколько угодно иронизировать по поводу китайцев, придумавших себе такого героя. Действительно, фильм, где Лэй Фэн со счастливым лицом носится по стройкам с тачкой и по ночам в казарме вдохновенно конспектирует труды Мао, сегодня невозможно смотреть без улыбки. Однако нельзя не признать, что свою роль в консолидации общества для решения общих задач образ «нержавеющего винтика партии» сыграл вполне успешно. В отличие от СССР, закат которого начался как раз с развенчания кумиров советской эпохи, Китай успешно и сравнительно безболезненно всего за 30 лет прошёл путь от отсталой аграрной страны до второй после США наиболее влиятельной державы мира. И, если уж сейчас в России невозможно появление героев – наших современников, пример которых смог бы сплотить общество, то нужно хотя бы не плевать в своё прошлое при любом намёке на смену направления политического ветра.