За путешествием координатора новосибирского отделения «Авто-Мото ассоциации» (АВАМТ) Алексея Носова и координатора Новосибирского отделения Ассоциации автомобилистов России Владимира Кириллова из Новосибирска до Магадана по федеральным автомобильным трассам можно было следить по эмоциональной трансляции Алексея в twitter. В переговорной «Чита.Ру» по новосибирским общественникам невозможно было определить, что они только что проехали 7 тысяч километров по грунтовке, вернувшись с берега моря, в котором в середине июня плавают льдины.
Но они проехали и привезли на «большую землю» твёрдую уверенность в том, что федеральные трассы севернее Забайкальского края часто брошены, местное население местами предоставлено само себе, а законы и требования руководства страны многими чиновниками полноценно саботируются.
Автопробег протяжённостью почти 15 тысяч километров с ночёвками исключительно в поле, согласно информации из аккаунта auto-sib.com «ВКонтакте», был организован для проверки качества дорожного покрытия на обычной японской легковушке Toyota Voltz без спонсоров и договорённостей с автодилерами. Перед поездкой было установлено газобаллонное оборудование для того, чтобы проверить наличие на федеральных дорогах газовых АЗС. Кроме этого, общественники поставили перед собой задачу проверить качество топлива на обычных АЗС, проводя анонимные закупки ГСМ для тестирования в лабораторных условиях в Новосибирске.
Комментируя журналистам цели акции, Носов отмечал, что в ходе пробега будет проведено «субъективное сравнение сибирских дорог, возведённых и поддерживаемых в условиях дефицита финансирования, с дальневосточными трассами, где перефинансирование дорожного строительства доходит до трёхкратного».
Субъективное сравнение в twitter Алексея выглядело не в пользу Дальнего Востока. Фотографии дорог Забайкальского края не очень радовали, но путешествие по трассам «Колыма» и «Лена» описывалось в лучшем случае без комментариев:
В худшем так: «Ещё немного об инфраструктуре трассы Колыма: подушки дороги нет, дренажа нет, труб нет, отсыпки щебнем нет. Итог».
«За годы безвременья трассу не отсыпали. Грейдерами слизали всю подушку, дорога вровень с землёй. Гидрология»:
«Вот так, в редких случаях, выглядит осевая разметка дороги на «Лене»:
«Закономерный итог состояния дороги. Таких «ушей» и «перевёртышей» вдоль обочин не один десяток, к сожалению»:
Не обошлось без приключений с паромами и паводками.
«Так, собственно, выглядит процесс сталкивания обсохшего парома с берега. Тяги газушке не хватает, идёт с разгона»:
Отдельные впечатления у путешественников касались постепенного разрушения инфраструктуры, окружающей федеральные трассы.
«Вот вам ещё один осколок былого могущества Империи - телефоны на трассе. А сейчас нет ни связи, ни власти»:
«Вдоль всей трассы огромное количество разрушенных и брошенных зданий и сооружений»:
«А вот вам и причина состояния ФАД «Лена» и ФАД «Колыма», - разваленные районные ДЭПы, как итог - брошенная дорога»:
В интервью для ИА «Чита.Ру» Носов и Кириллов поделились впечатлениями не столько от путешествия, сколько от неисполнения федеральных законов, и рассказали об опыте влияния общественных движений на работу властной вертикали.
Алексей Носов:
- Нам раньше доводилось ездить на восток России, в том числе когда здесь (на трассе Чита – Хабаровск – ред.) была грунтовка. Но тогда ездили по личным целям, а теперь едем с функцией общественного контроля. Автопробеги проводим каждый год. Либо один, либо два в год.
Владимир Кириллов:
- Владимир Путин в 2009 году сказал на съезде транспортной полиции в Новосибирске, что нужно ввести общественный контроль в транспортной сфере. Мы этим занимались и раньше без всякого Путина. Так, в 2006 году была создана Федерация автовладельцев России. Я был инициатором и организатором съезда в Новосибирске и организовывал его. На съезде одной из целей мы определили общественный контроль в дорожной сфере, исходя из того, что мы платим налоги и хотим ездить по хорошим дорогам. И это наша страна, а не страна чиновников.
Основная проблема - коррупция и воровство. Всё остальное – производное.
Мы проверяем не только дороги и ГСМ, но и молоко, и образование – любые сферы, где затрагиваются права потребителей. Для этого в Новосибирске создана группа общественников. Это не отдельные люди, за каждым стоит какая-то организация: юристы, автомобилисты и так далее.
Десять таких организаций, к примеру, подписывались за отставку министра транспорта Новосибирской области. Мы ставили вопрос по нему перед губернатором, подключали депутатский корпус, СМИ, проводили пикеты, отслеживали всю деятельность, работали официально и неформально с правоохранительными органами, с прокуратурой. За несколько дней до нашей поездки он, наконец-то, был снят с должности. Мы два года за это боролись.
«Нас бы пацаны не поняли!»
Владимир Кириллов:
- Никто не верит, что мы доехали до Магадана. Вы верите, но вы просто не были на магаданской дороге.
Алексей Носов:
- Мы ехали на Toyota Voltz, хотя оба спортсмены-туристы, у нас подготовленные боевые внедорожники и мотоциклы. Но ради чистоты эксперимента поехали на легковой машине. Это же федеральная трасса, должно быть так, что сел и поехал. Если бы мы на боевых тачках поехали, нас бы пацаны не поняли.
Владимир Кириллов:
- Дороги нет, она брошена. Ситуация эта похожа на ситуацию с экономикой Магаданской области. Въезжаешь – брошенные города. Как Чита вот у вас за окном – многоэтажные дома, только пусто, 10-15 лет назад брошено. Трёх-, пяти-, семиэтажные дома, и всё брошено. И таких посёлков городского типа около 20. Когда въезжаешь, ощущение, что сплошная Припять.
Алексей Носов:
- У меня когнитивный диссонанс произошёл – я ехал туда увидеть богатства Родины, а увидел Дома культуры, школы брошенные. Капитальные здания. Спецтехника ездит – богатейший ведь край, а люди никому не нужны. Литр солярки стоит 50 рублей, литр 92-го бензина – 45 рублей. Федеральная трасса «Колыма» показывает состояние Колымы в целом.
Трасса памяти жёлтой «Лады Калины»
Алексей Носов:
- Мы много лет занимаемся контролем за федеральными трассами. За пять лет проехали практически все дороги. Весь запад – М-4, М-5, М-10 «Россия», М-7, М-27. Ездили и на юг, и на север - в Питер. Трассы «Крым», «Дон», «Урал». Запад весь закрыли, Сибирь объездили всю, осталась только М-61 «Уссури». Теперь решили поехать на Восток.
Читинский участок очень противоречивый. У одного подрядчика участок ужасный (трасса Чита – Хабаровск на северо-востоке Забайкальского края). Чудовищные просадки. Мы оторвали два брызговика, один раз щёлкнули глушителем и угробили задние амортизаторы на асфальте.
Владимир Кириллов:
- Едешь разрешённые 110 километров в час и попадаешь на трамплин – как на раллийной трассе.
Алексей Носов:
- Тот участок, который ближе к Чите, более жизнеспособен и ухожен. Даже по цвету асфальта видно, что цвет покрытия другой: фракцию, видимо, другую использовали, и щебень. Но подъезд к Чите, последние километров 15, яма на яме. И ведь это не просто трасса, а трасса памяти жёлтой «Лады Калины», это же символ всей страны!
Владимир Кириллов:
- Городские улицы в Чите – это вообще... У нас бы прокуратура уже сняла мэра. Мы пишем заявление с результатами обследования – освещение, пешеходные дорожки, разметка. Сами всё делаем, привлекаем экспертов, измеряем ямы. Список – в прокуратуру, а она обязана реагировать. По 131-му закону за состояние дорог отвечают местные органы власти. Одно представление, второе представление: два неисполненных представления прокуратуры – это снятие мэра. Не имеет значения, избран или не избран.
Алексей Носов:
- ГОСТ-50597 от 1993 года достаточно строгий и предполагает в качестве идеальной яму глубиной 5 сантиметров, шириной 60 сантиметров и длиной 15 сантиметров. Такую идеальную яму найти исключительно сложно, но те ямы, которые были на подъезде к Чите, мы их специально не мерили, но глаз уже набит – они явно больше.
Владимир Кириллов:
- По сравнению с асфальтом перед Магаданом или Нерюнгри – это на три с плюсом. Там подъезжаешь к асфальту и думаешь: «О, асфальт, наконец-то!» А потом: «Да лучше бы щебёнка осталась!»
Алексей Носов:
- Когда Путин ехал на «Калине», он заявил о том, что надо развивать инфраструктуру (на федеральной трассе Чита – Хабаровск – ред.). По факту же тысяча километров – три заправки. На одной мы ждали, пока запустят дизельный генератор, то есть там вся инфраструктура на нём. Речь идёт о чём: проехал президент и сказал развивать инфраструктуру. И ничего не происходит. Вам президент, что ли, не указ?
Владимир Кириллов:
- Гарантийный срок у таких дорог составляет 5-7 лет, а тут ничего уже нет. Это нонсенс.
Есть законы, есть поручение президента. Путин говорил о контроле за дорожной обстановкой на съезде Общероссийского народного фронта. Мы и есть этот контроль. Народный фронт – мёртвый. А мы – есть. Никого другого не будет. И тему саботажа исполнений поручения Путина мы тоже будем поднимать. Будем ставить вопрос перед полпредом, перед Толоконским (полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский – ред.). У нас все ходы записаны. Почему Путин сказал, а вы не делаете? Повезём в конце июля документы, возможность федерального пиара у нас есть.
Нам в Магадане: «Да как вы этого не боитесь?» А чего бояться? По таким дорогам ездить страшнее.
Миллиарды для барыг
Владимир Кириллов:
- Первую проверку бензина мы провели в феврале в Новосибирске. Основная проблема, которая возникает в случае контрольной закупки, это лаборатория. Это дорого, плюс нужна сертификация, плюс чтобы лаборатория взялась, потому что многие отказываются браться, чтобы не испортить ни с кем отношения. Но мы договорились с лабораторией.
Все автомобилисты России платят два налога – региональный транспортный налог и акциз, который 17-20% от цены каждого литра топлива. Акциз через Москву возвращается в региональные дорожные фонды. В Новосибирской области акциз составляет 9,5 миллиарда рублей и 1,5 миллиарда рублей – транспортный налог.
Бензин – подакцизный товар. И существует контрафактный бензин. Это значит, что транспортный налог уходит не в бюджет, а какому-то барыге, преступнику, в карман, не попадая в дорожный фонд.
С 1998 года по ноябрь 2012 года в Новосибирске никто не отвечал за качество ГСМ. Эти ситуации типичны по всей стране, хотя общественники или журналисты могут развести ситуацию одним письмом. Начни разбираться, окажется, что в Забайкальском крае тоже нет никого ответственного.
Мы обратились к губернатору, чтобы был назначен ответственный. Он создал комиссию по рынку ГСМ, которая кроме бензина занималась вопросами газификации – всё это инициативы Медведева и Путина.
Мы предложили провести проверку топлива вместе с общественными организациями. Оказалось, что у нас на 30% АЗС поддельное топливо, которое не соответствует ГОСТу, имеет принципы контрафактности. Никто в суд на нас за это не подал, хотя все сразу пугали и судом, и прокуратурой.
Все материалы проверок мы передали в полицию. Я думал, что от комиссии будет отписка, но потери для бюджета Новосибирской области от продажи контрафактного топлива составляют около миллиарда рублей в год. Мы платим этот налог, а его кто-то прикарманивает.
Комиссия обратилась ко всем сертифицированным лабораториям с предложением поддержать нашу деятельность. Мы предложили выйти за пределы региона, проверив качество топлива в Сибирском федеральном округе.
Алексей Носов:
- Сибирский округ начинается с закупок в Забайкальском крае. Я думаю, что никто ещё этого не делал.
Мы проводим закупку, опечатываем обезличенные бутылки – по ним нельзя определить, на какой АЗС куплено топливо, только номер, снимаем фото и видео, после чего передаём в лабораторию.
Владимир Кириллов:
- Машина у нас двухтопливная, чтобы проверить наличие газовых заправок. Газовые заправки заканчиваются в Чите, следующая - в Нерюнгри. Это пропан. Метан - я не знаю, как они будут организовывать всё это, несмотря на проводимые совещания и намерение впулить туда сотни миллиардов.
Газ везли туда и обратно канистрой. Два раза пригодился.
Эвакуация за 5 тысяч рублей с машины плюс 600 рублей с носа
Алексей Носов:
- Когда мы выезжали из Новосибирска, у нас была информация о том, что перемыта дорога в Якутии. Доехали до Якутска, нам местные говорят, что дорога открыта и об этом рассказали в федеральных новостях. Мы выехали и, в итоге, простояли двое суток в ожидании парома.
Паром стоил 5 тысяч рублей с легковой машины и 15 с грузовой. Плюс 600 рублей с человека. А по факту это должна быть эвакуация.
Владимир Кириллов:
- Мы видим, что федеральная трасса, и никому ничего не надо. Звоним в полпредство президента, говорим, что из тайги, тут пять дней никому нет дела до людей. Сразу перезванивает главный федеральный инспектор по Якутии (Геннадий Вадюхин – ред.), видно, что немного не понимает, что происходит. Говорит: «А чего мы можем сделать?» Ну, как что вы можете сделать? У нас бы давно уже кого-нибудь сняли, а тут дела никому нет.
Алексей Носов:
- Мы простояли два дня. Ребята, которые были с нами, простояли шесть дней. Приехало МЧС, привезло три банки тушёнки и два мешка хлеба. Всё на видео записано. Говорят – ешьте, и уехали.
Журналист из Новосибирска Елена Мусорина, узнав, что мы застряли в Якутии в районе Ытык-Кюёля, позвонила в правительство Якутии. Говорит: «Наши новосибирцы пропадают». А ей: «Так а парни сами врюхались, хотели экстрима – получили экстрим». Мол, мы во все колокола раструбили, что дорога закрыта. В какие колокола ты будешь трубить на федеральной трассе «Лена», если там в посёлках на несколько часов в день электричество включают?
Трассу «Колыма» отсыпают чем попало. Мы самый маленький булыжник (показывает размер: с голову человека – ред.) отправим ценной бандеролью министру транспорта. Предложим ему проехаться на служебной BMW 750-й. Интересно, поедет ли эта машина по бродам по федеральным трассам в Якутии.
Владимир Кириллов:
- А на Росавтодор мы будем требовать возбуждения дела за халатность, потому что они не контролируют деятельность своих генподрядчиков.
Маленькое общественное чудо
Алексей Носов:
- Вообще, подобные автопробеги последние пять лет творят маленькое общественное чудо. Приезжаешь в каждый регион, находишь своих единомышленников и по итогу с ними объединяешься. Единомышленники, делаем одно дело. Спасибо СМИ, без вас всё это не имело бы смысла.
Вот пример. Едем на восток, нас останавливает гаишник, первый за 2 тысячи километров, и говорит: «Пацаны, а это вы с Новосибирска дороги проверяете? Новость впереди вас бежит – первый за полгода грейдер перед вами прошёл».
В 2010 году приехали в Казань, нас местные общественники благодарили за то, что у них первый раз из города снег вывезли.
Владимир Кириллов:
Все боятся – мол, Шаймиев. Ну, законы же есть. По закону в течение шести часов должен быть снег вывезен. Если не вывезен – предписание прокуратуры, и всё. Законы нужно заставлять работать. Они не нужны чиновникам, они нужны потребителям.
Первого большого начальника я снял 13 лет назад. Это был начальник ГАИ Новосибирской области Морозов. Сняли его с должности за штрафстоянки: не было закона об их деятельности, а они работали. Мы это сняли, зафиксировали, выдали в эфир. Причина была другой - конфликт между начальником ГАИ и начальником ГУВД. Нужен был законный повод, и мы это выдали в эфир. Было записано, как торговались, как вымогали деньги – коррупционный получился сюжет, и через три дня сняли.
Воля царя против политических убийств
Алексей Носов:
- Невзирая на всё это, нас не воспринимают в Новосибирске политическими киллерами.
Владимир Кириллов:
- Мы приходим и говорим: «Давайте работать». Вот, есть законы, их надо выполнять. Человек не хочет – приходится работать по-другому.
Алексей Носов:
- Приходишь в ТУАД – Территориальное управление автодорог. Говоришь: «Ребята, покажите проектно-сметную документацию на Советское шоссе». Не вопрос – вон комната, 52 коробки, изучай. Понятно, что 52 лопатить не будешь, но никто не мешает. А начинаешь просить документацию на городские дороги в Новосибирске - начинается. Первый ответ – нет бумаги. Говорим – принесём и бумагу, и картридж. Говоришь про цифровой носитель, второй ответ – слишком большой объём, не влезет. Третий ответ – есть в интернете, но в интернете нет. Четвёртый ответ – коммерческая тайна.
Владимир Кириллов:
- Хотя Путин сказал, что нужно представлять проектно-сметную документацию общественным организациям для общественного контроля. В 2012 году сказал. Какая коммерческая тайна?
Алексей Носов
- Глава Управления по благоустройству и озеленению Новосибирска Митряшин несколько лет назад говорил, что если кому-то что-то не нравится, то могут из города уехать, а лучше – из страны. Публично сказал. Теперь его наконец-то сняли с формулировкой – за то, что не смог наладить взаимодействие с общественностью. Я был счастлив. Два года с ним боролись.
Владимир Кириллов:
- Лёша моложе меня, а у меня портянки заскорузли. Не всегда ведь снятие чиновника приводит к решению проблем. Кадровая политика такова, что на место плохого чиновника может прийти ещё более плохой.
Нужно использовать федеральные инициативы. Путин сказал – должно быть сделано. В России законы не обязательны к исполнению, но если воля царя, генсека, президента перестаёт исполняться, то это уже всё, приплыли. Можно ставить вопрос о легитимности власти, саботаже или вредительстве.
По информации аккаунта «ВКонтакте» «За рулём - Сибирь», материалы исследований, полученные в ходе автопробега Кириллова и Носова, будут направлены в Министерство транспорта РФ, Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, администрацию президента.