Общество Агинское Агинский район: Жизнь без уныния

Агинский район: Жизнь без уныния

Бескрайние степи, известный всему миру дацан, готовые самостоятельно делать свою жизнь краше селяне. Серию текстов про Агинский Бурятский округ закрывает материал об Агинском районе.

Бескрайние степи, известный всему миру дацан, готовые самостоятельно делать свою жизнь краше селяне. Серию текстов про Агинский Бурятский округ закрывает материал об Агинском районе. Дальше – больше. Забайкалье на этом не заканчивается, а, значит, журналисты и фотографы ИА «Чита.Ру» продолжат ездить по районам региона и рассказывать своим читателям об их жизни.

Агинский район находится на юге Забайкальского края, административно относится к Агинскому Бурятскому округу. Рельеф представлен большей частью равнинами и низкогорьями. По численности населения (около 17,6 тысячи человек) район занимает 19-е место из 31, по площади территории (6,2 тысячи квадратных километров) – 23-е. Включает в себя 11 сельских поселений и два городских – Орловский и Новоорловск. Административным центром является посёлок Агинское, который имеет статус отдельного муниципального образования.

АПК: с «Руном» и свиноводством

Агинский район традиционно считается аграрным. Население живёт, в основном, сельским хозяйством – в большей степени животноводством, в меньшей – растениеводством. Времена автономии, даже по сравнению с советскими, для местных фермеров и аграриев района были неплохими. С тех пор ключевые показатели сферы остаются на более-менее стабильном уровне, разве что кроме поголовья овец – оно за последние 5 лет упало на 10% - с 74 до 67 тысяч голов. Зато хороший прирост наблюдается по поголовью коров (+25%) и особенно свиней (+32%) – на 1 января 2015 года в районе их насчитывается почти 41 и 7 тысяч голов соответственно.

Если ростом поголовья крупнорогатого скота район обязан личным подворьям, то рост по свиньям – это в большей степени заслуга китайских инвесторов. Маньчжурская торговая компания «Юн Ван» в 2006 году пришла в район, а в 2007-м создала свиноферму ООО «Юн Ван» на 3 тысячи голов, арендовав и самостоятельно построив помещения под неё. Китайцы закупили свиней для разведения, получили землю для выращивания кормов, площадь которой за последние годы увеличилась с 60 уже до 800 гектаров. Растёт и поголовье, постепенно приближаясь к максимальной мощности фермы.

Достаточно широко агропромышленный комплекс (АПК) района представлен переработкой. Не хватает лишь предприятий, специализирующихся на переработке зерновых. Единственное – ООО «Агроэликс» - расположено в соседнем Могойтуйском районе, но оно по своим объёмам не способно закрыть потребности всего округа. Поэтому аграрии сталкиваются с проблемами со сбытом своей продукции. Но это беда общая для всего региона, а где-то и всей страны.

При этом Агинский район может похвастаться наличием единственного в округе, крае и по всей Восточной Сибири предприятия первичной обработки шерсти – ООО «Руно». Открыто оно было в 2009 году, и лишь благодаря региональным субсидиям и налоговым льготам сумело встать на ноги. Поначалу, в 2011 году, мощности, которых хватало на обработку почти всей шерсти региона, простаивали, селяне не торопились сдавать шерсть из-за низких цен, но позже ситуация выправилась. По информации районных властей, сейчас предприятие рентабельно. Продукция «Руно» уезжает, в основном, в Китай.

1 из 2

Ещё одну нишу в переработке до 2014 года занимало агинское ООО «Молоко». Созданное ещё в 2007 году предприятие вынуждено было временно закрыться из-за ужесточившихся санитарных правил.

1 из 3

Мясокомбинат – без колбасы, но с прибылью

Самой животрепещущей темой последних нескольких лет в сельском хозяйстве района, округа и края является проблема сбыта и переработки мяса. Задержка и последовавшая за ней отмена субсидии за сдачу полновесного скота свыше 400 килограммов, низкие закупочные цены, вывоз мяса перекупщиками за пределы региона, подорожание ветуслуг и возможное введение обязательного промзабоя. На все эти проблемы ИА «Чита.Ру» уже не раз жаловались жители округа и края. В Агинском районе проблемы те же. Разве что Агинский мясокомбинат имеет немного иной взгляд на некоторые из них.

Мясокомбинат работает с 1992 года. При автономии предприятие было государственным унитарным, после объединения округа и области стало муниципальным. В 2013 году мясокомбинат был на грани банкротства, и, чтобы выжить, площади и оборудование были переданы в аренду читинскому предпринимателю – мясокомбинат стал ООО. Здесь занято более 60 человек. Работают забойная площадка, цеха обвалки, консервирования и полуфабрикатов. Выпуск колбасных изделий и консервированных овощей в последние годы прекращён из-за нерентабельности.

1 из 8

«До 2010 года мы имели свой огород, 3 гектара земли. Чего у нас только не было: делали рассольник, борщ, солянку, консервировали овощи – помидоры, баклажаны, капусту. Полностью снабжали школы и детсады посёлка, теперь почти все они сами всё выращивают. Ещё и в Читу вывозили часть продукции, ежемесячно выставлялись в Выставочном центре. Работал у нас колбасный цех. Выпускали качественную колбасу, натуральную, без добавок. Лучше колбасы в крае не было. 2013 год нас задавил падением курса рубля и ростом цен на побочную продукцию. Цены растут на всё, а мы их соизмеримо этому увеличить не можем, иначе потеряем потребителя. Санкции всё усугубили, свинина, которой в крае практически нет, перестали завозить из Украины, Беларуссии, Барнаула и Омска. Сегодня все мясоперерабатывающие предприятия края работают на завозной отечественной свинине или импортной блочке. К сожалению, в регионе нет свинокомплекса, способного занять этот рынок», - констатирует директор муниципального предприятия Альбина Бадмаева.

Она посвятила комбинату 18 лет своей жизни и, несмотря на это, согласна с политикой нового владельца производства, который, забрав в аренду помещения, вложил в модернизацию оборудования 10 миллионов рублей и сосредоточился лишь на приносящих выгоду направлениях – консервировании, обвалке и полуфабрикатах: «Молодёжь правильно рассуждает, зачем тратить силы, энергию и средства на производство невыгодной продукции».

Надвигающаяся на животноводство России проблема по внедрению обязательного промзабоя, по мнению Бадмаевой, сыграет на руку мясоперерабатывающим предприятиям, в том числе Агинскому мясокомбинату: «Нам было бы очень выгодно, ведь к нам бы повезли скот для забоя, но, скорее всего, его снова отложат. Россия не готова к переходу на промзабой. К примеру, у нас в регионе людям придётся возить скот для забоя за 200-300 километров».

От вольфрама до золота

Следом за АПК в экономике района идёт добывающая промышленность. Именно здесь находится один из самых успешных ГОКов Забайкальского края – Новоорловский. Он является градообразующим предприятием для Орловского и Новоорловска, более 500 жителей которых заняты на предприятии.

1 из 2

Новоорловский ГОК начинает свою историю с 16 апреля 1940 года, когда на первом заседании рабочих было решено создать Агинский оловянно-вольфрамовый прииск «Востсиболово». В том же году была организована первая артель, и началась добыча вольфрама на Спокойнинском месторождении. В конце 1940-х была открыта небольшая обогатительная фабрика.

В 1962 году скончался главный геолог геологоразведочной партии Вадим Орлов, вложивший большой вклад в разведку здешних месторождений. Позже в его честь был переименован Спокойнинский рудник, Орловским также было названо новое месторождение тантала. В 1967 году было начато строительство Орловского горно-обогатительного комбината, а в 1969 году был заложен первый камень на строительстве посёлка Новоорловск. В 1982 году была введена в эксплуатацию первая очередь фабрики, в 1984-м – вторая. На данный момент предприятие является закрытым акционерным обществом.

Комбинат продолжает не только стабильно работать, но и модернизировать оборудование. В частности, в 2014 году в линию по переработке вольфрамовой руды было вложено 600 миллионов рублей, что позволило увеличить объёмы выпуска концентрата для его отгрузки в Нальчик. К 2017 году планируется запустить здесь и линию по производству танталового концентрата, на что потребуется около 1,3 миллиарда рублей инвестиций. Жизнеспособность этого проекта зависит от мировых цен на этот металл.

Новооловский ГОК
1 из 3

Вместе с комбинатом неплохо живут и оба посёлка.

Новоорловск
Новоорловск
Новоорловск
1 из 3
Новоорловск

В селе Челутай, расположенном в 25 километрах от Агинского, на месторождении россыпного золота работает российско-китайская компания «Сибирьэнерго». За 2 годы добыто около 200 килограммов.

На скорейшее начало добычи надеется компания «Голубой гранит», работающая на Хара-Челотуйском месторождении лампрофиров и Челотуйском месторождениях гранитов. Запасы декоративных и облицовочных камней уже давно подтверждены, нет средств на их добычу. По данным администрации района, ещё недавно речь шла о 60 миллионах рублей, после известных политико-экономических потрясений цена вопроса выросла уже почти до 80 миллионов рублей. Естественно, того кредита в 20 миллионов рублей, гарантию на который дал край летом 2014 года, оказалось недостаточно. Поиск инвесторов продолжается. Основным рынком сбыта камней должен стать Китай.

1 из 2

Главное богатство – люди

За время нашей поездки по Агинскому Бурятскому округу фразу «Люди – наше главное богатство» мы слышали от чиновников всех уровней не меньше 5-6 раз. Неоднократно во всех трёх районах убеждались в этом сами, но самый впечатляющий пример обнаружился на севере района, в 37-ми километрах от Агинского, в селе Хойто-Ага (с бур. - северная Ага). Это один из пионеров в организации территориальных общественных самоуправлений (ТОСов) в округе и крае.

Суть этого инновационного института достаточно проста – власти всех уровней объявляют конкурсы среди таких организаций на лучшие проекты для улучшения жизни своего села, района посёлка или города и оповещает о них самых активных жителей, те самоорганизовываются, подключают остальных жителей, скидываются, находят спонсоров и начинают работу – создают проекты и реализовывают их. ТОС, выигрывающий стимулирующий денежный приз, тратит его на другие проекты, с которыми снова участвует в конкурсах. Таким образом, село становится краше, а жители бережнее относятся к благоустройству, созданному своими руками. Первые ТОСы в районе появились в 2012 году, на данный момент их уже 43.

В Хойто-Аге нас встретили по-домашнему. Несколько женщин и мужчин свитой сопроводили нас в кабинет главы села, которой оказалась самая гостеприимная, доброжелательная и улыбчивая из присутствующих. Пока Цыпылма Базаржапова, так её зовут, рассказывала об опыте местных ТОСов, с гордостью показывая многочисленные грамоты и призы, односельчане торопливо подавали на стол конфеты и сок, усаживая нас.

1 из 2

Пусть угощенья были и не из брендовых, да и сидели мы в обычном кабинете на простых офисных стульях, казалось, что важнее тебя здесь гостей и не было никогда. А если тебя вдруг что-то не устроит, не будет больше вовсе. Как будто впервые за несколько лет наведался к любимым родственникам в деревню, и те готовы на всё, лишь бы ты улыбался.

После отправились на экскурсию по селу. Силами ТОСов здесь решена проблема с саночисткой и озеленением – чистые улицы, на обочинах огороженные только-только окрепшие кустики.

Главная же заслуга организаций – детские площадки. Качели, горки, аттракционы, турники – в городе не везде такое увидишь, а здесь их три на 800 человек населения. Многое сделано из автомобильных шин и других подручных материалов, но всё аккуратно и симпатично. Более того, один из ТОСов на выигранные в районном конкурсе деньги планирует заасфальтировать площадку под роллердром.

1 из 13

На новогодние праздники прямо на площадках организовали ледовые городки с иллюминацией и небольшими скульптурками изо льда. И не надо никаких аукционов с миллионными вознаграждениями.

1 из 6

120 миллионов до конца очереди

В Агинском районе, как и во всём округе, социальная сфера - одна из передовых, особенно, образование. Чего стоит только школа-интернат в селе Урда-Ага, расположенном в 18 километрах от окружного центра. За знаниями сюда едут со всего региона, даже несмотря на все тяготы деревенской жизни. Из 40 проживающих и обучающихся в школе-интернате детей 18 приехали из Забайкальска, шестеро – из Читы. Эта школа держит первое место среди 15 школ района по числу медалей на олимпиадах – за 2014-2015 год их было аж 45. Нет проблем в районе и с досугом школьников – кружками и секциями охвачены почти все дети и молодёжь.

Главный показатель дошкольного образования последних лет – охват детей – в Агинском районе составляет 82%. Оставшиеся 18% или 150 детей относятся к селу Амитхаша, которое постоянно растёт, так как составляет единую агломерацию с центром округа – Агинским. По данным администрации, проект детсада для закрытия этой очереди уже готов, есть и положительное заключение госэкспертизы. Цена вопроса - около 120 миллионов рублей.

«Сейчас документация на согласовании в минтерразвития края. Его будет достаточно, чтобы закрыть очередь по всему району. Мы уже нашли инвестора, который готов вложить свои средства для строительства, чтобы в дальнейшем у него здание выкупили. Нужны только гарантии региональных властей», - говорит первый замглавы района Мунко Найданов.

На неплохом уровне поставлен досуг и взрослого населения района. Практически во всех сёлах есть клубы с библиотеками и народными коллективами. Самые новые из них, благоустроенные, были построены в рамках губернаторской программы в 2014 году в Баян-Булак и Адон-Челон, каждый за 10 миллионов рублей.

«В целом, с домами культуры у нас проблем нет. Единственное, в сёлах Будалан и Гуней они очень большие, их очень дорого содержать, к тому же там нужно делать ремонты. Хорошие клубы в сёлах Южный Аргалей и Челутай, их строили уже при автономии», - перечисляет Найданов.

Дуган - всем миром

Одна из главных буддийских святынь России – Агинский дацан – расположен именно в Агинском районе, в селе Амитхаша.

По информации «Энциклопедии Забайкалья», Агинский дацан основан в 1811 году. Открытый в 1816 году главный соборный храм дацана - Согчен-дуган – был первым каменным зданием дацана. Первоначально дацан состоял из Согчен-дугана и четырёх аймачных сумэ (малых храмов). К 1903 году общее количество зданий достигло 13. В богослужениях тогда принимали участие до 700 лам.

В конце XIX века дацан стал широко известен за пределами Забайкалья своей медицинской, философской и астрологической школами. Славилась его печатня, в которой хранилось более 40 тысяч ксилографических досок с тибетскими и монгольскими текстами, а также деревянные клише с рисунками для книг и культовыми изображениями. Это позволило дацану издать основные учебники для дацанских школ, здесь словари и книги на тибетском и монгольском.

В конце 1930-х годов дацан был закрыт, большинство зданий разобрано, а уцелевшие использовались в «светских» целях – в главном храме разместился туберкулёзный и наркологический диспансеры. Принадлежавшие монастырю предметы культа и религиозного искусства пополнили собой экспозиции и фонды музеев Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ, оставшееся имущество подверглось разграблению. В 1946-м дацан был открыт заново.

В 1990-м по настоятельному требованию жителей округа дацан вновь обрёл своё здание. В этом же году из Санкт-Петербурга вернулись статуя Майдари и около 250 культовых вещей. В 1991-м дацан посетил и освятил его святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. В 1995 году признан объектом культурного наследия федерального значения. В январе 2004 года после 70-летнего перерыва и 10-летней реставрации в Согчен-дугане проведён первый хурал. В 2000-х годах полностью восстановлена 22-метровая ступа «Юндун Шодон», построены дуганы Зула и «Восемь священных ступ», была открыта Агинская буддийская академия. В 2011 году дацан отметил 200-летие.

В мае 2014 года Агинский дацан, а вместе с ним и весь буддийский мир, пережил главную трагедию как минимум последнего десятилетия – сгорел 200-летний Согчен-дуган. Причиной пожара стало несоблюдение правил пожарной безопасности, а именно - неосторожное обращение с огнём.

1 из 2

«Пожар начался на крыше, из здания успели вынести алтарь, книги и реликвии. Первый этаж здания — каменный, его огонь не тронул, а два верхних, деревянных, догорают», - во время пожара сообщал ИА «Чита.Ру» пресс-секретарь дацана Даба Дабаев.

Восстанавливать храм решили так же, как и строили – всем миром. Был открыт счёт для пожертвований, куда за прошедший год поступило уже более 17 миллионов рублей. Причём помогали не только агинчане и забайкальцы, но и жители других городов и стран.

На собранные средства каменные стены были защищены от влаги и снега, была отремонтирована также пострадавшая во время пожара ступа «Юндун Шодон», а «Читагражданпроект» подготовил проект восстановления здания, который уже прошёл историко-архитектурную экспертизу. Последнюю весть из Москвы привёз сенатор Баир Жамсуев, Минкультуры России готовит приказ о выделении 30 миллионов рублей на ремонтно-восстановительные работы по федеральной целевой программе «Культура России». Теперь к концу года власти округа на эти деньги надеются завершить общестроительные работы по восстановлению самого здания дугана, а затем начнётся реставрация внешнего вида храма – самая дорогая часть работ.

Туристам

Есть в районе и место паломничества для туристов - база «Степная колыбель», расположенная в 35 километрах от Агинского, на берегу одного из самых красивых озёр края – Ножий. Оно известно не только тем, что является хорошим местом отдыха, но и религиозной святыней. Турбаза способна принять до 110 человек и обеспечить гостей всем необходимым – 4-5-местными кемпингами, номерами в благоустроенной гостинице, банкетным залом, 4-разовым питанием, баней, спортплощадками, лодкой и сотовой связью.

1 из 7

***

Жизнь Агинского района, как и всего Агинского Бурятского округа, многим похожа на жизнь других районов Забайкальского края - те же проблемы, приблизительно те же финансовые возможности, то же популярное среди личных подворий животноводство, как основной способ пропитания. При этом уровень жизни здесь несколько выше, чем в остальном регионе. Почему? По-моему, всё лежит в ментальных особенностях основного населения - бурят. Они, в большинстве своём, любят свою малую родину, имея в виду не абстрактное красивое Забайкалье с уже достаточно цивилизованной Читой, а какое-то своё конкретное село, свой район. И это не только посёлок Агинское, хотя его пример достаточно показателен, а, скажем, и конкретная Хойто-Ага, где только-только появляется интернет, нет гурманских ресторанов и рабочих мест с 50-тысячной зарплатой, а только четыре улицы, собственный скот и один магазин без изысков.

И любовь - это не наезды изредка, раз в год, чтобы погостить у своих стариков, сделать несколько красивых снимков степей на закате для отчёта в соцсети с надписью #ЛюбимаяМалаяРодина, а настоящая жизнь, здесь и сейчас, без сожалений и уныния, а лишь с желанием сделать её лучше вместе с самим селом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления