Общество Быт. Чита жила вопреки

Быт. Чита жила вопреки

Каждый дождь превращал город в непроходимые грязевые ванны с потоками воды, намывающими песок в самый центр.

Каждый дождь превращал город в непроходимые грязевые ванны с потоками воды, намывающими песок в самый центр. Засуха и небольшой ветер поднимали его, устраивая забивающие глаза песчаные бури. Зато радовал ещё совсем нетронутый сосновый бор, начинающийся в 10 минутах ходьбы от вокзала, и девственные Читинка с Кеноном. Такой Чита встретила Великую Отечественную войну.

Спецпроект «Читинский тыл» на «Чита.Ру» позволит заглянуть в родной город в начале сороковых. Что происходило в Чите, в которой, в войну, слава богу, никогда не было военных действий. Кто был здесь в тылу - управлял городом, просился на фронт, был мобилизован в промышленность, ушёл целым курсом физмата, собирал деньги на танки. Чего почти не было здесь в войну - асфальта, электроэнергии, транспорта, бань, учителей, жилья. Кто и как жил здесь - начиная с 22 июня 1941 года, заканчивая Победой.

Год 1937-й. Чита после бурного послереволюционного периода, который кидал её из крайности в крайность – от столицы независимой капиталистической Дальневосточной республики до центра новоиспечённого советского Читинского округа Дальневосточного края, наконец, обретает привычный для себя статус центра области. Правда, называлась она теперь Читинской, а не Забайкальской, и входила не в Российскую империю, а во всенародный Союз Советских Социалистических Республик.

Три квадратных на человека

Чита на тот момент представляла из себя центр, ограниченный Читинкой, улицами Шилова, Новобульварная и Полины Осипенко, восточную часть – от Осипенко до Песчанки, а также районы Чита I, Черновский промышленный и производственный Большой Остров, соединявшийся с центром мостом через Читинку. В 1941 году решением облисполкома на территории города были созданы первые административные районы, которые существуют по сей день: Центральный, Железнодорожный, Черновский, в 1945-м к ним присоединился и Ингодинский.

Численность населения в Чите к годам войны уже перевалила за 100 тысяч человек, а к 1943-му откатилась назад, к 90 тысячам. Жили они не в лучших условиях – на человека приходилось от 3 до 6 квадратных метров жилья. Всего в городе насчитывалось около 7,5 тысячи домов, большая часть из которых были частными, остальные ведомственные и городские. Перед самой войной власти успели построить ещё 130 домов, куда расселили около 900 семей, но общих проблем с жильём это не решило.

Жилищная проблема усугублялась большим числом военных, занимавших приличную часть жилфонда. Особенно трудно приходилось прибывающим в город на работу учителям и врачам, которые из-за отсутствия жилья у областных организаций и ограниченности мест в единственной коммунальной гостинице вынуждены были снимать жильё в частном секторе. Бывало, людей селили в нежилых помещениях местных организаций.

Несмотря на наличие денег для строительства, в военные годы трудности с жильём практически не решались, так как не было крупного застройщика, способного их осваивать.

Чита встретила войну с рядом жилищно-коммунальных проблем. В первую очередь, острой нехваткой электроэнергии. Существовавшие тогда теплоэлектростанция овчинно-шубного завода и коммунальная городская электростанция (ныне ЧЭС) не могли обеспечить город нужным объёмом электроэнергии. Она подавалась строго по графику и при этом потребность города удовлетворяла только на 25-30%, и это при условии, что 50% квартир отключались. Проблема недостатка электроэнергии ставилась перед союзными властями всю войну, но они начали решаться только ближе к её концу для обеспечения энергоресурсами предприятий, работающих для фронта. Сбои электричества прекратились только в 1945-м.

Не было в городе и централизованного водоснабжения, водой город обеспечивали 11 артезианских коммунальных колодцев и 5-8 ведомственных.

"В ожидании подачи воды". Чита, военное время

Город селей

Нехватка электроэнергии объясняла полное отсутствие уличного освещения. Улицы Читы протяжённостью 140 километров практически не были благоустроены. Замощены были только 7,7% дорог - около 10 километров. Тротуары и того меньше – около 1% из 240 километров были покрыты асфальтом или деревом.

«Город был песчаный, с забайкальскими ветрами и дождями - весёлое дело. Асфальт появился только после прихода железной дороги, так как здесь с битумом была проблема. К войне асфальтированными были только улица Амурская и территория в районе вокзала. Из положения выходили, строя деревянные тротуары, такие были в районе горсада», - рассказывает главный архитектор Читинской области 1962-1997 годов и знаток истории Читы Алексей Шегера.

Чита после дождя. Военное время

Из-за своего расположения на склонах сопок и песчаного грунта город во время дождей становился непроходимым, превращаясь в месиво из грязи и воды.

«Потоки воды размывали улицы, несли большое количество песка и замывали центральную часть города. Нанесённый песок высыхал, и в ветреную погоду над городом поднимались тучи пыли. Построенные в конце 20-х годов канавы для задержки ливневых вод к 1940 году в основном были размыты и занесены песком. Борьба с песком и пылью, отвод ливневых вод, асфальтирование улиц - главные задачи благоустройства города, которые на тот период решались очень медленно из-за отсутствия средств», - поясняет в своей научной статье Татьяна Казакова, бывший начальник отдела научно-исследовательской работы и использования документов Госархива Забайкальского края.

С машин на лошадей

Остро стояла и транспортная проблема. Парк Читинской городской автотранспортной конторы в годы войны, после передачи части машин на фронт, насчитывал 13 автобусов и 10 грузовых машин. Они обслуживали маршруты: Чита I — Чита II, Чита II — посёлок Кенон, Чита II — посёлок Песчанка. Автобусы могли обеспечить город пассажироперевозками только на 40%. При этом плохое техническое состояние автомобилей и периодическая недопоставка нефтепродуктов порой вовсе срывали работу конторы. Имелись трудности и в грузоперевозках – 10 машин конторы и ещё 100 других городских организаций не хватало. Транспортная контора начала развиваться только после войны.

К середине войны почти полное отсутствие нефтепродуктов и запчастей остановило работу автотранспортной конторы – оставшийся автопарк простаивал. Город вернулся в прошлый век, вернувшись к гужевому транспорту. Для удовлетворения нужд предприятий и организаций города в перевозках ежедневно требовалось 2 424 лошадей, на начало 1943 года имелось только 1 882 лошади, «из коих непосредственно могли быть привлечены на перевозки 1 440 голов».

Из-за отсутствия транспорта предприятия и учреждения города в зиму 1944-1945 годов остались без топлива, которое приходилось вывозить исключительно самовывозом. Однако несмотря на это, их количество только увеличилось, и они работали, выполняя все производственные задания.

Школы в три смены

Социальная сфера к войне подходила также не в лучшем виде. Учреждения здравоохранения, образования и культуры, мягко говоря, не отвечали потребности 100-тысячного города.

На всю Читу имелась одна поликлиника, терапевтическая, хирургическая и психиатрическая больницы, роддом и несколько аптек. Работало девять дошкольных учреждений (четыре интерната и пять детсадов), 34 школы, два техникума и пединститут. Из-за нехватки зданий и земель дети во многих школах учились в три смены, а у детсадов не было своих площадок.

3 класс школы №1 Читы
Учащиеся забайкальского училища. 1942 год
Духовой оркестр детдома №1 Читы. 1941 год
1 из 3
3 класс школы №1 Читы

Культура была представлена шестью клубами, семью кинотеатрами, 84 красными уголками (помещения на предприятиях и в учреждениях для нужд агитации и пропаганды). Работали драмтеатр, цирк, горсад с танцевальной площадкой, окружной дом Красной Армии ЗабВО, Читинская областная библиотека имени А.С. Пушкина.

После первого года войны, когда страна начала привыкать к военному времени, в газете «Забайкальский рабочий» начали появляться упоминания о спортивных соревнованиях – первенства по хоккею, футболу, лыжные и конькобежные спартакиады и по другим видам.

Хлеб по карточкам

Здесь же, в газете, рядом с анонсами мероприятий города анонсировались и поступления новых продуктов в один из самых крупных магазинов города – Читинский показательный универмаг Народного комитета торговли СССР, открытого в 1940-м. В Чите также работал его ровесник – магазин системы «Главунивермаг». Они открывались практически в одно время. Всего к войне в Чите действовало около 140 магазинов, 50 чайных и столовых и 45 палаток и ларьков.

Помимо государственных торговых предприятий существовало четыре рынка, 11 коммерческих магазинов, 15 кооперативных торговых предприятий и 20 коммерческих предприятий общественного питания.

Значительно снижался объём завоза товаров, в том числе сельхозпродукции из снабжающих город совхозов из-за неурожая, что привело к росту цен на продовольствие почти в 10 раз. Немного выправляли ситуацию выезды читинцев в сёла для закупа сельхозтоваров и прямого обмена товарами. Ради более-менее справедливого распределения скудного запаса хлеба была введена система карточек на него. Многие болели алиментарной дистрофией - тяжёлой формой белково-энергетической недостаточности с преобладанием энергетической недостаточности.

Сферу обслуживания в городе также представляли две бани и 10 парикмахерских. Обе бани располагались в центре города, на улице Петровской. Их пропускная способность позволяла мыть каждого читинца не более 8-10 раз в год.

Большинство парикмахерских также находились в центре, но были по нескольку и в отдалённых районах – Чите I и в Черновских копях. Работали они не очень качественно – практически полное отсутствие белья нарушало санитарно-гигиенические норм.

Отсталый, но сильный

Оценку Чите предвоенной в начале 1941 года дал первый секретарь обкома ВКП(б) Иван Кузнецов в своей информации Иосифу Сталину и председателю Совета народных комиссаров СССР Вячеславу Молотову: «...Областной город Чита – в отношении благоустройства, наличия культурных учреждений и жилищ является одним из отсталых городов СССР. В городе почти отсутствует водопровод, нет канализации, улицы замощены только на 9%, население города удовлетворено электроэнергией только на 15%...»

Годы войны вся страна существовала не благодаря чему-то, а вопреки. Вот и читинцы вопреки голоду и холоду, вопреки нехватке электроэнергии, топлива и транспорта, вопреки отсутствию благоустройства и канализации жили и работали, твердя, сжав зубы, «всё для фронта». Благодаря всем этим вопреки, мы и выиграли ту войну.

Благодарим за помощь в подготовке материала Госархив Забайкальского края, краевую библиотеку имени А.С. Пушкина и «Энциклопедию Забайкалья».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления