Общество Автоволонтёрство по-читински

Автоволонтёрство по-читински

О волонтёрах сегодня знают почти все, а на волне недавно введённого в Забайкалье режима ЧС особенно. К тому, что такие люди есть, мы как-то привыкли, а вот понятие «автоволонтёр» относительно новое и для многих непонятное.

Количество одежды, которую они привозят нуждающимся, исчисляется десятками килограммов, продуктов питания, бытовой химии и предметов личной гигиены – тоннами. О волонтёрах сегодня знают почти все. А на волне недавно введённого в Забайкалье режима ЧС об этих добрых и отзывчивых ребятах стали говорить ещё чаще. К тому, что такие люди есть и приходят на помощь быстро и слаженно, мы как-то привыкли, а вот понятие «автоволонтёр» относительно новое и для многих непонятное.

Автоволонтёры добровольно предоставляют транспортные услуги тем, кому это необходимо, но не по карману. Например, свозить в больницу одинокую женщину с больным ребёнком, когда нет денег на такси, помочь пенсионерам или многодетной семье перевезти мебель, вывезти урожай с огорода, съездить за продуктами и доставить их престарелым людям, которые не выходят из дома. Просьба подбросить до кинотеатра, если опаздываешь на сеанс, или свозить за пивом и обратно, разумеется, не по адресу, даже если денег совершенно нет.

От примера Питера к читинским реалиям

Одним из самых крупных и деятельных волонтёрских проектов в России считается петербургское объединение водителей «СПб. Авто». Менее чем за два года существования питерские автоволонтёры выполнили тысячу с лишним безвозмездных заявок от людей, которые нуждались в транспортной помощи. Активных автомобилистов, готовых оказать поддержку нуждающимся, много в Хабаровске, Липецке, Новосибирске, Владивостоке. И в Чите таких добряков, как выяснилось, немало, правда, действуют они поодиночке и время от времени.

Татьяна Неведова – одна из них. Хрупкая молодая девушка в добровольцы подалась недавно – всего пару месяцев назад, когда лесные пожары начали пожирать жилые массивы и десятки людей оставались ни с чем. И моя встреча с ней состоялась как раз по такому поводу: она забирала у меня вещи, из которых давно выросли мои дети, чтобы отвезти их пострадавшим от пожара семьям.

«Я как-то быстро втянулась в это. И остановиться уже не могу. Мне всех жалко: и кошку, и собачку, а что уж о людях говорить? Я сама по себе работаю. Когда завертелось всё это с пожарами, кинула клич в соцсети. Звонили очень многие люди, предлагали помощь: кто вещами, кто продуктами хотел помочь пострадавшим. У меня есть машина, время свободное тоже имеется. Я сижу в декрете с двухлетней дочкой. Муж, кстати, тоже не против того, чем я занимаюсь. Говорит, что гордится мной, даже заправляет мне машину, деньги выделяет на закупку средств гигиены, бытовую химию, еду для пострадавших. Всё это доставляю по месту назначения», – рассказывает Татьяна.

По грубым подсчётам Татьяны, за пару месяцев она самостоятельна объехала около 50 семей. На бензин стало уходить до двух тысяч в неделю.

«Не обеднеет рука дающего». Так, кажется, говорят? Что до автоволонтёрства как такового, то я не отказала бы, если б кто попросил отвезти-привезти пожилого человека, ребёнка, беременную женщину. Мне абсолютно это нетрудно. И номер свой я даю всегда, кстати, и вы можете его сообщить: 8-914-497-76-36. Я не отказываю никому из тех, кто, в самом деле, нуждается в автопомощи. Думаю, у нас не очень развито именно это течение – автоволонтёрство. Поэтому и люди не знают, что можно так выйти из ситуации сложной для себя, и водители, наверное, не в курсе. А так, я уверена, многие бы стали этим заниматься. Почему нет?» – продолжает Татьяна.

Читинец Егор Павлюк придерживается того же мнения. Даже думал дать объявление об оказании бесплатной автопомощи нуждающимся. Но быстро отказался от этой идеи. Уверен, что людей такое предложение либо напугает, либо заставит искать подвох.

«Нетипично это как-то. Да и не привыкли наши люди к тому, что кто-то вот так просто может протянуть руку помощи. Живём в мире, где все продаётся и покупается. Эти рыночные отношения просочились в сознание наших простых граждан так хорошо, что теперь и не вынуть этого из голов масс. Так что я бы и рад быть автоволонтёром в свободные от работы время, да как? Навязывать помощь тоже не хочется, да и получится ли её навязать?!» – говорит Егор.

А автоволонтёрах есть потребность

В противовес такому мнению существует официальная статистика. По данным Забайкалкрайстата, на 1 января 2015 года в Забайкалье числилось 5 593 инвалида, около 7 тысяч семей, признанных малоимущими. Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края не располагает точными данными о количестве одиноких пенсионеров. Но заявления о назначении социальной помощи от таких граждан поступают каждый день. Говорить о том, что эти группы населения в средствах ущемлены, думаю, не нужно.

«Таким людям, как я, помощь таких вот добрых автомобилистов иной раз ой как пригодилась бы. Когда мой артрит обостряется, я и за хлебом выйти не могу. Не говорю даже о поездке в поликлинику, она в четырёх остановках от моего дома. Я бы была счастлива, если б иногда в такие моменты мне кто-то помог: довёз на машине до врача и назад или в магазин вместо меня сходил за самым необходимым. Таких, как я, немало, и я могу точно сказать, что от помощи бы не только не отказались, а даже обращались бы и, думаю, не злоупотребляли бы ни временем, ни возможностями помощников», – говорит одинокая пенсионерка инвалид II группы Анна Коваленко.

Собирая информацию для статьи, я пообщалась с координатором нескольких добровольческих обществ в Чите. Публиковать своё имя он не пожелал. От него я узнала, что автопомощь регулярно оказывают участники некоторых сообществ автомобилистов. Правда, оговорился, что их помощь представляет не совсем то, что принято считать под понятием «автоволонтёрство». Эти ребята действуют слаженно, быстро и сообща. Используя ресурсы своих автомобилей, они перевозят грузы, доставляют гуманитарную помощь туда, где она необходима. Зачастую именно эти добровольцы обеспечивают пострадавших и нуждающихся всем необходимым гораздо быстрее, чем это делают власти.

«Автоволонтёрство в чистом виде, думаю, не приживётся в Забайкалье и в Чите, в частности. Мне кажется, что у нас, людей, которые помогают пострадавшим и остро нуждающимся, – несколько другая цель. Другого масштаба. К примеру, мы оказываем помощь в поиске пропавших людей. Детей особенно. Это тоже непросто и надо сработать оперативно, когда, представляете, зима, и поиски потерявшегося ребёнка должны начаться и закончиться (желательно успешно) за 5-6 часов. Вот такие задачи мы берёмся решать. А просто свозить бабушку куда-то – это, наверное, обязанность и работа социальных служб», – говорит одна из участниц краевого автомобильного сообщества, также пожелавшая остаться неназванной.

В то же время моя собеседница заметила, что люди, выполняющие единичные просьбы, тоже есть: «У меня много просто знакомых, которые иной раз звонят и спрашивают, чем помочь и кому. И помогают. Только постоянного списка таких добряков, о которых знали бы люди, которых можно было всегда попросить, и они всегда приехали бы на выручку, у нас нет. А если говорить об автоволонтёрстве всё-таки в таком виде, как оно есть, то такой список должен быть. Но у нас такие люди, такой край. Здесь привыкли: есть беда – значит, как на войну, раз и собрались, поднялись, оказали помощь – я сейчас говорю о помощи пострадавшим от пожаров недавних. А в остальном, монотонная, ежедневная, постоянная помощь, полагаю, автовладельцами организована не будет».

Большинство автомобилистов, которые поделились со мной мыслями об автоволонтёрстве, говорить что-то отказались. Мол, творим добро и ладно. А то будут ещё спорить о том, правильно мы делаем или нет и достаточно ли. Многие из спикеров не представляют себе, как это возможно организовать, кто-то переживает, что может лишь изредка и выборочно отвезти кого-то или привезти что-либо, а молва пойдёт, и потом как откажешь? В общем, множество нюансов не даёт людям права ответить однозначно: «Да, я автоволонтёр-одиночка! И плевать, что не создано у нас такое прям течение. Я всегда, я - всем, я - в любую минуту!».

Но, справедливо сказать и о других. О тех, кто готов вступить в ряды постоянных помощников обдуманно. Не один и не два собеседника высказали предположение о том, что в том же Питере так развито движение почему – потому что изначально был зачинщик этого проекта, который объединил и сплотил единомышленников. И сейчас процессом рулит, есть правила сообщества, регламент, чёткий план работы и главное – структурированный график «выхода на линию» конкретного автоволонтёра. И проблема с лимитом оказываемой помощи не возникает, и подмениться можно, если есть дела. В общем, сыскался бы вожак, а «стая» соберётся быстро.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления