Общество «Время пришло, девка, замуж выходить»

«Время пришло, девка, замуж выходить»

«Мне кажется, хрупкие там или спиваются, или вешаются. Я не видела там мягких женщин. Там есть женщины сердечные, но такие, что брёвна таскают».

«Повесилась у меня одна героиня вчера! Вот так вот документальные фильмы делать. За 10 дней до этого мы её ещё снимали. Это бабушка, у которой сыновья пьют, и на ней держались внуки. Страшно, что с ними сейчас будет. Вот это документальное кино, где всё живёт. Я рада, что мне получилось с ней встретиться и заснять её», — с этой фразы начинается диктофонная запись нашего интервью с Ольгой Делан.

Мы познакомились пару лет назад – тогда, когда в Забайкалье только-только начались съёмки её фильма «Ступай-ка, Ольга, домой! Или любовь по-сибирски». Сегодняшняя встреча в кафе – уже с улыбками и таким терпким от удовольствия в общении с ней кофе.

Ольга Делан родилась в Краснокаменске. С 1993 года живёт в Германии. Училась на художника-модельера. Работала в театре Бертольда Брехта в Берлине. Ассистент художников Вольфганг Ниблих,Мартин Млеко, и других. С 2009 работает фотографом и документалистом в России. Первым фильмом Ольги Делан о Забайкалье стал «Конечная станция Краснокаменск. Свидание с Родиной». Вот уже несколько лет Ольга работает над очередным своим фильмом «Ступай-ка, Ольга, домой или Любовь по-сибирски», который снимает в селе Онон-Борзя Александрово-Заводского района, где жили её предки. Начав работу над фильмом, она стала активной участницей проекта восстановления церкви в селе Кондуй, для реставрации которой объявила международный сбор средств.

1 из 2

- Кстати, на съёмки со мной приезжал оператор Николай фон Гревенец. Его предки из Питера, и в Россию он приехал впервые. Он первоклассный оператор, его фильмы показывают в Каннах. Здесь он был две недели в Онон-Борзе, и потом на один день мы с ним заехали в Краснокаменск.

Есть у меня героиня Наташа Доржиева, у неё восемь детей. Все мои герои живут в Онон-Борзе Александро-Заводского района. Это вообще маленький космос, и мы заглядываем туда, смотрим, как они живут, любят, что они думают о жизни и о любви.

- Большая это деревня?

- Трёхсот жителей нет. Раньше там было 500 или 700 дворов. Это была богатая казачья станица, а сейчас это очень милое место, рай на земле, очень хорошо мне там.

В интервью бывают паузы не только на смакование чая, но и на фото. Это вообще отдельная работа: за несколько минут успеть поймать героя так, чтобы читатель увидел, почему мы захотели их познакомить. Ольга отвлекается на фотографа.

- Когда сам фотографируешь - одно, а вот быть перед камерой (смеётся).

1 из 2

- Как вышла на идею фильма?

- Многие люди говорили: «Время пришло тебе, девка, замуж выходить». Но у меня европейское понимание, мне никогда не нужны были рамки общества: ты должна ходить на работу с 8 до 8, у тебя регулярный отпуск и как женщина ты должна иметь семью и детей. Чем больше в меня впихивают эти стандарты, тем неприятнее.

Я не чувствую себя неполноценной женщиной потому, что у меня нет мужа и детей, у меня такая яркая и сочная жизнь. Иметь семью для меня недостаточно для полного счастья. Конечно, классно, когда женщины находят себя в материнстве. Именно так появляются в моём фильме конфликты-диалоги с бабуськами, с тётушками в этой деревне. Так зародилась идея фильма: узнать, что же такое любовь по-сибирски, женское счастье, семейное счастье.

У моих героев очень тяжёлая жизнь. Даже если я бы нашла себе мужика в деревне…

- Слабо я тебя представляю.

- Я тоже. Люблю помогать, возиться в земле с лопатой, но это для меня не стержень жизни. А они по-другому не могут. Все мои герои любят землю и ту жизнь, которую они ведут. Они не чувствуют, что им чего-то не хватает. Они все сильные для того, чтобы не пялиться на Европу или на стандартный цивилизационный образ жизни. Довольство чувствуется в их глазах. Та же Наташа Доржиева, когда говорит о детях, у неё такая гордость ощущается. Это мать-крепость. Этими людьми я горжусь.

Мои европейские знакомые имеют деньги, бабушки с дедушками оставляют им земли и дома, им не о чем беспокоиться. Но у них иногда по два психиатра, они не могут найти себя в жизни и внутренне слабы. Мои же деревенские – ядрёные. Мне важно о них рассказать.

Хрупких в деревне нет. Мне кажется, хрупкие там или спиваются, или вешаются. Я не видела там мягких женщин. Там есть женщины сердечные, но такие, что брёвна таскают.

Я разговаривала с мужиками и женщинами отдельно. Спрашиваю у мужчин, что для них женщина. Они говорят: «Пила! Пилит и пилит». Кто-то говорит, что уже весь позвоночник перегрызла. А жена того, который про пилу говорил и которая его, я наблюдала, на дне рождения в кулаке держит, говорит про мужа: «Человек, который любит меня и поддерживает, моя опора». Это будет одна из больших проблем в монтаже: показать их интервью и сделать так, чтобы семьи потом не распались (смеётся).

- Будешь своим героям фильм показывать?

- Обязательно! В клубе мне нужно найти прожектор, натянуть белую скатерть…

- Ты сейчас создатель фильма или человек, который ищет любовь?

- Я любовь не ищу. Её не нужно искать, она просто есть. У меня есть мужчина в Германии. Полтора года назад у меня закончились отношения с сибирским мужчиной. Между европейскими и сибирскими мужчинами – огромная разница. В Европе мы даже в отношениях ответственны сами за себя. Здесь же мне дали чувство, что я – женщина. У меня не было совершенно никаких проблем, всё решалось само по себе, потому что у меня был настоящий друг, крепкий мужчина, который заботился о моём счастье.

В Германии мы друг друга называем партнёрами. Мне, как русской, не хватает «разбега». Мне нужно утопить человека своей любовью, нужно отдавать и отдавать, а им это чуждо, и они теряются. Через какое-то время я чувствую, что я одна в этих отношениях. В этом и разница. Насколько это серьёзно будет в нынешних отношениях, я не знаю.

В фильме я сама и режиссёр, и та, которая ищет себя. Фильм не репортажный. Каждый режиссёр должен испытывать себя в каждом своём новом фильме, находить самого себя. Тогда, мне кажется, фильм будет удачный.

- На каком этапе сейчас находится твоя работа?

- Я очень надеюсь, что мы закончили съёмки. Всё зависит от финансов: если мы всё-таки получим поддержку фонда кино в Германии, то нам придётся доснимать. А так, в принципе, осталось только отработать фильм: музыку, тексты. И отправить на фестиваль. Уже идеи есть к следующей работе…

- Можем мы говорить, что это за идеи?

- Конечно, я не такая суеверная. Просто что из этого получится. Два года назад я работала с буддистами, они мне открыли все двери. Это было очень интересное время. Но, я надеюсь, что их не разочаровала, ведь фильм ещё не готов. И будет ли он когда-нибудь готов? Сама тема буддизма заелась в Европе. Всем интересна экзотика.

В следующей своей работе я очень хочу показать, как живёт российская женщина в Европе. Нам там трудно. У нас сложности в отношениях, у нас культурные разделения, и красавицы, умницы, великолепные женщины просто не могут выйти замуж.

- Почему?

- Вот в этом и вопрос. Мужчины едут сюда выбирать себе жён. А мои героини не хотят идти в рекламное агентство, а если и идут, то не могут найти себя внутренне, духовно. Мне кажется, что женщина обязана быть счастливой без мужа. Потому что по-другому она не сможет сделать его счастливым. Она должна тащиться от себя, от своей жизни. Кому нужна несчастная?

- Как продвигается дело с реставрацией церкви в Кондуе, которое ты начинала?

- Медленно продвигается. Губернатор (Константин Ильковский –ред.) был с министром культуры Колосовым там недавно. На месте церкви раньше был коровник, огородили церковь года 3-4 назад. Я даже архитектора нашла в Германии, который сказал, что ему не нужны никакие деньги. Он большой специалист в реставрации. К несчастью, за день до вылета его обокрали. До прилёта в министерстве культуры говорили, что всё хорошо, а после дело застопорилось. Мне сказали, что мой архитектор – не специалист по памятникам Российской Федерации, ему здесь делать нечего.

Жители села надеялись накрыть здание китайским профлистом, чтобы вода туда не попадала, но в минкультуры запретили делать это, так как церковь – памятник архитектуры, в него даже гвоздь без разрешения нельзя вбивать. Тупик в том, что это государственный памятник, а государство на него не выделяет деньги.

Много пустословия по этому поводу существует в администрации Борзинского района.

1 из 3

- Вернёмся к фильму. Как думаешь, нужно ли человеку настойчиво искать любовь?

- Нужно двигаться и разворачивать жизнь без ожидания, требований. Ты должен иметь цели, но не разочаровываться. Также и в семейных отношениях. Мои подруги, которые ищут себя в женском шаблоне, несчастны. Они думают, что они будут счастливы только с мужчиной.

То же самое и в карьере. Зачем напрягать друг друга? Будьте индивидуальными.

В нас не воспитывают того, что мы не должны давать фиксировать себя. Нас учат математике, а отношениям, пониманию самого себя – нет. До перестройки сколько мальчишек хотели быть геологами или лётчиками. Потом это всё рухнуло, и появился бизнес. И все полетели за бизнесом. Сколько их сейчас, ездящих на маршрутках, кто мог бы стать прекрасным геологом? Не сосчитать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления