Общество По ком звонит рында

По ком звонит рында

Долги Сретенского судостроительного завода превышают три месяца и равны почти трём миллионам рублей. Во время, пока рабочие ищут сотню рублей на продукты, бывшие и действующие руководители завода спорят, кто кому и сколько должен.

Долги Сретенского судостроительного завода превышают три месяца и равны почти трём миллионам рублей. Во время, пока рабочие ищут сотню рублей на продукты, бывшие и действующие руководители завода спорят, кто кому и сколько должен.

Одни требуют вернуть на предприятие более 8 миллионов рублей, которые бы пошли на выплату зарплат, другие признают лишь 3 миллиона рублей. От подписания мирового соглашения отказываются.

Безвременье склоки

Сретенский судостроительный завод так и не смог выбраться из состояния банкротства, в котором он побывал уже несколько раз. Крайняя процедура закончилась в 2015 году, когда предприятие получило федеральную субсидию и смогло расплатиться с почти 80-миллионными долгами. Задумывалось, что после оздоровления гиганта советского кораблестроения сменят руководство предприятия, что и было сделано. Новые руководители, привлечённые в регион командой Константина Ильковского в конце 2014 года, должны были поднять завод со дна и вывести его на качественно иной уровень развития.

Сретенский судостроительный завод создан в 1935 году.

1997-2014 годы – предприятие возглавлял Пётр Похитонов. Потеряв доступ к гособоронзаказу, завод начал испытывать материальные трудности, коллектив постепенно сокращался. Завод пережил несколько процедур банкротств.

Конец 2014 года – предприятие возглавила группа инвесторов, приведённая в регион командой второго губернатора Забайкальского края Константина Ильковского.

Август 2015 года – инвесторы расторгли договор о приобретении предприятия, к управлению вернулся Пётр Похитонов.

Момент, когда склока началась между бывшим директором завода Петром Похитоновым и собственниками, зашедшими на предприятие в 2015 году, позицию которых озвучивал соинвестор Дмитрий Рябец, отследить сложно. Однако с этого момента для завода начался ещё более тяжёлый период.

Новые собственники не смогли или не захотели удержаться у руля. Возвращение Похитонова ознаменовалось подачей иска в суд на «инвесторов от Ильковского».

Плакат в здании Сретенского судостроительного завода

Спор о деньгах

Не получавшие несколько месяцев зарплату рабочие обратились в забайкальское отделение общероссийского народного фронта (ОНФ), представители которого выехали на завод в феврале. После этого на площадке ОНФ в Чите обсудили проблему, но решения так и не нашли. В итоге на заседание круглого стола пригласили обе конфликтующие стороны, министра экономического развития края Сергея Новиченко, руководителя региональной госинспекции труда Юлию Шадурскую и представителей других ведомств.

Все сделки завода во время работы там инвесторов проводились через компанию «Центрпоставка», так как напрямую завод из-за сложного финансового состояния и ареста счетов не мог участвовать в аукционах. Через эту процедуру, по словам присутствующих, сегодня предоставляется 90% всех заказов.

Таким образом удалось получить заказ от пограничного управление УФСБ России на два катера, работу по которым оценили более чем в 5 миллионов рублей.

Однако контракт не был выполнен в полном объёме: во время работы над ним власть на заводе вновь поменялась.

- Мы заключали сделку с пролонгацией выплаты в 200 миллионов. Мы не стали выплачивать эти деньги, пришли к нотариусу и аннулировали сделку. Завод вернулся к старому хозяину. Мы поняли, что это невозможно (выплачивать указанную сумму – авт.) плюс на нас начали всех собак вешать за всё это время, - пояснил по телефону после заседания круглого стола бывший соинвестор предприятия Дмитрий Рябец.

После смены руководства возникла заминка, которая привела к просрочке заказа. В итоге, по словам руководителя «Центрапромпоставка» Игоря Федотова, вместо 5,5 миллионов рублей за катера его компании погрануправление перечислило 5,4 миллиона рублей.

- Реально с пограничного управления мы получили 5 миллионов 398 тысяч рублей, из которых 227 тысяч рублей были возвращены обратно в качестве уплаты пени в связи с нарушением сроков. По нашим данным, с учётом проведённого зачёта задолженность составляет 2, 948 тысяч рублей за ремонт катеров, - сказал Федотов на заседании круглого стола.

Завод в январе 2016 года через суд потребовал от «Центра промпоставки» перечислить 5,5 миллиона рублей. Однако на встрече в ОНФ директор завода Пётр Похитонов заявил, что за прошедшие с момента подачи иска месяцы были выявлены новые спорные моменты, которых в настоящее время 7, и сумма требований завода возросла до 8,7 миллиона рублей.

Проблема в том, что решение суда, каким бы оно не было, будет не раньше августа, а деньги на зарплаты людям нужны сейчас.

- Мы согласны закончить сверку и подписать мировое соглашение, чтобы сократить сроки судебных процедур по делу, округлённо на 3 миллиона рублей. В процессе сверки с Петром Петровичем (Похитоновым – авт.) мы выяснили ещё несколько спорных сумм, которые мы готовы принять после дополнительной проверки, - обратился к присутствующим Игорь Федотов.

Однако и мировое соглашение в итоге стало чем-то не реальным: «Центрпромпоставка» им предлагал закрыть спор о долгах между предприятиями, Сретенский завод в лице Петра Похитонова настаивает на выплате не 3, а почти 9 миллионов. Сейчас у предприятий 7 взаимных встречных обязательств, ни по одному из них нет согласованной суммы.

- Если любой из нас сейчас перечислит свои лишние деньги на счёт ССЗ , обратно он их не получит никогда. Потому что предприятие фактически банкрот, счета арестованы, рисковать своими деньгами не получится, - добавил Федотов, по ходу дела попеняв Похитонову на то, что тот никогда не уплачивал налоги: сейчас этот долг у завода составляет 107 миллионов рублей.

- Предприятие должно функционировать немного в другом режиме, чем сейчас. Его нужно оптимизировать и сокращать. Вы говорите, вывозили металл. Это тоже один из способов в том числе рассчитаться за заработную плату. Держаться за те площади, которые, мы сейчас уже точно знаем, не будут работать, на мой взгляд, глупо, - обратился Федотов к директору ССЗ, сидевшему напротив него. Тот слушал с лёгкой саркастической улыбкой.

На смене режима работы для вывода предприятия из коллапса настаивает и экс-инвестор Дмитрий Рябец: «У меня давно было предложение Ильковскому, что надо выводить завод в банкротство, потом выкупать краю, он бы достался за 3 копейки. После этого идти к большим федеральным структурам, отдавать им, и тогда они с ним что-то смогут сделать. Тогда бы можно было его сохранить. Завод нужно ужимать, но это уж вопрос техники. После заказов он бы сам по себе ужался. Такие площади больше не нужны».

- По нашим данным, задолженность составляет 8,7 миллиона рублей. С мировым соглашеним происходит некий шантаж: вы согласитесь на то, что мы вам должны 3 миллиона, мы вам заплатим, - ответил Пётр Похитонов. – «Центрпромпоставка» - фирма типа однодневка. Уставной капитал 10 или 12 тысяч, директор и учредитель в одном лице Федотов. Офис всегда закрытый, на котором стол и два стула, никакого имущества, никакого персонала. Я считаю, что здесь в чистом виде мошенничество. Нам было понятно, что с нами не рассчитаются. Это было с самого начала задумано, что расчёта не будет.

По его словам, ситуация сдвинулась с места только после того, как дело получило огласку: «Родились договора уступки, акты сверки, которые датированы августом (2015 года – авт.), хотя в декабре (того же года – авт.)их не было.

- Пётр Петрович, вы уверены, что в августе, выиграв суд, вы с этой фирмы сможете взыскать эти суммы? – прервал монолог директора завода министр экономического развития края Сергей Новиченко.

- Да нет, конечно. Я более чем уверен, что они захлопнутся после суда.

- Сегодня они предлагают отдать вам 3 миллиона рублей. Подпишите с ними, а потом досуживайтесь.

- Они ставят вопрос, что подпишите на 3 миллиона, и всё.

- Стоит вопрос, чтобы в процессе сверки выявить ту сумму, которая реально существует. Пусть это будет не 3, пусть будет 3,5 миллиона рублей. Думаю, больше она не будет всё равно даже по решению суда, - вклинился в обмен фразами Игорь Федотов. - Подписать на эту сумму мировое соглашение, и не надо нам заниматься судебными разбирательствами всё лето.

С недели, которая начнётся 14 марта, завод в Сретенске планирует перейти на неполную рабочую неделю. Мерцанием в конце тоннеля для рабочих может стать разве что оплата контрактов с БТРЗ и фирмой из Санкт-Петербурга.

- Зарплату месяца на 2 мы закроем той выручкой, которую мы рассчитываем получить, - сказал Пётр Похитонов, добавив, что поступления средств должны произойти в ближайшее время.

Временное лечение

Однако даже если «Центрпромпоставка» согласится с предъявляемыми долгами и заплатит их, это будет лишь временным решением проблемы. То же самое, что больного гриппом один день пичкать витаминами: станет полегче, но не вылечит.

- Ситуация на предприятии последнее время ухудшается. С начала года катастрофически падает производственная загрузка, новых заказов нет. Перспективы на ближайшее время по получению заказов не просматривается. Ситуация с «Центрпромпоставка» - частный случай, который в текущее время не позволяет решить проблему с выплатой зарплаты. А вообще-то здесь более глобальная проблема с предприятием. Даже если мы решим проблему с расчётом с «Центрпромпоставка», на какое-то время это может облегчить нам ситуацию, а в общем-то она всех наших проблем не решит. Наша главная проблема – нет производственной загрузки, - рассказал на заседании Пётр Похитонов.

Он признал, что, возможно, одна из причин такого положения заключается в плохом поиске заказов, однако в последнее время получить их заводу напрямую стало практически невозможно: по закону для участия в любом аукционе требуется обеспечение заявки. ССЗ серьёзных заказов в кораблестроении не видел уже 15 лет, перебиваясь изготовлением металлоконструкций, мебели, модульных зданий, оконных рам.

Например, 15 марта очередной аукцион на производство двух самоходных судов должно объявить правительство Камчатского края.

- Продукция для нас идеально подходит. Мы ждали этот заказ, знали о том, что он будет. Но, скорее всего, мы не сможем участвовать, потому что «входной билет», обеспечение, стоит 3,5 миллиона рублей. Их откуда-то надо взять. Получить белую банковскую гарантию для нашего предприятия тоже практически не реально, - добавил Похитонов. - Предприятие спасти может только производственная загрузка, то есть заказы. Желательно, долговременные. Мы не просим у кого-то денег, бюджетных вливаний. Нужна работа. Так получилось, что мы оказались отлучены и от госзаказа, и от гособоронзаказа. Нас вытолкнули с этого поля. С тех пор у нас началась проблемы. Говорить в таких условиях о возрождении предприятия не приходится.

Сергей Новиченко выслушал обе стороны.

- Мы видим выход из положения в следующем: должна появиться компания, которая возьмёт на себя роль участника торгов, - резюмировал он. - Мы со своей стороны готовы искать варианты в том числе снижения издержек этой компании на обеспечение гарантии. Мы готовы предложить гарантийный фонд Забайкальского края, но мы не можем сегодня предложить его заводу, потому что у завода есть другие основания, чтобы не участвовать в этих торгах. Времени осталось мало. Каждый здесь должен принять какое-то решение. Переступить через себя в том числе, - обратился он к участникам спора.

В части заказов Новиченко напомнил ситуацию с «Востокгеологией», контракт с которой завод выполнил не вовремя и не качественно.

Заказы со стороны «Востокгеологии» были размещены, но есть одна проблема: завод не может выполнить заказы ни в срок, ни соответствующего качества. Они не прошли контроль качества по линии безопасности «Востокгеологии».

Этот разговор состоялся в кабинете губернатора, когда приезжало руководство «Норникеля», когда обсуждали размещение заказов в том числе и на наших предприятиях. В том числе ССЗ.

- Та команда, которая в то время руководила, работала в этом направлении, но они их оформляли на подставную фирму «Сретенская верфь». Они забрали заказы и на площадке Машзавода их исполняли. Когда ушли с завода, забрали эти заказы. Завод эти заказу не выполнял. Это подрыв репутации, - парировал Пётр Похитонов.

А выход где?

Надежда на получение госзаказов у Сретенского судостроительного завода есть, уверен бывший губернатор Забайкальского края Константин Ильковский. Однако для возможности выбраться из сложного положения нужно «освежить» команду предприятия.

- Надо, чтобы собственники были адекватны сегодняшнему времени. Они все величайшие профессионалы, но сегодня там должны быть немного другие люди. Там должно быть переоснащение производства, 3D- моделирование, молодёжь приходила. Хотя бы костяк из 2-3 человек сформировать. Должны быть совместные действия, но в первую очередь – действия собственника, - на ходу по телефону говорит Ильковский.

Когда-то назначенным им министр экономического развития Сергей Новиченко уверен, что Кокуй и Сретенск можно будет со временем включить в список территорий опережающего развития. Для этого нужно, чтобы появился бизнес, «который заместит рабочие места Сретенского судостроительного завода». Кроме альтернативы ССЗ участники проекта должны пройти специальную программу обучения.

- Каждый здесь должен принять какое-то решение. Переступить через себя в том числе, - обратился он к спорящим.

Настроение Новиченко поддержал и депутат Говорин.

- Во главу угла надо ставить то, что там находятся люди, которых нельзя оставлять в такой ситуации. Это будет социальный взрыв. Ваши судебные разборки и претензии могут продолжаться до нового года, - обратился он к сидящим по разные края длинного, почти во весь кабинет, стола бывшим партнёрам.

Через день после встречи выяснилось, что пока какого-либо практического результата она не принесла: ни та, ни другая сторона не собираются идти на мировую. Когда счёт идёт на миллионы, не до долгов по зарплатам.

1 из 5
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления