Общество обзор Несуществующее село - в обзоре районных газет

Несуществующее село - в обзоре районных газет

«Есть надежда, что к выборам арейцы будут полноправными гражданами России, а не партизанами из леса».

Открываешь районные газеты, и кажется, что авторы сговорились - на прошедшей неделе почти все писали о бюрократических лабиринтах, вскрывая, как консервные банки с истекшим сроком годности истории о недоказуемости существования самого себя или своих действий, если это нигде задокументировано. Бумажка - вот ось, на которой вертится жизнь. Нет бумажки и жизни нет. Иллюстрирует экзистенциальную метафору село Арей - на бумаге его как раз нет, жители не могут оформить право собственности на свои дома и участки, потому что формально оно расположено на землях лесного фонда. Арейцы продолжают бороться за юридически закреплённое существование, но пока - безрезультатно. В сентябре выборы, а краевые власти никак не могут разобраться, по какому пути им пойти в решении проблемы несуществующего села, которому уже, кстати, 150 лет.

Открываем недельный марафон по районным газетам именно историей Арея. Автор статьи предлагает два способа решения проблемы. Первый развивается по сценарию, когда Гослесслужба корректирует материалы лесоустройства, представляет их губернатору, а он их утверждает. После вносятся изменения в материалы лесоустройства и село проявляется на юридическом поле. Второй - это разработка и утверждение генерального плана Тангинского поселения в целом, после чего и произойдёт перевод земель лесного фонда в земли населённого пункта. Последний вариант требует весомых бюджетных затрат и пока остаётся только идеей. В случае с Ареем всё пока ею остаётся, потому что последнее слово за чиновниками, а они ещё не определились.

Читать о затерянном в лесах бюрократии селе

Затерянные в лесах

Ситуация с селом Арей, которое оказалось затерянным в лесах, вышла уже на страницы российской центральной прессы, выскользнув со страницы «районки», «Экстры» и «Забмедиа» на федеральный простор.

Напомню её. Земли, на которых расположено с. Арей, отнесены к землям лесного фонда, то есть к федеральным. И село находится в некотором юридическом вакууме: вроде, как они, арейцы, со своим Ареем есть, а с другой стороны, по документам – там лес, и право собственности на свои дома, участки люди оформить не могут. Каким-то образом, кстати, оформили все документы свыше десяти человек.

Поскольку громкие заявления «На выборы не идём всем селом» повлекли в СМИ окраску «Жители села противоречат интересам государства», то интересно, какова на сегодняшний день позиция руководства нашего района в отношении этого села. С вопросами я обратилась к и. о. главы МР «Улетовский район» М.А. Носыреву, который прокомментировал ситуацию так:

– Вообще, с. Арей (Старый Арей) по разным источникам возникло ещё в 19 веке. С 1817 года в официальных реестрах населённых пунктов есть упоминания о с. Арей. Оно жило, развивалось, и количество жителей в разные годы доходило до 1000 человек. В шестидесятых годах XX столетия государство проводит лесоустроительные работы. И по ошибке какого-то государственного служащего, вероятнее всего, просто не соизволившего проехать из Читы к Арею, а по каким-то ему известным данным составившего документ, земли под селом в окрестностях озера Арей были отнесены к землям лесного фонда, несмотря на то, что там уже 150 лет живёт целая деревня.

Суды, прокуратура в последующем основывались не на факте наличия села, а на материалах лесоустройства. На сегодняшний день, чтоб устранить эту коллизию, мы провели много всяких межведомственных совещаний с краевым правительством, расширенных заседаний рабочих комиссий. Все признают, что, да, ошибка! Представители Гослесслужбы говорят, что там есть и другие нарушения: проходит федеральная трасса (чего не может быть на землях лесного фонда), расположено кладбище и прочее.

Есть простое волевое решение. Гослесслужба корректирует материалы лесоустройства, представляет их губернатору, и глава региона их утверждает. Затем вносятся изменения в материалы лесоустройства, и ВСЕ проблемы решены. Юридически населённый пункт появляется, уходит понятие «лесной фонд» и право РФ на этот участок, землями распоряжается муниципалитет. Люди строятся, регистрируют свои права, в общем, всё идёт обычным чередом. В принципе, у нас так и делается в похожих случаях. Если мы где-то неправильно отвели границы – вносим в свои постановления корректировки и изменения и все, проблем не создаём.

А тут в правительстве края говорят: да, ошибка есть. Но надо в суд. А на кого? На краевую власть? Мы садимся с ответчиком (правительством края) по данному делу, разрабатываем исковое заявление, с которым пойдём в суд? Чушь! Да и больше чем уверен, что в суде все равно начнётся спор.

Есть второй вариант. Разработка и утверждение Генерального плана Тангинского поселения в целом, после утверждения которого и происходит перевод земель лесного фонда в земли населённого пункта.

Представьте себе. Безусловно, в силу закона мы обязаны сделать такой Генплан. Но на землях поселения. А мы разрабатываем план на землях лесного фонда! Уже абсурд. Кроме того, возникает много вопросов. Во-первых, Гослесслужба говорит: «Мы его все равно не согласуем, есть у нас масса доводов против». Во-вторых, уже есть островки зарегистрированной собственности. Некоторые граждане в 2003 году её зарегистрировали, ретранслятор стоит на зарегистрированном участке. То есть это уже не «проходной» вариант.

Мы разрабатываем Генплан, но чтобы его утвердить нужно отмежевать и поставить на кадастровый учёт землю. Просчитали этот вариант: несём Генплан в Регпалату, а нам говорят: «Мы не можем, потому что там уже есть собственность граждан». На краевом совещании специалисты прокуратуры края предлагают лишить их права собственности по суду, потому что они нарушают интересы РФ (неважно, что село фактически живёт уже 150 лет, что граждане зарегистрировали своё право в 2003 году, а РФ получила право собственности в 2004 году). Ладно, представим себе: лишили людей через суд права собственности. Причём, район должен выступить как истец и подать иск! Ставим на кадастровый учёт весь участок. А как потом вернуть людям назад их земли? Аукцион? Торги? Мы должны предложить гражданам (фактическим собственникам, уже зарегистрировавшим право) выкупить свой участок, а то ещё и выставить на торги!

По сути мы должны сказать: «Ты не бойся, мы тебя чисто формально лишим. А потом, может быть, отдадим!». Никто в прокуратуре края не хочет выступить на стороне граждан Арея. Мало того, считают, что арейцы противостоят интересам РФ. Меня просто убила эта фраза. Это что же, арейцы – чужие люди из другого государства, по мнению прокуратуры? Природоохранная прокуратура считает, что путь «легализации» Арея лежит через Генеральный план. Этот вариант тупиковый, пока земли принадлежат лесному фонду, поскольку он снова влечёт грубейшие нарушения прав граждан. Я уж не говорю о материальной стороне. Стоит такой Генплан порядка миллиона рублей. Деньги мы потратим, а дело-то до ума не доведём. И затраченные средства не возвратятся.

Надеемся сейчас, что обновлённое правительство Забайкальского края прислушается к нашим голосам и примет за основу первый вариант. Тогда есть надежда, что к выборам арейцы будут полноправными гражданами Российской Федерации – с официально зарегистрированным статусом села на землях сельского поселения, а не «партизанами» из леса.

«Улётовские вести» №22 от 24 марта 2016 года, Елена Чубенко

Хилокская «Рабочая трибуна» публикует рассуждения московской писательницы Елизаветы Александровой-Зориной. Она художественно сравнивает несостоявшиеся судьбы россиян с абортом, сокрушается упадком образования, наследственным трудоустройством, властвующими временщиками. Широким взмахом пера или быстрым стуком по клавишам писатель проходится по всем болевым точкам. Завершается поток размышлений извечным «если бы». Там очень много этого «если бы», вот вам самое вкусненькое: «Если бы миллионы не были покалеченным пошлым масскультом», то...

Читать об украденных судьбах россиян

То, что происходит в России, можно назвать социальным абортом

В России наперегонки идут два процесса: вымирание и вырождение. Наша криминальная хроника – бесконечный фильм ужасов. Зарезанные мужья, расчленённые жены, зарубленные топором собутыльники, изнасилованные родителями дети, убитые детьми родители, преступления на почве беспросветной нищеты и полного морального разложения. Это как чума – не убережётся никто.

Даже принадлежность к среднему классу не страхует от бездарной жизни и нелепой смерти. Бизнесмен застрелил беременную жену и ребёнка, а потом покончил с собой, потому что не смог расплатиться с кредитами. Мужчина убил жену и малолетних сыновей из-за финансовых проблем. Одна женщина выкинула новорождённую дочь в мусоропровод, другая выбросилась из окна вместе с грудным младенцем. Обеим не на что было жить. Многодетная мать задушила четвёртого ребёнка, потому что нечем было платить банку. И такое каждый день. Невыносимая лёгкость национального вырождения! Мы узнаём только одиозные случаи, тиражируемые СМИ, а сколько трагедий остаётся за кадром?

И дело не только в тех согражданах, с которыми случилось что-то плохое. Каково приходится тем, с кем ничего хорошего не произошло. И не произойдёт.

Где они – потенциальные хорошие писатели, талантливые актёры и умные политики? Где те, кто мог бы стать выдающимся учёным, одарённым педагогом, блестящим врачом? Наверное, замерзают в деревенском овраге после очередной попойки. Батрачат в Москве, строя дом чиновнику. Торгуют на рынке дешёвой картошкой. Живут в нищете и дикости или спиваются от тоски. Сегодня набирает силу движение против абортов, которые пытаются приравнять к убийству. Эмбрион с хвостом, жабрами и зачаточным мозгом считается полноценным человеком. А миллионы загубленных, покалеченных судеб уже родившихся никакого не волнуют. Люди, которые могли бы быть полезными стране, гниют в безвестности и косности, а КПД нашего общества стремится к нулю. Что это, если не социальный аборт? Родился в деревне – абортирован. Попал в приют – абортирован. Сын бедных родителей – абортирован. Дочь провинциальных учителей – абортирована. Имел выдающиеся способности, о которых никто не узнал, – абортирован. Был талантлив, но не нашёл денег на учёбу – абортирован. Хорошо, что абортированным судьбам не нужно своё кладбище – оно бы с трудом уместилось на одной седьмой части суши.

Наша власть озабочена судьбами русских за рубежом. А кто позаботится о живущих в России? Четверть наших мужчин не доживают до 55. Бабы ещё нарожают? В прошлом году 10 283 россиянина умерли от обморожения. Это их выбор? 21 300 покончили с собой, а 20 100 разбились в ДТП. Туда им дорога? 12 921 был убит, 42 752 погибли «от повреждений с неизвестными намерениями» (эвфемизм для спорных убийств и самоубийств), 57 000 отправились на тот свет благодаря алкоголю. Русь, куда ж несёшься ты?.. Нет ответа.

В посёлках и маленьких городах нет ни больниц, ни предприятий, ни домов культуры. У молодых людей здесь ни работы, ни перспектив, ни достойной жизни. Где родился, там и спился. Вопрос: «Кем ты хочешь стать?» в современной редакции звучит: «На какой институт хватит денег твоим родителям?» Высшее образование на 80% стало платным, детей бедных родителей (а за чертой бедности у нас 30 миллионов) в лучшем случае ждёт третьесортное образование по специальности, которая им не пригодится. Воспитанники детских домов – и вовсе отрезанный от нации ломоть. Вырастая, они меняют один казённый дом на другой, пополняя армию преступников, наркоманов, проституток и бродяг. Такими их выращивает система сиротских домов, единственная задача которой – продержать детей до совершеннолетия, а потом отпустить на все четыре стороны. Конечно, есть и счастливчики, которым удаётся вырваться из замкнутого круга в Москву, пылесосом высасывающую самых бойких и пассионарных. Их ждут офисная скука, карьера банковского клерка или менеджера по продаже рекламных площадей, великие достижения на ниве маркетинга и пиара, продажа за десять рублей того, что куплено за рубль, или – вершина всех надежд и чаяний – доходное место мелкого чиновника. Русская земля талантами полнится! Но все они зарыты в землю.

Посмотрите биографию советских учёных. Медиков, актёров, писателей, политиков и спортсменов, детей грузчиков, уборщиц, учителей, врачей, медсестёр, железнодорожных служащих. Выдающийся математик Боголюбов рос в бедности, нобелевский лауреат Гинзбург из семьи инженера и врача, родители Королёва были учителями. Гагарин – сын плотника и работницы молочной фермы, Терешкова – дочь тракториста и рабочей. Даже советская «богема» была рабоче-крестьянской: родители Папанова – военный и модистка, Евстигнеева – металлург и фрезеровщица, Табакова – саратовские врачи, Гундаревой – инженеры. Крестьянскими детьми были Бондарчук, Смоктуновский, маршал Победы Жуков и «мистер Ноу» Громыко. Фурцева – дочь рабочего, Хрущев – сын шахтёра, родители Андропова – телеграфист и учительница музыки, Брежнев родился в семье потомственных рабочих, Черненко – в семье крестьян, родители Ельцина – строитель и портниха. Исключения только поддерживают правило.

Времена изменились, в современной России, как в царствии небесном, последние стали первыми, до власти и денег дорвались те, чьим главным талантом было отсутствие совести, а профессии получили наследственное закрепление. Кровь не водица, считают знаменитые дочери рабочих и богатые сыновья уборщиц. И придерживают место под солнцем для своих отпрысков, которые рождаются в шелковых пелёнках и с золотой ложкой в руке. Никого не удивляет, что дочь актёра становится актрисой, сын певицы – певцом, внук режиссёра – режиссёром, а дети чиновников – вундеркинды, с юных лет демонстрируют особые таланты к бизнесу и госслужбе. Исключения только подтверждают правило. Достойное образование получают отпрыски богатых родителей, большинству из которых профессия вообще ни к чему. В погоне за модными дипломами и престижными научными степенями, купленными за деньги, они оставляют страну без нужных специалистов, которые могли бы работать, если бы им позволили выучиться. А потом уезжают за границу, оставляя миллионы человек влачить пустое, жалкое существование. Разве украденное будущее достойных – это не украденное будущее страны?

За 20 лет массовое образование деградировало, университеты опустились до уровня ПТУ, а школа выпускает полуграмотных недоучек, с трудом осиливших таблицу умножения. Между тем повышение уровня образования и профессиональной подготовки – важнейшее условие долгосрочного экономического роста. Примером могут служить СССР, позже – Япония и Южная Корея, а сегодня – Китай. Но, вкладывая в образование, мы получаем отложенный результат через 20-30 лет. А во власти пожизненные временщики, которые не мыслят ни десятилетиями, ни государственными масштабами. Только четверть выпускников ведущих вузов (и 5% остальных институтов) работают по специальности. В стране дефицит рабочих, а также, одновременно, высококвалифицированных специалистов. Где они? Спились? Уехали? Торгуют трусами? Пишут чужие диссертации? В Скандинавии образование бесплатно даже для иностранцев, Турция выплачивает государственные гранты на обучение за рубежом, Китай даёт образовательные кредиты (государство оплачивает половину, а если выпускник решает вернуться в село – всю сумму). А в России спорят, имеет ли право русский человек на образование или он тварь дрожащая. Вот и пожинаем плоды деградации: в больницы приходят врачи-неумехи, в школы – учителя-незнайки, на предприятия – инженеры-недотёпы, а миллионы экс-«самой читающей страны» не в состоянии даже написать заявление или заполнить декларацию. Даже искусство сегодня – достояние избранных, миллионам же остаётся телевидение и масскульт. В средние века детей, отданных в цирк, держали в бочках, чтобы кости, деформируясь, приняли уродливые формы. Словно в средневековую бочку, нацию поместили в телевизор, тиражирующий агрессию, пошлость, глупость, низкопробные развлечения и лубок. Нацию превратили в деформационного, калённого уродца, ею легко управлять временщикам, которые не связывают своё будущее со страной. В то время как во всём мире во главу угла ставится профессионализм и высокие технологии, у нас наступила эпоха дилетантизма и варварства. А дальше-то что?

Остаётся только гадать, что было бы с Россией, «если бы». Если бы сегодняшний пропойца из села выучился, как мечтал, в медицинском институте и работал в той больнице, которую теперь закрывают из-за нехватки врачей. Если бы деревенская шлюха, торгующая собой за бутылку, окончила школу и уехала учиться. Если бы одарённая девушка из бедной семьи имела шанс поступить в хороший вуз, а не торговала в подземном ларьке. Если бы уехавшие за границу в поисках лучшей доли нашли своё место в родной стране. Если бы у спившихся, покончивших собой, убитых, замёрзших на улице был хоть какой-то шанс. Если бы миллионы русских не были покалечены пошлым масскультом. Если бы, оторвавшись от телевизора, они заглянули в своё будущее, которого, возможно, у них уже скоро не будет.

«Рабочая трибуна» №23 от 29 марта 2016 года, Елизавета Александрова-Зорина, писатель.

На фоне не совсем радужной информационной картины в районах на прошедшей неделе разворачивается история обманутой бытовой компанией пенсионерки из Борзи, которая после обследования в Чите вернулась в свой дом и обнаружила его отключённым от электричества. Женщине инкриминируется кража электроэнергии на 10 тысяч рублей. Все мы можем представить, что такое 10 тысяч рублей для пенсионера. Естественно, бабушка начала борьбу в лучших традициях наших российских пенсионерок, подключив к истории СМИ. Только история так и кружится на месте - у женщины на руках квитанции, подтверждающие, что она исправно платила и акт установки счётчика от 26 ноября, а у компании свои бумажки, согласно которым счётчик установили 1 января. Прибавьте ко всему прописанных в квартире детей, которые то ли живут там, то ли нет - получается запутанная в клубок история. Меж тем, женщине в апреле снова грозятся отключить свет. Вышедшая в газете статья называется «Защитите меня от преследования-2», как бы третьей части не появилось.

Читать борзинский хоррор про электросбытовую компанию и пенсионерку

Защитите меня от преследования-2

В «Борзя-Вести» № 7 (от 18.02.2016 г.) мы рассказывали об абсурдной ситуации, в которую попала борзинская пенсионерка. Напомним, началось всё с того, что ей предъявили задолженность по электроэнергии. Женщина пришла в офис ОАО «Читаэнергосбыт» и показала свои квитанции, специалисты посмотрели – претензий к ней нет. Она уезжает в краевой центр на обследование, а вернувшись, обнаружила, что её дом отключён от электроснабжения. Обратилась снова в энергосбытовую компанию, вновь предоставила свои квитанции об оплате и заплатила за подключение. Снова уехала в больницу. В её отсутствие дом посетила сотрудник «МРСК-Сибири», который обнаружил несанкционированное подключение и составил акт о безучётном потреблении электроэнергии. Женщине предъявили к оплате – 12 204 рублей. Так инвалид по онкозаболеванию, которая живёт одна, всегда оплачивала поставляемую ей электроэнергию, в одночасье превратилась в злостного неплательщика, в воровку, ведь, если верить заключениям энергетической компании, она бессовестным образом украла электроэнергию на сумму больше чем 10 000 рублей.

Мы отправили соответствующий запрос в пресс-службу ОАО «Читаэнергосбыт» и надо отметить, что специалисты этой службы очень оперативно откликнулись и выслали не только ответ, но и документы.

«Даём пояснения на вопросы письма Л.И. Абоненту повторно разъясняется причина долга за несанкционированное потребление. Факт воровства электроэнергии установлен, акт имеется, документы прилагаем. Во время её отсутствия в квартире в период ограничения (он длился 2 месяца), оказывается, проживало ещё шесть человек. Два месяца никто не обращался в энергосбыт. В итоге электромонтёром сетевой организации (ПАО МРСК Сибири – не нашей организации) установлен факт несанкционированного подключения. (...) Требование погашения долга – законно, поэтому будет ограничение, если абонент не обратится в энергосбыт за реструктуризацией долга или просто не погасит долг».

Прочитав этот ответ, невольно задаёшься вопросом: а не обманывает ли и нас женщина? Или её обманывают родственники - живут в доме в её отсутствие, а платить за всё должна пенсионерка? Связались с Людмилой Ивановной, попросили прийти и принести документы. И вот Людмила Ивановна в нашей редакции уже не одна, а с сыном, невесткой и внуком.

– Да, у меня прописаны дети – ведь на работу без прописки не берут, но живу я там одна, сын ходит печь топить, когда я в больнице лечусь, – объясняет Людмила Ивановна.

– Откуда же взялось несанкционированное подключение? – спрашиваем мы, зачитывая ответ «Читаэнергосбыта».

В ответ пенсионерка достаёт свой пакет документов.

– Вот, смотрите сами: ни одного неоплаченного месяца у меня нет! Откуда что они взяли – просто уму непостижимо!

Смотрим все квитанции – действительно, всё оплачено, даже злополучный месяц сентябрь 2015 года. Как же так может быть?

– Я приходила в офис в первый кабинет ещё в сентябре, там во всём разобрались, сказали – компьютерная ошибка. Плохо, что у меня нет никакого подтверждающего документа, что я там была – всё ведь устно было решено.

Продолжаем сверку документов: откуда то же взялось несанкционированное подключение? Итак, по документам, предоставленным ОАО «Читаэнергосбыт» выходило, что новый счётчик хозяйке дома поставили... 1 января 2016 года(!). Именно эта дата стоит в акте, подписанном сотрудником «МРСК Сибири». Да... Вы верите, что кто-то у нас работает первого января, кроме «Скорой», пожарных и полиции? Но дело даже не в этом. На руках у пенсионерки тот же самый акт, только датирован он 26 ноября. Мы можем понять пресс-службу ОАО «Читаэнергосбыт», ведь по имеющимся у них документам всё правильно – задолженность есть, свет отключили, в декабре пришёл сотрудник компании – обнаружил подключение, тогда как счётчик поменяли только 1 января, всё понятно – воруют.

Мы же увидели и совсем другие документы: квитанции об оплате электроэнергии, акт о замене счётчика от 26 ноября. И о каком безучётном потреблении вообще идёт речь, если уже в конце ноября был поставлен счётчик, и все квитанции об оплате есть в наличии?

История продолжается, ведь Людмиле Ивановне снова пришло извещение о том, что в апреле её дом снова отключат, пока она не погасит неизвестно откуда взявшийся долг. Надеемся, что точку в этом поставит прокуратура, куда за защитой вынуждена была обратиться пенсионерка. Продолжение следует.

«Борзя Вести», №12 от 24 марта 2016 года, Валентин Петров

Дальше лучик солнца в царстве вселенской горечи по утраченному всему - небольшая заметка о творческом медике из села Николаевское Юрии Матякубове. Пять лет посвятив медицине, он подался в культуру и не ошибся. Теперь на него надеется всё село. Сегодня Юрий работает в должности режиссёра Улетовского народного кукольного театра «Теремок» и мечтает поставить спектакль «Гадкий утёнок».

Читать о пути к сцене медбрата участковой больницы

Зажигает сердца людей

Несколько лет назад, будучи в командировке в селе Николаевское, я впервые встретилась с Юрием Давранбековичем Матякубовым. Это было в 2012 году, в то время он работал директором сельского Дома культуры, позднее, после оптимизации, стал заведующим СДК. Работая на должности руководителя, он также был депутатом Николаевского местного Совета.

А вообще в это село Юрий приехал в 2007 году после окончания Читинского медколледжа. Работал медбратом в Николаевской участковой больнице. Я очень удивилась, когда узнала, что Юрий, пять лет отработав в здравоохранении, вдруг ушёл в сферу культуры. Причём работал неплохо. Почему такая смена?

По его словам, в здравоохранении района тогда были сделаны первые шаги по оптимизации расходов, естественно, уменьшилась зарплата среднего медперсонала. К этому времени Юрий был уже семейным человеком – жена, двое детей. Вот и решил пойти туда, где платили побольше. Так он возглавил сельский Дом культуры. И теперь не жалеет о том, что ему пришлось переквалифицироваться. А в этом помогло то, что он человек творческий, инициативный, общительный, к тому же ещё хорошо поёт.

Вместе с другими специалистами культуры с. Николаевское организовывал и проводил массовые мероприятия, в частности, ко всем календарным праздникам. А в этом им помогали задорные и весёлые участницы вокальной группы «Россиянка», школьники танцевального коллектива «Диана», всегда лёгкие на подъём и удивительно активные. Они с удовольствием и с большим желанием участвовали во всех проводимых мероприятиях.

Юрий Матякубов сам был активным участником, исполнял эстрадные, народные, украинские и современные песни. Под его руководством коллектив сельского очага культуры работал неплохо. В райцентре заметили молодого, энергичного, креативного Ю.Д. Матякубова, вот и пригласили его переехать работать в Улёты. И в августе 2015 года он решился на этот шаг, и стал работать в должности режиссёра Улетовского народного кукольного театра «Теремок».

– Я не жалею, что связал свою работу с культурой. Сейчас учусь заочно в Забайкальском краевом училище культуры на четвёртом курсе на менеджера-организатора социально-культурной деятельности по специализации режиссёр культурно-массовых праздников и театрализованных представлений. После его окончания планирую получить высшее образование, поступить в ЗабГУ на факультет культуры и искусств, - говорит Юрии. - Сейчас работаю над спектаклем по сказке «Лиса- повитуха», в скором времени состоится его премьера.

Юрий является солистом вокальной группы «Мечта» (руководитель К.Н. Синегузов), которая создана при районном Доме культуры. Также поёт дуэтом с заведующей РДК О.А. Улановой. Репертуар этой группы разнообразен, исполняют песни о России, о деревне, о родном крае.

– Юрий, а каковы твои планы на будущее? – интересуюсь я.

– Моя мечта поставить спектакль по сказке «Гадкий утёнок». Мне нравится петь, работать на сцене. Я чувствую, что это моё.

Тёплыми словами об Ю.Матякубове отзывается заведующая районным методическим отделом МРУК МР «Улетовский район» Л.А. Климина. Она отметила, что Юрий, работая в культуре, сумел зарекомендовать себя только с положительной стороны. Он перспективный, способный, одним словом, творческая личность. Именно такие люди и должны работать в сфере культуры. Сами гореть и зажигать сердца других.

«Улётовские вести» №22 от 24 марта 2016 года, Екатерина Михайлова

Авторы газеты с революционным названием «Ленинец» попытались классифицировать бурятские субурганы - ступы-хранилища. Достаточно увлекательная при наличии фантазии и интереса к культуре бурят заметка. Помимо тщательно собранного материала о традиционных ступках есть совершенно приятный факт - согласно данным автора, в Дульдургинском районе молодое поколение стремится к изучению культуры бурятского народа. На вопрос, посещают ли они дацаны и религиозные места 87% респондентов ответили положительно. Кстати, всего на территории Дульдургинского района 16 субурганов.

Узнать, что за субурганы

Субурганы Дульдургинского района

В ходе исследования мы задались вопросом: сколько ступ в Дульдургинском районе? Кто инициатор строительства ступ? Как строятся субурганы? Каково значение этих сооружений в жизни наших земляков? Встречаясь со старожилами, работниками музеев, с ламами Узонского дацана, жителями сёл, мы попытались классифицировать субурганы Дульдургинского района: как и в какой местности был построен субурган, время строительства, история (легенда), вид, символика:

Село Узон, «Жанчуб-чортен», 2002 год, посвящён ушедшим учителям Тарбагатайского дацана с целью распространения учения Будды, ради блага всех живых существ, вид – «Пепунг», символика – память проповеди Будды Шакьямуни.

В местности Арын жалга, «Намжал-чортен», 2004 год, посвящён усопшим для обретения благого перерождения, для устранения преждевременных смертей и болезней, вид – «Янгчюб», символика – знак наступающего пробуждения.

«Бумкан», 2003 год, посвящён великому ламе, йогину Лосо, вид – «Трянстринша», символика – вместилище ста тысяч Будд.

В местности Хойто Эрэбэк, «Бумкан», построен в 1960 годы местной жительницей Намгар для умиротворения духов хозяев, для общего блага людей вид – «Трянстринша», символика – вместилище ста тысяч Будд.

На берегу реки Онон, в местности Тарбагатай, в 40 километрах от села Дульдурга. «Намлал-чортен», построен в 1990 годы, посвящён ушедшим учителям и ламам Тарбагатайского дацана, вид – «Пепунг», символика – память о проповеди Будды Шакьямуни.

На северо-западе от села Тапта-Жамсо Цыбенову, вид – «Пепунг», символика – память о проповеди Будды Шакьямуни.

Село Узон, в местности Хэршэхээ, 2009 год, для умиротворения духов хозяев, для общего блага людей, вид – «Трянстринша», символика – вместилище ста тысяч Будд.

Нами установлено, что при строительстве субурганов в круглое основание кладут книги, мантры, лекарства, драгоценные украшения и металлы. В пьедестал, т. е. в квадратной части кладут глиняные фигуры Будды, оружие, копье. Строятся субурганы в особых местах по правилам и канонам буддизма. А также в месте, где пересекаются, по мнению лам, зло и «чернея» энергия.

Нами опрошены старожилы с. Токчин. с. Узон, с. Чиндалей. с. Алханай, с. Таптанай. Это глубоко верующие простые жители сёл. Все они активно принимали участие в строительстве этих сооружений. По мнению старожилов, они поступают так для того, чтобы совершить буин, что означает делать добро. Нами также установлено, что активно стали строить субурганы с 2000 года. В советский период, в эпоху коммунизма, религия не была важным элементом духовной жизни народа. Но в связи с переменами в обществе конца двадцатого и начала двадцать первого века, все чаще люди стали обращаться к религии, духовной жизни. Не исключение и мы. Анкетирование показало, что наши земляки, 40 человек в возрасте 50-70 лет, чтят традиции и обычаи народа на сто процентов. А тогда, как молодое поколение, возраст 14-25 лет, ещё не представляет значения этих сооружений. Сорок процентов опрошенных изучают вопросы религии на уроках МХК, получают информацию из телевидения, интернета, от родителей. Шестьдесят процентов респондентов не имеют представления о значении субурганов в жизни земляков.

Но наблюдается тенденция к тому, что молодое поколение стремится к изучению и постижению духовной культуры бурятского народа. Среди опрошенных на вопрос, посещают ли они дацаны, религиозные места, ответило положительно 87% респондентов, а 13% отрицательно.

Итак, на территории Дульдургинского района 16 субурганов. Эти данные были собраны к 70-летию нашего района, поэтому, надо полагать, что каждый год они пополняются новыми сооружениями и не являются окончательными. Но могу серьёзно заявить, что все они почитаемы жителями данной местности и играют огромную роль в культурном наследии Дульдургинского района.

Изучив эту тему, мы пришли к выводу, что собранный материал может быть использован в работе музеев, на уроках бурятского языка и МХК, может дополнить путеводитель по Дульдургинскому району.

Полностью согласна с утверждением, что любому человеку любой национальности и вероисповедания нужно знать свои корни, обычаи и традиции, без которых немыслимо национальное самосознание, самоопределение человека в этом мире.

«Ленинец» №11 от 23 марта 2016 года, Дулма Лодонова, методист по фольклору

Красночикойские пенсионеры не согласны с фракцией ЛДПР и хотят, чтобы люди больше отдыхали - выгоднее потому что. Написавшие письмо в газету «Знамя труда» жители района вспоминают, как в советское время сначала в один выходной, а потом в два всё равно продолжали работать - «вкалывали». А им - шиш. Пожилые люди считают, что отдыхать нужно - беречь здоровье. Ну, а работа - так она им сытую и полную лекарствами старость не обеспечила, хоть бы и семь дней трудились.

Читать о пенсионерах, не нашедших справедливость

Пусть каникулы будут

Прочитав в газете № 17 от 14.03 2016 года статью о праздничных новогодних днях, мы решили выразить своё мнение, что не согласны с фракцией ЛДПР Мы – это люди старшего поколения, уже как 5 лет на пенсии. Мы только «за», чтобы люди отдыхали. В своё время у нас был один выходной, затем появились два дня выходных. Мы не видели практически отдыха, ездили даже в воскресенье в колхоз работать – копали картошку, готовили веники берёзовые, чистили отары (в Верхнем Шергольджине), убирали капусту, собирали и переворачивали валки, ездили убирать сено («Ленинский путь», в «Искру»), готовили дрова на детские сады и школы. Детей в ясли «по блату» отдавали в 5 и 6 месяцев. Теперь здоровья нет никакого, и живём впроголодь, пенсии нашей никуда не хватает Кто работал, «вкапывал», тот получает маленькую, а кто не работал, сохранил своё здоровье – и пожалуйста, им добавили, по 8800 получай. А ведь это с наших денег практически лодырям платят. Где же справедливость? Что ЛДПР? Они получают хорошо, в тепле садят Их бы к нам на 40 градусов мороза! Пускай люди отдыхают, ведь морозы такие у нас, дети и внуки приезжают на каникулы, школьники тоже на каникулах, хоть с родителями все вместе раз в году побудут. А экономика, что? Украина, Сирия – везде помогаем, а самим не на что взять лекарство, продукты. Теперь есть и те, кто голодает – нет работы, пенсии никакие, идёт сокращение, лечение бесплатное недоступно, лекарство дорогое. Так что, вывод; кто работал – сидит в нищете. Так что, пускай люди отдыхают. А у кого кредиты, то люди бедствуют, и без них никак, оформил – сиди голодом. Корми дядю с тётей. Вот и к чему пришли? Работали от и до. Смотришь на молодые семьи, как им тяжело, а если у кого дети учатся вдали от дома?

А ещё про биржу. Ведь некоторые сидят, не хотят работать. Соседке моей 47 лет ей не раз предлагали работать. Так она размышляет так: «Ой, зачем я пойду, я на бирже получаю» Да, она и здоровье сохранит и дома все переделает, и гляди, пенсию больше работающего будет получать. И где же она, справедливость?!

«Знамя труда» №25 от 25 марта 2016 года, пенсионеры

Небольшая заметка в краснокаменской газете рассказывает о метеостанции в Кайластуе. Ей в этом году исполняется 105 лет. Сегодня там работают опытные старейшие метеорологи, которые рассказали, как всё начиналось в церковно-приходской школе.

Узнать историю ведающих погоду

Метеостанции в Кайластуе – 105 лет

Сегодня от профессиональной работы метеорологов зависит многое: от экологической ситуации и безопасности на транспорте до своевременной защиты населения от последствий стихийных бедствий и катастроф. В Краснокаменском районе метеостанции в селе Кайластуй исполнилось 105 лет.

Создание метеорологической сети на территории Забайкальского края началось в феврале 1911 года, тогда свою деятельность осуществляли всего 25 станций, в этом же году в состав метеорологической сети вошла созданная Иркутской магнитно-метеорологической обсерваторией метеостанция в селе Кайластуй. Она была организована на территории церковно-приходской школы, где и установили первые приборы для наблюдений за давлением, температурой воздуха, осадками и ветром. В октябре 1938 года на реке Аргунь был открыт гидрологический пост, на котором в своё время трудилась Людмила Гавриловна Мазняк. В 1939 году определена новая метеоплощадка, на которой и по сей день ведутся наблюдения за метеорологическими явлениями в Краснокаменском районе.

Конечно, такой юбилей – праздник для всего Забайкальского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Начальник метеостанции села Кайластуй Вера Аркадьевна Беличенко рассказала, что сегодня в коллективе из четырёх человек на метеостанции работают опытные и старейшие техники-метеорологи, она сама трудится здесь уже почти 30 лет, а в феврале этого года пришёл работать молодой специалист Антон Медведков.

– Очень хороший коллектив, сплочённый, ответственный, – говорит Вера Аркадьевна.

– Техники-метеорологи, мои коллеги, Александр Медведков и Татьяна Мироманова сделают все измерения грамотно и в срок, а работать с ними легко.

С особым уважением и теплотой Вера Беличенко вспоминает и ветеранов гидрометеорологической службы:

Любовь Андреевну Парфёнову, Любовь Андреевну Горченко, Татьяну Михайловну Мироманову, а об Ольге Иннокентьевне Мазняк отзывается как об идеальном исполнителе. Благодаря этим женщинам на протяжении десятилетий в сложных условиях выполнялись метеорологические и агрометеорологические наблюдения за окружающей средой. С 2011 года началась модернизация метеостанции, а в феврале 2016 года она полностью перешла на автоматизированные системы наблюдения. Это, конечно, хорошо, но по-прежнему без людей станция существовать не сможет, хотя современным специалистам необходимо уметь работать с ещё большим количеством приборов. А начатые 105 лет назад наблюдения за пастбищной растительностью, за глубиной оттаивания и промерзания почвы, радиоактивной обстановкой, изменениями климата благодаря особой специфике будут продолжаться на этом месте всегда.

«Слава труду»? №28 от 22 марта 2016 года, Елена Польских

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления