Общество Местечковое импортозамещение

Местечковое импортозамещение

Завод горного оборудования в Дарасуне предложил золотодобытчикам отказаться от заказов в других регионах и сотрудничать с ним. Сработает ли модель импортозамещения в Забайкалье?

Термин импортозамещение влился в экономику Забайкалья в 2014 году следом за вводом санкций и отказом сотрудничать с Западом. Вместо того, чтобы покупать товары с добавленной стоимостью за границей, власть задумалась о развитии собственного производства. В этой слегка утопичной теории заводы должны были оперативно перестроиться и начать работать во всю силу для своего государства. Однако небольшие предприятия, подобные заводу горного оборудования в Дарасуне, стали заложниками узкой направленности, в итоге самостоятельно выйти на всероссийский уровень или хотя бы найти клиентов даже внутри региона для них оказалось не простой задачей.

Дарасунский завод раз в год, не меньше, устраивает презентационные встречи и делится успехами. То покажет новое оборудование, которое в России больше никто не производит, теперь вот решено заниматься выпуском машин для золотодобытчиков – востребованность есть, поскольку в крае таких золотодобывающих артелей более 30. Гендиректор завода Сергей Белоногов пригласил к себе недропользователей вместе с исполняющим обязанности министра природных ресурсов и промышленности Олегом Поляковым и и.о. министра экономического развития Сергеем Новиченко в надежде завести новые контакты с недропользователями, но итоги встречи вырисовали другой сюжет.

Первые в России

По данным, подготовленным пресс-службой губернатора края, доля импорта горно-шахтных погрузчиков в Россию составляет 100% - это критический уровень импортозависимости. Такое оборудование пока изготавливается только на территории Украины. Доля импорта бурильных установок составляет 90%. При этом большинство горнодобывающих компаний России закупают машины в Швеции и Австрии, отечественных аналогов в России нет.

Дарасунский завод сейчас выпускает горнодобывающее оборудование – это буровые установки, вагонетки, погрузчики шахтовые ковшовые, а также запчасти для шахтовых машин. Номенклатура выпускаемой на предприятии продукции включает породопогрузочные машины, пневмомоторы, буровые коронки и другое оборудование для строителей и горняков. С проблемой импортозамещения предприятие начало бороться с 2014 года, но весомых результатов добиться не получается, кроме как на бумаге. Завод слишком мал, чтобы конкурировать с мощными промышленными гигантами. Кроме того, сложная экономическая ситуация в регионе не даёт уверенности федеральному центру в благонадёжности предприятия. Несмотря на это, Дарасунский завод - едва ли не единственный завод в Забайкалье, кто постоянно работает и выполняет заказы, в том числе и для нужд Минобороны.

«Из-за санкций были введены программы импортозамещения и поддержки малого предпринимательства. Мы подготовили все документы, но никаких сдвигов нет. Вы видели, что одна машина готовится к переезду в Краснокаменск, ещё одна там уже работает и одну мы отправили в Казахстан. И никакой поддержки со стороны министерств нет. В трудное время надо работать вместе, - говорили вы. А что в итоге?» - пользуясь случаем, высказал упрёк в сторону властей начальник технического отдела завода горного оборудования Виктор Скоркин, начиная свою презентацию.

Ситуацию начала объяснять замминистра природных ресурсов Елена Протасова: «Проблема в том, что на федеральном уровне есть единственный реальный источник для господдержки предприятий машиностроения - это Российский фонд развития промышленности. Деятельность фонда направлена на поддержку финансово устойчивых предприятий, стоимость проектов которых превышает 100 миллионов рублей. Проблема в том, что они не занимаются микрофинансированием, а мы как раз попадаем в этот сегмент. Мы пытались увеличить проекты до этой суммы, пересчитывали с экономистами бизнес-планы и финансовые модели, но бюрократические процедуры, выстроенные фондом, нам не позволяют туда попасть».

1 из 2

Существуют риски и для самого завода – когда увеличивается стоимость проекта, должна увеличиваться и доля собственных средств - до 50%. Со слов Протасовой, необходимо будет обеспечить 50 миллионов рублей, и вряд ли завод готов к этому.

Заказы от региональных предприятий, вероятно, помогут заводу выжить. Учитывая рост стоимости золота, многие предприниматели в Забайкалье начинают осваивать золотодобывающую отрасль. Воспользовавшись случаем, Дарасунский завод принял решение завладеть вниманием недропользователей и рассказать о выпуске специально разработанного оборудования.

Золото своими силами

Новые станки для артелей, которые хочет выпускать завод, пока ещё не увидели свет, есть только два заказа, но планов - громадьё. У предприятия есть свой технический отдел и конструкторы, которые занимались разработкой чертежей, подготовкой технической документации, обоснованиями безопасности изделия и сертификацией оборудования. Речь пока идёт о бурильных станках ударного действия и разведывательных машинах для разработки месторождений. Потом, если получится – изготовление виброгрохота для промывки золота и буровых станков для ударно-канатного бурения.

«Решение было принято ещё в конце 2015 года, чтобы нарастить объёмы производства. Это оборудование не изготавливается в нашем регионе, ближайшие предприятия находятся на Дальнем Востоке и на Урале. Но мы идём на улучшение характеристик, чтобы придать долговечность изделию, - рассказывает Виктор Скоркин, провожая журналистов по цехам завода перед встречей с золотопромышленниками. – Потребность есть. Золото дорожает, люди бросаются в эту отрасль, создавая артели. Даже строительный бизнес в некоторых случаях перепрофилируется под добычу».

1 из 2

Недропользователи большой группой подтягиваются к рассказчику позже, внимательно слушают, но вопросов не задают. Из них кто-то работает на руде – чаще всего фабрики, кто-то на россыпях. Скоркин уточняет, что услуги завода подходят в первую очередь для тех, кто работает с россыпным золотом на реках. Однако серьёзный объём закупок оборудования и расходных материалов артели предпочитают делать за пределами региона.

После презентации слово берёт гендиректор Сергей Белоногов. Без лишних рассуждений он объясняет собравшимся, что теперь они не просто могут, а должны заказывать оборудование у них, ведь коллектив завода прилагает максимум усилий, чтобы сохранить предприятие и нести пользу: «Мы со своей стороны гарантируем качество и гибкую ценовую политику. Хочу вас привлечь к разговору, решить, как нам с вами идти и в каком направлении двигаться. Готовы исправить все недостатки, если кто-то сталкивался с ними. Обязательно вы это должны сказать и продолжать работу с нами».

Собравшиеся представители артелей размышлениями делиться не решились, в зале повисла тишина. Тогда инициативу взял на себя Олег Поляков, вызывая каждого недропользователя по списку, как в школе.

Представляющий артель «Кварц» был первым среди выступающих и сравнил оборудование с магаданским: «Не секрет, что сырьевая база сейчас ухудшается, закономерно встаёт вопрос – надо где-то искать приборы, чтобы работать в этих условиях. Были на Магадане уникальные машины, а сейчас их почти не делают. Если бы вы могли решать этот вопрос здесь, было бы здорово».

Следующим без энтузиазма выступал инженер артели «Даурия», который рассказал, что предприятие уже закупало оборудование на Дарасунском заводе, но решило отказаться от этой идеи из-за бесчисленных поломок.

«Постоянно требовались сварочные работы, был большой износ цепи. Такое же оборудование покупали в Магадане, гидросистема ни разу не подвела, цепь меняли дважды. К магаданской сборке вопросов нет. А ваш прибор… весь год провозились. А день простоя – большие убытки. Погружные стаканы мы покупаем в Первомайском, по качеству они лучше», - высказался старатель.

Инженер другого предприятия рассказал, что занимается разведкой, поиском и оценкой в Тунгиро-Олекминском районе, где бурение вести тяжело. «Обращались в Челябинск с изготовлением деталей, но на этапе сборки выяснилось, что они не могут сделать автоматику. По идее мы готовы у вас сделать заказ, но только в том случае, если вы сможете реализовать наши идеи», - предложил он.

Остальные, возможно, приняли к сведению замыслы инженеров завода, но не поспешили их высказать. Или, быть может, не рискнули изменять состоявшейся привычке заказывать подороже, подальше, но понадёжнее.

***

Говорить, что в Забайкалье нет промышленности и кивать на соседние регионы легко, но нелепо, особенно когда есть собственный рабочий завод, готовый выполнить любой каприз заказчика.

Чтобы удержать клиентов, власти региона придумывают дополнительные пункты в соглашениях - рекомендовать размещать 20% заказов на площадках предприятий Забайкальского края. Наверное, только такими мерами - из под палки - получится наладить производство.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления