Общество Один день «Один день»: Деревенская простота Урлука

«Один день»: Деревенская простота Урлука

Всё просто и понятно: по времени накормить свиней и куриц, по времени высадить капусту, истопить баню, по времени продержать хлеб в печке. Так хорошо и всё ясно.

Предыстория. Душный город, все завалены работой, хочется новых ощущений и душевного покоя, отдохнуть от города… А впереди три дня выходных и их так не хочется проводить в надоевшей городской суете.

Хорошо, когда есть друзья, лёгкие на подъём, готовые рвануть куда-то без проблем. И вот за пару минут, списавшись в соцсети, приняли решение, едем отдыхать от города… Наконец, наступило долгожданное утро пятницы, мы в пути, три дня и пять районов нашего необъятного Забайкальского края, которые мы намерены пересечь по пути в село Урлук Красночикойского района.

По дороге много разговоров, смеха и песен, с замечательным настроением наблюдаем за сменой пейзажа: сопки, поросшие лесом, сменяются на голые — след человеческой руки, вырубка, поджоги. И всё же встречаются сочные зелёные луга, местами покрытые жарками — цветами, занесёнными в Красную книгу. Несут свои воды забайкальские реки: Блудная, Хилок, растянувшийся лентой почти на 840 километров.

Ближе к девяти часам вечера мы прибыли к пункту назначения – селу Урлук, начался проливной дождь.

Информационное агентство «Чита.Ру» объявило о старте летней серии проекта «Один день». Комфортабельная база отдыха «Надежда» на озере Арахлей выступила спонсором и предоставит уютный номер на двоих на любые два дня в сентябре, а редакторы «Чита.Ру» соберут продуктовую корзину к путешествию. Рассказы об одном летнем дне с фотографиями принимаются на почту info@chita.ru с пометкой «Один день» по 31 августа.

История одного дня (11 июня 2016)

Мы ехали в Урлук целенаправленно, ежегодно 11 июня в этом селе проходит крестный ход от небольшой церквушки в центре села на Урлукский хребет, где раньше находился мужской монастырь, основанный Варлаамом Чикойским.

К сожалению, как бывает в нашей жизни, много погибает от руки человека, вот и здесь в одну из неспокойных вех нашей отечественной истории – революцию, этот монастырь был разрушен, даже сейчас в наш полный жестокости век нам кажется, что это кощунство – разрушать святые места, а тогда в эту непонятную сумятицу была погружена вся страна. Конечно, сейчас некоторые разрушенные монастыри и храмы восстанавливаются, но это лишь малая часть того, что было разграблено и уничтожено руками большевиков.

Вот и здесь от мужского монастыря остались одни развалины, и лишь в некоторых местах можно разглядеть очертания некогда стоявших построек.

Так вот, паломники со всего края и не только приезжают 11 июня на Порушницу – старинный праздник, ходят от церкви, которая находится в центре села, высоко в горы к месту бывшего монастыря. И мы решили съездить в таёжное село, чтобы побывать в святых местах Забайкалья и отдохнуть от города.

Утром 11 июня мы чуть не проспали будильник, Светка оказалась самым ответственным человечком, проснулась раньше и всех разбудила, тяжелее всего было растолкать Ленку, которая бурчала: «Давайте поспим». Преодолев сон, мы всё-таки встали, позавтракали, собрали рюкзак с провиантом и отправились в путь. Для первого раза решили не весь его пройти пешком, а проехать, где возможно, на машине.

Итак, мы едем — Андрей, Оля, Светка, Ленка, я и тётя Галя — мама Оли, здесь, в этом селе, малая Родина Ольги, именно у её родителей мы и остановились.

Добрались до места, после которого ехать на машине было трудно, оставили её на обочине лесной дороги и пошли дальше пешком. По пути нас обгоняли местные жители на более проходимых машинах, мотоциклах. Запомнились два дедушки, которые обогнали нас бодрой походкой, пошутив, что они моложе нас. Около 3 километров мы шли то в гору, то с горы и, наконец, добрались до конечной цели.

Нас встретили развалины монастыря. Где когда-то стояли ворота, теперь осталась разрушенная каменная основа, виднелись фундаменты некогда стоявших помещений, было видно, что монастырь был каменный и белого цвета.

1 из 3

По периметру были колодцы, говорят, их было порядка тридцати, но восстановили и облагородили только два.

Как рассказывала Оле бабушка, в эти колодцы монахи скидывали монастырское серебро и иконы, когда большевики разрушали храм. На пригорке справа, где когда-то была могила Варлаама, основателя монастыря, теперь лежали раскуроченные надгробные камни, и рядом, у дерева, стояла могильная плита, на которой была надпись на старославянском языке.

Чуть выше слева стояла восстановленная деревянная келья из бруса с бирюзовой крышей, а ниже под горой небольшая часовенка, поставленная тоже сравнительно недавно.

Скажу, не кривя душой, такой сказочной природы я не видела никогда, хоть и сама выросла в деревне, среди леса, где мне казалось, природа красивая, но здесь она была просто прекрасна, неописуемо великолепна. Хребты, покрытые лесом так равномерно и густо, будто кто-то специально постарался, засаживая эти горы, чтобы всё было идеально ровно. Всё вокруг было сочно-зелёным, казалось, что нет ни одной сухой травинки, и небо, необыкновенной красоты небо, ярко-голубое, чистое, лишь кое-где изредка проплывали белоснежные пуховые облака-пёрышки.

Волшебный чистый воздух — без примесей, без запахов, он был настолько чистый, что от переизбытка кислорода разболелась голова.

Передохнув и осмотревшись, мы выбрали место для привала, скажу, что это было не так просто, потому что людей, прибывших на место бывшего монастыря, было очень много. Наконец, мы нашли подходящее место и расположились. Развели костёр, начали варить чай, печь картошку и жарить сало. Только мы расположились, даже котелок с чаем не успел закипеть, как услышали приближение крестного хода, услышали пение православных, которое разносилось по всему лесу разноголосым гулом, казалось, что ни одна птица не щебечет, а слышно было только, как льётся по всему лесу пение сотен людей, прибывших на ход. Убрав провианты на дерево, мы пошли на место службы. Людей, пришедших крестным ходом вместе со священнослужителями, было очень много, здесь были и старики, и дети, и молодёжь, в общем, люди разных возрастных категорий. Началась служба, люди пели, крестились.

На службе я была в первый раз, поэтому для меня было удивительно, как людей разных возрастов и социальных статусов объединяет вера. Служба длилась около получаса. По окончании все направились набирать святую воду из колодцев. А мы просто пошли и забрали свою уже набранную в ёмкостях воду, которую освятил батюшка, и, наконец, пошли есть.

Вскипятили котелок с чаем и принялись кушать, еда на чистом воздухе исчезла за считаные минуты. Мы наелись до отвала и принялись собираться домой.

На выходе из монастыря мне навстречу попалась девочка, хорошенькая такая в старорусском цветном сарафане и в косыночке. Девочка, как из сказки, миниатюрная блондиночка с голубыми глазками. Мне захотелось с ней сфотографироваться, но девчушка засмущалась и отказалась, было обидно. Я уже расстроилась, что у меня не будет такой фотографии, как тут же мне навстречу вышла ещё одна девочка, в таком же цветном сарафанчике и косыночке, только уже постарше и с большими карими глазами. Она без проблем согласилась со мной сфотографироваться.

Андрей и Оля направились вперёд, Андрею захотелось поскорее донести до машины воду, которую мы набрали. Ну а мы — я, Ленка и Светка — чуть-чуть от них отстали. Казалось, что обратная дорога даётся нам намного легче, мы шли, разговаривали о многом по дороге, которая была раскатана машинами и очень скользкая от прошедшего утром дождя. Нам оставалось до машины всего ничего, когда Светка поскользнулась и упала. Если честно, я всю дорогу этого ждала, не от того, что я хотела, чтобы она упала, а от того, что это должно было случиться, ведь если бы со Светкой ничего не случилось, это было бы странно. Мы добрались до машины, расселись по своим местам и направились домой.

Добрались до дома, переоделись, поехали за берёзовыми вениками и за крапивой поросятам. Перед выходом из дома нас немного напугала баба Нюра, Олина бабушка, сказала, чтобы мы не ходили по лесу с голыми ногами в шлёпанцах, что нас могут ужалить змеи, которые водятся в тех краях. Меня это не испугало, а вот Ленка оказалась впечатлительной и всю дорогу присматривалась к траве и боялась, что её ужалит змея.

Нам с девчонками была поставлена задача — нарвать берёзовых веников, а Оля и Андрей поехали рвать крапиву. Поехали мы на так называемую плотину – искусственно созданный водоём, вблизи Урлука нет естественных водоёмов, только река Чикой, которая находится за много километров от села.

В берёзовой роще мы принялись готовить веники, а ребята отправились в противоположную сторону на поиски крапивы. Веники мы наготовили довольно быстро.

По пути к плотине мы увидели огромный муравейник с красными муравьями. Вспомнили детство и решили попробовать «муравьиную кислоту». Как в детстве слюнявили соломинки и клали на муравейник, через пару секунд на соломинке были десятки муравьишек, а ещё через пару минут их нужно было стряхнуть, соломинка должна была стать кислой, однако кислыми они стали только со второго раза. Для меня и для Светки это было обычным делом, потому что в детстве всегда так делали, а вот Ленка пробовала «муравьиную кислоту» в первый раз.

С охапками берёзовых веток мы спускались по дороге, дошли до плотины, заглянули в небольшой сарайчик для пастухов, который стоял недалеко от плотины, его соорудили, видимо, для того, чтобы прятаться от летнего зноя. Дождались Олю и Андрея с крапивой и поехали домой.

Минут через 10 мы были дома. Сегодня я в первый раз попробовала печь блины в русской печке. Я выросла в деревне, но в такой деревне, где русская печка была редкостью и была в доме только у одной-двух семей, поэтому как готовят в русской печке, я никогда не видела. А здесь мне представилась такая возможность — испечь в ней блины, конечно же, я захотела попробовать.

В печке было много ярко-алых углей, пышущих жаром. Так как тётя Галя привыкла, для неё не составило труда заливать чугунную сковороду ароматным тестом и без особых усилий ставить её в печь. Для меня же это оказалось сложным, во-первых, сковорода была чугунной и очень тяжёлой, и я с огромным усилием разливала по сковороде тесто, во-вторых, когда я ставила первый блин в печь, мою руку обдало жгучим, шипящим жаром, поэтому мне пришлось обмотать руку полотенцем, чтобы не так чувствовать жар. Тут подключилась Ленка, она наливала тесто в сковороду, а я ставила её в печь. Что больше всего меня удивило, так это то, что такие блины совершенно не нужно было переворачивать, они без проблем пропекались и покрывались с обеих сторон румянцем. Вскоре, мы осилили кастрюлю с тестом и напекли целую гору блинов.

Тётя Галя принялась раскидывать тесто по формам, чтобы испечь хлеб, домашний деревенский хлеб, с хрустящей корочкой.

Мы закончили с блинами, и девчонки полезли в подполье набирать картошку, мы с Андреем ссыпали её в мешки, а Оля вязала берёзовые веники, вечером нас ждала банька.

Наконец, более или менее управившись по дому, мы всей компанией девочек пошли в баню. Баня поле долгого дня — такое блаженство. Оля по очереди хлестала нас берёзовыми вениками, с непривычки от жары в бане темнело в глазах и кружилась голова. Несколько раз мы выскакивали на улицу немного охладиться. Напарились в баньке, было так легко и чисто, выпили по стаканчику пива, тело расслабилось, и было так приятно, спокойно и легко.

Дело близилось к ужину, все чистые уселись ужинать. Много в этом селе для меня было впервые, впервые готовила берёзовые веники, впервые пекла блины в русской печке и впервые наблюдала за тем, как едят блины с жиром из топлёного сала.

В деревне всё просто с точки зрения восприятия, работаешь физически и отдыхаешь морально, нет этой бесполезной городской суеты, всё просто и понятно: по времени накормить свиней и куриц, по времени высадить капусту, истопить баню, по времени продержать хлеб в печке. Так хорошо и всё ясно. Не нужно задумываться, о том, что будет завтра - в деревне всё просто. От этой простоты так не хочется уезжать и возвращаться в «каменные джунгли». В деревне спокойно на душе, и засыпаешь спокойно, здесь даже кажется, что все проблемы отступают, даже телефон звонит намного реже, как будто всем стало известно, что беспокоить меня не нужно. Мысль о том, что скоро нужно будет покинуть эту тишину, пугает и расстраивает до слёз.

В деревне спится крепко и сладко…Так закончился один из трёх дней, проведённых мною в замечательном селе Урлук Красночикойского района.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления