Общество Ветераны и семьи - наименьшие потери

Ветераны и семьи - наименьшие потери

- А у вас какой прожиточный минимум? – выкрикнули из зала. Министр финансов Забайкальского края Марина Кирилова осеклась и замолчала.

Общественные слушания по законопроекту о введении критерия нуждаемости для ветеранов труда, многодетных семей и специалистов сельской местности удивили так же, как семейный совет заявления о разводе. Неделю назад, после публикации на «Чита.Ру», открыто заговорили о том, что сокращение 3,3 тысячам человек пособий – требование Минфина России для предоставления в 2017 году Забайкалью 3,4 миллиарда рублей. Эта сумма уже заложена в бюджет региона. То есть, решение принято ещё до того, как с ним официально согласятся.

Единицы за тысячи

У входа в министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края немногочисленных пришедших на общественные слушания, о которых было известно заранее, взмахами чёрно-оранжевого флага встречал представитель «Национально-освободительного движения» Виктор Проценко. На столь любимых этим движением плакатах-схемах было изображено министерство финансов России, которое принуждает министерство финансов Забайкалья отбирать деньги у ветеранов и многодетных семей. Всё, по мнению представителя НОДа, происходит из-за 4 пункта Конституции РФ, определяющего преимущество общепризнанных принципов и норм международного права. Впрочем, последнее на плакате было представлено гораздо проще - картинкой с долларами и подписью «Мировой финансовый паразит».

Организаторы слушаний, по всей видимости, ждали толпу. Но пришли единицы, толпы не получилось. Если не считать депутатов, то на слушания пришли человек 30-40, преимущественно люди старшего возраста.

В президиум сели уполномоченный по защите прав детей Иван Катанаев, министр финансов Марина Кириллова, министр труда и соцзащиты Андрей Федотов, глава администрации края Дмитрий Кочергин, председатель заксобрания Игорь Лиханов и депутат Андрей Мартынов.

Встречу начал Андрей Федотов. Он напомнил присутствующим послание президенту к Федеральному собранию от 1998 года.

- «Пора переходить от слов к делу в вопросе об обеспечении настоящей адресности социальной помощи», - процитировал Федотов послание, год которого вызвал скептические улыбки. – Для этого появилась хорошая законодательная база: 1 января 1998 года вступил в действие федеральный закон о прожиточном минимуме, теперь есть чёткий критерий того, что понимать под бедностью. После этого было бюджетное послание президента, в котором говорилось об адресности социальной помощи для достижения максимального социального эффекта, - говорил министр социальной защиты.

Он рассказал, что разработчики законопроекта обращались к опыту регионов, уровень бюджетной обеспеченности которых выше, чем в Забайкальском крае. Например, говорил он, с мая 2016 года критерий нуждаемости в один прожиточный минимум введён для многодетных семей Челябинской области.

После слов министра начинало казаться, что в Забайкальском крае и многодетные семьи, и ветераны труда находятся в едва ли не замечательных условиях. Публика молча слушала.

Что изменится?

- Ветеран труда Забайкальского края в качестве мер социальной поддержки получает ежемесячную выплату в 781 рубль и компенсацию жилищно-коммунальных услуг в 800 рублей. В общем это 1581 рубль. На сегодняшний день для получателей введён двукратный критерий прожиточного минимума. Разработчики законопроекта предлагают ввести полуторную величину прожиточного минимума, который в регионе сегодня равен 10 519 рублей. То есть полуторакратная величина – 15 тысяч 779 рублей. Льгот лишатся пенсионеры, имеющие доход выше этой суммы. Сейчас эти выплаты получают 33,7 тысячи ветеранов труда, после введения критерия их будут получать 31,7 ветеранов.

- Ветераны труда, ветераны труда Забайкальского края и специалисты сельской местности и лица, пострадавшие от политических репрессий, получают 50-процентную льготу к оплате за капитальный ремонт. Как критерий нуждаемости тут предлагается ввести возраст. Люди старше 70 лет продолжат получать эту помощь, те, кто младше, компенсации лишатся. В среднем это 73 рубля в месяц, в год – 875 рублей. Сейчас льготу получают 51,8 тысячи человек, после принятия законопроекта – 34,4 тысячи человек.

- Специалисты сельской местности получают 2,2 тысячи рублей за компенсацию потребляемых коммунальных услуг. В настоящее время эту меру социальной поддержки получают 8,4 тысячи человек, будут получать 6,2 тысячи человек.

- Ещё один критерий вводится в отношении многодетных семей. Соцвыплаты перестанут получать семьи, где оба родителя зарабатывают больше 52,6 тысячи рублей в месяц.

«Идём по пути наименьших потерь»

- К концу 2016 года мы подошли с кредиторской задолженностью по мерам социальной поддержки в 1 миллиард рублей. Если говорить по месяцам, это 3,5 месяца. [...] Мы сегодня можем по-разному относиться к этому законопроекту. В случае введения этих критериев сегодня бюджет Забайкальского края способен ежемесячно выплачивать все нормативно-публичные обязательства и, кроме этого, погасить ту кредиторскую задолженность, которая на этот момент сложилась, - продолжил Андрей Федотов.

Марина Кириллова, взявшая слово, подчеркнула, что введение критерия нуждаемости «может быть, непопулярная мера, но на сегодняшний день у нас нет другого выхода, особо рассчитывать на федеральную помощь не приходится».

Люди в зале молчали.

- Мы же не можем с вами жить, только расходуя средства бюджета, мы же должны поддерживать свою экономику. Чтобы нам обеспечить и социальную стабильность, и экономическую устойчивость, и повышение устойчивости нашего бюджета. Когда мы будем снижать госдолг, мы должны в нашем бюджете иметь и инвестиционную составляющую, - сыпались с президиума в зал красивые слова чиновницы. Чуть позже пенсионерки расскажут всем, кто возглавил сегодняшнюю встречу, об экономической устойчивости стариков, лекарства для которых стоят 700-800 рублей.

- Поэтому я думаю, что та часть людей, которая потеряет право на предоставление отдельных мер социальной поддержки, совершенно адекватно к этому отнесётся, потому что те уровни доходов, о которых сказал Андрей Михайлович, особо сумму в 400 рублей не лимитируют. Поэтому я прошу, чтобы вы отнеслись с пониманием к тому, в каком направлении действует правительство в данной ситуации, - продолжала Кириллова. Через несколько десятков минут те, кто сейчас молча слушал министра, предложат ей привести в зал тех, кто лишится льгот, и посмотреть, как их много. «Почему вы имеете право решать за этих людей?» - спросят их. И никто из сидящих в президиуме толком на этот вопрос не ответит.

- 800 рублей! Стыд, - уже слышалось с рядов.

- Дорогие забайкальцы, - включил микрофон Дмитрий Кочергин. – Мы прекрасно понимаем резонансность. Непросто у нас идёт обсуждение этого законопроекта, - он напомнил о долгах края, и о том, что была поставлена задача выйти на плановый уровень выплаты заработной платы и социальных пособий. Мы в кассовом плане на январь-март отодвигаем все свои платежи и гасим кредиторку по социальным обязательствам. Сумма большая, 4,5 миллиарда рублей. У нас есть необходимость и по индексации социальных выплат. Очень надеемся, что к концу года мы постараемся выйти на показатели индексирования социальных выплат.

Он напомнил, что в крае есть семьи, где один родитель воспитывает двоих детей, которые также находятся в очень тяжёлой ситуации.

- Зачастую это тоже бюджетная сфера, и когда мы начинаем задерживать зарплату учителям, врачам или работникам культуры, возникает огромная проблема. Поэтому мы бы хотели к вам обратиться с просьбой простить нас, наверное, в том плане, что мы на сегодняшний день в полной мере то, что хотели, выполнять просто не в состоянии. Но мы бы хотели, чтобы вы поняли, что мы идём по пути наименьших потерь: понимаем, что у нас есть проблемы с выплатой заработных плат, и мы этого допустить ни в коем образе не можем, - заключил он.

«На самом деле закон щадящий»

Председатель заксобрания Игорь Лиханов также обратился к залу со словами о том, насколько региону нужен этот законопроект.

- Сходу понять очень сложно. Поэтому такая реакция: «У всех отняли», и так далее. На самом деле он максимально щадяще относится к самым незащищённым слоям населения, - заявил он. – Депутаты со всей ответственностью относятся к принятию решения. Приходится учитывать и экономическую ситуацию в целом по Забайкальскому краю, и перспективу, учитывая наличие высокого госдолга. Необходимо всё-таки развитие экономики, - сказал спикер.

Лиханов пообещал, что заксобрание примет взвешенное решение, но из его речи было понятно, какое именно решение это будет. В парламент, объяснил Игорь Лиханов, поступает очень много обращений на эту тему, почему и была предпринята попытка объяснить решение властей, то есть сегодняшние общественные слушания. От которых, как заметят участники позже, ничего на самом деле не зависит.

Но даже при всём понимании, насколько сейчас сложно в Забайкалье финансово, со стороны странно было смотреть, как о сокращении льгот тем, кто и без того считает копейки, говорят люди с зарплатами за 100 тысяч рублей в месяц. Исключением среди них в президиуме был депутат Андрей Мартынов и уполномоченный по защите прав детей Иван Катанаев.

За Лихановым пару формальных вопросов задал уполномоченный по защите прав детей Иван Катанаев, всю оставшуюся встречу просидевший молча.

- Если говорить в целом о критериях нуждаемости, то имели в виду, что нам необходимо ввести единый критерий для всех категорий льготников, - начала отвечать ему Марина Кириллова. – У нас же уже существует критерий по всем остальным выплатам в размере одного прожиточного минимума. Он применяется для других категорий. Он не применялся только для двух категорий, о которых мы сегодня говорим. По остальным выплатам, а их у нас порядка 43, критерий применяется в размере одного прожиточного минимума, поэтому установление повышенных критериев для всех выплат, думаю, нецелесообразно, - заявила министр финансов.

Сидевший рядом министр социальной защиты даже бровью не повёл.

- Прожиточный минимум ежеквартально, - сделала Кириллова ударение на «ежеквартально», - индексируется на уровне инфляции.

Из зала поднялась женщина, которая спросила, почему в той же Томской области критерий нуждаемости устанавливается в полтора прожиточных минимума, а в Забайкалье – в один.

- У нас установлены разные критерии, - чуть повысила голос Кириллова. – Для многодетных семей один прожиточный минимум, а для ветеранов труда – полтора.

- А у вас какой прожиточный минимум? – выкрикнули из зала.

Марина Кирилова осеклась и замолчала.

- Вы сравните свою зарплату и наш прожиточный минимум. У нас медицины бесплатной не стало, тарифы на ЖКХ растут, продукты дорогие. Совсем уже! – подхватила другая женщина.

- Накипело! – бросил кто-то.

«Почему за наш счёт?!»

- У нас идёт отток населения, мальчишки устраиваются на работу, получают по 10-15 тысяч. Вы красиво все выступили, но я не понимаю, как выжить на такие деньги. Мы пенсионеры, отработали по 40 лет, а нам говорят, что заберут эти 700 рублей. Это один раз в магазин сходить. Ну, ребята, я не знаю, что вы там решаете. Вы народ-то не слышите, - выступавшая смотрела на сидевших в президиуме.

- Если мы сейчас потеряем то, что имеем, мы вернуть это уже не сможем, - вставил слово какой-то мужчина.

Дмитрий Кочергин заговорил было о том, что в крае нужно помогать многим, в том числе и тем, кто льготы не получает.

- Так почему за наш счёт! Постройте фабрики и заводы! – парировали из зала.

- Марина Вениаминовна, вы ходите в магазин? Цены видите? – звенели женщины повышенными голосами. Марина Кириллова на неудобные вопросы молчала и смотрела в стол. Отвечала на те, ответы на которые давно известны. Например, о том, что на ветеранах и многодетных семьях удастся сэкономить 82 миллиона рублей и что да, это Минфин России требует оптимизировать меры социальной поддержки.

- Если и с вами не выполним ряд условий, которые заложены в соглашении с Москвой, то проблема останется, - добавила она.

- Кощунство ставить вопрос о критерии нуждаемости за счёт людей, которые нуждаются всегда, - взорвался под конец представитель «Объединённого трудового фронта».

Представителям правительства, заксобрания и уполномоченному очень повезло, что на встречу пришло намного меньше человек, чем могло бы. Благодаря этому Андрею Федотову, после того, как стороны высказались, удалось легко закончить встречу. Люди начали расходиться. Самого Федотова окружили только что выступавшие женщины: «Андрей Михайлович, вы же соцзащита, что же вы нас так обижаете?» Ответить было и правда непросто.

На ближайшей сессии законопроект о критерии нуждаемости, скорее всего, будет принят.

Статья была дополнена строчкой о том, что зарплату меньше 100 тысяч рублей получает уполномоченный по защите прав детей Иван Катанаев. По полученному 27 января ответу на запрос редакции ему ежемесячно выплачивается 86,3 тысячи рублей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления