Общество обзор Как дети зимой табуны от волков сторожили – в обзоре районных газет

Как дети зимой табуны от волков сторожили – в обзоре районных газет

Их приглашали специально - двух друзей, двух Цымжит, умевших обуздать самых диких необъезженных лошадей. Не было в то время загона, ловили прямо в степи. Для такой работы приучали специального коня - ургаша мори.

«Незаметно поменяйте во время трапезы салфетки тех, кто в ссоре, чтобы они ими утерлись. И произнесите примиряющий шепоток: «Да не будет меж вами ссор и обид. Один другого ни в чём не винит. Любовь и дружба - всё, что нам нужно! А что прошу, будет дано. Аминь», - незаметно минула масленичная неделя, а мы и традиций толком не знали.

Например, про то, что на каждый её день есть свой обряд: мирить ли, суженного ли приваживать, благополучие ли в дом заманивать и там оставлять. «Нужно взять своё и мужа обручальные кольца, положить их в бокал со святой водой и сказать: «Как колечки наши соединила свята вода, так не разлучат нас никогда - ни дурной глаз, ни злое слово, ни измена, ни в жизни перемены. Да будет так! Истинно! Аминь». Потом кольца вынуть, надеть друг другу, а водой полить цветок», - знали вы про такое?

Узнать почти про волшебство

Масленица 2017: приметы и заговоры на каждый день

Масленица в 2017 году пройдёт с 20 по 26 февраля. Что мы знаем об этом празднике? Что блины надо есть! А ещё? А вот про «ещё» мы и расскажем. Откуда пошёл этот праздник-разгуляй? Что означает каждый день Маслены? Какие из обрядов, которые нужно проводить именно в эти дни, принесут вам благополучие, достаток, здоровье и любовь?

Масленица - древний славянский праздник. Народ провожает зиму и радуется скорому приходу весны! Масленицу называют ещё мясопустом - в эту неделю уже нельзя есть мясо, ведь она предшествует Великому посту. Но все остальное можно и нужно уплетать за обе щёки! Особенно блины, которые пекутся все 7 дней.

Провожая зиму, славяне устраивали шумные гулянья с катанием с гор, на лошадях, на качелях. Проводились кулачные бои, строились и брались с боем снежные городки. Масленичные песни, колядки, частушки звучали всю неделю. Ну а нам кто мешает? Некоторые историки считают, что в дохристианскую эпоху празднования проводились в дни весеннего равноденствия. Но оппоненты приводят веский довод: не всегда возможны были в конце марта зимние забавы. И выдвигают свою версию - Масленица гулялась в день Власия, 24 февраля. Недаром сохранились старые поговорки: «У Власия и борода в масле», «На Власия бери ковшом масло».

Многие обычаи Масленицы были направлены на повышение плодородия. Ведь от этого зависел достаток каждой семьи. Катания с ледяных гор пробуждали землю, дремавшую под снегом. Снежные городки разбивались - чтобы скорее освободить почву от холодного покрова. Размах качелей приваживал тёплые потоки воздуха... Урожай ожидался не только на полях, но и в семьях. Главными героями празднеств были молодожёны. А холостые присматривали пару. В последний день праздничной недели сжигалось чучело Масленицы, которое все 7 дней носили на шесте по селу. Пепел развеивали по округе для того, чтобы он задобрил и удобрил землю.

У древних славян Масленица считалась праздником в честь Марены, языческой богини. Марена - сложный образ, ведь она олицетворяет процесс как умирания, так и возрождения. У неё два лица Зимой, во время «смерти» природы - это равнодушная холодная колдунья. Весной и летом - девица-красавица, полная жизни. И чучело Масленицы являлось олицетворением Марены. Но, сжигая её, народ уничтожал только её зимнюю ипостась и просил вернуться в новом образе, принести радость, достаток, урожай!

Заговоры на Масленицу по дням недели

Понедельник - встреча. Строим снежные горки, катаемся на санях. Сооружаем чучело Масленицы (Марены). Сваты ходят в гости к сватам. Начинаем печь блины. Обряд. Нужно насыпать соли на подоконники, у входной двери, при этом произносить: «Больше соли - нет несчастий в моей доле! Аминь». В Прощёное воскресенье соль надо смести и выбросить на помойку, сказав: «Вся порча и чернота - за мои ворота! Уйдёт, не воротится, счастьем оборотится. Аминь».

Вторник - заигрыши. Холостые приваживают суженых. Если по старинке - с помощью обряда катания с горы. А если по-современному-то... Обряд. Останьтесь в комнате одни, выключите свет, сядьте за стол, зажгите свечу, смажьте блин мёдом и скажите: «Ой, мёд-медок, сладок да манок! Суженого манит да дурманит! Ты, мил-хорош, меня в жёны возьмёшь да денег короб наживёшь! Аминь».

Среда - лакомка. Зять приходит к тёще на блины. Она всячески его привечает. А дочка смотрит и радуется. Обряд. Незаметно поменяйте во время трапезы салфетки тех, кто в ссоре, чтобы они ими утёрлись. И произнесите примиряющий шепоток: «Да не будет меж вами ссор и обид. Один другого ни в чем не винит. Любовь и дружба - всё, что нам нужно! А что прошу, будет дано. Аминь».

Четверг - разгул, разгуляй-четверок. Начинается Широкая Масленица. Веселье - через край! Санки, горки, штурм снежного городка, игра в снежки. Обряд. После гуляний нужна процедура для укрепления здоровья. А заодно и привлекательность усилим! В тёплую ванну надо добавить 1 литр молока, намазать тело мёдом и нырнуть в «купель». Полежать (5-20 минут), трижды сказать: «От молока и мёда буду я красива и здорова! Спасибо, Маслёна! Аминь».

Пятница - тёщины вечерки. С ответным визитом тёща прибывает в гости к зятю. Теперь уже он должен продемонстрировать своё уважение и расположение. Обряд. Пришедшие в этот день гости должны остаться довольны, тогда, по примете, в доме будет достаток. Для усиления результата, когда стелите скатерть на стол, насыпьте под неё немного муки. И скажите: «Есть мука - будут блины. Будут блины - будет и масло. Будет масло - будут и деньги. Весь год нам как блины в масле нежиться! Быть сему да по слову моему! Аминь».

Суббота - золовкины посиделки. Жена приглашала к себе сестёр мужа (золовок) и других его родственников. Обряд. Проводится обряд на счастливую семейную жизнь. Нужно взять своё и мужа обручальные кольца, положить их в бокал со святой водой и сказать: «Как колечки наши соединила свята вода, так не разлучат нас никогда - ни дурной глаз, ни злое слово, ни измена, ни в жизни перемены. Да будет так! Истинно! Аминь». Потом кольца вынуть, надеть друг другу, а водой полить цветок.

Воскресенье - проводы. Прощёное воскресенье. Близкие просят друг у друга прощения, трижды целуются. Поминают усопших, ходят на кладбище. В конце праздника сжигают чучело Масленицы (Марены). Обряд. В масленичный костёр нужно бросить старые ненужные вещи (иначе не будет денег на обновки). Пока он горит, сказать: «Гори, Маслена-Марена! Горите, все наши неудачи! Да будет так - не иначе! Гори, зима! Идёт весна! Марена вернётся, нам улыбнётся - не ведьмой злою, девицей пригожею! Так тому быть! Аминь».

Приметы на Масленицу

- Перед Масленицей надо выкинуть треснувшие чашки и тарелки.

- Масленица должна проходить весело, столы накрываются богатые - как эту неделю проведёшь, так и весь год.

- Неожиданные гости на Масленицу приносят в дом счастье и достаток.

Автор не указан. «Заря» №8 от 23 февраля

С блинами, караваями и вареничками встречали Масленицу не только в старину. В районах Забайкалья классные руководители с удовольствием рассказывают ученикам о русских традициях и устраивают инсценировки обрядовых гуляний.

Смотрите, как лихо всё прошло в этом году: «Смешнее всего выглядел молодецкий бой, вместо оружия - мешки с сеном. Вот как выяснять отношения надобно: нахлопали друг друга по затылку, да и разошлись обнимаясь. Все же мудрые были наши предки, когда придумывали такие молодецкие забавы. «Бег в мешках» - конкурс стал одним из самых забавных, ведь нужно умудриться в варежках на руках удержать мешок, при этом не зевать, стараться не упасть и соперника обогнать. Конкурс «Перетягивание» показал, кто сильнее и мудрее. Традиционные русские забавы - гиря и стрельба - помогли выявить смелых, крепких и метких. Один за другим старшеклассники состязались в меткости, стремились поднять гирю 16 килограммов».

Прочитать, кто победил

Школьные гуляния

Масленица-кривошейка,


встретим тебя хорошенько:


с блинами, с каравайцами,


с вареничками, с сыром,


маслом, калачом и с печёным яйцом.

Кажется, отступила в России Масленица, доели последние блины, попросили прощения, приготовились встречать Великий пост. А вот и нет! С самого раннего утра в школьном дворе Урейской школы наблюдается необычное движение, девочки, ряженые в сарафаны, шали с кистями, заполняют школьный двор, кучкуются ребята. На улице морозно, но ребята не замечают, что морозец щиплет щёки и нос. Вдруг толпа ринулась за ворота школы, а там, важно восседая в самой настоящей бричке, запряженной лошадью, умело управляя повозкой, подъезжают учащиеся Дмитрий Гурулёв и Журавлёвы Александр и Сергей. Ребята гладят лошадь, заглядывая в её доверчивые глаза, и заранее наперебой устанавливают очередь, кто первым отправится в необычное турне. Но вот прозвенел звонок, ребята разбежались по классам, начались занятия. К 12 часам к школе начали съезжаться, подходить гости, родители. Звучит весёлая масленичная музыка, завораживающий запах блинов, пирожков поднимает настроение. Ребята спешат перекусить, каждый старается «размяться» вкусняшками, которые напекли мастерицы из кафе «Талисман». «Подходи, не робей, купи пирожок для себя и для друзей», - зазывали Иванова С. В. и Помозова Е.Н. Вот и последние приготовления закончились, и пошло-поехало. На урейскую землю Широкая Масленица пожаловала. Лучше поздно, чем никогда. А почему поздно - в самый раз, последний день зимы. Скоморохи по очереди выкрикивают зазывалки, приглашая детвору, гостей чуть-чуть разогреться. Роль скоморохов здорово сыграли специалисты поселения Ямашкина Г.В. и Ларионова А. К. Невозможно устоять на месте. Флешмоб, подготовленный педагогом Юриной М. К и группой девочек, в мгновение ока закружил всех присутствующих в танце. Вот уже и тепло стало, но на месте стоять никто не хочет, ноги сами в пляс просятся. У скоморохов своя задача -надо дать возможность и зиму прославить, песни, частушки спеть. На импровизированной сцене льётся зажигательная песня в исполнении педагога Поповой Г. А. и учащейся 6 класса Шарафидиповой Алины. Ребята, родители, педагоги закружились в хороводе. Всюду смех, веселье, одним словом, народное гуляние. И вот уже девочки-семиклассницы частушки поют, школьный народ отплясывает в такт музыке. Вот опять скоморохи на «передовой» ведут хоровод, славят весну. Но зима не сдаётся, как будто просит ещё дать время доделать дела свои, повеселить народ. И тут уступают скоморохи, призывают народ школьный забавы зимние провести. Побежали ребятишки по «площадкам», где кому что любо, по душе, на выбор.

Смешнее всего выглядел молодецкий бой, вместо оружия - мешки с сеном. Вот как выяснять отношения надобно: нахлопали друг друга по затылку, да и разошлись обнимаясь. Всё же мудрые были наши предки, когда придумывали такие молодецкие забавы. «Бег в мешках» - конкурс стал одним из самых забавных, ведь нужно умудриться в варежках на руках удержать мешок, при этом не зевать, стараться не упасть и соперника обогнать. Конкурс «Перетягивание» показал, кто сильнее и мудрее. Традиционные русские забавы - гиря и стрельба - помогли выявить смелых, крепких и метких. Один за другим старшеклассники состязались в меткости, стремились поднять гирю 16 кг. Праздник порадовал ребят и гостей ещё одним зрелищным конкурсом - танцем, не просто танцем, а с девушкой на руках. Конкурс сопровождался смехом, весельем, и никто не остался равнодушным, смеялись до слёз, когда пытались взять на руки директора школы. Но русские люди всегда отмечались смекалкой. Двое ребят подхватили Наталью Алексеевну и закружили в танце, чем доставили огромное удовольствие всем.

И, наверняка, самым ярким, долгожданным и незабываемым событием явилось катание на лошади. Огромная очередь выстроилась у ворот, от желающих не было отбоя, одна партия сменялась другой. И только когда Жемчуг (так зовут лошадь) пошёл испариной, удалось уговорить ребят дать лошади отдохнуть. Казалось, невозможно остановить развеселившуюся толпу. Апогеем праздника стало мытьё в «бане». Игровик-затейник директор ДК Залысова Н.П. и матушка-Зима педагог Юрина М.Ю. с вениками в руках приговаривают, что, провожая Зимушку, просто необходимо в баньке попариться. И лишь на какое-то мгновение толпа застыла в недоумении, что с ними будут делать, и вновь понеслась в хороводе под разудалую музыку «Ах баня, баня. Ведущие, увлекая за собой хоровод, старались каждого хлопнуть веником. И вот Нина Петровна учит ребятишек, как правильно просить прощением прощать друг друга. Хотя прошло Прощёное воскресенье, она говорит, что никогда не поздно попросить прощения искренне, с любовью, забыв все обиды. И пошло «прощёное» полотенце из рук в руки.

Кто-то крикнул: «Чучело зимы несут», и вся огромная толпа расступилась, образовав круг. Но импровизированная Зима, гордо задрав нос, пустилась в пляс, не хочет уходить, и морозец сегодня крепкий, но нашим деткам всё ни по чём. Вот раздаются голоса из толпы: «Жги, да чай с блинами пойдём пить!». Заполыхало чучело. Проводили Зиму, сожгли все неприятности, обиды и освободили место Весне - символу всего нового, молодого, лучшего. И вот она, красавица Весна (ученица 10 класса Утюжникова Эльвира), олицетворение молодости, красоты, добра, под бурные аплодисменты исполняет песню и приглашает продолжить праздник. Раздастся весёлое «ура!», и ребята бегут в школу. Киселев М. Л., в целях безопасности, потушил последние искорки, поблагодарил от души сотрудников полиции за то, что они организовали безопасность для участников праздника.

В школьной столовой, к всеобщему удовольствию и разгулявшемуся аппетиту, ребят, гостей и педагогов ждали блины. Раскрасневшиеся от веселья, морозца, ребята уминали за обе щёки необычайно вкусные блины и запивали горячим ароматным чаем. Всем нашлось место - и детям, и взрослым. Никто не остался без внимания, всем хватило блинов, чая и хорошего настроения. Блинов съели больше 600 штук, 300 приготовили в школьной столовой, за остальные блины огромное спасибо родителям.

Глядя на все происходящее, сам собой рождается вопрос: «Разве купишь это за деньги?». Радует, что есть в нашей жизни ценности, которые не продаются и не покупаются, которые ценятся как дар и передаются по наследству от поколения к поколению.

И самой ценной благодарностью для организаторов праздника было назавтра утром в школе услышать от ребят: «Ещё хотим Масленицу много - много раз!».

Т. Ячменева, заместитель директора по воспитательной работе. «Сельская новь» №9 от 10 марта

Самые искренние статьи получаются тогда, когда пишешь о дорогих людях. Вряд ли любые другие публикации могут сравниться с теми, которые дети посвящают своим родителям.

«По меркам того времени отец мамы считался середняком, имел свою лошадь, хозяйство, огород, сенокосные угодья. Но всё рухнуло, когда объявили сплошную коллективизацию на селе в 30-х годах прошлого века. Родителей записали в кулаки, они подлежали раскулачиванию. В 1932 г. при её проведении отец и мать отказались подчиниться и сдать своё хозяйство, в результате были расстреляны сотрудниками НКВД на глазах детей и жителей деревни, хозяйство реквизировали. Маму, её сестёр и брата отправили в детский дом в города Кологрив, где она и воспитывалась до 1943 года», - рассказывают родные жительницы Акши Лидии Дубининой.

Окончив после войны, в 1947 году, Кологривское педагогическое училище, она по распределению уехала в село Мангут Могочинского района Читинской области, да так и осталась в Забайкалье.

Читать о сложных судьбах и сильных людях

В трудах и заботах

Хотим рассказать о нашей маме, жительнице Акши, которую знали и знают многие жители нашего села. Зовут её Дубинина Лидия Ивановна. 2 марта 2017 г. ей исполнилось 90 лет. Многие знают её как своего первого воспитателя, когда ходили в детский сад, выросли на её глазах и воспитаны ею. 26 лет наша мама посвятила воспитанию подрастающего поколения, самому первому воспитанию граждан нашей страны, проработав всю жизнь заведующей детским садом в Акше.

Родилась наша мама в 1927 г. в Костромской области Кологривского района в небольшой деревне Вошох (после ВОВ переименована в Павлово в честь земляка Героя Советского Союза генерала Павлова Д. Г.) в семье крестьянина, кроме неё, в семье были ещё две сестры и брат. Мамина семья познала все тяжести крестьянского бытия в то непростое время, когда происходили большие события в нашей стране, годы «великого перелома», как их назвали. По меркам того времени отец считался середняком, имел свою лошадь, хозяйство, огород, сенокосные угодья. По все рухнуло, когда объявили сплошную коллективизацию на селе в 30-х годах прошлого века. Родителей записали в кулаки, они подлежали раскулачиванию. В 1932 г. при её проведении отец и мать отказались подчиниться и сдать своё хозяйство, в результате были расстреляны сотрудниками НКВД на глазах детей и жителей деревни, хозяйство реквизировали. Маму, её сестёр и брата отправили в детский дом в города Кологрив, где она и воспитывалась до 1943 г.

В этом непростом году, в разгар Великой Отечественной войны, мама поступила в Кологривское педагогическое училище и окончила его в 1947 г., став учителем начальных классов. По существовавшей в то время системе распределения кадров была направлена на работу в Читинскую область, Кыринский район, с. Мангут, где и начала свой трудовой путь учителя и воспитателя в детском доме. В районо заметили ответственного, инициативного работника, вскоре перевели завучем детдома, затем заведующей. В 1949 г. перевели заведующей начальной школой в с. Билютуй того же района. По распоряжению областного отдела образования в 1950 г. была переведена в с. Акша в районо инспектором школ сельской молодёжи. Так состоялся её приезд и знакомство с нашим селом, по рассказам мамы, село и его люди ей очень понравились. Здесь же состоялась её встреча с молодым, только что вернувшимся из армии фронтовиком, нашим отцом Петром Иннокентьевичем Дубининым. Сыграли простую, скромную свадьбу и стали жить у родителей отца. Но молодой семье хотелось самостоятельной жизни. Тут отцу предложили работу в пожарной части в городе Балей, и они переехали туда. По воспоминаниям отца, жили трудно, но счастливо, после войны много чего не хватало, народ жил тяжело, но никто не унывал, все понимали положение страны после войны.

Мама стала работать заведующей школой №9, пока не поняла, что носит первенца под сердцем. После рождения сына Владимира была вынуждена перевестись работать на подставки корректором в газету «Стахановец» в вечернее время, совмещая работу с воспитанием сына. Летом 1953 г. приехал отец мужа (наш дед) Иннокентий Фёдорович Дубинин и уговорил молодых переехать в Акшу, где было бы легче растить сына, имея своё хозяйство и бабушку с дедушкой. Мама стала работать корректором в газете «Ононская правда», совмещая работу с воспитанием сына и рождением дочери Татьяны. Приходилось тяжело. Помогали родители мужа, было своё молоко, огород, хозяйство. Шло время, подрастали дети, но маме не нравилась эта работа, тянуло к детям. Поэтому в феврале 1956 г. наша мама ушла из редакции газеты в районный отдел образования, где её назначили заведующей детским садом села Акши. Старые жители помнят, что сад размещался в здании напротив райпо по улице Советской, потом это было здание ДОСААФ, сейчас его нет. Конечно, сначала было нелегко: уйма печей, заготовка дров, питание детей, нехватка всего и вся, очередь в сад, неквалифицированные кадры, подвоз воды... Все это легло тяжёлой ношей на плечи молодой заведующей, но она справилась, и постепенно стал складываться костяк коллектива, появились люди, неравнодушные к воспитанию маленьких акшинцев. В шестидесятых годах сад переехал в новое здание напротив комбината бытового обслуживания, где и находится до сих пор, сейчас там младшие группы. Конечно, это потребовало больших усилий коллектива, заведующей, партийных и хозяйственных органов, чтобы сад стал работать; появилось своё подсобное хозяйство, мотороллер для перевозки продуктов и прочих грузов, возросло число сотрудников, стали приезжать выпускники педагогических училищ. Мы хорошо помним, когда наша мама приходила с работы, а надо было ещё доить корову, работать в огороде, растить детей. Тут и третий ребёнок появился - дочь Люда, мама и в отпуске-то по уходу за ребёнком не была, всё некогда, всё работа, заботы.

Росло село, росло производство, появлялись новые предприятия, увеличивалось население Акши, прибавлялось число малышей, поэтому было принято решение построить новое двухэтажное здание детского сада, который назвали ласковым словом «Солнышко». Мама постоянно контролировала стройку, советовала строителям, как и что построить в первую очередь, часто ходила к начальнику РСУ Казанцеву Л. К., решали, как строить, обустроить прилегающую территорию, просила помощи в КБО у Щеглова В. Л., начальника колхоза Гурулева Н. С., в райкоме КПСС, райисполкоме, никому не давала покоя, вот так и появился детский комбинат «Солнышко». Мама сама ездила по базам в г. Чите, отбирала мебель, посуду, различные игровые, делала заказы. Всё это занимало много времени и сил. В результате детский сад тогда стал одним из лучших в Читинской области, его ставили в пример другим районам.

Вот так в трудах и заботах, в воспитании детей, в создании сплочённого коллектива, воспитании собственных детей пролетело 26 лет маминой работы на посту заведующей детским садом, и пришла пора расставаться с любимой работой. В марте 1982 г. мама ушла на заслуженный отдых. За её трудовую деятельность ей было присвоено звание «Ветеран труда». Мама также награждалась различными грамотами и ценными подарками.

Но, как говорят, покой нам только снится - выросли дети, появились внуки, надо было помогать молодым родителям, имея такой богатый опыт. Образование детей, семеро внуков, пока шестеро правнуков, дом, огород, советы работникам сада, которые не забывали свою первую заведующую, звали в гости, просили помощи - всё это наполняло и оживляло жизнь мамы на пенсии, держало и держит в тонусе, тем более её живой, энергичный, ответственный и доброжелательный характер не давал и не даёт покоя до сих пор. Мама является примером для нас - детей, внуков, как жить, не забывать людей, помогать им, как относиться к своей профессии, своему делу.

Мы желаем здоровья тебе, наша мама. Живи долго-долго. Ты нам нужна!

Твои дети, внуки, правнуки. «Сельская новь» №8 от 3 марта

Простором, скоростью и солнцем, играющим в гривах табунов, наполнен материал Чимиты Батоевой, рассказавшей читателям о том, как появилось и развивалось табунное коневодство в селе Кункур, образованный в 1935 году. Поначалу это была сельхозартель, в которой содержалось 600-700 голов скота преимущественно белой и саврасой мастей. К 1 января 1941 года там насчитывалось уже 1,5 тысячи лошадей.

В военные годы кункурский колхоз отправлял лошадей на фронт:«С началом войны табунщик Лама Жабай ушёл на фронт со своими односельчанами и не вернулся. Вместо мужа конюхом стала работать его жена Цыбегмит Базарова, которая не хуже мужчин справлялась с нелёгкой работой табунщика, могла обуздать даже самого строптивого коня. Во время войны кункурцы отправили на фронт 380 лошадей. По воспоминаниям Хорло Нимаевой, 12-13-летние подростки - Цымжит Цыбенжапов, Цымжит Цыбенов, Хорло Нимаева, Надя Нимаева наравне со взрослыми ночами сторожили колхозный табун в степи. В то время не было закрытых помещений, не строили даже загона для табуна, а волков было очень много. Особенно тяжело было сторожить в декабре и январе».

Вспомнить подвиги тех, кто трудился в селе

Табунное коневодство в Кункуре

Исследовательская работа «Становление табунного коневодства в селе Кункур» Чимиты Батоевой (научные руководители: Жапова Б.Г. и Шойдокова Ж.Б.), представленная на окружной научно-практической конференции «Мажиев: его время и дела», была отмечена дипломом I степени в своей секции. Чимита рассказала в своей вступительной речи, что не нашла ни одной статьи и фотографии о становлении коневодства в Кункуре. И, как внучка потомственного табунщика, решила заняться исследованием данной темы.

На наш взгляд, данный материал особо ценен в год празднования 80-летия Агинского Бурятского округа.

Колхоз в Кункуре образован в 1935 году как сельхозартель «Хубисхалай хусэн». Основной костяк состоял из табуна Манза-рагшын Аюрзана, где поголовье было белой масти, и лошадей Манзарагшын Ананда (саврасой масти с клеймом на лопатке). В то время насчитывалось 600-700 лошадей.

В 1938 году артель была преобразована в колхоз им. Ленина. Первым бригадиром коневодов был Шойсороной Ленхобо, табунщиками работали Жабай Лама, Золтын Нима, Ринчинэ Цыбен.

Со временем поголовье лошадей увеличивалось и на 1 января 1941 года насчитывалось 1 539 голов. Было 2 гурта, которые стояли в местности Зуун и Баруун Ундэр. С началом войны табунщик Лама Жабай ушёл на фронт со своими односельчанами и не вернулся. Вместо мужа конюхом стала работать его жена Цыбегмит Базарова, которая не хуже мужчин справлялась с нелёгкой работой табунщика, могла обуздать даже самого строптивого коня. Во время войны кункурцы отправили на фронт 380 лошадей. До города Курск коней сопровождали Гарма Базарова и Жигзыма Цыренова. Руководил отправкой коней от округа Базаржаб Ральдин. По воспоминаниям Хорло Нимаевой, 12-13-летние подростки - Цымжит Цыбенжапов, Цымжит Цыбенов, Хорло Нимаева, Надя Нимаева - наравне со взрослыми ночами сторожили колхозный табун в степи. Эта работа называлась «зогсоол» или «зогсоол хараха ажал». В то время не было закрытых помещений, не строили даже загона для табуна, а волков было очень много. Особенно тяжело было сторожить в декабре и январе.

Из рассказа Боро Цыреновой, 1933 года рождения: «...В послевоенное время мой отец Цырен Цыденов помогал готовить лошадей к конным скачкам. Помню, как готовил скакуна Дармын Хула (хатардаг), многократного чемпиона округа и района. Процесс называется на бурятском языке «мори забаха» - тренировка. Это очень тонкое дело, требующее огромных и скрупулёзных знаний о животном. Накинув на коней потники, отец гонял то рысью, то галопом. И, когда конь достаточно вспотеет, обливал холодной колодезной водой. Это очень тонкая наука! Тут нужно точно определять ту самую золотую середину, чтобы не сгубить коня. Затем долго и тщательно соскребал с коня пот и воду («убанда бариха»). Иногда держал коня по брюхо в воде, в реке Онон. Только тренер знает, сколько держать коня в воде, сколько на привязи. В результате такого выхаживания конь приобретал спортивную форму. Сама в детстве пробовала быть жокеем...»

Нельзя не отметить работу простого колхозника Цымжит Цыбенжапова (1932-2015), который внёс большой вклад в дело развития коневодства в родном крае. Он с самого раннего детства был помощником табунщика Нима Золтоева. Затем его, отличавшегося от других земляков ловкостью, смекалкой, быстротой реакции, крепостью духа, смелостью, взяли служить в парашютно-десантные войска в г. Свободный Амурской области. Отслужив, вернулся в родные степи табунщиком. Он мог приручить самого строптивого коня, за которого никто не брался. Летними вечерами, даже ночью в полнолуние, вместе с другом Цымжит Цыбеновым, чтобы скоротать время, играючи на аркане выводили на луга необъезженных коней и начинали приручать. Также он отлично справлялся с необъезженными верблюдами. Из рассказа его сестры Цындымы Цыбенжаповой мы узнали, что он мог дрессировать лошадей. Однажды, услышав от Базар Очирова, служившего в кавалерийских войсках в Даурии, что можно дрессировать лошадь, научил своего белого коня выполнять команды «Ложись!» и «Встать!» Дрессированное животное точно выполняло приказы хозяина. Также он подготовил скаковых лошадей, неоднократно занимавших призовые места Сэдэнэй Хуа, Удаган Сабидар. В 1955 году Цымжит Цыбенжапов за высокие достижения в развитии табунного коневодства был награждён путёвкой на первый Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москву. Также был участником ВДНХ.

Большим любителем и знатоком лошадей является Цымжит Цыбенов, 1932 года рождения. В 14 лет он получил свою первую медаль «За заслуги в Великой Отечественной войне», награждён юбилейной медалью к 100-летию В.И. Ленина, награждён медалью «За доблестный труд». В молодости они с Цымжит Цыбенжаповым были лучшими мастерами - укурючниками (ургашин). Без них не обходились такие мероприятия в округе, как «Даага дэллээн», «Эмнеэ». Их приглашали специально - двух друзей, двух Цымжит, умевших обуздать самых диких необъезженных лошадей. Не было в то время загона, ловили прямо в степи. Для такой работы приучали специального коня - ургаша мори. Когда наездник кидает аркан, ургаша морин склоняет голову, чтобы хозяин не промахнулся. Подготовил ургаши таких лошадей: Нарин Хара, Будуун Хурин, Нимын Хуа. По рассказам Цымжит ахай мы узнали, что лошадь спит 1-2 часа в сутки и может спать стоя. К полночи шли на смену родителям сторожить табун. «Убэлэй Иуниин унгэрхые хулеэхэ гээшэ жэл хулеэИэн шэнги, Ьайса дэб-хэрхэ саг болодог байгаа...», - вспоминает он сейчас. В молодости соревновались в «Нара буляалдаан». Кто придёт первым, сделав 20-километровый круг, тот и выигрывал. В то время были у него скакуны: Харламов Хурин (названный по фамилии тогдашнего агронома и приручённый Бага Сада); Гал Шаргал морин (его собственный скакун, неоднократный призёр скачек); Номин Сабидар, Цыденэй Хуа.

По рассказам ветерана труда Цыбенжаповой Цындымы, 1941 года рождения, мы узнали, что в 1950-1960 годы отправляли лошадей на работы в Алдан, на Сахалин. Так, в 1954 году была отправлена партия лошадей в Алдан. Не прошло и года, как гнедая лошадь вернулась в свой родной табун. По каким дорогам, преодолевая какие препятствия пришлось пройти ей, чтобы вернуться в родные просторы? Наверное, никто и не знает. Той лошади дали прозвище Алдан Хээрэ. Алдан Хээрэ в отличие от других лошадей в табуне любила лакомиться сахаром. В 1956 году на сенокосе Цындыма абгай работала на этой лошади.

Алексей Цыренов работал помощником Цымжит Цыбенова, затем сам принял табун в 1958 году. Он был отличным мастером-укурючником, отличался сноровкой, смелостью, ловкостью. Мог быстро приручить лошадь, «мори булгюулдагшье, ургалхашье байгаа». На скаку мог поднять упавшие на землю урга или плётку.

И, конечно же, воспользуясь случаем, хочется рассказать о моих предках. Мой прадед Бато Жапов в 1930-х годах работал табунщиком в колхозе, участник Великой Отечественной войны, служил в кавалерийских войсках. И его сын, мой дедушка Бадмажаб Батоев был известным табунщиком, в народе его звали «адуушан Бадмажаб». Неоднократно награждался путёвками в Москву на ВДНХ, в Германию, Киргизию. Награждён юбилейной медалью к 100-летию В.И. Ленина, Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Являлся депутатом районного и окружного Советов. Мой папа Дамдин с малых лет объезжал коней, рядом с отцом работал помощником табунщика, а затем и табунщиком.

На сегодняшний день СПК «Кункур» является племенным репродуктором забайкальской породы лошадей. Старшим табунщиком работает мой дядя Арсен Раднаев, помощником - Цыбен Дашиев. В табуне 786 голов лошадей. Жители села Кункур ежегодно в 20-х числах мая проводят праздник «Даага дэллээн», «Эмнеэ», когда из вольно пасущегося в степи табуна в азартной гонке с помощью урги отлавливают подросших жеребят и стригут согласно ритуалу, ставят метки и кастрируют. В ходе красочных и весёлых зрелищ выявляются не только резвые и быстрые скакуны, но и в удали, в ловкости состязаются мужчины. На эти мероприятия почётными гостями приглашаются наши ветераны-табунщики Цымжит Цыбенов, Аюша Лхасаранов, Батомунко Бадмацыренов, Мункожаргал Батоев, Надежда Нимаева, которые не один год посвятили развитию табунного коневодства в Кункуре и продолжают учить молодёжь.

В заключение хочется отметить, что в Кункуре было только табунное коневодство, почти отсутствовало спортивное. Надеюсь, что с укреплением материальной базы у нас будут заниматься и спортивным коневодством.

Чимита Батоева. «Толон» №10 от 10 марта

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления