Общество Тарифократия

Тарифократия

История с тарифами в регионе далека от жития старика и коня из творения Маяковского про буржуя, но мораль про «приход-расход заранее свесть» со временем должна была обрасти новыми реалиями.

История с тарифами в регионе далека от жития старика и коня из творения Маяковского про буржуя, но мораль про «приход-расход заранее свесть» со временем должна была обрасти новыми реалиями. Противостояние попытке властей в 2016-м на 35% повысить тарифы на ЖКХ для юрлиц и бюджетников дало надежду на лоббирование интересов изнутри реального сектора экономики и исходя из экономических показателей, невзирая на интересы монополиста. Но на любое народное сопротивление всегда найдётся методика незыблемого федерального законодательства.

В случае с тарифообразованием такая методика обязывает региональные службы по тарифам (РСТ) ежегодно определять рост тарифов - индексировать с оглядкой на рост стоимости топлива, передачи и других прямых затрат. В Забайкальском крае с 1 июля 2017-го для населения этот рост составит 3,7% (плюс-минус 2,2% отклонения среднего индекса), а для прочих потребителей - бюджетных организаций и предпринимателей - 6%. Это схема перекрёстного субсидирования, которая даёт возможность ограничивать рост индекса для простых потребителей, но одновременно вынуждает регион покрывать из средств бюджета межтарифную разницу и выпадающие доходы снабжающих организаций. С 1 июля 2017-го бюджет будет оплачивать межтарифную разницу в 11 поселениях: Ясногорском, Балейском, Забайкальском, Шилкинском, Яснинском, Мирсановском, Даурском, Атамановском, Дровянинском, Борзинском и Петровск-Забайкальском. В них, по мнению региональной РСТ, проблема с высокими тарифами для прочих потребителей стоит наиболее остро.

В 2016 году проблема с ценообразованием в сфере услуг ЖКХ в целом для бюджетников и юрлиц обострилась постановления федерального органа о поднятии тарифа в регионе на 35%. Это вызвало негативную реакцию представителей малого и среднего бизнеса, в отношении монолописта - компании ТГК-14, - начались проверки. В частности, выяснилось, что край ежегодно отдаёт сотни миллионов на покрытие выпадающих доходов, обоснованность которых вызывала много вопросов. В Забайкалье при прокуратуре создали рабочую группу по законности установления такого тарифа. Повышение совпало и со сменой системы начислений платежей, поэтому некоторые организации, находящиеся в жилых домах, в сентябре получили счета, на 300-400% превышающие их платежи в аналогичном периоде 2015-го. ТГК-14 заявляла, что такой резкий рост затронул небольшую группу предприятий. Тем не менее, после общественного резонанса, губернатор региона Наталья Жданова подписала постановление о снижении роста с 35 до 7,1%, поручив главе минэкономразвития Сергею Новиченко оказать адресную помощь особо пострадавшим предпринимателям. Позже Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала незаконным решение о повышении тарифов и отменило его.

Постановление было подписано в ноябре - тогда же проходит тарифная сессия, где РСТ рассматривает тарифные заявки. Проблема в том, что рассматриваются они уже после июльского повышения. За неделю до очередного скачка депутаты заксобрания и сотрудники службы по тарифам встретились, чтобы снова поднять вопрос регулирования тарифов в крае. Обсуждение было непростым хотя бы потому, что депутаты признали свою пассивность в этой теме. Они устали «слушать сказки» не только как слуги народа, но и как прочие потребители. На заседании совета регионального парламента говорили о страхах повышать тарифы для населения, необходимости уравнять тарифы для всех категорий потребителей и о том, что сегодня, возможно, стоит признаться в том, что 20-летняя реформа энергетики в стране зашла в тупик. И самостоятельно - то есть без помощи президента - из этого тупика не выбраться. Хотя бы потому, что никто до сих пор так и не понял, как формируется тариф и почему для бюджетников с юрлицами он выше инфляции при общем росте сумм платежей населением и при достаточно низком росте обязательных затрат снабженцами.

Работа идёт

Руководитель региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Евгения Батуева на заседании совета заксобрания представила депутатам отчёт, который затрагивает не только 2017-й, но и показатели прошлого года.

- Традиционно рост тарифов проходит 1 июля. В первом полугодии 2017-го нормативы были установлены на уровне второго полугодия 2016 года. Тарифы на электроэнергию установлены с календарной разбивкой и для городского населения составят 2,89 рубля за киловатт-час, сверх нормы - 4,13 рубля, для сельских жителей - 2,2 и 2,89 рубля соответственно. Соцнорма сохранена на уровне предыдущих лет и составляет 65 киловатт-час на человека. По-прежнему для жителей сельских поселений, садоводческих и религиозных объединений применяется понижающий коэффициент 0,7. Тарифы при этом такие же, как и для сельских жителей.

Для малого, среднего бизнеса и предприятий промышленности РСТ в рамках полномочий устанавливает единый тариф на услуги по передаче и сбытовые надбавки, остальные составляющие регулируются ФАС России исходя из спроса и предложения на рынке электрической мощности, поясняет Батуева.

Евгения Батуева

- В первом полугодии 2016 года единые котловые тарифы на услуги по передаче не менялись, во втором полугодии были установлены с ростом 3,5%. Сбытовая надбавка устанавливается исходя из оптовой цены. В настоящее время антимонопольная служба разрабатывает поправки, которыми утвердит надбавку в конечной величине.

До 1 мая ресурсоснабжающие организации предоставляют РСТ тарифные заявки, после чего сотрудники службы проводят их экспертизу и определяют экономически обоснованные и подтверждённые затраты. Необоснованные и не подтверждённые исключаются из необходимой валовой выручки снабженцев.

- В 2016-м была проделана масштабная работа по снижению нерегулируемой цены оптового рынка. Правительство России подписало постановление об ограничении роста стоимости покупки в ноябре и декабре. Благодаря этому регион занял 31-е место среди 85 субъектов и 7-е среди субъектов Сибирского федерального округа. Самый высокий тариф на покупку энергии - в Чукотском и Ненецком автономных округах, самый низкий - в Иркутской области. В начале 2017 года с окончанием действия этого распоряжения, а также в связи с мерами правительства России по снижению тарифов на Дальнем Востоке, вновь наблюдался рост платежей за электроэнергию для потребителей Забайкальского края. В целях ограничения роста правительство края начало предпринимать меры по включению региона в зону свободного перетока «Сибирь».

В зону перетока «Сибирь» входят Республики Алтай, Хакасия, Тыва, Бурятия (с апреля 2017-го), Алтайский, Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Томская области и северные районы Забайкалья. В Иркутской области электроэнергия в 2016 году являлась самой дешёвой в России — 97 копеек за киловатт-час. В Забайкальском крае до очередного повышения тарифа электроэнергия в городе стоила 2,76 рубля, свыше нормы – 3,94 рубля. Для села эти показатели составляли 1,93 рубля и 2,76 рубля соответственно.

Зона свободного перетока позволяет снижать стоимость потребления электроэнергии за счёт использования генерирующего оборудования с аналогичными для региона техническими характеристиками в другом субъекте.

- В сфере госрегулирования коммунального сектора до 1 мая субъекты также предоставляли заявки [на возмещение межтарифной разницы]. Всего около 600 [так называемых] трудных предприятий. Из заявок были исключены расходы, не связанные с производственной деятельностью, либо носящие необязательный характер. Экспертиза показала, что тарифы для прочих бюджетных потребителей были ограничены ростом в 6%, для населения - до 3,7% (в рамках предельного индекса). Величина отклонения среднего индекса составляет 2,2% - это значит, что на территории края рост платы граждан за коммунальные услуги 2018 года не должен вырасти по отношению к 31 декабря 2016-го более чем на 5,9%. Мы уже провели анализ платы граждан - индекс составляет 3,48%. Далее он может быть превышен, если есть согласование с представительными органами местного самоуправления. Так, в 2016-м году такое соглашение было с Агинским - индекс там не превысил 14,4%. Отдельно хотелось бы отметить, что тарифы на теплоэнергию были снижены на 28%. Забайкальский край с учётом снижения тарифов занимает 50-е место, при этом Бурятия занимаем 51-е, Амурская область - 73-е место, Приморский край - 76-е, Алтайский - 78-е, - говорила Батуева, ссылаясь на статистику ФАС. - Мы не останавливаемся на достигнутом. Уже в этом году совместно с губернатором Забайкалья и главой ФАС было принято решение об ограничении роста тарифов в 11 муниципальных образованиях. Данная мера направлена на поэтапную ликвидацию перекрёстного субсидирования и уменьшение дополнительной нагрузки на потребителей. В результате нагрузка сократится более чем на 13 миллионов рублей. Сумма затрат на производство тепловой энергии не сменилась, но сократилась сумма собираемых средств по установленным тарифам.

Недополученный доход, отметила глава РСТ, ляжет на бюджет Забайкальского края.

Депутат заксобрания от фракции «Справедливая Россия» Андрей Жидков акцентировал внимание на части выступления Батуевой, в которой она отчитывалась об отсутствии роста расходов снабжающей организации по производству тепловой энергии.

- На каком основании вы предпринимаете рост тарифов на 6% для прочих организаций и на 3,7% для населения? Зарплаты не выросли, стоимость угля - тоже нет. Вы несколько раз повторили слово традиционно - это плохая традиция. Надо работать из рынка, а не из традиций. Мы не в советской экономике, чтобы традиционно повышать цены. Расходы растут - цена поднимается. Если этого нет, то на каком основании?

- Традиционно повышение тарифов не с 1 января, а с 1 июля, - парировала руководитель службы по тарифам, но слово “традиции” депутаты во время заседания совета произносили регулярно. Потому что повышение на предельном уровне - это тоже своеобразная традиция - никто ведь не объясняет, почему именно 3,7% и 6%, а не меньше. Батуева позже попыталась.

- Расходы у организаций, естественно, выросли, потому что уголь и материалы дорожают, зарплаты индексируются. Тарифы устанавливаются на теплоэнергию, водоотведение и водоснабжение на долгосрочный период регулирования - в настоящее время это 3 года. Мы выбрали тарифную модель, при которой индекс роста для населения равен установленному для субъекта, для прочих и бюджетных - 6%, - повторила Батуева. - У организаций при этом остаются выпадающие доходы, которые подлежат выплате из бюджета. Мы уже показывали примерные индексы при тарифном регулировании - 4,7 - это уголь, 4,5 - материалы. Это обязательные затраты.

Андрей Жидков

У населения же рост остаётся ограниченным, настояла глава РСТ, вернувшись к теме выпадающих доходов - чего-то по-прежнему мифического для большинства собравшихся парламентариев.

- Что это такое?, - спросил Жидков.

- Я сказала, что все первостепенные затраты растут большими темпами, чем тарифы для населения. По прогнозу социально-экономического развития, [рост составляет] 4,5-4,7%. Вместе с тем у населения повышение идёт на 3,7% - эту разницу необходимо выплачивать бюджету региона. По всей России такая практика. Этот процент должен раствориться где-то? - закончила отвечать руководитель службы.

По традиции

Николай Мерзликин из фракции КПРФ интересовался сроками, в которые РСТ по предписанию надзорных органов планирует завершить создание базы для расчёта нормативов. В настоящее время оно, с его слов, производится либо по аналогии, либо по отдельности для организаций.

- В начале года мы подготовили запросы во все муниципальные образования, ресурсонабжающие и управляюшие компании о предоставлении всего пакета по жилому фонду. Нам представили - сейчас нормативы рассчитываются. Дома, которые не подходят под репрезентативность выборки, мы исключаем. Работа очень масштабная и объёмная. По Чите ещё продолжается работа, по некоторым муниципальным образованиям уже завершена. Где-то разницу нивелировать нужно ростом тарифа. Всё будет готово к тарифной сессии.

Николай Мерзликин

Вообще же, нормативы были утверждены ещё в 2015 году, в основном они были приняты органами местного самоуправления. РСТ пересматривает их с учётом правовой базы.

На вопрос коммуниста о том, какие судебные дела могут повлиять на тарифообразование, Батуева говорила о том, что их много. Что касается нормативов, то они были отменены по Ясногорску.

- Есть решение первой инстанции по Чите, но пока действуют нормативы 2015 года, по ТГК-14 мы являемся третьими лицами в иске к правительству края о возмещении выпадающих доходов за 2013, 2014, 2015 годы - 87 миллионов рублей, 404 и 49 соответственно. Также продолжается судебное дело с МРСК «Сибири» и «Читаэнерго». В 2016-м с 1 июля тарифы на услуги по передаче были снижены в связи с тем, что «Читаэнерго» не исполняла инвестиционную программу (строительство энергосистемы в Чите и других районах) - данные средства из необходимой валовой выручки были исключены. В настоящее время в суде рассматривается кассационная жалоба от МРСК «Сибири» по этому вопросу.

Сергей Сутурин, тоже коммунист, задал руководителю РСТ вопрос о том, почему служба повышает тариф при том, что плата населения за услуги растёт.

- Вы говорили, что с 15 декабря тарифы [для прочих потребителей] снижены на 28%. Но теплоэнергетики применили свою методику расчётов, а фактически платежи для населения возросли на 20%. Почему фактически платежи возрастают? Вы говорите, что зарплата индексируется, но мы отмечаем, что реальная зарплата в Забайкалье по всем категориям работников снижается. Так вот исходя из этого, вопрос: «Вы вновь принимаете повышение на 3,7% и 6%, но почему не доказываете теплоэнергоснабжающим организациям, что у них нет права на выпадающие доходы, потому что платежи населения растут?» Нельзя ли не индексировать тарифы, а рассмотреть их с учётом [роста платежей]? Индексация в середине года пагубно сказывается на реальном секторе экономики и на населении.

Батуева в очередной раз повторила про долгосрочную индексацию, которой подлежат все тарифы на услуги ЖКХ. Индексация же тарифов накладываются на индексы социально-экономического развития. Не повышать их РСТ не имеет права.

- Вы же не будете отрицать, что платежи населения возросли? - спросил депутат.

- С 1 июля индексы устанавливаются исходя из плановых показателей, а затем уже анализируются фактические. Вот прошла плановая проверка ТГК-14 и все необоснованные затраты исключили во время тарифной сессии в ноябре, - говорила Батуева, забыв упомянуть, что необоснованные затраты были внимательнее пересмотрены из-за массового недовольства.

- Почему индексация тарифа выше инфляции по стране на 2%? - не сдавался Сутурин.

- По традиции, - произнёс с заднего ряда парламентарий от “Единой России” и строитель Александр Филонич.

Собирать котомки к иркутянам

Депутат, по совпадению, опять коммунист, владелец завода горного оборудования Сергей Белоногов, после отчёта сразу взял слово.

- Я не знаю, кто чего понял. Я предлагаю бить тревогу - из года в год у нас всё повторяется. Нам рассказывают сказки, а мы слушаем и живём всё хуже и хуже. Мы все понимаем, что такое электроэнергия - она влияет на всё, на цены. У нас три региона в России с перекрёстным субсидированием. До каких пор производственники будут платить больше? Вы говорили, что вы регулируете только передачу или сбыт. Вот у нас есть ТЭЦ-1. Нам хватает выработанной здесь энергии, мы не покупаем ни на каком другом рынке. Так вот, себестоимость 1 киловатт-час - 90 копеек. Вы разберитесь, наконец, за кого вы нас держите, когда в разы увеличиваете [тарифы]? Уголь на территории края рентабелен на 500%. А его гигакалории - 60-70% в каждом киловатте. Угольщики принаглели, а вы спокойно к этому относитесь. Сама обстановка не контролируется! Евгения Владимировна не отвечает, почему 6-процентный индекс, молчит. Вам же даны предельные индексы? Так вы и сделайте 1,0%. Почему вы делаете по максимуму? Вы его не превышаете, но оставляете предельным. Сколько можно платить миллионы энергетикам, сбытовикам? Миллионные премии, офисы - а мы с вами, депутаты, слуги народа, помалкиваем сидим. К сведению примем и все дела. У меня предложение: хватит. Сейчас заявка ещё на 1,5 рубля выросла. Нас со всех сторон зажимают, но по тарифам - особенно и держат забайкальцев за дураков. Надо на сессии ближайшей принять решение обратиться к Путину. Чего мы боимся? По Карымскому районе приведу пример - в связи с повышением тарифов с бюджета района дополнительно надо 6 миллионов, и кредиторки - 13 миллионов - с прошлого года. Район должен найти дополнительно 20 миллионов. Давайте обращаться во все инстанции, у нас жизнь с вами такая, мы для этого избирались. Будем смотреть бюджет - и там опять суды по межтарифной разнице - 400-500 миллионов рублей. Сколько можно терпеть?

Сергей Белоногов

Мы боимся нагрузить население. Если вы цифры посмотрели и верили энергетикам, ну давайте скажем - 10 рублей киловатт в час для населения. Вы, - сказал он на Батуевой, - боитесь волнения населения, в производство нагружаете до такой степени, чтобы оно сдохло окончательно. Что вы нам сказки рассказываете про вынужденный генератор (глава РСТ говорила о том, что правительство принимает меры регулированию тарифов для вынужденного генератора - Харанорской ГРЭС; такие генераторы работают по тарифам, которые могут устанавливаться выше цены конкурентного отбора)? Вы говорили - первый, второй, третий блок, и будет дешевле. Инвестиционная программа, которую вы вспоминали, 70% - это сети, это передача. Там надо смотреть в первую очередь - вы же регулируете передачу. Давайте пригласим за деньги бюджета федеральных специалистов, которые нам всё распишут. Пора признаться, что у нас никто не может - с кем не разговаривал, стена и всё. Я понимаю, что кто-то лоббирует, что кому-то надо...

Евгения Батуева на это предложила рассмотреть отдельно предприятие «со всеми составляющими», но Белоногов одёрнул ей - «тарифы индивидуально не устанавливаются, разберитесь с сетевиками».

- Я предлагаю обратиться к Путину - пусть он комиссию сюда направит, в какие-то зоны включает. Но выслушать вас и сказать, что мы приняли к сведению, мы не можем.

Начальник РСТ на это зачем-то вспомнила о 31-м месте среди регионов России по росту стоимости покупки электроэнергии и подчеркнула, что по передаче электроэнергии всё определяется по закону - «никаких премий, квартир, «лексусов» и «хамеров» у нас в тарифе не было и не будет».

С речью выступил и строитель, справедливоросс Виктор Лопатин, сделав отсылку к началу реформы энергетики.

- В конце 90-х годов все говорили, что тарифы станут прозрачными, всё будет видно, просто станет считать. Прошло практически 20 лет - всё стало только мутнее. Никакой прозрачности нет, и то, что мы находимся на 31-м месте - это не заслуга края, это пережитки бардака российской энергетики. Надо ставить вопрос ценообразования перед президентом, слишком много собственники лоббировали - краёв не видно. И всё это на себе несёт народ - тот, который что-то пытается произвести. Вопрос перекрёстного субсидирования, с одной стороны, мне как представителю бизнеса очевиден - почему я должен за кого-то платить? А с другой стороны я понимаю, что если сегодня тариф будет 10 рублей, тогда забайкальцы должны собрать котомки и выехать в соседнюю Иркутскую область. Через 1 тысячу километров от нас другой тариф, а мы здесь ничего не можем сделать.

Андрей Мартынов

Он поддержал обращение к президенту - когда-то надо навести порядок. Его коллега и член фракции «Единая Россия» Андрей Мартынов неожиданно спросил про понижающий коэффициент, который установлен для религиозных организаций и садоводческих объединений. Он интересовался, нельзя ли применить его для организаций инвалидов.

- Тариф должен быть одинаковым для всех, - возмутился с заднего ряда Филонич.

- Нормы нет, но дифференцировать возможно. Для этого нужны источники для возмещения межтарифной разницы, - продолжила Батуева, добавив, что когда принимался коэффициент для религиозных организаций и садоводческих объединений, источники для возмещения были.

Теперь их нет.

Александр Филонич

Спикера заксобрания Игоря Лиханова интересовали ночной и дневной тарифы - ими, со слов главы РСТ, пользуются редко юрлица, но они есть. Депутат попросил службу разобраться, почему никто не пользуется ими. Для этого, кстати, нужны специальные счётчики.

Сутурин напоследок настоял на необходимости разобраться с ростом платежей за потребление, Мерзликин обозначил важность принятия единого тарифа по Сибири.

Батуева рассказала о том, что правительство готовит постановление о едином тарифе на передачу электроэнергии. Для этого нужно волеизъявление двух субъектов - будет такое же перекрёстное субсидирование между двумя регионами. «В принципе, есть такая инициатива, поддержать её можно», - завершила совет Батуева.

Но кто будет строить ЛЭП до региона-донора, а за счёт каких средств будет обеспечено такое взаимодействие, никто не пояснил. Денег в бюджете на такие обязательства нет - это тоже традиция. Депутаты в своём намерении обратиться к главе государства после совета только укрепились.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления