Здоровье Общество Небезопасные школы

Небезопасные школы

Получаем отвергнутого всеми человека, который знает только один способ выражения своей злости – разрушение.

В пятницу девятиклассник школы военного городка Сосновый Бор, входящий в состав Улан-Удэ, напал с топором на учительницу и детей, забросив в класс бутылку с зажигательной смесью. После он попытался покончить собой. Два подобных происшествия несколькими днями ранее случились в Перми и Челябинской области. Один за другим. Реакций на эти инциденты масса. Есть предположения, что подростков где-нибудь в соцсетях нацеливают на такие действия, как было с «синим китом». Другие сетуют на пропаганду криминальных субкультур, которой сейчас подвержены дети.

Против системы

Не специалистам понять истинные причины, побудившие детей калечить детей, наверное, невозможно. Но задуматься о том, как выстраивать свои отношения с подростками необходимо.

«В каждой подобной ситуации есть несколько «провоцирующих» факторов, и они определяют общую закономерность. Это внешние и внутренние факторы. Внутренние – это состояние психики человека, совершающего преступление. В центре внимания – подростки, для которых агрессивное поведение является неотъемлемой частью подросткового кризиса. Но в норме агрессия подростка – это споры со старшими, нецензурная речь, перепады настроения без причинения явного вреда себе и окружающим. Другое дело, когда подростковые проблемы совпадают с психическими нарушениями, либо попадают под влияние внешних факторов», - рассказывает врач-психотерапевт Марина Пасечко.

По её словам, если у подростка есть психические отклонения, то они крайне редко проявляются внезапно. И здесь ответственность лежит, в первую очередь, на родителях, которые могут помочь своему ребёнку, обратившись к специалистам.

«Внешние факторы – это и школа, и окружение подростка, и информационная нагрузка, и отношение общественности и государства к подросткам в целом. Если ребёнок из неблагополучной семьи (а это не всегда семья низкого достатка, алкоголиков или наркоманов), где нет традиции добрых, уважительных, поддерживающих отношений друг к другу, то такой подросток становится максимально уязвим для влияния остальных факторов. В школе к нему прилепят клеймо хулигана, двоечника и неудачника. Такой подросток за поддержкой и пониманием обратится к группе таких же обиженных, где будет только подкреплять свой протест «против системы», - говорит Марина Пасечко.

По мнению врача-психотерапевта, не имея других примеров для подражания, ребёнок будет учиться разрушать себя и окружение, ведь агрессивное поведение – самый лёгкий и доступный способ решения проблем. Чтобы научится их решать мирно, нужно приложить гораздо больше усилий, плюс необходимы пример и поддержка со стороны взрослых.

«Добавим к этому обилие агрессии в информационном мире – компьютерные игры, фильмы, сайты и группы. Даже в СМИ акцент смещён на негативные события. Плюс предвзятое отношение большинства людей к подросткам, как к проблемным. И отсутствие интереса государства к актуальным потребностям подростков», - говорит Марина Пасечко.

В итоге, по её мнению, мы получаем отвергнутого всеми человека, который знает только один способ выражения своей злости – разрушение.

Она считает, что историю американцев (где и начались подобные проявления агрессии у школьников) мы не повторим: «У нас другая, своя история. В США идёт акцент на индивидуализм, причём в крайнем его проявлении – «каждый сам за себя». В России исторически развился более жизнеспособный вариант – единство и общность, где главный принцип: «мы едины – мы непобедимы». Но существует печальная тенденция прививания американского подхода и в образовании, и во многих сферах жизни».

По мнению Пасечко, ответственность за подобные ситуации лежит на всех нас, взрослых. Начиная от родителей и близких, и заканчивая государственным аппаратом. Есть путь предотвращение подобных трагедий.

«Так же, как и любую болезнь, это надо предотвращать профилактикой. Избежать, как и болезнь, сложно, но максимально предотвратить мы можем. Мы можем выстраивать доверительные, тёплые отношения в своей семье, ценить и уважать людей, а не материальные достижения, учить своих детей справляться с трудностями, разными, конструктивными способами, поддерживать их в трудные периоды жизни, не принижать их проблемы как что-то незначительное», - говорит Пасечко.

По её мнению, мы должны слышать своих детей: «Мы можем притормозить в лихорадочной гонке по зарабатыванию денег и проводить хоть немного времени со своими детьми, искренне интересуясь тем, что их волнует. Мы можем восстановить добрую традицию школьных кружков и секций, где дети смогут найти то самое дело, которое увлечёт их с головой и даст возможность развиваться, а не устраивать разборки, понтоваться, зависать в виртуальном пространстве и искать разрушительных развлечений».

Марина Пасечко считает, что у всех взрослых должна быть одна цель – вырастить счастливого, здорового и успешного человека.

«Мы можем создать что-то вроде школ для родителей, где они могли бы учиться общаться со своими детьми, ведь родители часто даже не знают, как подступиться к ребёнку. Если родителям тяжело справиться, то есть специалисты, которые всегда помогут, и не стоит стесняться просить у них о помощи. На государственном и информационном уровне – это другие, более масштабные задачи», - говорит врач.

Действовать надо уже сейчас: «Мы можем ужасаться и предавать огласке случившиеся трагедии, ругать систему образования и государство, и остаться сидеть на своём месте, а можем предложить свои конструктивные пути решения проблем. Единомышленники всегда найдутся. А большая группа людей, объединённая одной целью, в состоянии повлиять и на систему образования, и на общественность, и на развитие государства».

Закрыть школу на засов

Пока же государство готово решать не причины произошедшего, а следствия. И это тоже, неплохо. Правда, насколько продуктивно?

19 января губернатор Наталья Жданова провела экстренное заседание КЧС по вопросу безопасности в школах.

«Прошу организовать работу и усилить контроль доступа на территорию образовательных учреждений, чтобы избежать проникновения посторонних и проноса запрещённых предметов и веществ», — сказала Жданова.

Губернатор распорядилась отработать в школах действия при возникновении опасных ситуаций, а также провести совещания комиссий по ЧС в Чите и районах края. Она призвала охранников школ, педагогов и родителей учеников быть бдительными.

После этого по школам Забайкалья прокатилась волна экстренных совещаний, на которых обсуждали вопросы безопасности. В городском комитете образования сообщили, что после случая в Улан-Удэ родители и учителя организовали дежурства в школах. В комитете уточнили, что меры безопасности усилены во всех образовательных учреждениях Читы, чтобы исключить доступ посторонних и пронос запрещённых предметов.

В одной из школ в крае, по информации ИА «Чита.Ру», пошли дальше и решили закрывать здание на время уроков. На засов. И нет проблем.

Непонятно насколько эти меры могут обезопасить школы. Ведь во всех трёх происшествиях — и в Перми, и в Челябинской области, и в Бурятии — действовали сами ученики, которым доступ в школу не перекроешь.

Конечно, меры по более тщательной охране школ необходимы: и пропускной контроль, и надёжная охрана, вместо бабушки-вахтёрши. Но только одно это, к сожалению, не спасёт. Решение должно быть комплексным. Та самая профилактика, о которой и говорит врач-психотерапевт. Невозможно на сто процентов обезопасить себя от подобного зверства. Но нужно пытаться это предотвращать. С маленьких шажков, от чуткого внимания к своим детям. До усиленной работы правоохранительных органов, если всё же это идёт из социальных сетей. Одним закрытием двери на ключ не обойтись.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления